Однажды к великому духовному Учителю пришел его близкий ученик и сказал: «Учитель, ты говорил мне, чтобы я ничего не ожидал от своей жизни, а ожидал всего от Бога. Я действительно верю в Бога, но как мне ожидать от Него, если я не видел Его воочию? Если я вижу человека, я могу от него чего-то ожидать, но если я не вижу его, чего же мне от него ожидать? Я вижу свои руки и знаю, что они умеют. Я вижу ноги, и, поскольку я их вижу, я чувствую, что могу попросить их о чем-то. Но, что касается Бога, как я могу от Него чего-то ожидать, ведь я Его не вижу?»
— Дитя мое, — сказал Учитель, — ты не видел Бога, это правда, но хочу сказать тебе, что есть много такого, что получаешь вовсе не благодаря действиям своих рук, глаз или другой части тела. Есть много такого, чего не ожидаешь ни от себя, ни от кого-то другого, но все-таки это происходит, хотя ты и не видишь никаких внешних причин, да и никакой знакомый тебе человек не предпринимал для этого внешних усилий. Это происходит божественным Образом, который выходит далеко за рамки твоего воображения.
— Это правда, Учитель. Но я должен сказать, что, когда я жду чего-то от Бога, мои ожидания очень часто не оправдываются.
— А разве, когда ты ждешь чего-то от себя, — спросил Учитель, — твои ожидания всегда оправдываются?
— Нет, Учитель.
— Ну, если ты не можешь исполнить всего, чего ожидаешь от себя, почему же ты ждешь, что Бог исполнит все, что ты ожидаешь от Него? Человек ожидает, потому что поставил себе цель и надеется, что цель придет и найдет его, или он сам хочет пойти и достичь цели. Если у человека есть цель, он будет или притягивать цель к себе, или идти к цели сам. Но, чтобы достичь успеха, иногда личных усилий недостаточно. Нет! Существует высшая сила, которая называется Милостью, Состраданием Бога. Когда это Сострадание нисходит Свыше, от своей жизни можно ожидать всего, что угодно. Если в то время, когда нисходит божественное Сострадание, у тебя есть божественное ожидание, оно, несомненно, осуществится.
С другой стороны, в начале путешествия искатель может ставить себе более низкую цель, потому что еще не осознает своих высших возможностей или не освободился от желаний. Если у человека нет настоящего, искреннего устремления, если он не является настоящим искателем, Бог будет просто давать ему то, чего этот человек сознательно хочет и ожидает. Но если он одухотворенно молится и медитирует, Бог, видя его искренность и потенциал, не захочет, чтобы он шел к более низкой цели. Бог готовит ему бесконечно более высокую цель.
Поначалу вы, возможно, будете ожидать лишь каплю Света, но Бог готовит вас, чтобы вы смогли принять от Него бесконечный океан Света. Поначалу вы будете стараться обрести лишь каплю Нектара, вам может показаться, что достаточно и этого. Но Бог хочет дать вам огромное море Нектара. Так что, если вы совершенно искренни в духовной жизни и ставите себе незначительную цель, Бог может отказать вам в достижении этой незначительной цели, потому что приберег для вас высшую Цель. Но вы не видите высшей Цели, и поэтому вам кажется, что Бог к вам немилостив и не заботится о вас.
— А что такое незначительная или небольшая цель? — спросил ученик.
— Давай я приведу тебе пример, — ответил Учитель. — Раньше я хотел стать билетным контролером на железной дороге. Когда я был ребенком и в поезд заходил билетный контролер и просил предъявить билеты, я был зачарован тем, как он себя держит, как он двигается, мне хотелось стать таким же, как он. И только посмотри! Я стал духовным Учителем. Быть духовным Учителем бесконечно важнее, чем быть билетным контролером на железной дороге. Так что Бог не позволил мне достичь этой маленькой цели.
А еще я когда-то хотел стать великим спортсменом, очень быстрым бегуном, но Бог захотел нечто иное. Он захотел, чтобы я стал очень быстрым бегуном не во внешней, а во внутренней жизни. Известность, слава и достижения спортсмена — бегуна-чемпиона во внешней жизни — длятся всего несколько лет. Он вдохновляет молодых спортсменов, это так. Но вдохновение, которое он доставляет, — ничто по сравнению с вдохновением, которое дает внутренний чемпион — духовный Учитель. Когда Учитель вдохновляет кого-то, сознание этого человека поднимается, и он на шаг приближается к высшей Цели. Высшая Цель может быть в конце концов достигнута благодаря вдохновению и устремлению, приходящих от Учителя.
— Но, Учитель, — сказал ученик, — мои ожидания не оправдываются даже тогда, когда я ожидаю от Бога высшей Цели — Покоя, Света и Блаженства в бесконечной мере.
— Сын мой, когда ты ожидаешь от Бога Покоя, Света и Блаженства, это значит, что ты поставил себе очень высокую цель. Если ты чего-то ожидаешь от своих друзей или родственников, или соседей, или знакомых, они просто этого не дадут, если не захотят. А ты, не получив того, что хотел, огорчаешься, тебе кажется, что тебе не дали заслуженного, или люди не захотели дать тебе этого из зависти и опасения, что не смогут удержать превосходства, когда ты это получишь.
Но, если говорить о Боге, то Он не дает тебе желаемого не потому, что завидует или думает, что, даровав тебе Свою Бесконечность, Он не сможет сохранить Свое Превосходство. Нет! Возможно, тебе покажется, что ты получил лишь крошечную каплю, а то, чего ты все еще ждешь, — бесконечный океан. Но Бог дает только каплю, потому что чувствует, что и этой крошечной капли может оказаться для тебя слишком много. Но постепенно Бог увеличивает твои возможности, и придет время, когда ты сможешь усвоить большую каплю. И, наконец, ты сможешь воспринять весь океан.
Если ты чего-то ждешь от Бога, но не получаешь этого, будь уверен, что у Бога есть веская и обоснованная причина не давать тебе этого. Потому что в будущем Он даст тебе нечто намного лучшее. А еще Он откроет причину, по которой сейчас Он отказывает тебе. Если Он не оправдывает твоих ожиданий, Он предложит тебе Свет. С помощью этого Света Он разъяснит тебе, почему не дает того, что ты ожидаешь. С другой стороны, если Он сразу же даст тебе то, что ты хочешь, то Он также откроет причину, по которой ты получаешь это сейчас. Поэтому, дитя мое, если ты действительно хочешь чего-то ожидать, ожидай не от себя, не от других, а только от Бога.
Исполнение ожидаемого — это человеческая потребность и одновременно божественное удовлетворение. Когда мы говорим, что удовлетворены, это и есть исполнение того, что ожидаем. Но это исполнение происходит божественным образом, только когда мы вверяем свою волю Воле Бога.
Иначе мы будем молиться Богу, медитировать о Боге, поклоняться Богу и стараться радовать Бога, сохраняя ошибочное ожидание. Мы станем ожидать, что Бог подарит нам улыбку, потому что мы молились восемь часов. Но откуда нам знать, что наша жизнь станет бессмертной, получив улыбку от Бога или добившись исполненности своей жизни с получением чего-то еще?
Если мы будем ожидать чего-то от Бога божественным образом, то в нас забрезжит Реальность, и с этой Реальностью мы сможем двигаться к Бессмертию — высшей трансцендентальной Цели.