У одного духовного Учителя были сотни последователей и учеников. Он часто выступал с лекциями в разных местах — в церквях, храмах, синагогах, школах и университетах. Он давал лекции повсюду, куда его приглашали и где об этом договаривались его ученики. Он читал лекции детям и взрослым. Он читал лекции студентам и домохозяйкам. Иногда он выступал перед учеными и очень развитыми искателями. И так продолжалось почти двадцать лет.
Наконец настало время, когда Учитель решил больше не читать лекций.
— Довольно! — сказал он ученикам. — Я достаточно долго занимался этим. Больше я не буду читать лекции. Только безмолвие. Я буду находиться в безмолвии.
И Учитель десять лет не читал лекций. Он хранил молчание в своем ашраме. Он хранил молчание везде. Раньше он отвечал на тысячи вопросов, но теперь отказался даже от открытых медитаций.
Через десять лет ученики стали просить его возобновить лекции, отвечать на вопросы и проводить открытые медитации. Все они умоляли его, и он наконец согласился.
Ученики тут же стали проводить подготовку во многих местах. Они давали объявления в газеты и повсюду расклеивали афиши, извещая о том, что их Учитель снова будет читать лекции и проводить для публики высокие медитации. Учитель поехал со своими близкими учениками, очень преданными и посвященными, туда, где сотни людей собрались послушать его и получить ответы на свои вопросы. Но, ко всеобщему удивлению, Учитель не проронил ни слова. С начала и до конца встречи — все два часа — он хранил безмолвие.
Кое-кто из публики был раздосадован. Пошли разговоры: в газетах и афишах было написано, что Учитель прочтет небольшую лекцию и ответит на вопросы, а также проведет медитацию. «Как же так, почему он вообще не выступал?» — спрашивали люди. «Да он обманщик!» — говорили многие и в раздражении покидали место встречи. Другие просидели все два часа в надежде, что Учитель заговорит в конце, но он завершил медитацию, так ничего и не сказав. Некоторые из пришедших чувствовали внутреннюю радость. А другие остались только из опасения, что, если они рано уйдут, люди подумают, что они недуховные и совсем не умеют медитировать. Так что, кто-то ушел, кто-то с большой неохотой остался, кто-то остался, чтобы не уронить себя в глазах других, и совсем немногие остались с полной искренностью, преданностью и внутренним зовом.
И так продолжалось три-четыре года. Находилось много людей, безжалостно критиковавших Учителя и ставивших учеников в неловкое положение.
— Ваш Учитель — обманщик, — заявляли они. — Как вы все это объясните? Вы помещаете в газете объявления, что ваш Учитель будет читать лекцию, отвечать на вопросы и проводить медитацию. А он только медитирует, и мы ничего из его медитации не узнаем. Да и кто способен медитировать два-три часа? Он вводит в заблуждение и нас, и самого себя.
Некоторые из близких учеников сильно расстраивались. Они страдали, оттого что Учителя оскорбляли и критиковали. Они снова и снова умоляли Учителя дать хотя бы коротенькую лекцию и ответить на несколько вопросов в конце медитации. Наконец Учитель согласился.
На следующей встрече Учитель на самом деле не забыл об этом, но передумал. Он продолжал медитировать, и на этот раз медитация длилась не два, а четыре часа. Расстроились даже самые близкие ученики. Они не могли сердиться на Учителя, ибо сердиться на Учителя — серьезная кармическая ошибка. Но они опасались, что кто-то из публики может встать и оскорбить Учителя. Внутренне они приготовились защищать его, если что-то случится.
И вот, когда прошло четыре часа, и не было никаких признаков того, что Учитель заговорит или завершит встречу, один из очень близких учеников встал и сказал:
— Учитель, пожалуйста, не забудь о своем обещании.
— Мое обещание, — тотчас ответил Учитель. — Да, я дал вам обещание, и поэтому я должен прочитать лекцию. Сегодня моя лекция будет очень краткой. Я хочу сказать, что прочитал сотни, тысячи лекций. Но кто слушал мои лекции? Тысячи ушей и тысячи глаз. Моими учениками были уши и глаза публики — тысячи ушей и тысячи глаз. Но мне не удалось ничему их научить. И теперь я хочу, чтобы у меня были другие ученики. Моими новыми учениками будут сердца.
Я обращался с посланиями к людям в тысячах мест. Эти послания влетали в одно ухо и тут же вылетали через другое. Люди смотрели, как я читаю лекции и отвечаю на вопросы. На короткое мгновение их глаза улавливали во мне что-то, а потом это безвозвратно исчезало. Когда я говорил о возвышенной Истине, о Покое, Свете и Блаженстве, уши не могли этого слышать, потому что были наполнены слухами, сомнением, завистью, неуверенностью и нечистотой, которые скопились за многие годы.
Уши были забиты грязью, и они не воспринимали моего послания. А глаза не видели моей Истины, Покоя, Света и Блаженства, потому что смотрели на все по-своему. Когда человеческие глаза видят что-то прекрасное, они тут же начинают сравнивать. «Как же так? Он прекрасен, его речь прекрасна, его вопросы и ответы прекрасны, — говорят они. — Почему мы не можем быть такими же?» И немедленно рождается зависть. Человеческие уши и глаза откликаются завистью. Если уши слышат что-то хорошее о другом человеке, тут же рождается зависть. Если глаза видят, что кто-то красив, человек сразу начинает завидовать. Уши и глаза сыграли свою роль. Они оказались небожественными учениками, и я не смог их научить. Их прогресс был неудовлетворительным. Теперь я хочу найти новых учеников, и они у меня появились. Эти ученики — сердца, где будет расти единство, единство с Истиной, единство со Светом, единство с внутренней красотой, единство с тем, чем обладает и чем является Бог. Именно ученик-сердце может отождествляться с Мудростью, Светом и Блаженством Учителя. А когда сердце отождествляется с Учителем, оно открывает собственную реальность — бесконечную Истину, Покой, Свет и Блаженство. Сердце — вот настоящий слушатель, сердце — настоящий наблюдатель, сердце — настоящий ученик, который становится единым с Учителем, с осознанием Учителя, с видением Учителя и с вечным Светом Учителя. Отныне моим единственным учеником будет сердце.