Жил однажды духовный Учитель. Он уделял особое внимание, проявлял заботу, давал благословения и руководство каждому своему духовному ребенку, несмотря на то, что у него были сотни учеников. Сколько бы новых искателей он ни принял в свою духовную семью, он проводил в неделю множество встреч, иногда дважды в день, чтобы каждая встреча проходила в небольшом кругу и сокровенной обстановке.
Один-два раза в неделю Учитель приглашал гостей, и некоторые из них впоследствии принимали решение следовать его пути. Однажды после такой встречи к Учителю подошли четыре гостя — три парня и девушка. Один из молодых людей поклонился Учителю и сказал:
— Учитель, примешь ли ты меня в ученики? В последний месяц я прихожу сюда каждую неделю, и окончательно решил, что это мой путь.
Учитель расспросил искателя о том, как его зовут, о его внешней жизни, а затем в безмолвии сконцентрировался на его душе.
— Конечно, я приму тебя в ученики, — наконец сказал он. — Я принимаю тебя от всего сердца. Приходи на наши встречи регулярно и преданно. Я ясно вижу, что это твой путь.
Новый ученик был очень счастлив и благодарен Учителю за то, что он принял его.
Затем один из оставшихся юношей сказал:
— Учитель, я тоже прихожу сюда в последний месяц, но недавно узнал, что мы можем приходить сюда только четыре-пять раз, а потом нужно решить, хотим ли мы стать учениками. Возможно, это мой путь, но я не склонен становиться учеником сейчас, поскольку не хочу внутренних конфликтов и не хочу принимать обязательства наполовину. Я хочу быть абсолютно уверен.
— Я глубоко восхищен твоей искренностью, — ответил Учитель. К сожалению, у нас здесь, в ашраме, действительно есть такое правило, но ты можешь приходить на встречи по средам, которые проводятся не в ашраме. Многие ходят на эти встречи по восемь-девять месяцев, а иногда и год, и все еще не приняли решения, да и мы, со своей стороны, не просим их брать на себя никаких обязательств.
Разумеется, я все тот же человек, тот же духовный Учитель, нахожусь ли я в ашраме или вне его, так что у тебя будет такая же возможность решать, твой ли я Учитель.
— Учитель, я рад слышать, что смогу приходить на ваши встречи по средам, и, конечно же, буду продолжать медитировать с тобой. Но зачем нужно начинать с этих строгих правил? Прости за вопрос, но зачем внутренней жизни человека нужны такие внешние ограничения?
— Сын мой, — объяснил Учитель, — если мы будем придерживаться определенных правил и требований, подобных этим, мы сможем гармонично жить единой группой. Каждой организации для нормальной работы нужны правила и порядок. К тому же, когда есть определенные правила, намного легче дисциплинировать жизнь учеников в духовной общине.
Но есть и духовная причина, сын мой. Я ясно вижу, что если ты хочешь избрать путь, то четырех посещений одного Учителя более чем достаточно, чтобы решить, подходит тебе этот путь или нет. Если мне суждено быть твоим Учителем, то, встретившись со мной несколько раз, ты обязательно почувствуешь что-то во мне. Я говорю это не потому, что я духовный Учитель, и значит, ты должен почувствовать что-то во мне. Но если мне суждено стать твоим Учителем, ты непременно почувствуешь во мне то, что вдохновит тебя стать моим учеником. Однако, если ты скажешь, что тебе нужно больше времени, чтобы быть очень осторожным и осмотрительным и избежать ошибки, то я приглашаю тебя ходить на те другие встречи сколько пожелаешь. Не торопись. Если примерно через полгода ты почувствуешь, что это не твой путь, можешь попробовать другие пути.
Допустим, я твой старший духовный брат. Поскольку я немного более развит в духовной жизни, чем ты, моя роль в том, чтобы привести тебя к нашему общему Отцу, но сам я не являюсь Целью. Если найдется кто-то другой, кто также развит духовно немного больше тебя, он, конечно, тоже сможет привести тебя к Отцу. Мы, духовные Учители как поводыри — мы просто отводим искателей к Отцу. Принимаешь ты этот путь или другой путь — ты получаешь одинаковую возможность осознать Бога. Если тебе нужно время, — не спеши, но и не огорчайся и не расстраивайся. На этой встрече и на других моих встречах — поистине, повсюду — дверь моего сердца широко открыта.
Второй искатель поклонился Учителю: «Учитель, я глубоко тронут великодушием твоего сердца и твоей глубокой мудростью. Конечно, я буду приходить на твои встречи. Спасибо».
Затем к Учителю подошел третий юноша и сказал: «Учитель, мне кажется, что я совершенно запутался в жизни. Как мне оценить собственную искренность? Учитель, пожалуйста, посоветуй мне что-нибудь».
— Мне кажется, у тебя два вопроса, а не один, — сказал Учитель. — Первый вопрос о том, что ты запутался, а второй — о твоей искренности. Почему ты запутался? Что заставляет тебя считать, что ты запутался? Принятие нашего пути — это одно, но путаница в твоей собственной жизни, в уме — совсем другое. Спроси себя, будешь ли ты счастлив, если не примешь наш путь. Если ты почувствуешь, что будешь счастлив, и если скажешь, что в твоей голове никакой путаницы насчет того, принять наш путь или не принимать его, значит, твое замешательство и вопрос о том, принимать тебе духовную жизнь или нет, никак не связаны друг с другом. Принять нас или не принимать — это зависит от тебя. Наш путь — это один из способов видеть истину. Твоя искренность скажет тебе, подходит ли он тебе.
— Но Учитель, — перебил искатель, — как же мне судить о собственной искренности?
— Ты можешь очень легко судить о своей искренности, — ответил Учитель. — Твоя искренность полностью зависит от широты и величия твоего сердца. Чтобы быть искренним, не обязательно становиться духовным человеком. Представь себе, что в тебе два человека. Представь, что твой витал, ум и физическое — это человек, который тонет в море невежества, а твое сердце и душа — другой человек, который переплывает море невежества. Отдели ум, витал и тело от сердца и души. Почувствуй, что твой ум, витал и тело тонут, зато твое сердце и душа могут спасти их. Так что же тебе сейчас делать? Если ты отделяешь себя от тонущего, но остаешься со своим сердцем и душой, широта сердца и видение будущего, которым обладает душа, придут на помощь тонущему человеку внутри тебя. Но ты должен решить, хочешь ли ты следовать путем сердца и души, чтобы спасти физическое, витал и ум. Если тебе кажется, что подлинное послание приходит от физического, от витала, от ума, тогда ты не чувствуешь реальной необходимости в духовной жизни. Но если ты действительно чувствуешь, что тонет, например, твой ум, тогда тебе нужно обратиться к сердцу, потому что сердце способно дать уму просветление. Когда ты начинаешь духовную жизнь, твой интеллект, к сожалению, лишь препятствие. Ум сам по себе не является плохим, но его нужно просветлить светом сердца. А свет сердца приходит от самой души.
— Учитель, я последую твоему совету, — сказал третий искатель, — и я уверен, что в моей жизни проблемы с путаницей и искренностью скоро разрешатся. Я постараюсь отождествиться с сердцем и душой.
Наконец последней подошла девушка и сказала Учителю:
— Хотя я медитирую и веду внутреннюю жизнь много лет, это моя первая попытка найти Учителя. Я чувствую, что ты мне очень близок, но не слишком ли быстро я принимаю решение?
— Дочь моя, — ответил Учитель, — погрузись в свое сердце и душу, и, если ты почувствуешь, что этот путь — твой, то ты, конечно же, должна приходить сюда. Если тебе покажется, что это не твой путь, тогда ищи другого Учителя. Но единственное, о чем я попрошу тебя и всех, кто пока не принял духовного Учителя, — как можно быстрее найти своего Учителя. Именно потому, что ты искренна, я и прошу тебя не откладывать. Ты, возможно, скажешь, что нужно ожидать Часа Бога, но я скажу тебе, что твой час уже пробил. Поэтому ты и пришла сюда, и думаешь также о том, чтобы посетить и другие места. Некоторые люди так суетятся. И хотя то, что им нравится, они видят в первом же магазине, они думают, что возможно в другом магазине найдется что-то получше. Они обходят двадцать других магазинов в надежде найти такую же вещь, и после долгих поисков дело зачастую кончается тем, что они возвращаются в первый магазин.
Но мудрые люди, если они по-настоящему голодны и сразу в первом магазине видят плод, который может утолить их голод, просто едят его и не бегают напрасно из магазина в магазин. Конечно, если им не нравится пища, которую там продают, у них есть полное право пойти в другое место. Но некоторые люди проявляют так называемую человеческую мудрость, которая, на самом деле, с духовной точки зрения ничего не стоит. Их природе свойственно говорить: «Надо бы сходить и посмотреть на другие вещи». Но беда в том, что время очень дорого. Если я хочу обойти непременно все магазины и осмотреть в них все, то, пока я трачу время впустую, кто-то может купить тот самый плод, который я хотел купить с самого начала. Да и хозяин магазина тоже не держит свои двери открытыми двадцать четыре часа в сутки. Если я буду долго ходить по его магазину, не купив того, что мне нужно, он может решить, что ему пора закрываться, и попросит меня купить товар в другом месте. И тогда именно я не получу удовлетворения и исполненности.
Так что, если после того, как ты погрузишься глубоко внутрь, сердце и душа скажут тебе, что это не твой путь, собери свое мужество и иди искать другого Учителя. Но если ты почувствуешь, что это твой путь, тогда не позволяй уму вмешиваться и вносить сомнения.
Ты возможно считаешь, что ум искренне проявляет осторожность, подвергая сердце сомнению, но ум просто проявляет свою неуверенность. Ум неуверен до беспомощности, и именно поэтому он всегда все запутывает. Верь только в свое сердце и душу. Если душа через сердце приносит тебе известие, что это твой путь, тогда прими этот путь и твердо иди по нему.
Я хочу сказать, что лучше всего быть бдительным и не тратить времени понапрасну. Нам нужно изучить три предмета. Первый предмет — осознание Бога, второй — раскрытие Бога, а третий — проявление Бога. Мы едва начали изучать первый предмет, а должны завершить все три курса. На освоение каждого курса необходимо так много времени. Бог знает сколько столетий, сколько инкарнаций уйдет на каждый курс. Поэтому чем скорее мы начнем, тем лучше для нас.
Четвертая искательница поклонилась и сказала: «Учитель, я не буду тратить зря ни секунды. Я погружусь глубоко внутрь и найду свой путь. Учитель, ты наш настоящий духовный брат, который заботится только о нашем прогрессе. Мы глубоко тронуты твоим бескорыстным руководством. Мы сделаем то, что ты сказал».
Четверо искателей с благодарностью поклонились Учителю и отправились домой.