Однажды духовному Учителю довелось стать свидетелем прискорбной ссоры, спора между двумя учениками. Дело чуть не дошло до драки. Учитель подошел к ним и сказал:
«Ну, что случилось? Что за шум? Почему вы ссоритесь?»
— Учитель, Учитель, помоги нам! — закричали оба. — Нам нужен твой совет. Просвети нас.
— Если вы будете кричать одновременно, я не смогу вам ничем помочь, — сказал Учитель. — Так расскажите мне — кто-то один, — что у вас все-таки стряслось.
— Учитель, яблоко раздора — ты и никто другой, — сказал один из них.
— Вот как? — воскликнул Учитель.
— Он говорит, что Учитель, Гуру — важнее Бога, — продолжал ученик. — А я говорю, что это невозможно, что Бог важнее. Он говорит, что Гуру важнее, потому что Гуру показывает путь, прокладывает путь и ведет учеников к Богу. Еще он говорит, что, хотя Бог и заботится обо всех, даже о тех, кто спит и не устремляется, но тот, кто хочет прямой заботы и благословений от Бога, может получить их только через Гуру. Вот почему Гуру важнее.
А я говорю — нет, это Бог даровал Гуру такую любовь и сострадание, это Бог сделал Гуру инструментом, чтобы помогать человечеству. Так что, я считаю — Бог важнее.
Он говорит, что существует Цель, но если кто-нибудь (то есть его Гуру) не отведет его к этой Цели, тогда о Боге можно будет только мечтать. Он говорит: «Цель существует, но кто же поведет меня к Цели? Я не могу идти сам — я не знаю дороги. Поэтому мой Гуру важнее, ведь Цель сама не придет ко мне».
А я говорю — нет, Цель, возможно, и не придет ко мне, но Цель — это Бог. Так вот, если твой Гуру поведет тебя к Цели, Богу, а Богу нет до тебя никакого дела, то чего же стоит проводник? Гуру может привести человека к Цели, но если Цель не интересует этот человек, путешествие, естественно, окажется бесполезным. Человека можно привести к Учителю, но если Учитель недоволен пришедшим, все окажется бесполезным. Самое важное — это не то, кто привел ученика, а то, кто доволен учеником. Если Бог доволен человеком, этого более чем достаточно.
Он говорит, что если Гуру принимает человека как очень близкого ученика, он взваливает себе на плечи закон кармы. Когда отец знает, что сын что-то натворил, и хочет спасти сына, он принимает наказание на себя. Это Гуру. Но Бог — Вселенский Отец. Он имеет дело с собственным Космическим Законом. Если мы поступаем плохо, Бог предоставляет нам отвечать за последствия, и мы наказаны. Он считает, что Гуру важнее, потому что Гуру взваливает на свои плечи наказание, которого заслуживает ученик, а Бог всегда следует Своему Космическому Закону.
А я говорю — нет, Бог не наказывает нас, Бог только дает нам опыт. Кто кого наказывает? Бог получает Свой собственный опыт в нас и через нас. Так что, мы не получаем никакого наказания, просто Бог наслаждается или страдает в нас, через нас.
Больше того — Бог существовал еще прежде, чем на поле проявления пришел Гуру, и Бог будет все тем же Богом после того, как Гуру оставит поле проявления. Гуру пришел от Бога и вернется к Богу, своему Источнику. Но Бог бесконечен и вечен. Он никогда не перестанет существовать. Бог — это Все, а Гуру — преходящее воплощение.
Гуру, я всей душой предан тебе. Хотя он и говорит, что ты важнее Бога, а я говорю, что Бог важнее, я все равно испытываю величайшую веру в тебя. Пожалуйста, просвети нас!
— Послушайте, — сказал Гуру, — если вы считаете, что Гуру — это тело, то Гуру совершенно не важен. Если вы думаете, что Гуру — душа, тогда Гуру и Бог одинаково важны — они одно и то же.
Но если вы считаете, что Гуру — это бесконечное «Я», Трансцендентальное «Я», тогда вы должны чувствовать, что Трансцендентальное «Я» — это не тело Гуру и не душа Гуру, а Всевышний в нем. Всевышний — вот Гуру, Гуру каждого из нас. Если вы хотите разделить физическое, душу и Трансцендентальное «Я», если вы хотите разделить их на три самостоятельные части, вы никогда не осознаете Бога, вам никогда не осознать высшей Истины. Чтобы осознать высшую Истину, нужно служить физическому аспекту Учителя, любить душу Учителя и поклоняться Трансцендентальному «Я» Учителя. Самое важное — это видеть в физическом безграничный свет Учителя, видеть в душе сознание неделимого единства, а в Трансцендентальном «Я» — вечное освобождение. Только тогда Учитель и Бог сольются воедино.
Бог и Гуру одинаково важны в вечной Игре, в божественной Драме.