Шри Чинмой

Вивекананда - древнее Сердце-Безмолвие, современная Жизнь-Динамизм. Учитель и ученик

Вивекананда и Англия

То, что Вивекананда мальчиком презирал и упорно отказывался изучать, оказалось в его славной юности мощным инструментом победы в его руках. Помимо высочайших духовных качеств его личности, владение английским языком способствовало его воздействию на умы, сердца и души Востока и Запада. Его упрямству не удалось изменить Волю Бога, которая формировала его судьбу.

«Вивекананда был выкован из него [английского языка] волнующим звуком Веданты, зовущим Восток и Запад», - писал К.Д. Сетна в своей книге «Индийский Дух и будущее мира».

Надеюсь, будет уместным процитировать несколько важных строк из этой книги, просто для того, чтобы напомнить читателю о значении и необходимости английского языка в Индии: «Мы недооцениваем важность английского языка, если думаем, что он - лишь полезное средство достижения наших политических, экономических и технических интересов в демократическом мире. Главным образом, именно английский язык является огромным культурным вкладом. Он столь ценен не просто потому, что открывает нам доступ в изумительные сферы ума, но и потому, что дает возможность наиболее величественного проявления наших душ».

Не будет преувеличением сказать, что благодаря одному только английскому языку Индия находится в авангарде политической истории человечества. Также как у каждого человека в этом мире есть предназначение, точно так и каждый язык играет важную роль. И это установленный факт, что ни у одного европейского языка нет такой способности к ассимилированию элементов иностранных языков, как у английского.

Английский язык был занесен в Британию тевтонскими завоевателями. Завоеватели были трех типов: юты, саксы и англы. Современный английский язык претерпел значительные изменения. Нет больше языка, который принесли в Британию саксы и англы.

Немецкий лингвист Гримм пишет в своей известной книге «О происхождении языков», что «английский язык обладает такой подлинной силой выражения, которой, возможно, никогда не было в распоряжении любого другого человеческого языка. Его в высшей степени духовная одаренность и поразительно благоприятные условия развития явились результатом удивительно тесного союза двух самых благородных языков в современной Европе, тевтонского и романского».

Не только в отрочестве, но также на заре своей юности, до тех пор пока его стопы не коснулись чужих берегов, безжалостное презрение Вивекананды к Англии было невероятным. Что касается жизни англичан, сильное предубеждение жило тогда в его мозгу. Цитируем его: «Ни один, живущий когда-либо на английской земле, не испытывал в своем сердце большей ненависти к какому-либо народу, чем я к англичанам». Но с каким результатом? Он в одно мгновение пересмотрел свое отношение. В следующих строках мы наблюдаем его чрезмерную любовь к Англии, обнаженную им самим перед множеством людей в Калькутте: «Среди присутствующих здесь, мои братья, нет ни одного, кто любит англичан больше, чем люблю их я теперь».

Мы можем также спросить его, как и почему англичане смогли завоевать его сердце? Его немедленный ответ таков: «Чем больше я жил среди них, чем больше видел, как устроен механизм жизни нации англичан, и общался с ними, и понимал, где было биение сердца народа, тем больше я любил его».

«Я не стыжусь признать себя невежественным в том, чего я не знаю».

- Цицерон

Если бы мы были способны разделять эту возвышенную истину Цицерона, не существовало бы гигантской стены непонимания между Англией и Индией. Вектор развития Англии - Материя. Вектор развития Индии - Дух. Победа ни одного из них никогда не будет истинной исполненностью человеческого рода. Оба вектора развития должны быть объединены, чтобы пройти сквозь покров невежества. И вот, победа побед, исполненность исполненности - в нашем распоряжении. Всевышне патетический голос Вивекананды говорит: «Трудности между нами и англичанами возникают, главным образом, из-за невежества; мы не знаем их, а они не знают нас».

Послушание и чувство собственного достоинства - два божественных качества в человеке. Если кто-то обладает способностью объединить эти две уникальные добродетели, то действительно достигает чего-то бесценного. Высокая оценка Вивекананды величайшего достижения англичан такова: «Они знали, как объединить послушание с чувством собственного достоинства».

Я уверен, что многое утрачу в этой своей скромной попытке, если не донесу до вас вечно вдохновляющие воспоминания о Ниведите, эхом отзывающиеся в моем сердце... Отправляя свою духовную дочь Ниведиту, всевышнюю жертву, в мир, Свами Вивекананда заявил: «Ниведита - это прекраснейший цветок моей работы в Англии».

Правящее божество Англии не только хлопает от восторга в ладоши, но и сгорает в пламени экстаза, услышав от духовного гиганта Востока: «Моя работа в Англии была более удовлетворительной, чем где-либо. Я твердо верю, что если умру завтра, работа в Англии не погибнет, но все время будет расширяться».

Ученик Шри Рамакришны был живым родником духовной силы. Без преувеличения, он был тем, кто оживил и обновил погруженную в себя душу Индии. С помощью бессмертного учения своего Учителя он вдохнул новую жизнь в физическое Индии и просветлил ее омраченную душу. Вивекананда был не только великой личностью Индии, но также личностью мирового масштаба. То, чему мы на самом деле учимся у него, - сражаться до тех пор, пока в жилах течет кровь. Сражаться с чем? Сражаться со слабостью, сражаться с невежеством.