Шри Чинмой

Рабиндранат Тагор - Луна Сердца Бенгалии

Рабиндранат - Мириады Умов

Впервые автор опубликовал это эссе в Индии 31 января 1961 года, к приближающейся 100-летней годовщине со дня рождения Рабиндраната Тагора

– A –

ADORER OF NATURE
ПОКЛОНИК ПРИРОДЫ

Жизнь почти каждого великого поэта благословлена особыми дарами. Рабиндранат был поклонником Природы. На Западе, Вордсворт и Шелли также учились в той же школе Природы. Эти три могучих поэта хотели установить связь с природой красиво, искренне и в конечном счете неделимо. Но аспектом, который больше всего любил Тагор, была ее красота.

ART
ИСКУССТВО

Единственное назначение Искусства - раскрыть красоту внутри и вовне. И Искусство само по себе является самовыражением различных уровней Сознания.

Таинственный лозунг «Искусство ради Искусства», изреченный Виктором Кузеном, тем не менее, правдив лишь частично. Вспомним Шри Ауробиндо: «Определенно, Искусство ради Искусства – Искусства, как совершенной формы и раскрытия Красоты, а также Искусство ради души, ради духа и выражения всего, что относится к душе, дух хочет постичь посредством красоты».

По словам Тагора, «Искусство, как сама жизнь, взращено своим собственным побуждением, и человек получает удовольствие от него без конкретного знания, чем оно является.»

Рабиндранат Тагор, Личность

Между Искусством Востока и Искусством Запада существует значительное различие. Тагор ясно определяет объект Восточного Искусства и Западного Искусства:

«Величие и красота Восточного искусства, особенно в Японии и Китае, состоят в том, что там художники чувствуют душу объектов и верят в нее. Запад, возможно, верит в душу Человека, но, на самом деле, там не верят, что душа есть у вселенной. Тем не менее, эта вера Востока и весь ментальный вклад Востока в развитие человечества наполнены этой идеей. Так что нам, на Востоке, нет нужды вдаваться в подробности и придавать им большое значение, ибо самое важное - эта вселенская душа, ради которой святые Востока погружались в медитации, а художники Востока присоединялись к ним в художественном осознании.

Искусство имеет собственный характер, как он есть у общества или духовности. Абсурдно, вопреки этому, думать, что Искусство является и должно всегда оставаться верным слугой морали. Искусство - сама свобода. Искусство - это то, что ищет равный восторг и в сердце красоты, и в сердце уродства. Воистину, природа Искусства - в поиске гармонии.»

– B –

BEAUTY
КРАСОТА

Несмотря на общее мнение, что красота и истина - две разные вещи, Китс говорил, что «Красота есть истина, истина - красота».

Красота и Тагор были неразлучными друзьями - одна душа в двух телах.

Суть мира - не что иное, как Дух, ставший видимым; это, по словам Тагора, главным образом, нечто красивое. Шрамы и пятна, находящиеся на поверхности, должны быть стерты, а человечество должно вновь владеть ею, облачаясь в эту мантию красоты. Мир прекрасен, поскольку является выражением Прекрасного, он дает приют Божественному и выражает, и воплощает Божественное, которое есть высшая Красота.

Нолини Канта Гупта, Поэты и мистики

Красота всегда сладка. Но почему это так? Вот ответ Тагора:

«Красота сладка для нас, потому что она танцует с нашими жизнями под одну и ту же быстротечную мелодию.»

BENGAL AND BENGALI LITERATURE
БЕНГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Литературное богатство Матери Бенгалии в детстве Тагора было представлено очень скудно. Поэт в свои юношеские годы умножил и расширил его в стремительную реку.

Любовь Рабиндраната и жертва ради Бенгалии слились в одно. В 1905 году, во время разделения Бенгалии, патриот в Рабиндранате страдал больше, чем поэт. Его бессмертная молитва звучит так: «О Бог, пусть все братья и сестры Бенгалии будут едины, будут едины, будут едины».

Там, где всеисполняющее литературное сокровище Бенгалии, там же будет и Тагор.

BRAHMAN
БРАХМАН

Ни разума, ни формы, я просто есть;
Остановилось все: и воля, и мышление.
Прощальный взмах Природы танца,
Я – Тот, Кого искал.

Шри Чинмой, Абсолют

Тагор говорит: «Истинно, не мир, а Брахман внутри нас. Следовательно, при всех наших усилиях, мы не можем владеть миром, а Брахман - уже внутри нас».

Рабиндранат Тагор, Шантиникетан

BUDDHA
БУДА

Будда явился на землю, чтобы светом знания рассеять невежество, окутавшее людские массы, высвободить человеческую душу из клетки-тюрьмы в простор безмолвия и покоя Нирваны.

«Будда учил не только оставлять желания, но также развивать любовь, так как душа достигает своей истинной природы через это вечно расширяющееся развитие любви», - так говорил Тагор.

Рабиндранат Тагор, Шантиникетан

– C –

CHILDHOD
ДЕТСТВО

Детство определяет человека,
Как утро определяет день.

Милтон, Утраченный рай

Как каждое правило допускает исключения, точно так и эта истина не всегда подтверждается. Но в жизни Рабиндраната она абсолютно истинна.

Чем больше мы делаем ребенка счастливым, тем больше можем ожидать от него добра. Именно радостное лицо ребенка может спугнуть засилие зла мира.

Чтобы служить этой уникальной цели, Тагор приглашает ребенка выйти на сцену мира:

«Они (мужчины) жестоки в своей скупости и зависти, их слова, как спрятанные ножи, жаждут крови.

Иди и стань среди их хмурых сердец, мое дитя, и пусть твои ласковые глаза натолкнутся на их глаза, как всепрощающий покой вечера побеждает день.

Позволь им увидеть твое лицо, мое дитя, и так познать смысл всего; позволь им любить тебя и, таким образом, любить друг друга.

Приди и займи свое место в недрах ограниченности, мое дитя.»

Рабиндранат Тагор, Полумесяц

CHRIST
ХРИСТОС

Христос видит белизну в сердце Иуды…

Дитя Марии пришло проповедовать Любовь и Отречение перед Богом и установить на земле Царство Небес. Оно вывело нашу душу на передний план и заявило: «Я и Отец мой - одно».

Заповедь Христа - люби ближнего своего как самого себя - была интерперетирована Тагором по-новому. Он полагает, что это не обычная заповедь; здесь акцент не на любви к своему ближнему, а на любви к самому себе.

COSMOPOLITAN
КОСМОПОЛИТ

Я ни афинянин, ни грек, но гражданин мира.

Это возвышенное изречение Сократа в равной степени соответствует жизни Тагора, ибо он ни бенгалец, ни индус, но человек вселенной.

CREATION
ТВОРЕНИЕ

Творение внутри, творение вовне. Взирать на лик творческого гения Тагора, не пытаясь постичь его глубину, - просто оценивать его способности. Неудивительно, что вначале мощное творение Тагора не получило всеобщего признания. Ибо мы знаем, что его глубина взывает к глазам волнующей души.

– D –

DEATH
СМЕРТЬ

Бедный Тагор наслаждался землей всего восемьдесят скоротечных лет. Но благословенная земля признала его навсегда.

«Смерть, - говорит Тагор, - «накладывает свою лапу на эго во всех его формах. Миру не остается ничего. Все потери несет лишь эго».

Рабиндранат Тагор, Шантиникетан

Тагор умер, чтобы всецело и неотъемлемо стать бессмертным в индийском, более того, универсальном сознании.

- E –

EDUCATION
ОБРАЗОВАНИЕ

Образование - это то, что имеет тенденцию формировать характер. Тагор говорит: «Я полагаю, что цель образования - освобождение ума, которое может быть достигнуто только путем свободы - хотя в свободе, как и в самой жизни, есть риск и ответственность».

Он снова проливает свет на образование, замечая: «Высшее образование - то, которое не просто дает нам информацию, но приводит нашу жизнь в гармонию со всем существующим. Школа, какой бы совершенной она ни была, - не более, чем дорога, ведущая к образованию».

Кому не знаком тот факт, что сам Тагор не был «продуктом» школы? И в то же время, знание Рабиндраната было безбрежным как Индийский океан.

EGO
ЭГО

Крошечное эго человека - наихудший из возможных врагов любви. Поэтому поэт в Тагоре в горестном плаче заявляет во всеуслышание: «Я вышел на дорогу к месту встречи один. Но кто же тот, что сопровождает меня в безмолвной темноте?.. Это мое собственное маленькое эго, мой Господь, оно не знает стыда, но я стыжусь идти к Твоим вратам в его компании».

В одном из своих писем он снова говорит: «Эгоизм - цена, заплаченная за сам факт существования.»

– F –

FORTUNE
ФОРТУНА

«К счастью для меня, я вырос в семье, где литература, музыка и искусство стали инстинктивными.»

Рабиндранат Тагор, Личность

Истинно, Тагор был любимым ребенком Фортуны; но то, как чудесно он развил и использовал свои таланты в творении любви и красоты, - в высшей степени важно. Можно сказать, он был золотой возможностью. Но Тагор сотворил себя бесконечно более ценным, чем эта возможность. Благодаря своему уникальному гению он стал излюбленным выбором современного человечества.

FREDOM
СВОБОДА

Никакая политическая свобода не удовлетворит голодные массы.

Ленин, речь 1917 года

Достоинство - смелый сын свободы и истинный отец радости.

Тагор просит женщин не пытаться связать своих мужей, но дать им полную свободу. Наложение уз, определенно, способно отвратить их, и в то же время лишить мужчин мужественности.

В сборнике «Сбор фруктов» он воспевает свою собственную свободу:

«Позволь мне не молить в тревожном страхе о спасении, но терпеливо предвкушать обретение свободы».

– G –

GITANJALI
ГИТАНДЖАЛИ

Хорошо читать Гитанджали.
Лучше изучать ее.
Еще лучше – жить этой истиной.

Прежде чем книга Гитанджали принесла Тагору всемирную известность, он не был поэтом-триумфатором даже в Бенгалии, не говоря уже о том, чтобы быть победителем. Это произошло позже, когда на небосводе Бенгалии сгустились тучи.

Тагор стал победителем,
Мир стал обладателем
В золотое мгновение одного и того же года – 1913.

GOD
БОГ

Что это: является ли человек грубой ошибкой Бога, или Сам Бог - просто грубая ошибка человека?

Ницше

Мы знаем, что ни человек, ни Бог - не виноваты. Вольтер в необычной манере помогает нам защитить существование Бога:

Мир смущает меня,
Я и подумать не могу,
Что эти часы существуют
Без часовщика.

Насколько понятной становится эта истина, когда Тагор говорит:

«Это просто тавтология - говорить, что Бог непознаваем, когда мы совершенно не берем во внимание человека, который может знать и знает Его. Это то же самое, если сказать, что еда несъедобна, когда нет едока. Наши скучные моралисты проделывают то же самое с нами, чтобы отучить наши сердца от объектов желания.»

Рабиндранат Тагор, Личность

GRATITUDE
БЛАГОДАРНОСТЬ

Троекратное «Да здравствует мир!» - выражение благодарности в память о Тагоре, Неповторимом. Это восхваление по случаю приближающегося столетия со дня его рождения своевременно.

GREAT
ВЕЛИКИЙ

Быть великим - значит быть непонятым.

Эмерсон, Уверенность в себе

Поистине, как назло, вся Бенгалия не понимала Рабиндраната до тех пор, пока он в 1913 году не получил Нобелевскую Премию.

- H -

HIMALAYAN BLUNDER
ОШИБКА ВЕЛИЧИНОЙ С ГИМАЛАИ

Как одна звезда совершенно отличается от другой по красоте, так и Тагор отличен от Шекспира, Вергилия, Милтона и Данте. Ожидать из их ментальных садов один и тот же цветок - значит совершать ошибку величиной с Гималаи.

HISTORY AND LITERATURE
ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА

История говорит: «Рабиндранат был». Но современная литература всего человечества говорит: «Рабиндранат жив и будет вечно».

HUMILITY AND INSPIRATION
СМИРЕНИЕ И ВДОХНОВЕНИЕ

Как смирение является несомненным критерием поистине великого человека, так и способность к обретению вдохновения, если не интуиции, - первейшее мерило великого поэта. Но, к счастью, поэт в Рабиндранате имел два эти качества в бесконечной мере.

HUMOUR
ЮМОР

У юмора свободный доступ не только к эмоциям, но и к интеллекту. Создать гениальный юмор - дело не простое. Требуется гений. Из бесчисленных прикосновений Тагора к юмору, позвольте мне процитировать здесь всего три, чтобы показать, что Индия не может отрицать его гений даже в качестве юмориста.

1.

Если я смотрю во все глаза, моя жена подозревает, что я имею виды на ее сестру. Если я сижу с закрытыми глазами, она думает, что мой ум занят ее сестрой. Если я кашляю, она приписывает этому некий мотив. А если я придираюсь к ней с пристрастием, она усматривает в этом нечто более серьезное.

Вайкунтер Ката.

2.

Врачи Аюрведы (Kaviraj) утверждают, что сердечный орган зависит от органа пищеварения, хотя поэты не согласны с тем, что чувство любви основано на силе воздержанности и самоконтроле.

Сеш Ракша

3.

Термометр любви показывает три степени температуры. Когда человек утверждает, что он не влюблен, он показывает температуру ниже 95 градусов. Если человек признается, что любит, температура повышается до 98,4, что, по мнению врачей, совершенно нормально и не представляет никакой опасности. Но когда любовный жар превышает 105 градусов, пациент перестает использовать все внушающие любовь слова и начинает произносить имя своей возлюбленной; если бы он не вел себя так, его сердце сгорело бы под натиском потока любви, и, это, может быть, привело бы к летальному исходу. И только доктор медицинских наук в медицинской науке любви может оценить, насколько бессвязной становится речь пациента, охваченного любовным жаром.

А сейчас предоставим место собственному взгляду Тагора на юмор:

«Юмор - опасная вещь. Хорошо, если он сдается по собственной воле, с улыбающимся лицом, но все может закончиться катастрофой, если вы попытаетесь взять его штурмом.»

(Из писем Тагора)

В очень известной книге Майтрейи Деви Mangpute Rabindranath (Мангпуте Рабиндранат) мы находим прекрасный образчик чувства юмора Тагора:

«Уже доказано, что я не имею права отпускать шутки, разве вы не знаете? Профессор вынес свой вердикт, что лирический поэт не может иметь никакого чувства юмора. Его доводы неопровержимы. Следовательно, нужно признать: либо я не обладаю чувством юмора, либо я вовсе не поэт. Разве не жаль, что я как поэт потеряю свою известность, приобретенную с таким трудом?»

– I –

IDEAL
ИДЕАЛ

Идеал Рабиндраната затронул почти все аспекты человеческой жизни и имел грандиозный успех повсюду.

IMAGINATION
ВООБРАЖЕНИЕ

Поэзия без воображения -
Худшая из возможных глупостей.
Воображение - более важно, чем знание.

Альберт Эйнштейн, О науке

Анатоль Франс идет дальше и смело заявляет: «Знать - ничто, воображать - все.»

Поистине, Тагор - поэт-Учитель современной Индии, был символом всеисполняющего воображения.

IMITATION
ПОДРАЖАНИЕ

Подражание - плачевная глупость. У каждого человека есть свое место в этом мире. В некотором отношении, он абсолютно важен. По словам Фредерика Великого, «Невозможно подражать Вольтеру, не будучи Вольтером».

Так и в случае с Рабиндранатом.

INSTITUTION
ОБЩЕСТВО

По словам Эмерсона, «Общество - вытянутая тень одного человека». Но Шантиникетан - нетленная тень Рабиндраната, неповторимого.

– J –

JAPAN
ЯПОНИЯ

Япония - земля красоты. Безгранична ее жизненная энергия. Удивительна ее вежливость. Непревзойденна ее любовь к простоте и красоте. Тагор пишет:

Сила Японии в том, что она не растрачивала свою энергию в бесплодной суете и взаимном обмене раздраженными словами. Поскольку энергия не растрачивается впустую, японцы не испытывают недостатка в ней в случае необходимости. Ментальное и витальное спокойствие и выносливость - характерные черты их национального характера. Они знают как контролировать себя, когда им противостоят горе, печаль, стресс и поводы для негодования. Вот почему иностранцам не удается понять японский ум.

Рабиндранат Тагор, Япония-Parasye

Дальше он говорит, что в Японии, восточный ум знает техническую сторону работы, но японцы решают свои собственные задачи. Так что можно надеяться, что возможен синтез между западными идеями и восточной энергией. Когда это случится, придет идеальная исполненность.

Рабиндранат Тагор, Япония-Parasye

J.C. BOSE ON TAGORE
ДЖ.Ч. БОШ О ТАГОРЕ

Хорошо известно, что Сэр Дж.Ч.Бош и Рабиндранат были закадычными друзьями. Они были очень близки, еще большей была их взаимная помощь. Дж.Ч.Бош, который открыл нервный импульс в растениях, за что Королевское Общество присудило ему почетный знак, заявляет: «С открытыми ладонями мы многое получили от этого мира; мы также очень многое предложили через твои (Тагора) руки всему миру.»

– K –

KNIGHTHOD
ДВОРЯНСТВО

В знак патриотизма и любви к своей стране Рабиндранат отказался от дворянского титула, высшего титула, пожалованного ему Британским правительством в Индии. Выступления протеста против определенных политических указов состоялись на площади Джаллианвала Багх в Лахоре. По указанию Сэра Мишеля О’Двайера, позднее губернатора Пунджаба, генерал Дайер приказал продолжать расстреливать невинных людей, собравшихся здесь, пока все боеприпасы не будут израсходованы. В знак протеста против грубого кровопролития Тагор предпринял свой смелый шаг.

KNOWLEDGE
ЗНАНИЕ

Знание и неведение - две стороны одной монеты. Знание - наилучшее из возможных благ, тогда как неведение - наихудшее из возможных несчастий. «Что касается меня», - говорит Сократ, «все, что я знаю, - это то, что я ничего не знаю». Мы необыкновенно быстро запомнили смелое заявление, сделанное Бэконом: «Я обретаю все знание, чтобы быть компетентным».

«Знание ценно для нас, потому что у нас никогда не будет времени завершить его.»

Рабиндранат Тагор, Садовник

– L –

LETERS
ПИСЬМА

Письма Тагора такие же замечательные, как и его драмы. Какая проницательность! Какое очарование! Какой юмор присущ им! Я процитирую здесь некоторые из его остроумных высказываний:

Профессиональные критики имеют привычку лжесвидетельствовать против самих себя - даже когда они довольны, они ухитряются доказывать обратное.

Человек и бесконечность находятся в равных условиях, глядя друг на друга соответствующе, каждый с высоты своего положения.

Этот мир для меня вечно новый, как старый добрый друг в этом рождении и в прошлых рождениях, знакомство между нами как долгое, так и глубокое.

Успех в жизни - бессмысленная фраза, заповедь Природы - просто жить.

Поэзия - не просто вопрос чувств или эмоций, это создание формы. Работая в поэте, мысли обретают очертания скрытого, тонкого искусства. Эта творческая энергия - источник поэзии. Восприятия, чувства или язык - всего лишь его сырье. Один может быть одарен чувством, второй - языком, третий - и тем, и другим. Но те, у кого помимо этого есть творческий гений, - единственно поэты.

LIFE
ЖИЗНЬ

Жизнь небытия из небытия ценна,
От первого небытия до его рождения,
До последнего небытия под землей.

Теннисон, Два голоса

Что касается жизни Тагора, мы споем как раз обратное:

Жизнь полноты из полноты ценна,
От первой полноты перед его рождением
До последней полноты за пределами земли.

«Наши жизни, - говорит Тагор, - испытывают голод по упущенным радостям, доступным нам; тогда как мы гоняемся за несбыточными невозможностями».

Где-то еще он пишет кое-что очень важное о жизни: «Одна сторона нашей жизни конечна, где каждый шаг доставляет нам мучение, но есть другая сторона, где наше устремление, удовлетворение и жертва - бесконечны.»

LITERATURE
ЛИТЕРАТУРА

«У Земли нет такой печали, которую не могут исцелить Небеса», - так сказал Мур. Подобно этому, у бенгальской литературы нет болезни, которую не может исцелить уникальное перо Тагора.

LOVE
ЛЮБОВЬ

Любовь – мать изумительного экстаза и глубочайших страданий, а еще она - дочь эмоций. Но ни одна любовь, кроме любви к себе, не является одновременно как божественной, так и ядовитой.

Любовь во Франции – это комедия, в Англии – трагедия, в Италии – опера в нескольких частях, а в Германии - мелодрама.

Марджери Блессингтон

Любовь же в Индии - это посвящение себя.

Любовь - повсюду. Она общий посланник Бога и человека. Тагор пишет: «Мы знаем, что рождены любовью, наше родство - любовь, и мы чувствуем, что наши отец и мать - истинные символы нашего вечного родства с Богом».

Процитирую одно из его самых прекрасных стихотворений:

«Одно слово защищает меня в твоем безмолвии, о мир, когда я мертв, - я любил».

Лишь любовь никогда не печется о своем удовлетворении. Лишь любовь одна прорастает сквозь гигантскую грудь Смерти, а, возможно, и за ее пределы.

– M –

MAN
ЧЕЛОВЕК

Каждый человек - чудо. Каждая личность эпическая. Как и положено неудачникам, у нас нет ни времени, ни любознательности разглядеть чудо или разбираться с чем-то эпическим. И что есть человек, в конце концов? Процитирую ответ Байрона:

Человек!
Твой маятник между улыбкой и слезой.

Мы знаем, человек – не то, чем кажется. Он - нечто большее, чем его нынешние внешность и достижения. Можно сказать, что человек - то самое нечто, что должно быть превзойдено. Тагор пишет:

Человек - это с одной стороны природа, а с другой стороны - личность, «Я». С одной стороны, он пытается исполнить высший долг перед Всевышним, с другой - озабочен тем, как бы порадовать близкого своему сердцу человека. С одной стороны, с помощью правды он достигает высших благ жизни; с другой, через высшее благо постигает Красоту.

Рабиндранат Тагор, Шантиникетан

MARIAGE
БРАК

«Чтобы сотворить хорошего мужа, женщина должна быть гениальной», - так сказал Бальзак. Что говорит по этому поводу Тагор?

Удивительно, что девочки стремятся и жаждут развивать свои таланты только до замужества, после чего их заботят только домашние дела.

Алапахари Рабиндранат, переведено Рани Чанда.

HIS MISION
ЕГО МИССИЯ

Тагор полностью отрицал лозунг:

О, Восток - это Восток, а Запад - это Запад, и вместе им не сойтись.

Его плодотворная жизнь была миссией разъяснения Востока Западу; он хотел ни больше, ни меньше, чем потока покоя между двумя полусферами.

MOTHER
МАТЬ

Рука, качающая колыбель -
Это рука, правящая миром.

Уильям Росс Воллас

Когда спокойная любовь и спокойное благословение идут вместе, они называются матерью. Мать Рабиндраната умерла, когда он был еще ребенком. Какое эмоциональное волнение поражает ум, когда мы читаем воспоминание Тагора о любви его матери, наполненной благословением.

Когда в былые годы, с первым приходом весны, я бродил вокруг, как сорванец, с полными охапками полурасцветших жасминов, перевязанных моим муслиновым шарфом, и поглаживал свой лоб нежными, гладкими, конусообразными почками, ощущение прикосновения пальцев моей матери возвращалось ко мне; и я ясно осознавал, что нежность, которая обитала на кончиках этих прекрасных пальцев, была той же, что расцветает каждый день в чистоте этих бутонов жасмина; и, знаем мы это или нет, эта нежность есть на земле в безграничной мере.

Рабиндранат Тагор, Мои воспоминания

MUSIC
МУЗЫКА

Музыка, будучи универсальным языком, не нуждается в знании какого-либо конкретного языка мира.

Жизнь Тагора и его разнообразная деятельность основывались на интуитивной музыке. Тагор говорит:

Музыка - чистейшая форма искусства, а, следовательно, самое прямое выражение красоты, которое по форме и духу единое и простое, и меньше всего загромождено чем-то посторонним. Кажется, мы чувствуем, что проявление бесконечного в конечных формах творения - это и есть сама музыка, безмолвная и осязаемая.

MYSTICISM
МИСТИЦИЗМ

Мистицизм Тагора - твердое убеждение его личности, это так сказать, его истинная связь с великой Душой в себе, а также неизбежное исполнение судьбы человека.

– N –

NATIONALISM
НАЦИОНАЛИЗМ

Национализм - это не высшее политическое или ментальное устремление. Что такое национализм? По словам Шри Ауробиндо, Национализм - это не просто политическая программа; национализм - религия, которая приходит от Бога…

А теперь вспомним, что Джевахарлал Неру пишет о вкладе Рабиндраната в национализм:

«Национализм, особенно, когда он призывает нас сражаться за свободу, - благороден и жертвенен. Но зачастую он становится узким убеждением, ограничивает и заключает своих приверженцев, и заставляет их забыть разносторонность жизни. Но Рабиндранат Тагор придал нашему национализму перспективу интернационализма и обогатил его искусством и музыкой, и магией своих слов, с тем, чтобы он стал полнокровным символом пробужденного духа Индии.»

NATURE
ПРИРОДА

Природа всегда имела больше силы, чем образование.

Вольтер, Жизнь Мольера

Природа - это поток гармонии, которая неизбежно объединяет внутреннее и внешнее; то, что есть, и то, что собирается прийти. Ни неискренности, ни грубой ошибки не найти между действием Природы и законом Природы. Сейчас Тагор докажет нам, что именно делает Бог через Природу и человеческую душу:

Говорят, что Природа - сфера, через которую Бог проявляет свою Силу, тогда как через человеческую душу Он проявляет Свою Любовь. В Природе Он утверждает Себя через Силу, тогда как в человеческих душах Он отдает Себя через любовь.

NEWS
НОВОСТЬ

Если человек кусает собаку, это новость.

Если мы сталкиваемся с мнением, что Тагор - не более, чем один из бесчисленных поэтов Индии на протяжении столетий, - это и в самом деле новость!

NEWSPAPERS
ГАЗЕТЫ

Поистине, удивительно, что человек, даже став очевидцем чего-то, иногда сомневается в подлинности этого. Но, пробегая глазами новость об этом самом событии в газете, он находит в этом достоверность. Так что зачастую выясняется, что газеты - не только источники новостей, но также производители новостей с помощью бездонного моря воображения. По словам Наполеона,

«Четыре газеты наводят больший страх, чем тысяча штыков.»

Точку зрения Тагора на газеты также ценно вспомнить, особенно писателям:

Еще ни один не достиг Бессмертия написанием газет.

– O –

OATH
КЛЯТВА

Единственным, кто несколько раз смог убедить Гандиджи отказаться от клятвы голодать до смерти, был Рабиндранат.

ANOCASION
СЛУЧАЙ

Однажды, в свои детские годы, Рабиндранат захотел сопровождать старших братьев в школу. Частный учитель шлепнул его и заметил: «Сейчас ты льешь слезы из-за того, что не можешь ходить в школу, но придет время, когда ты еще сильнее будешь лить слезы из-за того, что нужно идти в школу». Позднее Рабиндранат сказал, что ни одно другое пророчество в его жизни не оказалось настолько точным, как это.

– P –

PAINTING
ЖИВОПИСЬ

В 1930 годы, почти на закате жизни, Рабиндранат стал заниматься живописью. В этой новой области Искусства некоторые люди раскрыли для себя многое в нем, другие не нашли практически ничего. Одни восхищались им и безгранично вдохновляли его, тогда как другие «выливали на него ушат холодной воды». Тагор говорит:

«Люди часто говорят мне о значении моих картин. Я молчу, равно как и мои картины. Их дело - выражать, не объясняя.»

PLAYS
ПЬЕСЫ

Пьесы Тагора имеют обширный и возвышенный диапазон мучительных переживаний, и как замечательно в некоторых из них он по-новому открывает многочисленные житейские бури.

Пракритир Пратишод (Отмщение Природы): В этой пьесе мы находим аскета чистой воды, вернувшегося к обычной человеческой жизни через сочувствие к бедному человечеству. Пьеса учит нас тому, что Природа непременно отомстит нам, если мы презираем ее.

Читрангада (Читра) была дочерью царя Манипура. Ее физическая красота заставила Арджуну, третьего Пандава, принять ее как своего партнера по жизни. Но поскольку в физической красоте удовлетворения нет, он устремился к Красоте за пределами тела.

Раджа (Царь Темницы) - по словам некоторых критиков, не более чем аллегория. Но Тагор пишет:

«Критики и детективы, естественно, подозрительны. Они чуют аллегории и бомбы там, где этой мерзости нет. Трудно убедить их в нашей невиновности. Что касается критики моей пьесы «Царь Темницы»,… человеческая душа имеет свою внутреннюю драму, которая является тем же самым, что и любое другое, касающееся человека. Сударшана – не более аллегория, чем Леди Макбет, которая, возможно, будет описана как аллегория, олицетворяющая преступные желания человеческой природы. Однако, неважно, какие вещи соответствуют законам критики. Они - то, чем они являются, и потому трудны для классификации.

В тот миг, когда Сударшана осознала, что, наслаждаясь лишь внешней красотой, истинной полноты жизни никогда не достичь, она всецело отреклась перед царем и тут же познала тайну, что ключ к истинной исполненности лежит в самоотдаче.

Интересное событие. Однажды, в то время, когда Тагор жил во дворце Майтрейи Деви в Мангпу, что возле Калимпонга, француженка, мадемуазель Бошенек, пришла к Поэту и сказала: «Гурудеб, сегодня во Франции будут ставить «Почту». Помолчав несколько минут, Тагор сказал, что в России пьеса «Царь Темницы» ставилась несколько раз. После долгого молчания он вновь сказал «Это называется наградой».

Дакгар (Почта) - еще одна пьеса, принесшая ему большую славу. Жизнь молодого Амала была полна ожиданий. Все, чего он хотел, было «пойти куда-нибудь» и «посмотреть что-нибудь». Ожидание беднягой Амалом письма от царя ясно указывает на то, что человеческая жизнь - не что иное, как ожидание справедливости от чрева до могилы.

POETRY
ПОЭЗИЯ

Не будет преувеличением сказать, что очень немногие поэты в мире имели или имеют настолько свободный доступ к внутренним сферам Поэзии как Тагор.

«Поэзия Тагора обязана своим внезапным и вселенским успехом этому преимуществу - больше любого другого современного творческого писателя он дает нам раскрытие и слияние того, в поисках чего находится ум нашего века. Его произведения - непрестанная музыка, превосходящая границы, наполненные песнопениями сферы, в которых возвышенные звуки и свет истины духа придают новое значение высокой утонченности жизни.»

Шри Ауробиндо, Золотая книга о Тагоре

В этой связи позвольте мне процитировать Амаль Кирана, прекрасное имя, данное Шри Ауробиндо своему ученику-поэту, у которого была редкая счастливая возможность обсуждать со своим Учителем вопросы высокой поэзии в письмах:

«Сегодня на Востоке высоко ценят два имени, одно - в Урду и Персии - за динамичную, яркую страсть религиозной мысли, другое - в Бенгалии - за глубоко и изысканно отображенную преданность; оба по интонации вдохновенны и соразмерны: Игбал и Тагор.»

Мать Индия

Есть критики, которые говорят, что Тагора нельзя ставить в один ряд с поэтами первой величины, поскольку он не писал эпические поэмы. О мудрецы! Его лирика обладает достаточной силой, чтобы поднять вас в сферы поэтического восторга, где его перо царствует почти над всеми ветвями Искусства.

Для многих из нас остается неразрешимой тайной, формировал ли Тагор свою жизнь в соответствии с ростом своих поэтических произведений, или его постепенный поэтический прилив принес успешные перемены в его внешнюю жизнь. Тем не менее, его поэтический гений и его жизнь шагают бок о бок в совершенной гармонии.

Это его чудесное стихотворение Нирджарер Швапнабанда (Пробуждение Фонтана) впервые перенесло его в царство Интуиции. Новая жизнь расцвела в нем, и он увидел творение новым взглядом.

Я буду устремляться от вершины к вершине,
Я обойду все горы,
Раскатами смеха и шепотом песен
Я буду рукоплескать в гармонии с ритмом.

Шонар Тари (Золотая Лодка): это уникальное сочинение подверглось безжалостной критике многих некомпетентных критиков. Одни назвали его чистейшим мистицизмом, другие заявили, что стихотворение - не что иное, как сплошной туман. Для меня, по крайней мере, оно ничуть не хуже светлого прикосновения Откровения, как бы мало по размеру оно ни было. Здесь конечное хочет испытать бесконечное; затем конечное хочет быть единым со всепроникающим Бесконечным.

Кто там гребет к берегу, напевая?
Кажется, старый знакомый.
Он идет на всех парусах,
Не глядя ни вправо, ни влево.
Беспомощные волны бьются о борт.
Кажется, старый знакомый.

Рождение философа в Рабиндранате мы отмечаем в тот день, когда он представил одну из своих ранних работ, Сандья Сангит (Вечерние Песни). И этот философ в Тагоре выражал себя в бесчисленных сочинениях до своего последнего вздоха.

В Найвидьи (пьесе «Жертвоприношение») мы обретаем поэта Рабиндраната, заявляющего, что он не принадлежит к школе Отречения. Мир – не иллюзорный. Его радость и печаль, его красота и уродство имеют разную ценность. Он хотел видеть и владеть Истиной и Красотой во всех объектах мира и через них. Он поет:

Место Йоги
У дверей, закрытых для чувств, - не мое.

По высоте и глубине, грандиозности и возвышенности ни одна из пьес Тагора не может сравниться с «Журавлями». Здесь границы мира за его пределами, так сказать, широко распахнулись перед ним. Он не только низвел истины этого мира, но и обогатил этими достижениями всю бенгальскую литературу. Непрестанно и неустрашимо этот мир будет идти к своей изначальной цели. Море красоты, пронизывающей землю, - не призрачный туман. Эта красота - исполняющая истина.

I hear the wild restless flutterings of wings
In the depth of silence, in the air, on land and sea.
Herbs and shrubs flap their wings over the earthy sky.
Who can say,
What is there in the tenebrous womb of the earth?
Millions of seeds open out their wings
Even like flights of cranes.
I see ranges of those hillocks, those forests
Moving with outspread wings from isle to isle,
From the unknown to the unknown.
With the flutter of starry wings
Darkness glimmers in the weeping night.

Я слышу дикий, неугомонный трепет крыльев
В глубинах безмолвия, в воздухе, на земле и на море.
Травы и кустарники машут своими крыльями
Выше земного неба.
Кто скажет, что там, в мрачном чреве земли?
Миллионы начал раскрывают свои крылья,
Словно полет журавлей.
Я вижу пространства этих холмов, этих лесов,
Движущиеся с распростертыми крыльями
От острова к острову,
От неизвестного к неизвестному.
Порханием звездных крыльев
Тьма мерцает в рыдающей ночи.

Конечно, Урвази (Небесная нимфа) - чудо из чудес, созданных в поэзии Тагора. Здесь он достигает кульминации красоты, исполненной восторга. Поистине, согласно Тагору, Урвази - одновременно вечно раскрывающая и исполняющая себя богиня.

O Urvasie swaying soft and sweet,
When thou dancest before the assembly of the gods,
Thrills of delight course through thy limbs,
Waves upon waves swirl rhythmically
In the bosom of the ocean,
The undulating tips of the shivering corn
Appear like the fluttering skirt of mother earth.
From the necklace hung upon thy breast
Drop down the stars on the floor of the sky.
And all at once man loses his masculine heart
In sheer rapture.

О Урвази, когда ты, плавно и бесшумно покачиваясь,
Танцуешь перед собранием богов,
Трепет восторга пронизывает твои члены,
Волна за волной ритмично кружит во чреве океана,
Волнообразные касания трепещущей пшеницы
Кажутся развевающейся юбкой матери-земли.
С ожерелья, свисающего на твою грудь,
Падают звезды к подножию неба.
И в полном восторге человек тут же утрачивает
Свое мужественное сердце.

Безмолвие, безмолвие, в падающем каплями безмолвии Пурави поет столь сладостно в самой глубине сердца поэта свои песни Прощания. Поэта больше не беспокоит суета белого дня. Самодостаточный в безмолвии, он больше не позволит воспоминаниям прошлого, пусть и сладостным, сотрясать его ум.

Из его изысканного сочинения Swarga Hate Viday (Сказать «прощай» Небесам) мы можем легко понять мысль, что земной любви и красоте присущи большая интенсивность и восторг, чем любви и красоте Небес, именно потому, что они преходящи. Ибо любовь и красота существуют на Небесах вечно.

Говорят, что стих поэта и слово пророка летят выше, чем высококрылая птица. Неудивительно, что Тагор в одночасье стал поэтом и пророком высшей величины, когда его перо создало Намаскар (Приветствие).

Rabindranath,
O Aurobindo, bows to thee!
O friend, my country’s friend,
O voice incarnate, free, of India’s soul!...

О Ауробиндо,
Рабиндранат преклоняется пред тобой!
О друг, мой соотечественник,
О голос инкарнации свободной, душа Индии!...

Наконец, не следует забывать, какая на самом деле у Тагора была связь с его поэзией. В одном из своих писем он пишет:

«Осознанно или неосознанно, я, возможно, сделал много неправильных вещей, но я никогда не изрек ничего фальшивого в своей поэзии: это святилище, где глубочайшая истина моей жизни находит приют.»

PROSE
ПРОЗА

Тагор, по сути, был поэтом-Учителем по темпераменту, непосредственно и утонченно воспринимающий каждый импульс сладкозвучной красоты во всех ее разнообразных формах. Он был человеком исключительного шарма, отличительным качеством которого была необычайная сладостность. Чем больше мы поем песни Тагора, тем больше впечатляет нас прозрачная искренность, дышащая в них.

Излишне говорить, что и в области прозы он, несомненно, - сокровищница проникновенной мудрости, возвышенных и прекрасных мыслей. Его блестящие произведения в прозе как величественны, так и восхитительно полезны для сегодняшних нужд человечества. Многие из его произведений в прозе ведут нас намеренно и прямо через грубый и тонкий мир. И это, так сказать, настоятельная потребность поклонников бенгальской литературы цитировать прозу Тагора, чтобы подтвердить гений автора.

Позвольте мне представить здесь приятно читаемое примечание о прозе, сделанное Тагором:

«Я удивляюсь, почему написание страниц прозы не дает человеку ничего похожего на радость от написания единственного стихотворения. Эмоции человека приобретают такое совершенство форм в стихотворении, что их можно, так сказать, потрогать руками. Тогда как проза – словно мешок для хлама, неподъемный, даже при желании.»

(Из писем Тагора)

Истина видела необычный сон. В этом сне она видела, как проза и поэзия Тагора бранились.

Проза: «Поэзия, ты должна признать, что я дала Рабиндранату совершенство задолго до тебя. И когда? Когда он был еще юношей».

Поэзия: «Верно, ты дала ему совершенство до меня. Но истинное осознание этого пришло только с признанием меня. Это Нобелевская премия, присужденная мне, осветила твои собственные глубины перед миром».

Проза: «Довольно. Тагор совершенен не только в силу твоего дара».

Поэзия: «Но без меня он никогда не был бы истинным Рабиндранатом».

– Q –

QUALITY
КАЧЕСТВО

Многие великие люди, которым присущи светлые качества, тем не менее, имеют грубую и неинтересную внешность. Тагор - среди очень немногих исключений: его внешнее и внутреннее существо светилось одинаково.

QUERIES
ВОПРОСЫ

Единственное занятие глупцов - считать, что дюжина это шестнадцать, и неустанно задавать вопросы, а дело мудрых - отвечать им. Но существует неоспоримая истина, что глаза мудреца зачастую залиты слезами, когда он отвечает тупицам. Конечно, вопросы истинно чистых и искателей истины не беспокоят мудреца; скорее, такие вопросы приводят их в слишком большой эмоциональный восторг. Вот яркий пример:

Когда я беру ручку или карандаш отца и пишу в его книге точно так, как это делает он, - а, б, с, в, е, ф, г, х, и - почему тогда ты сердишься на меня, мама? Когда пишет отец, ты не говоришь ни слова. Когда отец тратит такую уйму бумаги, ты, мама, кажется совсем не против. Но если я беру один лист, чтобы сделать кораблик, ты говоришь: «Дитя, какой ты беспокойный!» Что ты думаешь об испорченных отцом листах и листах бумаги, испещренных с обеих сторон черными пометками?

Рабиндранат, Полумесяц

QUOTATION
ЦИТАТА

Мои читатели, возможно, не без оснований спрашивают, почему я так часто цитирую Тагора. Именно потому, что, согласно моему твердому убеждению, нет лучшего способа понять или выразить Тагора, чем вызывать его всегда на сцену.

– R –

RABINDRANATH
РАБИНДРАНАТ

Рабиндранат - величественная личность разнообразных достижений. Благодаря произведениям Рабиндраната бенгальская литература справедливо заслуживает пожать руку мировой литературе.

Настанет день, когда волнующие душу песни Рабиндраната проделают длинный путь к формированию характера индусов.

Он был Духом, вечно открытым новому Свету.

Его политические убеждения никогда не были отделены от сути духовности.

Висвахарати Рабиндраната - великолепная идея поиска совершенной Формы.

На самом деле, замечательно, что Рабиндранат имел редкую способность смешивать мелодии человеческой печали и радости, человеческой сладостности и горечи в одной песне.

Танец в Бенгалии презирался до тех пор, пока неустанный труд и мощная личность Тагора не реабилитировали это искусство. Позже танцами занимались даже девочки и женщины из аристократических семей.

Безупречная точка зрения Рабиндраната такова, что танец, несомненно, означает самовыражение.

REFORMER
РЕФОРМАТОР

Как государственная фигура, Тагор был среди очень немногих истинных Реформаторов Индии; как международная фигура, он был гениальным посланником красоты, любви и покоя.

Из его долговечной деятельности можно сделать вывод, что реформы должны начаться или прийти не извне, а изнутри.

RELATIVES AND DEAR ONES
РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ

Имя Тагора обрело невообразимую известность во всем мире, хотя его сердце получало страшные удары один за другим. Как трудно было ему отстраниться от страданий! Его жена угасла, достигнув сорокалетнего возраста, а некоторые из его детей умерли совсем юными. Больше того, смерть вырвала из жизни некоторых из его преданных молодых почитателей, которые, как он полагал, могли преумножить славу Бенгалии. Довольно странно, что все эти тяжелые утраты произошли последовательно в течение трех лет. Так, однажды Тагор заметил, что жить долгую жизнь - совсем не благословение.

Памятное событие: все мы знаем, что Тагор скончался 7 августа 1941 года. В том же году, 6 мая 1941 года, во всем мире отмечался его 80-летний юбилей. Приветствие Махатмы Ганди по этому поводу звучало так:

80 лет - недостаточно. Ты можешь дожить до 100! Люблю.

Немедленный ответ Тагора был:

Спасибо тебе за твое послание, но прожить 80 - это дерзость. 100 – было бы нестерпимо.

RELIGION
РЕГИЛИЯ

Ни одна религия не является абсолютно совершенной. И все же мы не только сражаемся за религию, но и часто охотно жертвуем ради нее своими собственными жизнями. А что нам безнадежно не удается сделать - это жить ею. Истинная религия та, в которой нет каст, убеждений, цвета. Она - лишь всеобъединяющие и всепроникающие объятья.

«Религия, - говорит Тагор, - не нечто незначительное, что может скупо выдаваться на постоянных еженедельных или ежедневных мероприятиях как один из многих предметов в школьном расписании. Это – истина нашего совершенного существа, осознанность нашего личного взаимоотношения с бесконечным; это истинный центр тяжести нашей жизни».

Рабиндранат Тагор, Личность

Позвольте процитировать одно из его проницательных наблюдений о религии из Modern Review за декабрь 1917. Он пишет:

«Если религия, вместо того, чтобы быть проявлением духовных идеалов, возвышает писания и внешние обряды, тогда она нарушает покой больше, чем что-либо еще.»

Вероятно, можно сказать, что религия Тагора - это религия человечества, которая охватывает все то, что есть прекрасного во всех религиях.

ROYALTY
ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ

«Царь царствут, но не правит.»

Бисмарк

Тагор, царь бенгальской литературы, не только царствует, но и правит.

И необходимо сказать, что бенгальская литература получает много восторга и гордости в правление своего поэта-Учителя, Тагора.

RUSSIA
РОССИЯ

Уникальная личность Тагора произвела на Россию чрезвычайное впечатление. Поэт также высоко оценил то, что в стране придается огромное значение образованию. В одном из своих писем он пишет:

Я хочу, чтобы вы знали, насколько я был поражен удивительной силой вашей энергии в распространении образования среди масс. Я оценил это более остро, потому что принадлежу стране, где миллионы моих соотечественников отвергают свет, который может принести им образование. Вы осознали истину, что в искоренении всех пороков общества нужно дойти до сути, что возможно только через образование.

– S –

SANTINIKETAN
ШАНТИНИКЕТАН

«Шантиникетан - это Индия».

Эта высокая похвала в адрес Тагора была дана не незначительным человеком, а отцом нации, Ганди-джи. И наш Премьер-Министр пошел дальше, говоря, что «кто не посетил Шантиникетан, тот не видел Индии».

Несмотря на то, что многие работали и продолжают работать для Шантиникетана, мы можем с уверенностью сказать, что Шантиникетан - университет одного человека. Вишвабарати, несомненно, приглашение в уединенный уголок мира. Это радостная жертва с целью обретения всеисполняющей истины человечества. Сейчас давайте процитируем Тагора:

Моим непоколебимым стремлением было, чтобы мальчики моей школы в Шантиникетане обрели истинное видение истории человечества как целостное, обширное и неиспорченное ненавистью к нашей расе.

Рабиндранат Тагор, Modern Review, Декабрь 1917

SCIENCE
НАУКА

Искусство - это Я, Наука - мы.

Подобно этому, Тагор - Я; его творческий гений имеет силу быть нами. Известный ученый Мегнад Саха горячо верил, что Тагор, как Гете, обратится к науке.

Возможно, мы не рассчитываем на то, что, как его знаменитый предшественник Гете, он (Тагор) обратится, хотя бы на время, к науке, и в своей несравненной поэзии даст выход своим чувствам к Надежде после нахлынувшего отчаяния и Гармонии после раздраженных высказываний современного Бабеля.

(Из Золотой книги о Тагоре)

SER AND POET
ПРОРОК И ПOЭТ

Можно ли золото отделить от золотого сосуда? Нет, невозможно. Так же и в случае с Рабиндранатом-пророком и Рабиндранатом-поэтом.

SOCRATES AND TAGORE
СОКРАТ И ТАГОР

Нолини Канта Гупта, чей вклад в бенгальскую литературу, согласно Тагору, уникален, говорит о Сократе и Тагоре следующее:

Говорят, что Сократ низвел философию с Небес, чтобы жить среди людей на земле. Подобный подвиг можно приписать Тагору. Дух - обнаженная Трансцендентальная Реальность, созерцаемый ортодоксом Ведантистов, низведенный вблизи нашей планеты, близко к человеческому сознанию, в видение Тагора, будучи облачен в земную плоть и кровь, оживил цвета и очертания физического существования. Дух, да, любой ценой, но не обязательно аскетизм и монашество. Так, Тагор в своих известных строках смело заявил: «Мое освобождение достигнуто не через чистое отречение. Моя свобода, скорее, имеет привкус тысяч ассоциаций».

Рабиндранат Тагор, Поэты и мистики

SOLITUDE
УЕДИНЕНИЕ

Случалось, что Тагор, надеясь создать уникальные произведения, прибегал к одиночеству, несколько раз уходя из дома. Довольно странно, но его желание ни в малейшей степени не осуществлялось. Он вынужден был возвращаться домой. И он осознал: для того, чтобы написать что-то уникальное, первостепенное значение имеет состояние ума, а не место.

SONG
ПЕСНЯ

Рабиндранат был воспет миром песни через Певца в себе. Золотые узы красоты и любви пришли в жизнь из этого мира песни, чтобы связать две оконечности земного шара, Восток и Запад.

Но Рабиндранат однажды сказал, что, когда он мог петь, его собственных композиций было очень мало, но когда он стал плодотворным композитором, его голос подвел его. И вот пророческое изречение Тагора о собственных песнях:

С течением времени все меняется. Но могу сказать определенно, что мои песни обретут долговечность. Особенно у бенгальцев нет другой альтернативы, кроме как петь мои песни в часы скорби, радости и восторга. Они непременно должны петь эти песни эпоха за эпохой.

Алапчари Рабиндранат, перевод Рани Чанда

Тагор стал известен с более чем двумя тысячами песен. На Западе Шуберт считается вторым с шестьюстами песен или около того.

И, наконец, я не могу не представить несколько важных строк из сборника стихов Тагора «Сбор фруктов»:

To the birds you gave songs,
The birds gave you songs in return.
You gave me only voice, yet asked for more,
And I sing.

Птиц Ты одарил песнями,
Птицы подарили Тебе песни в ответ.
Ты даровал мне лишь голос,
Хотя просил о большем, и я пою.

SOROW
ПЕЧАЛЬ

To Sorrow I bade good-morrow,
And thought to leave her far away behind;
But cheerly, cheerly, She loves me dearly:
She is so constant to me, and so kind.

К Печали я пригласил доброе утро,
И думал оставить ее далеко позади;
Но ура, ура, Она любит меня нежно:
Она так постоянна и так добра.

Китс, Эндимион

Печаль помогает нам безмерно. Она склонна смирять нашу гордыню. Она открывает наши сердца великодушию и сочувствию. Как прекрасны и проникновенны следующие строки Тагора:

Мать, слезами печали я сплету нить жемчуга тебе на шею. Звезды соткали свои браслеты света у подножья твоих стоп, но мои будут висеть на твоей груди.

Богатство и слава приходят от тебя, и ради тебя нужно принять или отказаться от них. Но моя печаль - только моя, и когда я приношу ее тебе как свое подношение, ты награждаешь меня своею милостью.

Рабиндранат Тагор, Гитанджали

STORY
РАССКАЗ

Ничто так не утомительно, как дважды перечитанный рассказ. Но Galpaguchchha (Короткие рассказы) - исключение. Человек никогда не чувствуется, что читал их довольно часто.

SYMPATHY
СОЧУВСТВИЕ

Сочувствие - не что иное, как музыкальный инструмент. Каждый человек достаточно удачлив и богат, чтобы иметь этот инструмент. Но самое печальное то, что мы играем на этом инструменте исключительно редко. Тагор олицетворял возвышенный идеал вечно развивающейся культуры, опирающейся на универсальную человечность. Это было возможным для него именно потому, что он обладал всеохватным и всепроникающим сочувствием.

SYNTHESIS OF EXTREMES
СИНТЕЗ КРАЙНОСТЕЙ

То, чего Рабиндранат действительно хотел в своих неустанных и прижизненных трудах, был правильный и совершенный синтез между удовольствием и отказом в нашей жизни разнообразной активности. По его мнению, мы никогда не сможем разрубить все связи мира. Однако мы можем превзойти их. И это возможно только, если мы искренне примем их реальность и пройдем через них.

– T –

TAGORE
ТАГОР

Бенгалия сегодня – бесплодный плач. Однако завтра Бенгалия может стать факелоносцем редкой исполненности сегодняшнего обещания.

Его сердце не дало приюта доктрине нереальности конечного.

Его гений обладал качеством универсальности в разительной степени.

Слава Тагору, ибо через него даже самые никчемные и простые деревенские жители могут говорить со всем миром. Его песни - это песни, которые, мерцая, проникают в сердце и оживляют душу. Поистине, жизнь Тагора была жертвой Культуре. Его песни были молитвами об этой великой Культуре.

TAGORE AND GANDHI
ТАГОР И ГАНДИ

Дань Ганди-джи Тагору звучит так: «Великий Страж» Востока». Тагор говорит так: «Я во многом расхожусь с Ганди, но я восхищаюсь и высоко чту этого человека …»

Освобождение Махатмы - не что иное, как плод отказа. Освобождение Тагора - именно плод исполненности. Тагор пишет:

Освобождение для меня заключается не в отказе, я чувствую объятья свободы в тысяче уз восторга.

TAGOREИ AND GOETHE
ТАГОР ГЕТЕ

На Востоке Тагор, на Западе Гете - эти два мощных поэта сохранили свой гений на всю жизнь.

TEACHING
ОБУЧЕНИЕ

Нельзя научить человека чему-то; можно помочь ему найти это внутри себя.

Галилей

И то, что Тагор говорит об учителе, также совершенно поразительно:

Учитель не может искренне учить, пока все еще учится сам. Лампа не может светить другой лампе, пока та продолжает гореть своим собственным пламенем.

Мы все знаем, что Природа больше учит, чем поучает. То же самое относится к жизни Тагора. Он учил нас не только больше, но значительно больше, чем на самом деле проповедовал.

TEARS
СЛЕЗЫ

Бедняк может купить удовольствия богача своими слезами, но, к прискорбию, даже океана слез бенгальских писателей не хватит, чтобы купить творческий гений Тагора.

THIRST
ЖАЖДА

Как слава - жажда цветущей юности, так и жаждой Тагора было видеть в каждом объекте мира красоту внутри и вовне.

TRANSLATION
ПЕРЕВОД

Люди говорят, что Гитанджали и некоторые другие работы Тагора, переведенные на английский язык, погибли, как литературные произведения. Они не доверяют оригинальному бенгальскому языку. Но, поступая так, всегда ли критиков беспокоит, что самое важное - не точная эквивалентность слов, но поэтический аромат одной и той же мысли?

TRUTH
ИСТИНА

Истина не умирает; ложь умирает. Человек говорит: «Время ценно». Время говорит: «Не я, не я. Только Истина ценна». Давайте пригласим Джорджа Бернарда Шоу на сцену.

«Моя манера шутить, - говорит он, - говорить правду. Это самая смешная шутка в мире».

Будьте уверены, ничто не так величественно, как истина. И у этой истины много ступеней.

Согласно Тагору, «Высшая истина - та, которую можно осознать, только погрузившись в нее. А когда сознание полностью поглощено ею, тогда мы познаем, что она - не просто обретение, но мы едины с нею».

– U –

UNION
СОЮЗ

Объединившись - мы выстоим, разделившись - падем.

Девиз Штата Кентукки, США

Наш Национальный Гимн - выражение нашей Национальной Души, молитва Матери Индии к Божественному, выраженная ее Поэтом Рассвета.

Thou art the ruler of the minds of all people,
Thou Dispenser of India’s Destiny.
Thy name rouses the hearts
Of the Punjab, Sind, Gujarat and Maratha,
Of Dravid, Orissa and Bengal.
It echoes in the hills of the Vindhyas and Himalayas,
Mingles in the music of Jamuna and Ganges,
And is chanted by the waves of the India Sea.
They pray for thy blessing and sing thy praise,
Thou Dispenser of India’s destiny.
Victory, Victory, Victory to thee.

Твое искусство правит умами всех людей,
Ты - Освободитель Судьбы Индии.
Твое имя воодушевляет сердца
Пунджаба, Синда, Гуджарата и Марата,
Дравида, Ориссы и Бенгалии.
Оно эхом звучит в горах Виндхья и Гималаях,
Смешиваясь в музыке Ямуны и Ганга,
Воспетое волнами Индийского моря.
Они молятся о твоем благословении
И воспевают хвалу Тебе,
Ты – Освободитель судьбы Индии.
Победа, Победа, Победа Тебе.

Согласно Тагору, Индия должна искать силу в единстве, а не состязаться с Западом в жестоких войнах.

UNIVERSITY
УНИВЕРСИТЕТ

Висбарати - творение личности не только одаренной богатым воображением, но и практичной. В 1921 году этот Университет был вчерашним ребенком. Сегодня он стал всемирно известной организацией.

Мир знает, что в 1913 году Тагор получил Нобелевскую Премию. Это было в том самом году, во время вице-канцлерства сэра Ашутоша Мукерджи, когда университет в Калькутте получил счастливую возможность наградить его почетной степенью Доктора литературы. К тому же, в 1937 году он получил почетное право вручить Адрес своего Совета. То, что Адрес вручался в Бенгалии, а не в Англии, было величайшей неожиданностью, беспрецедентной в истории Университета.

Август 1940 года был памятным месяцем в жизни Поэта. Оксфордский Университет присвоил ему почетную степень Доктора литературы. Это явно означало растущую дружбу между Востоком и Западом.

В Гарвардском Университете он декламировал свою известную «Личность», и его присутствие все еще вспоминают здесь с благодарностью.

U.S.A AND AMERICA'S SPIRITUAL IDEALISM
США И ДУХОВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ АМЕРИКИ

Поверхностному наблюдателю Америка представляется купающейся в роскоши, и невозможно предположить, что она может быть глубоко духовной. Но ошибочность этого наблюдения как нельзя лучше описана словами Рабиндраната Тагора, чье смелое заявление рождено личным опытом:

…когда мы говорим, что Америка материалистична, мы говорим о том, что слишком очевидно, чтобы быть абсолютной правдой… здесь сильное течение духовного идеализма протекает ниже уровня земли американского ума.

Далее, то, что в июне 1940 года он сказал последнему Президенту Франклину Д.Рузвельту в телеграмме из Калимпонга, Индия, свидетельствует о том, что он предполагал, какую важную роль Америка будет играть на мировой сцене.

Все наши личные политические проблемы сегодня объединены одним высшим миром политики, который, я полагаю, ищет помощи в Соединенных Штатах как последнем прибежище духовного человека.

– V –

VEDANTA AND VAISHNAVISM
ВЕДАНТА И ВАЙШНАВИЗМ

Голова Веданты всегда держится высоко. Голова Вайшнавизма всегда склонена низко. Таким образом, они противоположны как небо и земля. Но эти две головы никогда не ударялись друг о друга в Рабиндранате. Он мирно приютил их и отлично синтезировал. Преданный вайшнав поет через него:

О, Ты, заставь мою голову склониться
Пред пылью Твоих Стоп.

Ведантист с абсолютным монизмом заявляет через него:

Поскольку мой кругозор может расти,
У нас с Тобой одна и та же природа.

VIOLENCE
НАСИЛИЕ

Тагор очень мало верил в насилие и не верил в ненасилие, политическую программу Махатмы Ганди.

VOYAGER
ПУТЕШЕСТВЕНИК

Поистине, Тагор был путешественником к берегу Бесконечности, где конечное в конечном счете играет свою совершенную игру.

– W -

WHOLE
ЦЕЛЬНОЕ

То, что Арнольд говорил об известном греческом поэте Софокле, может быть легко применимо к жизни Тагора: Он видел жизнь неизменной и цельной.

WOMAN
ЖЕНЩИНА

Очень часто обнаруживается, что мужская уверенность менее непогрешима, чем простое размышление женщины. К счастью или несчастью, женщины больше не хотят быть равными с мужчинами. Теперь они хотят соревноваться с мужчинами. Мы полагаем, что ни одна женщина не могла бы выдержать безжалостные удары Толстого. Он осмеливается сказать:

Относиться к женскому обществу как к неизбежному недоразумению социальной жизни и, по возможности, избегать его.

Но Рабиндранат превозносил женщин до небес:

Женщина одарена пассивной формой качеств целомудрия, скромности, преданности и силы самопожертвования в значительно большей мере, чем мужчина. Процитирую еще более высокую оценку - скорее, высочайшую:

Если бы ум мужчины не получал энергию от внутреннего витального очарования женщины, он никогда не достиг бы успеха. Тайная пружина всех высших достижений цивилизации - преданность труженика, доблесть храбреца, творения художника, - в воздействии женщины.

Далее его пророческий голос говорит:

… женщины, слабые создания, по крайней мере, более слабые во внешних аспектах, - которые менее сильны физически; которые, находясь на заднем плане, всегда остаются в тени этих громадных созданий, мужчин, - хотят занять свое место, и эти более крупные создания должны будут уступить им дорогу.

Он снова представляет женщину в выгодном свете в одной из своих бесед со Шри Дилипом Кумаром Роем:

…Если бы женщина была не чем иным, как точной копией мужчины, с необходимостью играть точно такую же роль, - жизнь, как мы знаем, давно прекратила бы свое существование. Но, к счастью, женщина - не репродукция мужчины, а его товарищ-спутник в их совместном путешествии по жизни, и вот почему все еще продолжается ход жизни - Лила, Игра.

Рабиндранат Тагор, Среди великих

WORKS
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Все это, и небеса тоже» божественно сочетаются в произведениях Тагора. Для культурного возрождения Бенгалии его разнообразные произведения не имеют себе равных или вторых.

WORLD-POET AND WORLD-FIGURE
ПОЭТ-МИР И ЛИЧНОСТЬ-МИР

О Тагор, хотя ты - поэт-мир и личность-мир, Бенгалия претендует на тебя как на своего близкого, и непревзойденная гордость пробегает по ее нервам в созерцании твоего уникального величия.

– X –

XANTHIPPE AND MRINALINI
КСАНТИППА И МРИНАЛИНИ

Жена Тагора Мриналини Деви обладала многими хорошими качествами. Ее жертвенность ради исполненности в жизни Тагора, особенно в связи с основанием Шантиникетана, была огромной. По крайней мере, она не колебалась: скорее, с огромной радостью она отдала даже свои личные украшения и другие вещи на развитие школы.

Теперь Ксантиппа. Какой контраст! Бедный Сократ, непревзойденный философ своего времени, испытывал мучения в руках своей жены. Другими словами, не лучше ли нам сказать словами Ксенофона, близкого друга Сократа, а также военного командира, что жена Сократа имела «сварливый характер, который Сократ сносил терпеливо»?

Я полагаю, можно без преувеличения сказать, что жена поэта была просто воплощением жертвенности, тогда как жена философа - олицетворением грусти и несчастья.

– Y –

YET
И ВСЕ ЖЕ

Thy gifts to us mortals fulfil all our needs
And yet run back to Thee undiminished.
The river has its everyday work to do and hastens
Through fields and hamlets; yet its incessant stream
Winds towards the washing of Thy feet.
The flower sweetens the air with its perfume;
Yet its last service is to offer itself to Thee.
Thy worship does not impoverish the world.

Твои дары нам, смертным, исполняют все нужды.
И все же возвращают к Тебе неуниженными.
Река делает свою каждодневную работу,
Спеша через поля и деревушки;
И все же ее непрерывный поток
Переводит дух, чтобы омыть Твои стопы.
Цветок услаждает воздух своим ароматом;
И все же его последнее служение -
Предложить себя Тебе.
Твое поклонение не обедняет мир.

Рабиндранат Тагор

По словам Поэта, несомненно, люди выбирают любое предназначение, радующее их, и все же их последнее предназначение указывает на Тебя, о Господь!

YOUTH
ЮНОСТЬ

Поистине, столетний юбилей Тагора стал событием, радующим нас, его почитателей и энтузиастов Культуры во всем мире. Для молодежи мира это была освященная возможность выразить поэту-Учителю свое глубокое почтение.

Когда пораженческие настроения нависли или, скорее, овладели индусами, Тагор исполнил свою часть долга: он своими проникновенными и просветленными песнями вселил несокрушимый дух уверенности в свои силы в умы индийской молодежи.

– Z –

ZEAL
РВЕНИЕ

«Эндимион» Китса с его чудесной живостью и великолепной меткостью выражений - несомненно, грандиозный успех. Но его «Гиперион», по мнению многих критиков, был печальной неудачей. Однако нельзя сказать, что «Гиперион» совсем не хорош. Как это, к несчастью, бывает, когда эта эпическая поэма увидела свет, поэт подвергся беспощадной критике даже со стороны своих закадычных друзей. Как результат, его здоровье было подорвано, а беспокоившая его длительное время чахотка стала значительно прогрессировать. В конечном счете он вынужден был уплатить свой долг природе. Так что не будет преувеличением сказать, что отсутствие неукротимого рвения было в основном ответственно за уход одного из удивительных поэтов мира. Бедная земля не смогла хранить память о нем даже в течение тридцати скоротечных лет.

Теперь давайте сосредоточим наше внимание на рвении Рабиндраната. В ранние дни своего творчества он вынужден был кстати и некстати сталкиваться с очень резкой критикой своих сочинений. Калипрасанна Кабиабишарад, хорошо известный издатель бенгальского еженедельника «Хитавади», возможно, выступал как самый резкий и невыносимый критик работ Тагора. Его безжалостное перо пишет:

Не маши своими крыльями, чтобы взлететь,
О поэт-голубь.
Оставайся там, где ты есть, в своей норе.
Даже свою болтовню и свое хвастовство
Ты одарил простором поэзии.
Это ты тоже огласил произведением Искусств.
И прибыль, которую оно принесло тебе,
Составила одну рупию мелочью.

Любой другой поэт с меньшим рвением сник бы под тяжестью такой безжалостной критики, но Рабиндранат доказал свою несгибаемую природу. Вот почему он был столь успешным. Несмотря на бесчисленные удары с отрочества и до конца жизни, его глаза улыбались и губы пели, как прекрасные цветы и ясные солнечные лучи, проглядывающие сквозь шафрановую мантию Рассвета.