Шри Чинмой
Сон — младший брат смерти. Хотя я сплю

Хотя я засыпаю
во время утренней медитации,
Бог ценит мою попытку.
Поэтому я благодарен Богу.

Хотя я засыпаю
во время своей вечерней медитации,
я горжусь своей попыткой.
Поэтому я люблю себя.

Вопрос: Насколько я знаю, в ашрамах ложатся спать рано. Но мы из-за всех своих дел ложимся в двенадцать или в час ночи. Как же нам вставать рано и медитировать?

Шри Чинмой: Это они-то ложатся рано? Дорогой мой, вы ошибаетесь. В некоторых ашрамах, где я бывал, ложатся в одиннадцать, или в двенадцать, или еще позднее, поскольку каждый вечер у них праздник или какое-то событие. А рано утром им каждый день нужно идти на работу или в школу. В некоторых индийских ашрамах, например, в Гималаях, действительно ложатся спать рано. Но в современных ашрамах — совсем другое дело. Там рано не ложатся.

Вопрос: Вы сказали, что, если болен или устал, нужно выспаться. А как быть, если просыпаешься, а тело дает знать, что ты действительно устал и нуждаешься в сне?

Шри Чинмой: Когда это происходит, говорит не тело, а физический ум. Даже если вы проспите двадцать часов, физический ум скажет: «Как я устал, как устал». И, в конце концов, когда вы все-таки встаете, тот же физический ум говорит вам: «Ну вот, медитировать уже слишком поздно. Время ушло».

Вопрос: К половине седьмого я обычно чувствую, что моя медитация закончилась, и не знаю, что делать дальше. Остается только опять лечь спать?

Шри Чинмой: Вы можете читать духовные книги, петь или учить духовные песни. Пение — тоже форма медитации. Никто не будет смеяться над вашим голосом, когда вы в комнате один. Слушателями будут только вы и Всевышний. Вы можете заняться джапой, повторяя «АУМ», или «Supreme», или свое духовное имя. Когда вы читаете мои духовные книги, выполняете джапу или поете духовные песни — это продолжение медитации. Но не ложитесь спать снова, если только это не является абсолютно необходимым для вашего здоровья. Ложась спать снова, вы просто добровольно отдаете себя в объятия смерти.

Вопрос: Можно ли встать на медитацию рано, а потом днем вздремнуть?

Шри Чинмой: В Индии говорят, что спать днем — это большой грех. В этом есть доля истины. Прежде всего, даже если вы проспите днем шесть часов, вы не отдохнете так, как за несколько часов ночного сна, поэтому вы теряете свое время. Во-вторых, день — это время бодрствования. Если вам полагается бодрствовать, а вы в это время спите, то без необходимости вы дружите с неуверенностью.

Ночью вы имеете дело с неопределенностью и знаете это. На данном этапе вашего духовного путешествия сон необходим. Без него вам не обойтись. Но днем, когда для этого есть возможность, нужно держаться как можно бодрее. С другой стороны, если этого требует необходимость, лучше медитировать рано утром, а потом опять лечь спать, или вздремнуть днем, чем пытаться медитировать после 8 утра. Когда это неизбежно, когда вы занимаетесь чем-то исключительно важным и вам приходится ложиться поздно, то, если вы встанете для медитации рано, а днем снова ляжете поспать, — все в порядке. Но если вы просто смотрите телевизор или занимаетесь еще какими-нибудь глупостями и ложитесь совсем поздно, это очень плохо с вашей стороны. Либо вы не сможете встать и медитировать утром, либо вам придется снова ложиться спать днем. Но на этот раз это произойдет не потому, что у вас были абсолютно необходимые дела. Вам придется досыпать из-за своего намеренного выбора в пользу невежества. И тогда это очень плохо.