Шри Чинмой
Сердце ребенка и мечты ребенка: руководство для родителей и детей. Руководство по медитации для родителей

ДВА НАМЕРЕНИЯ

Бог создал нас только
с двумя намерениями:
Во-первых, чтобы мы были
правдивыми с Ним,
Во-вторых, чтобы мы были
правдивыми с самим собой.

Медитация — это язык Бога. Когда мы говорим на одном языке, мы можем понять друг друга. Если мы хотим общаться с Богом, медитация — язык, на котором мы должны говорить. Это общий язык человека и Бога. Им пользуется Бог, и им пользуется человек. Когда вы входите глубоко внутрь, в глубочайшие тайники своего сердца, вы общаетесь с Богом через медитацию.

Размышления не имеют ничего общего с медитацией. Даже раздумья, которые являются разновидностью спокойного интроспективного мышления, далеки от дисциплинированной безбрежности медитации. В тот момент, когда вы начинаете думать, вы вступаете в игру с ограниченностью и зависимостью. Ваши мысли, как бы прекрасны и изысканны они ни были в данный момент, становятся в конечном счете болезненными, ядовитыми и разрушительными, потому что они ограничивают и связывают нас. В рассуждающем уме нет реальности. В данный момент вы строите замок, а в следующий момент разрушаете его. У ума есть свое назначение, но в духовной жизни вам нужно идти намного выше ума, туда, где вечный покой, вечные знания и вечный свет. Только когда благодаря устремления и медитации вы идете за пределы мышления, вы можете видеть одновременно Реальность Бога и Видение Бога и наслаждаться ими.

Начало

Начиная медитировать, всегда старайтесь чувствовать себя ребенком. В детском возрасте ум еще не развит. На интеллектуальном уровне ум начинает функционировать в возрасте двенадцати-тринадцати лет. А до этого ребенок — само сердце. Ребенок чувствует, что он ничего не знает. У него нет никакого предвзятого мнения о медитации и духовной жизни. Он хочет учиться у отца и матери всему новому.

Сначала почувствуйте себя ребенком, а затем постарайтесь представить, что вы находитесь в цветущем саду. Этот цветущий сад — ваше сердце. Ребенок может играть в саду часами. Он переходит от цветка к цветку, но не уходит из сада, потому что радуется красоте и аромату каждого цветка. Внутри вас — сад, и вы можете оставаться в нем, сколько захотите, обучаясь там медитации.

Если вы сможете оставаться в сердце, вы начнете чувствовать внутренний плач. Этот внутренний плач, или устремление, — секрет медитации. Когда плачет взрослый человек, его плач обычно неискренен. Но когда плачет ребенок — даже если он плачет всего лишь о леденце, — плач очень искренен. В это время леденец для него — это весь мир. Если вы дадите ему стодолларовую банкноту, это его не удовлетворит, его интересует только леденец. Что же происходит, когда ребенок плачет? Его отец или мать тут же приходят к нему на помощь. Если вы сможете плакать глубоко изнутри, взывая о покое, свете и истине, и если это единственное, что удовлетворит вас, тогда Бог, ваш вечный Отец и вечная Мать, непременно придет и поможет вам.

Духовные упражнения

Существует довольно много упражнений, которые может практиковать начинающий. Первостепенное значение для искателя имеет простота, искренность, чистота и уверенность. Именно простота дарует покой ума. Именно искренность дает почувствовать, что вы от Бога, а Бог всегда для вас. Именно чистое сердце дает вам почувствовать, что в каждое мгновение жизни Бог растет, сияет и исполняет Себя внутри вас. Именно уверенность дает вам почувствовать, что медитация абсолютно необходима.

Пожалуйста, в безмолвии, повторите в уме семь раз слово «простота» и сконцентрируйтесь на макушке головы. Затем повторите в сердце семь раз слово «искренность» в безмолвии и одухотворенно, и сконцентрируйтесь на сердце. После этого в пупочном центре или вокруг него повторите слово «чистота» семь раз и сконцентрируйтесь на пупочном центре. Пожалуйста, сделайте все это в безмолвии и одухотворенно. Затем сосредоточьте внимание на третьем глазе, который находится в центре лба немного выше бровей, и про себя повторите семь раз слово «уверенность». После этого положите руку на макушку головы и произнесите три раза: «Я простой, я простой, я простой». Затем положите руку на сердце и скажите три раза: «Я искренен, я искренен, я искренен». Теперь положите руку на пупок, повторяя: «Я чистый», и на третий глаз, повторяя: «Я уверенный».

Если вам нравится определенный аспект Бога — например, любовь, — очень одухотворенно повторите про себя несколько раз слово «любовь». Одухотворенно произнося «любовь», постарайтесь почувствовать, как оно отдается в самых сокровенных глубинах вашего сердца: «Любовь, любовь, любовь». Если вы больше нуждаетесь в божественном покое, тогда, внутренне распевайте или повторяйте про себя слово «покой». Произнося его, постарайтесь услышать космический звук, который воплощает это слово. Почувствуйте, как звук-семя «покой» отдается в самых глубинах вашего сердца. Если вы хотите света, тогда, очень одухотворенно повторяйте «свет, свет, свет» и почувствуйте, что вы действительно стали светом. Попытайтесь представить, что от кончиков пальцев до макушки головы вы стали словом, которое повторяете. Почувствуйте, как физическое тело, тонкое тело и все ваши нервы наполнились любовью, покоем или светом.

Есть еще одно упражнение, которое вы можете практиковать. Пожалуйста, вдохните и задержите дыхание на пару секунд и представьте, что задерживаете дыхание, или жизненную энергию, в третьем глазе. Это то место, на котором вы будете концентрироваться. Вдохнув второй раз, задержите жизненную энергию в сердечном центре. А на третьем вдохе задержите дыхание в пупочном центре. Это тоже поможет вам.

Ребенок не рассчитывает и не полагается на себя, он полагается только на способность своей матери. С другой стороны, он жаждет отдать ей ту небольшую способность, которая у него есть. Его небольшая способность — это его вера. Его вера в свою мать — это его вера в себя. Если ребенок потерялся на улице, он начинает плакать, и какой-нибудь добросердечный человек показывает ему дорогу домой. Представьте, что вы потерялись на улице и начинается гроза. На вас обрушиваются сомнение, страх, тревога, беспокойство, неуверенность и другие небожественные силы. Но если вы почувствуете себя беспомощными и будете искренне взывать, кто-то придет вам на помощь и покажет дорогу к дому, который и есть ваше сердце. И кто же он? Бог, ваш Внутренний Кормчий.

У каждой человеческой души собственный способ медитации. Мой способ медитации не подойдет вам, а ваш способ не подойдет мне. У многих искателей медитация неплодотворна потому, что они не нашли своего способа медитации. Если у вас нет духовного Учителя, который мог бы вас вести, вам нужно идти глубоко внутрь и найти свою медитацию в сокровенных глубинах своего сердца. Идите глубоко, глубоко внутрь и постарайтесь услышать голос, или мысль, или идею. Затем погрузитесь в этот голос или мысль и почувствуйте, приносит ли он вам чувство внутренней радости или покоя, где нет ни вопросов, ни проблем, ни сомнений. Если у вас будет такое чувство, можете быть уверены, что голос, который вы слышали, — настоящий внутренний голос, который поможет вам в духовной жизни.

Вначале вам не следует даже думать о медитации. Просто постарайтесь выделить какое-то определенное время, когда вы попробуете быть спокойными и умиротворенными, и почувствуйте, что эти пять минут принадлежат вашему внутреннему существу и никому больше. Вам необходима регулярная практика в одно и то же время. Каждый день вы едите, чтобы поддерживать свою жизнь на земле. Вы не можете жить за счет пищи, которую съели вчера. Точно так же каждый день вам нужно питать свою душу. Если вы едите каждый день, вы становитесь очень сильными благодаря регулярному питанию. Точно так же, благодаря ежедневной медитации питается и ваша душа.

Подготовка к медитации

Для медитации дома вам следует выбрать в своей комнате место, абсолютно чистое и священное, которое вы будете использовать только для медитации. Здесь, на алтаре, поместите изображение своего духовного Учителя, или Христа, или какого-то другого духовного человека, которого вы любите и считаете своим Учителем.

Если перед началом медитации вы примите душ или ванну, это вам поможет. Чистота тела абсолютно необходима для чистоты сознания. Если нет возможности принять душ перед тем, как сесть медитировать, вам следует, по крайней мере, помыть лицо и ноги. Желательно также одеть чистую и светлую одежду.

Если вы зажжете ароматическую палочку и поставите перед собой цветы, это вам поможет. Некоторые люди говорят, что ставить возле себя цветы во время медитации не обязательно. Они говорят: «Цветок внутри, тысячелепестковый лотос внутри». Но физический цветок, находящийся перед вами, напоминает вам о внутреннем цветке. Его цвет, аромат и чистое сознание принесут вам немного вдохновения, от вдохновения вы получите устремление, от устремления — осознание.

То же касается использования во время медитации свечей. Само по себе пламя свечи не принесет вам устремления, устремление дает только внутреннее пламя. Но когда вы видите внешнее пламя, вы тут же чувствуете, что пламя устремления во внутреннем существе также поднимается все выше и выше. Когда вы чувствуете аромат, то вдохновения и чистоты вы ощутите, возможно, лишь на йоту, но и эта йота может быть добавлена к вашему внутреннему сокровищу.

Во время медитации важно держать позвоночник прямо и вертикально, сохраняя тело расслабленным. Естественно, если тело напряжено, то божественные и исполняющие качества, струящиеся в теле и через тело во время медитации, не будут восприняты. Тело также не должно испытывать неудобств. Почувствовав дискомфорт, оно автоматически меняет свое положение. Внутреннее существо спонтанно придаёт вам во время медитации удобное положение, и затем следует лишь поддерживать его. Главное преимущество позы лотоса в том, что она помогает держать позвоночник прямо и вертикально. Но она не всегда сохраняет тело расслабленным. Поэтому для хорошей медитации поза лотоса вовсе необязательна. Многие прекрасно медитируют сидя на стуле.

Некоторые люди выполняют физические упражнения и асаны. Эти упражнения, называемые Хатха-Йогой, расслабляют тело и на короткое время успокаивают ум. Если кто-то очень беспокоен физически и не может оставаться неподвижным больше секунды, тогда эти упражнения определенно помогут. Но Хатха-Йога совсем необязательна. Многие устремленные могут просто сесть и успокоить свой ум без Хатха-Йоги.

Правильное дыхание

Правильное дыхание очень важно в медитации. При дыхании старайтесь вдыхать как можно медленнее и спокойнее, так, чтобы не шелохнулась даже тоненькая ниточка, если поместить ее перед носом. А выдыхая, старайтесь делать это даже еще медленнее, чем вдыхаете. Если возможно, сделайте короткую паузу после выдоха и началом следующего вдоха. Если можете, задержите дыхание на несколько секунд. Но если трудно, не делайте этого. Никогда не делайте того, что причиняет вред вашим органам или дыхательной системе.

Первое, о чем следует думать, когда дышите, — это чистота. Если при вдохе вы можете почувствовать, что дыхание приходит прямо от Бога, от самой Чистоты, тогда дыхание может быть легко очищено. Затем, каждый раз, делая вдох, старайтесь представить, что приносите в тело покой, бесконечный покой. Противоположность покоя — беспокойство. При выдохе старайтесь почувствовать, что удаляете беспокойство, которое внутри вас, а также беспокойство, которое вы видите повсюду вокруг себя. При таком способе дыхания вы обнаружите, что беспокойство покидает вас. Проделав это несколько раз, постарайтесь почувствовать, что вдыхаете силу Вселенной, а когда выдыхаете, представьте, как из тела полностью уходит страх. Проделав это несколько раз, попробуйте почувствовать, что вдыхаете радость, бесконечную радость, а выдыхаете печаль, страдание и уныние.

Есть еще одно упражнение, которое также можно попробовать. Представьте, что вы вдыхаете не воздух, а космическую энергию. Почувствуйте, что огромная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и вы собираетесь использовать ее для очищения своего тела, витала, ума и сердца. Представьте, что в вашем существе нет ни единого места, которое бы не заполнилось потоком космической энергии. Он струится внутри вас, как река, омывая и очищая все ваше существо. Затем, выдыхая, почувствуйте, что выдыхаете весь скопившийся в вас мусор — все свои небожественные мысли, мрачные идеи и нечистые поступки. Все внутри своей системы, что вы называете небожественным, все, что не хотите признавать своим, все это вы выдыхаете.

Концентрация

Если вы начинающий в медитации, начните с развития силы концентрации. Иначе в тот момент, когда вы пытаетесь успокоить и освободить свой ум, миллионы непрошенных мыслей войдут в вас и вы не сможете медитировать и одной секунды. Если каждый день вы будете концентрироваться по несколько минут перед медитацией, это устранит препятствия и поможет вам совершать быстрый прогресс.

Концентрация означает внутреннюю бдительность и готовность. Когда мы концентрируемся, мы подобны проникающей пуле или магниту, притягивающему к себе объект концентрации. В это время мы не позволяем войти в ум никаким мыслям, ни хорошим ни плохим. В концентрации ум полностью должен быть сфокусирован на конкретном объекте или субъекте. Концентрируясь на цветке, мы стараемся почувствовать, что во всем мире ничего больше не существует, кроме нас и цветка. Концентрация — не агрессивный путь проникновения в объект. Вовсе нет! Эта концентрация исходит прямо из души, из неукротимой силы воли души.

Я очень часто слышу, как устремленные люди говорят, что не могут концентрироваться более пяти минут. После пяти минут у них начинается головная боль, или они чувствуют, что голова в огне. Почему? Потому что сила их концентрации приходит из интеллектуального ума, или, можно сказать, из дисциплинированного ума. Ум знает, что он не должен блуждать, все это он знает. Но чтобы пользоваться умом правильно, просветленным образом, его должен наполнить свет души. Когда ум наполнился светом души, чрезвычайно легко концентрироваться на чем-либо часами и часами. В это время нет ни мыслей, ни сомнений, ни страха. Никакие негативные силы не смогут войти в ум, если он наполнен светом души.

Концентрируясь, нужно чувствовать, как сила концентрации приходит из сердечного центра и поднимается к третьему глазу. Сердечный центр — это место, где находится душа. Когда вы думаете о душе, лучше не формировать о ней никакого особого представления и не пытаться думать, на что она похожа. Думайте о ней лишь как о представителе Бога или как о безграничном свете и восторге. Так что, концентрируясь, старайтесь чувствовать, как свет души приходит из сердца и проходит через третий глаз. Так, с этим светом, вы входите в объект концентрации и отождествляетесь с ним. Заключительный этап концентрации — открытие в объекте концентрации скрытой, изначальной истины.

Победа над мыслями

Поскольку в медитации все протекает интенсивно, необходимо следить, чтобы в ум не вошла небожественная или плохая мысль, ее тут же нужно уничтожить своим устремлением. Когда вы беседуете или заняты своими обычными земными делами, можно позволить любые мысли, поскольку в такое время процессы не интенсивны. Но если какая-то небожественная мысль приходит во время медитации, сила вашей медитации увеличит и усилит ее, и эта мысль разрушит часть вашего тонкого существа. Духовная жизнь теряет часть своей силы в тот момент, когда ум становится жертвой потворствующих мыслей. Когда приходит хорошая мысль, постарайтесь расширить ее как можно больше. Если хорошие мысли находятся на низком уровне, вы можете поднять их на более высокий уровень. Но если у вас плохая мысль, просто прервите ее и уничтожьте.

Как это сделать? Если нападающая на вас мысль приходит из внешнего мира, постарайтесь собрать всю силу воли своей души из сердца и сконцентрировать ее прямо перед лбом. В тот момент, когда мысль, пытающаяся проникнуть в вас, увидит волю вашей души, она непременно исчезнет.

Если во время медитации вас беспокоят мысли, вы можете предпринять кое-что практически. Представьте, что внутри вашего ума есть комната и дверь. Станьте прямо в дверях этой комнаты и внимательно следите за входящими. Как только вы увидите, что какие-то люди собираются войти, — «люди» означают мысли, — просто закройте дверь. Вначале, чтобы накопить силы, не позволяйте входить никому. Иначе, если вы разрешите войти своим друзьям, могут проникнуть и враги, и тогда у вас ничего не получится. Но придет время, когда вы станете внутренне сильными и будете способны пускать только друзей. Тогда вы разрешите своим друзьям войти, а врагов оставите за дверью.

Хорошие мысли — ваши друзья. Мысли о Боге, о самоотдаче — хорошие мысли. Если такие хорошие мысли захотят войти в вашу комнату, держите дверь открытой. Но как только вы увидите плохие мысли, мысли страха, зависти, сомнения, разочарования, депрессии и так далее, тут же закройте дверь.

Один из методов вхождения в медитацию в том случае, если ум неспокоен, — с помощью «мантры». Для этого вы можете в течение нескольких минут повторять «Всевышний» или «Бог». Обычно лучше повторять мантру вслух. Произносите ее естественно, но одухотворенно.

Если, проделав это несколько минут, вы почувствуете чье-то присутствие внутри себя, присутствие своего внутреннего существа, которое повторяет эту мантру для вас, тогда вам уже не нужно произносить ее вслух. Иногда вы можете почувствовать это, закончив повторять мантру. Вы уже довольно много раз повторили «Всевышний, Всевышний». И теперь вы слышите Имя Господа, повторяющееся у вас в сердце. Ваш язык не работает, Имя Господа повторяет внутри ваше внутреннее существо.

Медитация в сердце

Я всегда говорю искателям, что лучше медитировать в сердце, чем в уме. Ум напоминает Таймс-Сквер в канун Нового Года, сердце — уединенную пещеру в Гималаях. Если вы медитируете в уме, вы сможете медитировать, возможно, минут пять, а из этих пяти минут медитировать очень уверенно, может быть, одну минуту. После этого вы чувствуете напряжение в голове. Сначала вы получаете радость и удовлетворение, потом испытываете чувство бесплодной пустыни. Но если вы медитируете в сердце, вы обретаете способность отождествлять себя с радостью и удовлетворением, которые получаете, и эти чувства становится постоянными.

Медитируя в уме, вы не отождествляетесь, вы пытаетесь проникнуть во что-то. Если вы хотите попасть в чей-то дом и взять то, что принадлежит хозяину, вам приходится либо взломать дверь, либо обратиться к хозяину дома с просьбой открыть ее. Когда вы обращаетесь с просьбой, вы чувствуете себя посторонним, и хозяин дома тоже чувствует, что вы посторонний. Он думает: «В мой дом хочет войти кто-то чужой». Но если вы пользуетесь сердцем, тут же проявляются такие качества, как мягкость, нежность, любовь и чистота. Когда хозяин дома видит, что вы — само сердце, его собственное сердце сразу же становится единым с вашим, и он тут же пускает вас. Почувствовав единство с вами, он говорит: «Что же вы хотите взять в моем доме? Если вам нужен покой, возьмите его. Если нужен свет, возьмите его».

Если вы медитируете в сердце, вы медитируете там, где пребывает душа. Конечно, свет и сознание души наполняют все тело, но есть особое место, где душа пребывает большую часть времени, и таким местом является сердце. Если вы хотите просветления, вам нужно получить его у души, которая находится в сердце. Когда вы знаете, чего хотите, и знаете, где это находится, вы пойдете именно туда. Вы же не идете за продуктами, например, в хозяйственный магазин.

Медитация подобна погружению на дно моря, где все тихо и спокойно. На поверхности может быть множество волн, но глубже море спокойно. В своих глубочайших глубинах море — само безмолвие. Медитируя, мы вначале стараемся достичь глубин собственного внутреннего существа, другими словами, дна моря. В таком случае волны внешнего мира не смогут затронуть нас. Страх, сомнения, тревога и вся земная суета будут просто смыты, поскольку внутри нас нерушимый покой. Мысли не могут потревожить нас, потому что ум — воплощение покоя, тишины, единства. Мысли подобны рыбам в море, которые плавают и резвятся, но не оставляют следа.

Находясь в высшей медитации, мы чувствуем себя морем, которое не могут потревожить его обитатели. Мы чувствуем себя небом, которое не могут потревожить пролетающие птицы. Наш ум — небо, а наше сердце — безбрежное море. Это и есть медитация.