Шри Чинмой
Квинтэссенция Знания-Солнца. Вопросы и ответы

Эти вопросы были заданы в Нью-Йоркском Центре Шри Чинмоя 10 июля 1976 года.

Вопрос: Мне интересно знать о силе, которой обладают ваши внутренние сущности.

Шри Чинмой: Сила, которой обладают мои внутренние сущности, во многом зависит от того, насколько вы восприимчивы. Все зависит от вашей восприимчивости. У Дулала был друг по имени Джадд. Он и его жена однажды вечером пошли куда-то, оставив дома детей и собаку. Пока они отсутствовали, случился пожар. Джадд ехал домой медленно и услышал мой голос: «Джадд, езжай как можно быстрее!» Так быстро, как той ночью, он никогда не ездил. И когда он добрался домой, он смог спасти троих детей. Только собаку не спасли. Это одна из моих сущностей спасла детей. Иначе, он не поехал бы так быстро. Моя внутренняя сущность сказала ему: «Поезжай как можно быстрее, давай!» Так его дети были спасены.

А где они теперь? Когда мы в нужде, у нас появляется вера не только в Бога, но во всех и каждого. Когда все не ладится, мы дружим с Богом и с любым прохожим на улице, который может помочь. Но когда все хорошо, тогда мы можем попросить свою духовность и Бога молчать. Когда цель достигнута, нам уже не нужен Бог. У нас нет веры в Бога и в кого бы то ни было. Джадд потерял бы детей, если бы моя внутренняя сущность не предупредила его, и он знает это. Но сейчас, когда он счастлив в своей внешней жизни, он больше не ходит в Центр.

Вопрос: Что происходит с очень бездуховными душами, которые не хотят проводить много времени в мире души после смерти? Могут ли они реинкарнировать сразу же?

Шри Чинмой: Обычные люди, возвращаясь в мир души, как правило, остаются там около шести лет, прежде чем реинкарнировать. У некоторых это не занимает даже шести лет. Обычные люди, живущие всецело животной жизнью, возможно, не склонны идти в мир души. Они хотят наслаждаться физическим миром, жизнью-удовольствием. Спустя шесть или даже четыре месяца, они могут снова принять инкарнацию. Таким образом, поскольку они начинают свое путешествие очень быстро, они прогрессируют немного быстрее, если это можно назвать прогрессом. Проведя совершенно неустремленную жизнь, они отдыхают три или четыре месяца в другом мире, прежде чем возвратиться вновь.

Часто хорошие, великие души проводят в мире души всего шесть-восемь месяцев или год. Обычные люди отдыхают шесть, восемь или десять лет. Но иногда обычная душа, не с ужасными животными склонностями, а обыкновенная душа с небольшим устремлением — не очень высоким и не очень интенсивным, но и не очень плохим — хочет вернуться обратно на землю очень быстро. Если есть Воля Бога или если вмешивается духовный Учитель, то эта душа может вернуться быстрее. Эти человеческие души не самые низкие, они обычного порядка. У них есть земные желания, и они устают от небесной жизни. Они уходят на Небеса и после трех или четырех лет начинают уставать от небесной жизни, им нравится земная жизнь.

Мать нашей Шарамы умерла около трех лет назад. Несколько месяцев спустя она успешно сошла на землю. Она устала от небесной жизни и смогла спуститься, потому что у нее был Гуру, и он отнесся к ней благосклонно. Она вернулась очень быстро не потому, что вела животную жизнь, а потому, что устремлялась очень медленно, со скоростью индийской воловьей упряжки. Она чувствовала, что здесь, на земле, она будет счастлива. Есть также другие души среди наших умерших учеников, которые хотят вернуться как можно быстрее, но не для того, чтобы принять участие в нашей миссии, а для того, чтобы вести обычную земную жизнь. В таких случаях мое сострадание недейственно. Только матери Шарамы я предложил свою помощь. Но отдохнуть немного на Небесах — это хорошо. Здесь, на земле, мы так упорно трудимся. Мы заслуживаем небольшой отдых.

Вопрос: Как действует воля во время медитации?

Шри Чинмой: Вам нужно знать, какая именно воля: физическая, витальная, ментальная или психическая воля. Если вы имеете в виду физическую волю, то она даст вам возможность поддерживать свое тело устойчивым, но не напряженным. Желательно, чтобы вы не двигались во время медитации туда-сюда. Ваша физическая воля легко будет удерживать фиксированную позу во время медитации. Витальная воля контролирует исходящую энергию. Если вы пользуетесь ею неправильно, она заставит вас желать превосходства над другими. Во время медитации вы можете также думать о своих друзьях. Вы можете захотеть показать им, насколько вы выше их. Это то, что может делать витальная воля. Ментальная воля проявляет себя, когда вы думаете, что знаете больше других. Все это — негативные вещи.

Помимо того, что физическая воля играет положительную роль, заставляя вас сидеть спокойно, это еще не все. Вы можете использовать свою физическую волю, чтобы получать энергию, приходящую свыше. Когда вы используете витальную волю, вы будете чувствовать, как расправляете крылья, чтобы накрыть ими всех и каждого человека во всем мире. А пользуясь ментальной волей, вы можете удерживать мысли, чтобы они не входили в ум. Также своей ментальной волей вы способны защитить свою интенсивную жизнь-устремление. Используя свою психическую волю, которая является волей сердца, вы будете чувствовать, что стали неделимо едиными с остальным миром.

Какую же волю вы хотите использовать во время медитации? Во время медитации безопаснее использовать свою психическую волю, волю сердца или единства. Если вы установите единство с Богом, со мной и с учениками, тогда вы спасены. Психическая воля — это воля свободы. Если вы хотите свободы от оков невежества, тогда единство — это именно то, что вам необходимо.

Вопрос: Является ли воля, необходимая для достижения психической воли, чем-то необычным?

Шри Чинмой: Все это идет из сердца. Если вы концентрируетесь на сердце, то сердце расширяется, а если у вас есть чувство расширения, это означает, что действует сила вашей воли. Но в то же время вы можете не получить немедленного результата воли своего сердца. Что делать в этом случае? Используйте волю своего ума, чтобы избавиться от любой мысли. Самое лучшее применение ментальной воли — защита от проникновения в ум мыслей. Лучшее применение витальной воли — расширение себя, чувствовать, что вы расправляете крылья подобно птице. Лучшее применение психической воли — чувствовать, что божественная энергия нисходит и струится как река через все тело.

Вопрос: Что определяет качества души?

Шри Чинмой: Сама душа и Свет-Сострадание Всевышнего. Душа впитывает и поглощает Свет-Сострадание Всевышнего в соответствии со своей восприимчивостью. Качества души зависят от того, как много она может получить Света-Сострадания Всевышнего, в котором есть все необходимые душе качества.

К сожалению, когда душа спускается на землю, божественные качества, полученные от Всевышнего, покрыты земным невежеством. Душа вечно свободна, но, входя в земное пространство, она сталкивается с тьмой и препятствиями. Они входят в душу, и ей становится трудно стряхнуть их с себя и вывести на передний план божественные качества. Но все хорошие качества, в которых нуждается душа, приходят только из СветаСострадания Всевышнего. Восприимчивость души определяет, какие божественные качества она получит в неограниченной мере, а какие — в меньшей степени.

Вопрос: Можно ли вспомнить свое пребывание в мире души?

Шри Чинмой: Йоги и духовные Учителя легко могут помнить. Для них физический мир и мир души подобны двум комнатам или двум домам. Эта церковь — один дом, а мой дом на Джамайке — другой. От меня зависит, когда в какой дом мне идти. Сюда я приходил много, много раз, там я нахожусь каждый день. И хотя я остаюсь здесь только несколько часов в неделю, я знаю, что именно есть у меня здесь, в этом доме. Точно так же, когда я здесь, на земле, я могу без труда помнить то, что есть на Небесах, которые являются другим моим домом. Даже если я не прихожу туда, я также знаю, что происходит в том доме.

Когда кто-либо осознает Бога, это подобно тому, что человек становится богатым. Во внешнем мире богатый человек может иметь много домов и может знать, что у него есть в каждом доме. Точно так же, когда человек становится богатым духовно, он помнит все свои дома, которые у него есть здесь, на земле, и там, на Небесах. В общем, для того, чтобы вспомнить свое временное пребывание на Небесах, человек должен стать духовно богатым. Но есть обыкновенные люди, совсем не богатые духовно, которые, по милости Бога, имеют способность помнить, что они делали в другом мире. Это длится несколько месяцев или несколько лет, когда они еще очень молоды. Но когда ум выходит на передний план, эта способность исчезает. Потом они забывают о жилище своей души и ничего не могут вспомнить о том, что они там видели. Но духовные Учители и Йоги не забывают. Для них это единство-отождествление. Когда они отождествляются с землей, они знают, что происходит на земле, а когда они отождествляются с Небесами, они знают, что происходит на Небесах. Для них это очень легко.

Вопрос: Не слишком ли серьезно некоторые люди относятся к жизни?

Шри Чинмой: Когда кто-то достиг очень высокого состояния сознания и установил свободный доступ к вечной жизни, тогда он знает, что после жизни наступает смерть, а после смерти опять начинается новая жизнь. Это знание — не просто знание из книг. Каждому нужно осознать или открыть тот факт, что эта земная смерть — только короткий переход, как туннель в Манхэттен, в конце которого вновь день. Поэтому, если человек знает, что существует вечная жизнь, то для него шестьдесят или семьдесят лет — ничто. Для него нет необходимости воспринимать жизнь слишком серьезно. Это точка зрения того, кто уже осознал Высшее.

Если человек осознал Бога, он, возможно, не захочет войти в поле проявления и снова усердно работать. Он может прийти в мир или остаться в мире, не помогая человечеству, а наслаждаясь миром, но не обычным человеческим образом, а как наблюдатель. Вы очень хорошо играли свою роль на протяжении стольких лет. Затем вы можете не захотеть снова принять участие в такого рода игре. Духовные люди могут сказать: «Позволь мне отдохнуть здесь, на земле, как мы отдыхаем на Небесах». Некоторые духовные Учителя поступали так: после осознания Бога они оставались на земле еще двадцать или тридцать лет, но не входили в поле проявления. Они только наблюдали. Они быстро бежали, пока не достигли своего предназначения. Потом они захотели посмотреть на других, чтобы видеть, как те бегут; они получали радость, наблюдая за скоростью других. Но если Бог хочет, чтобы они открыли и проявили Его, а вместо этого они только наблюдают, тогда они допускают ошибку. Это правильно только тогда, когда Бог позволяет им это, говоря: «Сын Мой, ты так усердно трудился. Сейчас, если ты хочешь отдохнуть несколько земных лет, Я дарую тебе эту возможность».

Но для тех, кто все еще не осознал Высшее, и кто хочет осознать Высшее, каждая секунда имеет первостепенную важность. Если у человека нет цели, тогда он может отдыхать. Но если у человека есть цель, он должен воспринимать ее серьезно и бежать к ней. Каждая секунда на счету. Для многих людей во всем мире не существует цели. Для них все дни одинаковы и нет ничего серьезного и важного. Но когда у кого-то есть цель, тогда он ни секунды не желает тратить впустую.

В то же время, нам нужно быть мудрыми. Если мы воспринимаем жизнь слишком серьезно, не обладая необходимой способностью успешно справляться с жизнью, тогда мы совершаем самоубийство. Когда кто-то хочет получить степень магистра и чувствует, что, если он не получит ее, то весь его мир перевернется, тогда он воспринимает жизнь слишком серьезно. В этом он должен быть очень мудрым. Ему нужно знать, что на земле есть тысячи и тысячи людей со степенью магистра, и если он не станет одним из них, то ничего страшного не произойдет. Возможно, он не получит эту степень, но на земле есть миллионы других людей, которые также не имеют ее, но которые, тем не менее, удовлетворены. То, в чем нуждается человек, — это терпение. Если вы не преуспели в своем стремлении на этот раз, тогда попробуйте еще раз, позже. Если и в следующий раз вы потерпите неудачу, тогда верьте в реинкарнацию. В своей следующей жизни вы можете начать обучение снова. Когда земные желания не исполнялись, люди совершали много небожественного, много нелепого, только потому, что воспринимали жизнь слишком серьезно.

Людям, имеющим внутренний зов и устремление осознать высшую Цель, нельзя терять времени. Но, с другой стороны, они не должны устанавливать дату достижения своей Цели. Если я только сегодня начал молиться и медитировать, мне не стоит говорить, что послезавтра я должен осознать Бога или что я овладею своей жизнью. Если я искренен, я скажу, что, несмотря на то, что осознать Бога послезавтра является моим искренним желанием, я знаю, что Бог — само Сострадание, и Он дарует мне осознание в назначенный Им Самим Час.

Человеку нужно знать, какое устремление у него есть. Если у искателя есть пламенное устремление, тогда для достижения Цели он не должен тратить впустую ни одной секунды. Он скажет себе: «С таким интенсивным устремлением я всегда буду стараться бежать максимально быстро. Тогда, в Богом избранный Час, Бог даст мне осознание». Это самая лучшая позиция, которая должна быть у устремленного человека.

Вопрос: Как вы определите, что у друга-ученика есть духовная проблема?

Шри Чинмой: Это будет отражаться на его лице. Если у него есть духовная проблема, он не сможет спрятать ее. Он может скрывать ее от вас день или два, но от меня он не сможет спрятать ее даже на секунду. Он может скрыть ее от вас, когда он прямо перед вами, лицом к лицу. Но если вы тайно наблюдаете за ним, когда он оборачивается или подходит к столу работать, вы тут же можете поймать его. Если он не хочет, чтобы кто-нибудь узнал о его проблеме, тогда, находясь с вами, он несколько минут сможет дурачить вас, демонстрируя вам свое веселое, просто сияющее от радости лицо. Но когда он не контролирует себя, он будет совершенно другим человеком.

Но все дело в том, что такого понятия как «духовная проблема» не существует. Все проблемы, которые влияют на вашу духовную жизнь — это ментальные проблемы, витальные проблемы, эмоциональные проблемы, физические проблемы. Сомнение — это не духовность. Если кто-то страдает от сомнения, он не может сказать, что у него есть духовные проблемы. У него есть ментальные проблемы. Мы используем слово духовность применительно ко всему, но говорить «духовная проблема» — это неправильно. Духовность пришла в мир, чтобы спасти нас, а не для того, чтобы сотворить для нас проблемы. Проблемы порождают силы, которые выступают против духовности. Что такое духовность? Это мудрость человека и Сострадание Бога. Поэтому как человек может иметь духовные проблемы?

Если у человека нет веры в Бога, или своего Гуру, или самого себя, то это не духовная проблема, это ментальная проблема. Если кто-то живет нечистой жизнью, то это не духовная проблема, а витальная или эмоциональная проблема. Если кто-то очень любит поесть и не может контролировать свой вес, тогда это физическая проблема. Если вы используете выражение «духовная проблема», то ваше обвинение не по адресу.

Если что-то не получается, очень часто люди обвиняют своего Гуру или обвиняют Бога. Но если они искренни, то они будут обвинять только самих себя, потому что именно они подружились с сомнением, страхом, завистью и неуверенностью. Все эти качества являются проблемами для тех, кто приглашает их и воплощает их, но они не являются духовными проблемами.

Возвращаясь к вашему вопросу, вы можете за пять минут узнать, есть ли у человека проблема, если понаблюдаете за ним со стороны, а не тогда, когда вы общаетесь. Кроме того, ваше любящее сердце любви подскажет вам, потому что ваше сердце не получает никакого ответа от этого человека. Когда вы говорите с другом-учеником, это означает, что вы предлагаете свою любовь, вы настежь открываете перед ним дверь своего сердца. И что вы ожидаете? Вы ожидаете, что он войдет в ваше сердце, чтобы вы могли дать ему заботу, любовь и радость. Но если вы напрасно держите свою дверь открытой, и гость не приходит, тогда вы будете знать, что с ним что-то случилось. Иначе, он пришел бы на встречу. Ваше сердце единства широко открыто, и вы с готовностью ожидаете гостя, которого пригласили. Но если он не появляется, тогда вы будете знать, что у этого человека есть проблемы либо на физическом плане, либо на витальном плане, либо на ментальном плане. Но духовных проблем не существует. Мы говорим «духовная проблема», потому что практикуем духовность и привыкли использовать этот термин. Все наши проблемы — на физическом, витальном или ментальном плане.

Вопрос: Работают ли боги особым образом в настоящий период истории?

Шри Чинмой: Бог как в мужской форме, так и в женской форме поддерживает сознание человечества. Богини всегда действуют во внутренних мирах, например, Махешвари, Махакали, Махалакшми и Махасарасвати — это богини совершенства, силы, красоты и мудрости. Существует много, много богов и богинь, но есть только четыре главные богини, которые помогают людям и относятся к ним, как к своим детям.

Махакали — моя самая любимая из четырех. Это богиня скорости и силы. Каждая индийская семья имеет покровительствующее божество, которое может быть мужским или женским. Наше семейное божество — богиня Махакали, поэтому она — та, кого я люблю особо. К тому же, она много раз помогала мне. Когда я был подростком и усердно занимался спортом, она очень помогла мне. Однажды, после того, как я пробежал дистанцию четыреста метров, я потерял сознание, и моя душа покинула тело. Через пять или десять минут доктора должны были бы объявить о моей смерти. Но Махакали взяла мою душу и вернула ее назад в тело. Если бы эта богиня не проявила ко мне бесконечную Любовь и Сострадание, я бы вернулся в мир души. Так что, все мои ученики должны быть ей очень благодарны.

Существуют также и другие богини, которые действуют подобным образом. От человека зависит, как взывать к ним. Если кому-то нравится одна богиня, он взывает к ней, но если другому человеку нравится другая богиня, он будет взывать к другой. Но, в сущности, все они — одно. Они не похожи на четырех женщин: если вы порадуете одну, то другие будут недовольны. Они как части одного тела. Если в помощь кому-то понадобятся мои руки, ноги, глаза или нос, другие части моего тела не помешают. Точно так же эти боги и богини — абсолютно одно.

Вопрос: Мне интересно знать, что делает годы, проведенные учеником, похожими на сон, а время до ученичества более реальным? Некоторые переживания кажутся слишком фантастическими, чтобы быть реальными, они похожи на сон. А жизнь до ученичества кажется более осязаемой и реальной.

Шри Чинмой: Быть искренним духовным искателем — значит, иметь дело с неограниченными возможностями. Мир-надежда прошлого, мир-ожидание прошлого преобразовался в реальность, и сейчас вы живете в мире-видении настоящего. Видение Бесконечности, видение Божественности, видение Бессмертия повсюду вокруг нас. Внутри каждой мысли вы имеете дело с бесконечными возможностями и потенциалом. Эти идеи овладевают вашим умом, потому что они — послание универсальной Реальности. Вы нуждаетесь в физическом теле — в руках, ногах, голове — для того, чтобы существовать в физическом мире. Но когда вы имеете дело с духовными мирами, то вы даже не знаете, где ваши руки и ноги. Вы вступили в реальность, где физических предметов не существует. Там вы имеете дело с интуицией, внутренним видением и сознанием. Когда вы в мире устремления, это видение уносит вас далеко за пределы ваших потребностей, далеко за пределы привычного повседневного мира. Таким образом, вы входите в другой план существования, который ещё не так привычен.

Вопрос: Имеет ли какое-то значение, в какое время приходят на землю души ваших учеников? Имеет ли какое-то особое значение время рождения учеников?

Шри Чинмой: Когда родился ученик, и в каком месте душа приняла человеческую инкарнацию, имеет большое значение не с астрологической точки зрения, а чисто с духовной точки зрения. Астрология, гороскопы, звезды — у них есть свой собственный способ суждения о судьбе души. С высшей духовной точки зрения, обстоятельства, в которых душа приняла инкарнацию, имеют исключительное значение. Но наиболее значительное событие происходит тогда, когда душа находит своего вечного друга в душе Гуру.

Каждая душа приходит в мир, чтобы сделать нечто особое. Каждая душа похожа на воина, на божественного воина. Божественный воин может достичь предельно возможного; он может исполнить Всевышнего с предельной возможностью только тогда, когда у него есть главнокомандующий. Если воин действует под прямым руководством главнокомандующего, тогда его миссия на земле становится бесконечно успешнее, потому что главнокомандующий может сказать воину, как поступать правильно. Если душа человека хочет работать, она будет работать подобно крошечной капле, со способностью крошечной капли. Но если она действует под строгим руководством главнокомандующего и с помощью всех его сил, тогда она будет иметь способность целого океана. Главнокомандующий — это Гуру, который связан с Абсолютом Всевышним и представляет Абсолют Всевышнего на земле. Каждая человеческая душа видит это и осознает это в соответствии со своей собственной эволюцией.

Сначала человеческая душа дает обещание Абсолюту Всевышнему, что она будет делать нечто действительно хорошее, божественное, просветляющее и исполняющее. Но чтобы исполнить это обещание, она нуждается в постоянном руководстве, поддержке, вдохновении и помощи либо прямо от Всевышнего, либо от духовного Учителя, который играет роль духовного главнокомандующего. Учитель не только ободряет душу сражаться против невежества на поле битвы жизни, но также дает душе постоянную поддержку и способность к победе. В этом случае победа означает постоянно и сознательно осознавать Источник, Абсолют Всевышний. Когда душа становится постоянно и сознательно осведомленной о своем Источнике, человеку очень легко стать неотъемлемой частью бесконечной Реальности и проявить бесконечную Реальность на земле. Поэтому, если душа реинкарнировала в то время и в том месте, где она будет способна получить руководство от настоящего Гуру, это величайшее благословение.

Вопрос: В последнее время я думаю о том, как сделать птицу-вдохновение своим постоянным другом и быть всегда восприимчивым и осознанным по отношению к вдохновению.

Шри Чинмой: Является ли искатель поэтом, художником или музыкантом — ему необходимо вдохновение. В любой области, если человек хочет достичь чего-то, ему необходимо вдохновение. Вдохновение, как и воображение, само по себе, — целый мир. Некоторый действительно имеют свободный доступ в этот мир. Другие должны постучать в дверь, иногда дверь может открыться, а иногда и не открыться. Сейчас я рассказывал вам о воине и командире. Воспринимайте вдохновение как воина, а устремление — как командира. Если вы сможете порадовать более высокую власть, тогда более низкая власть автоматически будет довольна вами. Устремление бесконечно могущественнее, значительнее и плодотворнее, чем вдохновение. Поэтому, если вы можете постоянно устремляться, тогда птица-вдохновение прилетит сама.