Шри Чинмой
Квинтэссенция Знания-Солнца. Ответ на вопрос Неми

Следующие вопросы задала Неми в свой день рождения 24 декабря 1976.

Вопрос: Могу ли я быть уверена, что в конце своей жизни не буду ни о чем сожалеть?

Шри Чинмой: Сожаление — очень своеобразная вещь. Некоторые люди сожалеют уже в самом начале своего жизненного путешествия. Они обвиняют Бога и проклинают себя за то, что приняли человеческую инкарнацию. Кроме того, у некоторых сожаления появляются сразу по окончании жизни-желания, витальной жизни и эмоциональной жизни. И хотя сейчас они вступили в жизнь-устремление, они чувствуют себя несчастными, потому что им пришлось наслаждаться или пройти через эту жизнь-желание. Им кажется, что если бы они не прошли через жизнь-желание, а в самом начале своего путешествия вошли в жизнь-устремление, то к этому времени они бы уже осознали Бога и достигли безграничного покоя, радости, света и блаженства.

Некоторые люди в конце своего путешествия сожалеют, что они не достигли в жизни такого совершенства, какого хотели бы. Если они духовны, то они чувствуют себя несчастными, что не выполнили того, что им предназначалось выполнить для Бога. Если они не духовны, они чувствуют себя несчастными даже тогда, когда стоят одной ногой в могиле, поскольку их желания все еще не осуществились.

Иногда мы достигаем того, ради чего работаем, но сожалеем об этом, потому что время, энергия, сила денег, которые мы потратили для получения конкретной цели, могли быть использованы для чего-то бесконечно более высокого и лучшего.

Сожаление может напасть на человека в любой момент. Независимо оттого, что мы достигаем, сожаление может мучить нас. Что бы мы ни получили, мы чувствуем, что могли бы получить что-то гораздо более лучшее и возвышенное. Сожаление постоянно приходит к нам в форме утонченного искушения, но, к несчастью, мы не распознаем, что внутри сожаления угрожающе вырисовывается искушение.

Все это я говорю с философской точки зрения. В твоем случае, если ты постоянно и преданно делаешь все, что тебе полагается делать: молитва, медитация, самоотверженное служение — и в то же время если ты ничего не ждешь от Всевышнего или от себя самой, тогда у тебя не будет сожалений. Каждый раз ты должна убеждать себя, что тебе, как человеку, ничего не нужно от жизни и даже от самой себя, и что твоей жизни ничего не нужно от тебя — от твоего физического тела, твоего земного существования. С другой стороны, тебе следует знать, что существует некто, кому ты очень нужна, и этот некто — Всевышний.

Теперь может возникнуть вопрос: готова ли ты исполнить Волю Всевышнего? Если ты чувствуешь, что не исполнила Его Воли, не можешь и не сможешь исполнить Его Волю, тогда ты можешь ощущать сожаление. В это время нужно чувствовать, что сделанное тобою ранее было продолжено подготовкой, которую ты начала, вступив на наш путь, когда ты стала поступать так, как желал от тебя Сам Бог. С того дня, когда ты вступила на наш путь и приняла меня как Учителя, ты должна считать свою жизнь жизнью Вечности. Тот день, когда ты приняла наш путь, был днем, когда твоя связанная землей жизнь встала на дорогу Вечности сознательно, одухотворенно и преданно. Сейчас ты идешь Дорогой Вечности по земле. Сорок, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет — это ничто, когда ты думаешь о Вечности. Ты должна почувствовать, что эта земная жизнь — путешествие по дороге Вечности, и что она связана с Вечностью.

Однажды начав свой путь по дороге Вечности, ты увидишь, что существует лишь одна дорога для путешествия. Ты должна помнить, что на этой дороге нет двустороннего движения, это дорога в одну сторону. По односторонней дороге ты не сможешь вернуться. Ты можешь идти очень медленно, а временами наслаждаться сном. Но сама дорога будет вести тебя, потому что дорога подобна эскалатору. Но это не тот эскалатор, который движется и вверх и вниз, этот движется только вверх. Такова дорога Вечности. И поскольку ты на этой дороге, дорога сама приведет тебя к твоей цели. Если ты несознательна, ты все равно будешь идти к своему предназначению, но тогда у тебя не будет удовлетворения, настоящего удовлетворения, знания, что ты достигаешь своего предназначения.

Когда ты покинешь этот мир после многих, многих лет жизни, не думай о том, как много ты достигла или как много собиралась достичь. Многие духовные Учители и многие, многие великие личности говорили: «Так много нужно сделать и так мало сделано». С поэтической точки зрения и с философской точки зрения, это правильно. С духовной точки зрения, это правильно только до некоторой степени. В конце жизненного путешествия тебе нужно знать только все то, что Всевышний хотел исполнить в тебе и через тебя в этой инкарнации. Он исполнил это, а все, что Он хочет исполнить еще, Он исполнит в твоей следующей инкарнации. Однажды ты узнаешь, что Всевышний привел тебя на Свою Собственную Дорогу Вечности и дал тебе Свой эскалатор, чтобы привести тебя к Цели, и тогда не может быть сожаления.

Не упускай секунды из часа. Не упускай часа из дня. Постарайся связать каждый день с солнцем, с самоотдающей творческой силой, но не забирай солнце из Вселенной или Бесконечности Бога. Не отделяй ограниченное от неограниченного. Твоя жизнь здесь, на земле, — короткая, ограниченная часть человеческой жизни. Но не отделяй ее от неограниченного, от Вечности и Бесконечности. Принимай каплю как одно целое с океаном. Принимай ограниченную мимолетную секунду, как часть Безграничного и Вечного. Если ты примешь свою жизнь таким образом, тогда в конце жизни у тебя не будет сожалений. Сожаление только в ограниченном сознании. Оставаясь в ограниченном сознании, мы всегда чувствуем, что могли бы достичь большего. Но когда мы находимся в неограниченном и вечном сознании, тогда нет причины для сожаления, поскольку, если мы не выполнили что-то сегодня, мы знаем, что сможем выполнить это завтра. Поэтому у нас не будет сожалений.

Вопрос: Что вы в большей степени испытываете по отношению к своим ученикам, разочарование или удовлетворение?

Шри Чинмой: С человеческой точки зрения, мое преобладающее чувство таково, что, наиболее вероятно, наша миссия потерпит поражение, если инструменты, которые у меня уже есть, не изменят своего отношения к духовной жизни, либо я получу новые инструменты. Если же я не получу новых инструментов, и если инструменты, которые у меня уже есть, не изменятся основательно, тогда наша миссия потерпит неудачу. Но, как я уже говорил вам, я не допущу поражения или неудачи. Поэтому, если инструменты, которые у меня уже есть — близкие мне и дорогие, хорошие, а также и плохие — не изменятся, тогда придут новые и займут их место.

Этими инструментами я пользовался долго, очень долго. Они как вода в сосуде. Но сейчас вода не настолько чиста и прозрачна, чтобы ее пить. Мне нужно очистить эту воду или выплеснуть старую и принести воду новую, чистую. Зеркала, через которые мне необходимо смотреть, и которые являются моими учениками, помутнели и запылились. И я больше не могу видеть в них своего лица. Или я должен очистить их, или я должен достать новые зеркала, так, чтобы я смог увидеть во всех своих учениках точное отражение Всевышнего внутри себя. Либо я должен получить внутреннюю уверенность, что смогу очистить эти зеркала и сделать их достаточно чистыми, чтобы я мог видеть в них отражение своего высшего Я, либо я должен выбросить эти зеркала и приобрести новые. Это всецело зависит от того, принимают или отвергают меня ученики, либо принимаю или отвергаю их я.

Есть поговорка: утро определяет день. Но этой поговорке можно легко бросить вызов и опровергнуть ее. Мы знаем, что есть много, много великих людей, чьи жизни вначале были темны, мрачны и бессмысленны, но, в конечном итоге, стали великими. Также и некоторые ученики не могли блестяще стартовать с самого начала своих жизней. Они шли очень медленно. С духовной точки зрения, их земные жизни не состоялись. Но, приняв однажды наш путь, они побежали быстро, быстрее, быстрее всех. В их случае, мы можем сказать, что утро не определяло дня. В самом начале они прошли разного рода недуховные, неустремленные переживания. Они не молились на заре своего человеческого существования так, как делали это некоторые индийские искатели. Но даже если они не были устремленными сразу с четырех, семи или десяти лет, даже если сначала они вошли в обычную жизнь, жизнь желания, эмоциональную жизнь, все же однажды они приняли наш путь и тогда побежали очень, очень, очень быстро.

У каждого духовного Учителя есть два аспекта: человеческий аспект и духовный аспект. И хотя Учитель един с Абсолютом, он иногда измеряет земной успех и земной прогресс своих детей земным способом, потому что у него есть физическое тело. Когда он в физическом теле, то в это время он судит и должен судить о многих вещах соответственно земным способностям, используя земные мерки. Когда он осуждает невежество учеников, недостаток восприимчивости и другие недостатки, их сомнения, неверие, сонливость, неуверенность, а также многие другие обескураживающие качества, тогда он чувствует себя печальным и несчастным, потому что он пришел в мир, чтобы победить эти самые вещи. Он не отделяет себя от своих учеников, он чувствует, что это он потерпел неудачу, так как именно он был тем, кто бросил вызов невежеству учеников. Он надеялся, что ученики придут к пониманию, что они не являются самим невежеством. Невежество — это нечто пришедшее в них извне, и сейчас они стараются избавиться от него.

Понятно, что когда Учитель принимает ученика, невежество-вор уже проникло в дом ученика. Владелец дома — ученик, а учитель — его друг. Друг и владелец дома договорились найти вора, схватить и вышвырнуть его из дома. Но так получилось, что владелец неискренне пытался найти вора и выгнать его вон. Вот в чем проблема.

Несмотря на свою сокровенную, самую сокровенную божественную реальность, человек в Учителе становится единым с его земной сутью. Учитель огорчен, потому что он хотел совершить что-то для земли со своей человеческой способностью, которая помогает ему каждый миг. Но тогда на передний план выходит божественная мудрость Учителя и его неделимое, сострадательное единство с человеческой неспособностью. Благодаря своей божественности и своему состраданию он становится единым с неспособностью человечества. В этот момент его огорчение исчезает, потому что единство, сострадательное единство само по себе дает ему удовлетворение. Он чувствует, что не все еще потеряно, поскольку в его распоряжении и распоряжении его учеников Вечность. Он ничего не должен потерять и ничего не должен обрести. Поскольку он сам является Вечностью, и его ученики уверены в Вечности, неудовлетворенности не может быть.

Кроме того, Учитель приходит в мир на короткое время, и его инструменты также находятся на земле, в этой конкретной инкарнации, короткое время. Если Всевышний Абсолют желает, чтобы и Учитель и ученики работали вместе и завершили что-либо в отведенное время, тогда человеческое в Учителе страдает, ученики страдают, и аспект сострадания, который заставил Учителя коснуться земного плана, также страдает.

Аспект Сострадания Учителя имеет две стороны: первая отождествлена с Небесами, вторая отождествлена с землей. Та сторона, которая отождествляется с сознанием земли в грубой физической форме, испытывает печаль, поскольку здесь все ограничено, связано и дела не завершены в отведенное время. Но та сторона, которая является небесно-свободной, не касается связанного земного сознания. Она имеет дело с человеческой неспособностью на более высоком уровне, можно сказать теоретически, но не практически. На этом более высоком уровне сострадание становится наблюдателем, а не исполнителем. В то время, когда сострадание становится наблюдателем, неудовлетворенности не существует. Но когда сострадание становится исполнителем, оно желает достичь что-либо для Абсолюта с помощью земных человеческих существ, человеческим способом. И если цель не достигнута в конкретное время, за короткий промежуток жизни, тогда эта сторона сострадания приходит в уныние.

Если мы принимаем как свое близкое только духовную сторону жизни, тогда нет ограничения времени, тогда мы обязательно будем счастливы, независимо от того, достигли мы что-либо или нет. Но когда Учитель касается физического здесь, на земле, тогда он чувствует себя несчастным, потому что не завершил того, что ему следовало завершить.

Вопрос: У многих из нас вошло в привычку не придавать значения тому, как часто ты говоришь, что недоволен нами. Изменим ли мы эту привычку за долгое время, и будем ли совершать дальнейший прогресс?

Шри Чинмой: Существуют разные причины, почему вы не совершаете прогресса, и почему, даже если совершаете прогресс, вы не можете сохранить его. Прежде всего, вы ожидаете от Учителя всего, но ничего не готовы дать взамен. Иногда вы хотите дать, но только в соответствии со своей готовностью, а не в соответствии со своей способностью. Готовность и способность — две совершенно разные вещи. Вы имеете способность дать свое тело, витал, ум, сердце и душу полностью, но готовы дать только свое сердце — не ум, витал или физическое тело. И все же вы имеете способность дать себя безоговорочно и без всяких условий. Когда я использую выражение «без всяких условий», я говорю об этом серьезно, поскольку знаю, что вы можете сделать это. Без всяких условий вы можете дать свое физическое существование, свою витальную жизнь, свой ум и сердце. Вы можете дать все — это ваша способность. Но ваша готовность — это готовность дать мне только часть, йоту своей любви и заботы.

Теперь вопрос в том, будут ли меняться ученики или нет. Я хочу сказать, что они сильно меняются на секунду или на несколько дней, или на несколько недель, но ненадолго. Почему? Первая причина — это постоянное требование, постоянное требование. Если кто-либо сделал что-то хорошее во внутреннем мире или во внешнем мире, тогда Учитель может улыбнуться этому человеку. Но другой человек, возможно, не сделал ничего хорошего. Наоборот, может быть, он сделал что-то очень, очень плохое. Но и тот человек часто ожидает от Учителя такой же улыбки. Ученик говорит: «Гуру должен сделать это для меня, поскольку я в его лодке». Или ученик считает: «Он провел так много времени с этим человеком, почему он не был все это время со мной?»

Но вы должны знать, кто здесь хозяин. Этот хозяин — не обычный человеческий босс, обязанный относиться ко всем одинаково. Если с каждым будут обращаться одинаково, тогда сразу произойдет ужасное несчастье. Если вы поместите льва, кошку, козу, собаку, корову и всех других животных вместе, тогда что произойдет? Они просто убьют друг друга. Моя улыбка и мое внешнее внимание как два вида пищи. Разным ученикам необходимо от меня разное питание, также как разным животным нужна разная пища. Если животное должно есть мясо, а я даю ему траву, сможет ли это животное выжить? А если животное ест только траву, а я даю ему мясо, — выживет ли оно? Вам нужно чувствовать, что пища, которую я вам даю в определенный момент вашей духовной жизни, является единственной пищей, которая напитает вас. Если я дам вам пищу, предназначенную для кого-то другого, то, с моей стороны, это будет ужасной ошибкой. Маленький ребенок ест то, что переваривается очень легко, в то время как взрослый может есть то, что переваривается с трудом. В моей духовной семье каждый склонен думать, что может съесть пищу самого старшего члена семьи или более зрелого. Духовная зрелость не измеряется возрастом, это совершенно другое.

Сейчас мои ученики заставляют меня ужасно страдать. Когда я смотрю на человека, давая ему прасад, то в этот момент я стараюсь дать ему что-то духовное. Я пользуюсь этим способом милости или благословения, чтобы ученик получал от меня максимальную пользу. Но те, которые наблюдают за ним, ожидают такого же обращения. Предположим, вы больны, у вас болит голова, и я даю вам свое благословение через прасад, чтобы эта пища вылечила вас и прибавила вам сил. Если у другого болит желудок, то я должен дать ему другое лекарство. Но если человек думает, что лекарство, которое я дал первому, следовало дать также и ему, то он совершает непростительную ошибку. Поэтому я пришел к заключению, что все, что я даю, мне следует давать лично.

В течение последних дней я думал о том, чтобы сделать что-то новое. В будущем я буду давать вам прасад, сидя в комнате, и каждый человек будет проходить через эту комнату. Я не разрешу двум людям оставаться в комнате вместе. Один за другим вы будете приходить, чтобы не видеть, что получают от меня другие. Будьте удовлетворены тем, что получили вы и не делайте глупых сравнений.

Но, опять же, всегда найдутся хитрые люди. Я был принят в духовную общину, и подобный порядок там уже действовал какое-то время. Но некоторые люди были так умны. Они находились с духовным Учителем наедине, и, даже если Учитель медитировал о них 3 или 4 секунды, они, прежде чем уйти, медлили как можно дольше. Учитель уже закончил, но они не двигались ни на дюйм. Они разглядывали комнату еще некоторое время, затем направлялись к выходу как черепахи, медленнее самого медленного, для того, чтобы показать другим, стоявшим за дверью, что они провели с Учителем больше времени. Верьте или нет, но один или два раза это происходило и у меня. В моем доме на третьем этаже была крошечная комната для медитации, где сейчас хранятся музыкальные инструменты. Некоторые медитировали со мной только 4 или 5 секунд, но чтобы выйти из комнаты и спуститься вниз, им требовалось 3 или 5 минут. Они хотели показать, что провели со мной более продолжительное время. Если у кого-то на уме обман, то он может обмануть в любой момент. Но кого они обманывают? Они обманывают свою собственную духовность. Что постоянно уводит учеников от духовности, так это то, что они все время сравнивают то, что получают они, с тем, что получают другие. Им нужно стараться чувствовать, что они получают самое лучшее для себя, а другие получают самое лучшее для них. Если они думают, что то, что получают другие — значительно и плодотворно, а то, что получают они сами — это все ерунда, тогда они не смогут совершать прогресс. То, что они уже получили, получают и получат в будущем — это самое лучшее для них.

Ученики должны знать, что у меня также есть старший. Точно также, как я прошу сделать что-то, мой старший, Всевышний, также просит меня сделать что-то. Если они знают, что у меня есть старший, что я един с Его Волей, что я должен считаться с Ним в своих действиях, тогда они ничего не будут иметь против меня. Но если они чувствуют, что я поступаю как деспот или диктатор, согласно своим собственным желаниям, тогда они рассердятся на меня. Они почувствуют, что я делаю что-то неправильно, что я пристрастен. Но их собственное чувство беспристрастности будет абсолютной пристрастностью в глазах Всевышнего, и тогда это будет духовное бедствие. Если ученики почувствуют, что у меня нет старшего, и что я делаю все по-своему, тогда, естественно, они поймут, что их босс не слушает Всевышнего. Затем они спросят себя, зачем им оставаться в его лодке. Для них — самое время покинуть наш путь. Многие пришли к такому пониманию и покинули нас.

Если ученики остаются на нашем пути, тогда я хочу, чтобы они были удовлетворены. Человек получает все только тогда, когда он испытывает удовлетворение на нашем пути. Но некоторые неудачливые ученики остаются на пути только потому, что чувствуют, что, оставив его, они прыгнут в неизвестность. И таким образом, они думают, что самое лучшее для них — это остаться. Они говорят: «В конце концов, есть только одна жизнь. Пройдет 30 или 50 лет, мы покинем свое тело и уйдем за занавес Вечности». Есть так много способов, с помощью которых вы можете утешить и оправдать себя или заставить себя почувствовать, что не стоит менять свой путь. Но я хочу сказать, что до тех пор, пока вы не будете абсолютно удовлетворены путем и тем, что вы делаете, этот путь не даст вам осознания Бога. Это вы должны знать.

Стремление, радость, энтузиазм, которые имел каждый из вас, когда вы приняли путь, должны поддерживаться каждый день. Внутри готовности — новизна. Вы готовы достичь что-то, получить что-то. Но каким образом вы сможете получить это? Вы сможете получить это, только если оцените новизну жизни. Когда пропадает готовность, ощущение новизны не приходит. В большинстве случаев у учеников пропадает готовность. Когда вы пришли на наш путь, вы увидели что-то новое. Вы видели, что каждый день что-то новое появляется на этом пути, в вашей жизни, в вашей деятельности. Вам нужно знать, что новизна все еще приходит в вашу жизнь каждый день в разной форме. Тогда вы достигаете больше покоя, больше света, больше радости, больше гармонии и больше единства с Волей Всевышнего, действующего во мне и через меня. Но если вы теряете готовность, если чувство новизны не приходит к вам, вы будете чувствовать, что мертвы. А если вы мертвы, тогда что вы собираетесь достичь, что собираетесь сделать для Бога, для Всевышнего?

Ежедневно думайте о том дне, когда вы впервые всецело вручили себя нашему пути. Каким устремленным вы были, как были счастливы. Затем постарайтесь сделать один шаг вперед. Итак, помните, что цель не является неподвижной, она — всегда динамична. Она струится, растет, сияет. Поэтому помните первый день, когда вы вручили себя, и затем чувствуйте, что сейчас вы каждый день стремитесь к более высокой, более сияющей, более просветляющей, более исполняющей цели. Если у вас будет такое отношение к жизни, к Пути, тогда, уверяю вас, каждый день вы будете в процессе изменения и преобразования. Но если новизна ушла, тогда будет только печаль, разочарование и депрессия. Вы будете думать: «О, что я наделал? Сейчас я расклеился. Я не могу идти ни в одну, ни в другую сторону. Я ничего не получаю от духовной жизни, от этого пути, и нет гарантии, что я получу что-нибудь, если пойду каким-то другим путем. Так что самое лучшее — оставаться здесь. Человеческая жизнь не заботится о переменах. Если человеческая жизнь неизменна, то это наша карма, это наша судьба». Нет, у вас не должно быть такого отношения.

Вы всегда должны видеть, что наша человеческая жизнь струится, восходит, растет и сияет. Движение постоянно. Если мы знаем, что существует постоянный поток, тогда наша жизнь будет схожа на реку. У нас будет постоянное стремление бежать, меняться, двигаться, течь и достичь моря, бесконечного моря. Дорогие мои, если вы каждый день готовы превосходить цель, которую уже достигли, приняв наш путь, тогда вы непременно будете совершать прогресс.

Я хочу сказать нечто большее. Некоторые из вас думают, что поскольку они сознательно не принимают невежество, не предаются невежеству или не наслаждаются невежеством, то они спасены. Но я хочу сказать вам, что жизнь искушения подобна огню. Вы знаете, что если дотронетесь до огня, — вы обожжетесь. Кроме того, если по неосторожности может загореться ваша квартира, то вы сгорите, даже если сознательно или намеренно не притрагивались к огню. Вы думаете, что если вы не касаетесь огня, который и есть жизнь-искушение, то вы спасены. Но я хочу сказать: нет, вы можете намеренно не касаться огня, но жизнь искушения может прийти и захватить вас. Результат один и тот же.

Если вы отождествляете себя со своей правой рукой, вы можете думать, что чем дольше правая рука не касается левой, которая, допустим, является жизнью-искушением, вы спасены. Но вам нужно знать, что у левой руки также есть способность взять и коснуться правой руки. Вы чувствуете, что победили искушение, что не будете пойманы искушением. Но жизнь-искушение имеет свою собственную реальность. Вы можете чувствовать, что вас не интересует жизнь-искушение, но жизнь-искушение не забудет вас. Если вы позволите, она придет и коснется вас. Тогда вы разрушены.

У некоторых из вас есть такое чувство: «Я не могу быть пойман этим желанием. Я не могу быть пойман этим искушением. Нет-нет, этого не будет, ведь я медитировал столько лет, как оно может поймать меня?» Но я хочу сказать вам: да, вы можете быть пойманы. Во-первых, ваша самооценка может быть неправильной. Она может быть абсолютно ложной. Ваше чувство гордости скажет: «Нет, я не могу быть таким. Я не могу быть пойман. Я не буду разрушен». Но это ваше чувство. Если невежество придет и схватит вас, что вы тогда будете делать? Вы не коснетесь огня, но огонь может коснуться вас. Вы не входите в жизнь-желание, но жизнь-желание может войти в вас. Вы не выходите из своего дома, поэтому думаете, что не увидите лица своего врага. Но откуда вы знаете, что ваш враг не войдет в ваш дом без приглашения? Если вы не будете бдительно стеречь свои двери и окна, враг может прийти в образе друга и войти в вашу квартиру, в вас самих, а затем уничтожить вас. Каждый миг вы должны быть бдительны. Но вместо этого вы даже входите в жизнь-искушение или жизнь-желание и чувствуете, что не будете пойманы и не позволите быть схваченными. Но жизнь-искушение — очень могущественная сила, которая сама может прийти и схватить вас.

Лучше всего не выходить из дома и не общаться со своим врагом, искушением, а также не позволять этому врагу входить в вас. Оставайтесь полностью в стороне от искушения. У всех вас есть чувство: «Если я не буду принимать невежество, оно не захватит меня своими низшими силами или витальной жизнью». Но эти силы придут и нападут на вас. Так что всегда чувствуйте, что вы не собираетесь делать ничего неправильного, а также не позволите другим делать что-либо неправильное в вашей жизни. Иначе, вы будете полностью уничтожены, потому что, когда негативные силы других сознательно и намеренно будут нападать на вас, вы просто позволите им войти. Вы можете подумать, что это должно быть взаимным: если вы не нападаете, если вы не входите в жизнь этого человека, то как этот человек может напасть на вас? Но этот человек может сделать все, что угодно. То, что он делает, не зависит от вас. Вы можете сказать: «Если я не смотрю кому-то в лицо, почему этот человек станет смотреть в лицо мне?» Но вы знаете, что это не так. Этот человек может смотреть вам в лицо, даже если вы не хотите смотреть на него. Вы можете не делать ничего небожественного, но другие сознательно или неосознанно могут поступать небожественно с вашей жизнью.

Вот причины, по которым вы не можете совершать прогресс, это то, что мешает вам совершать удовлетворительный прогресс. Вы должны знать, что именно другие могут сделать против вас своими негативными силами. Вы думаете, что вы не ответственны, и что вы не можете быть ответственными. Но кто-то другой может сделать вашу жизнь несчастной и разрушить ваше устремление. Поэтому всегда оставайтесь бдительными. Чувствуйте, что на вас могут напасть в любой момент на любом плане: физическом, витальном или ментальном. Будьте всегда бдительны, бдительны, бдительны, и только тогда идите вперед и вперед.

Вы всегда должны чувствовать необходимость задать вопрос, прежде чем что-либо сделать: «Будет ли Гуру доволен мной, если я поступлю так или скажу так? Одобрит ли Гуру? Понравится ли эта идея Гуру?»

Всегда задавайте такие вопросы. Если ответ «нет», тогда отождествитесь с ответом и не совершайте этого. Если ответ «да», тогда отождествитесь с ответом и делайте это. В тот миг, когда вы получаете ответ, просто исполните это. Возможно ли тогда не совершать прогресс? Каждый день, каждую секунду просто спрашивайте себя, хотите ли вы радовать своего Гуру, делая это, говоря это, становясь этим. Прежде чем сделать что-либо, задайте такой вопрос. Затем действуйте в соответствии с ответом. Вы определенно будете совершать прогресс.

Еще одна трудность состоит в том, что после принятия нашего пути и совершения определенного прогресса ученики лелеют чувство превосходства. Сознательно или неосознанно они чувствуют, что превосходят во внешнем мире не только тех, кто не следует никакому пути, но также своих братьев и сестер, учеников. Я утверждаю, что это чувство превосходства разрушает вас. Превосходство и униженность заложены только в уме. То, в какой степени вы установили единство со своим Учителем, — ваш единственный успех и ваш единственный прогресс. Вы хотите установить единство с листьями, цветами или плодами дерева жизни, не касаясь корней и ствола, которыми является Учитель.

Листья — это тоже Учитель, но если вы, в первую очередь, не достигли корня и ствола, тогда вы совершаете серьезную ошибку, вы полностью проиграли. Вам нужно начать с источника, которым является Учитель.

Поэтому, дорогие мои, я говорю вам раз и навсегда, если вы считаете себя лучше других или более развитыми, только потому, что у вас нет тех или иных недостатков, тогда вы совершенно ошибаетесь. Вы сами по себе не будете иметь недостатков только в том случае, если станете сознательно и постоянно едины с Волей Всевышнего и в каждый момент будете совершать правильные поступки в соответствии с посланием, полученным изнутри. Иначе, ваша позиция или чувство превосходства всегда будет неизменной причиной, которая заставит вас совершать плачевные ошибки. И если однажды вы допустите серьезную ошибку, тогда ваш внутренний прогресс может запоздать на шесть месяцев. Или, если вы совершили серьезную, непростительную ошибку, тогда прогресс, которого вы уже достигли за шесть месяцев, может быть разрушен или сведен к нулю.

В то же время, если вы поступаете правильно хотя бы в одном, стараясь радовать Всевышнего во мне, тогда будьте уверены, что за одну мимолетную секунду вы совершили прогресс шести месяцев. За одну секунду вы можете совершить удивительный, удивительный прогресс, который может продолжаться в течение шести месяцев. В то же время, если вы совершили какую-то серьезную ошибку, тогда за одну секунду Учитель теряет в вас всю свою веру. Если он однажды потеряет свою веру, ваш прогресс полностью разрушен. Поэтому всегда давайте Учителю почувствовать, что он может безоговорочно верить в вас, в ваши действия, способность, искренность, преданность.

Все время вы должны помнить, что существует два мира: внутренний мир и внешний мир. Для большинства из вас внутреннего мира не существует. Только потому, что его не существует для вас, вы думаете, что его не существует и для меня. Но это абсолютно неверно. Вы не осведомлены о внутреннем мире. Вот почему вы чувствуете, что все, что происходит в вашем уме, — это между вами и вашим умом. Как же я собираюсь услышать или проследить это? Но я хочу сказать, что все, что происходит в вашем уме, знает ваша душа, и она немедленно расскажет мне о том, что делает ваш ум. Никогда не думайте, что ваша душа — лучший друг вашего ума, и потому душа скроет то небожественное, что происходит в уме. Нет, ваша душа — мой лучший друг, и она все расскажет мне. Ваша душа немедленно расскажет мне, что делает ваш ум, что делает ваш витал, что делает ваше физическое сознание. В то же время, ваша душа не предает вас, вовсе нет. Ваша душа и просветленная часть во мне берут на себя одну и ту же ответственность — сделать вас совершенными. Когда другие члены семьи — сердце, ум, витал и физическое — поступают неправильно, в это время они становятся хромыми, слепыми и немыми. Тогда душа расскажет мне, доктору, что я должен прийти и лечить вас. Поэтому всем вам я говорю, что вы не сможете обмануть меня, именно потому, что у вас есть душа, а ваша душа и мое существо являются неделимым целым.

Некоторые из вас думают, что я не могу читать мысли. Но эту способность Бог даровал мне, когда мне было двенадцать лет. Я пользовался ею сотни и тысячи раз, но я не рассказываю об этом вслух. Если я буду рассказывать, тогда я потеряю всех своих учеников. Я уже говорил вам раньше, что в возрасте девятнадцати или двадцати лет у меня был друг, который страдал от витальных проблем. У него была подруга и много проблем, связанных с витальной жизнью. Но моя любовь к нему была самим состраданием. Однажды, когда мы вместе ели, он спросил меня в шутку: «Можешь ли ты читать мысли?» Я ответил: «Давай посмотрим, могу я читать твои мысли или нет. Только ты запиши все, что в твоем уме. Потом я скажу тебе, что ты написал. Если я скажу тебе твои мысли сейчас, то ты будешь отрицать это, так что самое лучшее для тебя — записать их». Он написал, а затем я сказал ему слово в слово то, что было написано. Он сказал: «Как ты это сделал?» Я ответил: «Это же написано у тебя на лбу». Я потерял этого друга, рассказав ему, какие мысли у него были. Он был моим другом пять или шесть лет, но потом сказал: «О, Бог мой! Это значит, что ты знаешь все плохие мысли, которые есть у меня. Сегодня знаешь ты, а завтра, быть может, ты расскажешь всему миру». Я ответил: «Что мне нечего больше делать?» Но он сказал: «Как я могу доверять тебе? Раз ты знаешь это, ты не станешь ничего скрывать. Сегодня это знаешь ты, а завтра ты расскажешь об этом». Так он ушел. Даже теперь я не выдаю его. Я рассказываю вам об этом случае, но я никогда не называл вам имени этого человека. А друга я потерял навсегда.

Иногда, когда вы подходите ко мне за прасадом, или когда я вижу вас по другому поводу, вы пытаетесь скрыть плохие мысли, находящиеся в вашем уме. А иногда чувствуете, что нет необходимости прятать их, потому что я не знаю, что у вас на уме. Но в обоих случаях вы обманываете себя. Думая, что удачно скрыли свои мысли, вы ошибаетесь. А когда вы думаете, что я не вижу их, вы снова ошибаетесь. Вы будете мудры только тогда, когда немедленно бросите свои плохие мысли в меня, как только они пришли к вам, и отчаянно скажете мне внутренне: «Возьми их, возьми их, возьми их! Я умираю! Они нападают на мое духовное сердце! Пожалуйста, спаси меня!» В этот момент я стану единым с атакой на ваше сердце и скажу: «Он страдает. Позволь мне забрать это». Но если вы хотите спрятаться, если вы не хотите принять лекарство, которое дает вам доктор, тогда доктор не виноват, если вы умрете. Когда вы пытаетесь спрятать свои небожественные мысли, вы совершаете серьезную ошибку, и когда вы думаете, что я не вижу их, вы также совершаете ошибку.

Я обладаю способностью читать мысли, но я никогда не пользуюсь этой способностью, чтобы выставить вас перед людьми. Я использую ее не для того, чтобы знать, насколько вы плохи, но чтобы спасать вас. Поэтому я должен пользоваться ею. Когда вы входите в освещенную комнату, просветленное сознание этой комнаты автоматически видит вас. Подобно этому, когда вы приходите ко мне, мой свет, который везде вокруг меня, видит вас, но не для того, чтобы выставить вас, а для того, чтобы просветить. До тех пор, пока он не увидит, что именно в вас неправильно, как он может просветить вас? Поэтому вы не должны быть смущены или напуганы.

Я получаю много, много личных писем о витальных проблемах, совершенно низших витальных проблемах и обо всем подобном. Но разве я сержусь? Наоборот, я вижу откровенность и искренность людей, и я отчаянно пытаюсь спасти его или ее. Но если вы чувствуете, что вам следует стыдиться, поскольку вас беспокоят низшие силы, тогда вы совершаете серьезную ошибку. Вам следует стыдиться своего поведения только тогда, когда вы не бросаете в меня свое страдание. Вам должно быть стыдно, только когда вы прячетесь. Вы должны испытывать стыд, только когда думаете, что я не знаю о происходящем. И неважно, на каком плане вас атакуют — на физическом, витальном или ментальном плане, если вы немедленно бросите в меня негативные силы, тогда вы спасены. Ваша искренность спасет вас.

Я ругал вас, люди, много-много раз. И после каждого нагоняя я замечал небольшой, а иногда и значительный прогресс в моих учениках. Иногда вы совершаете прогресс в течение нескольких часов, иногда — нескольких дней, иногда — месяца или двух. Потом, в большинстве случаев, прогресс исчезает. Если бы ученики могли поддерживать прогресс в течение нескольких месяцев и затем превзойти этот прогресс, я был бы чрезвычайно благодарен им и горд за них.

В действительности, происходит следующее. Когда они получают серьезный нагоняй, они чувствуют, что на карту поставлена их духовная жизнь, поэтому им надо совершать прогресс. Но затем, спустя несколько дней или недель, они становятся самодовольными. Они чувствуют, что если остаются в лодке, этого достаточно. Они говорят: «Гуру всегда лает, но не кусает», и это абсолютно верно. Я лаю, но не кусаю. Но хорошие ученики скажут: «Почему мы позволяем ему лаять? Почему мы должны заставлять его играть роль собаки? Он представляет Бога для нас. Б-о-г — это Бог, а с-о-б-а-к-а — это собака. Если мы видим перед собой Бога, нам нужно следовать за Ним. Но если это собака, то собака должна следовать за нами. Если мы действительно хотим, чтобы Гуру был для нас представителем Бога на земле, тогда, естественно, нам нужно следовать за ним, а не идти каким-то другим путем. Он не должен играть роль собаки и следовать за нами, лая и лая. Наша позиция должна полностью измениться. То, что нам следует делать все время, — это думать об Учителе как о представителе Бога, особенно для нас. Это нам нужно следовать за ним. Чтобы он ни делал и чтобы ни просил нас сделать, нужно принять это как должное».

Дорогие мои, я рассказал вам о многих причинах, почему люди не совершают прогресс, или почему, совершая прогресс, не могут поддерживать его. Каждый миг нужно заставлять себя чувствовать, что у вас есть только одно имя: искренность, искренность в физическом, искренность в витале, искренность в уме и искренность в сердце. И немедленно вы почувствуете, что искренность предложит мне все. Если это хорошее, если это прекрасный цветок, тогда дайте его мне. И если это что-то грязное, непристойное, тогда тоже отдайте это мне. Когда ребенок получает прекрасный цветок, он бежит и отдает его матери или отцу, или своему самому близкому. В то же время, когда он испачкан грязью и пылью, он тоже идет к своей дорогой матери или отцу. Он идет, когда у него есть что-то хорошее, он идет, когда у него есть плохое. Он не оставляет для себя ни хорошего, ни плохого. Он отдает все это своему близкому, и тот делает то, что нужно. Если это плохое, он преобразует его в хорошее. Если это хорошее, он преобразует его во что-то бесконечно лучшее. Ваши жизни должны быть такими же. Когда приходит неправильное движение, отдайте мне, чтобы я преобразовал его. Если что-то хорошее вошло в вас, отдайте это мне, чтобы я мог сделать его бесконечно более хорошим, более просветляющим и более исполняющим.

Теперь вашему сердцу нужно принять то, что я сказал. После того, как ваше сердце приняло это, следующая задача состоит в том, чтобы ваш ум имел веру в принятие сердца. Затем витал и физическое должны принять то, что ум принял от сердца. Если вы сможете сделать это, тогда вы станете моим совершенным инструментом и осознаете, что я — ваш совершенный Учитель. Иначе, вы будете несовершенны, и я буду несовершенен. С двумя несовершенными душами Бог почти ничего не достигнет.