Шри Чинмой
Квинтэссенция Знания-Солнца. Проблемы и трудности

Вопрос: Как лучше всего преодолевать свои ошибки?

Шри Чинмой: Лучший способ — принять ошибки и в то же время, предложить себя высшему Свету и Силе — Силе Бога. Если вы способны предложить себя, тогда проблемы решены окончательно. Как только вы таким способом преодолеваете свои ошибки, Покой и Свет входят в вашу систему. Тогда вы забываете о своих ошибках.

Другой способ, второй из лучших, заключается в следующем: если у вас проблема, то каждый раз, когда она возникает, вы должны убедить свой ум в том, что у вас нет этой трудности. Если кто-то ущемляет вас, вы должны игнорировать это и говорить, что вас никто не ущемляет. Ваша истинная реальность не затронута, затронуто только физическое тело. Говоря, что вы не тело, вы можете игнорировать проблему.

Если вы используете первый метод, проблема не может возвратиться. Но второй способ верен не на сто процентов. На следующий день вы увидите эту трудность вновь и скажете, что вы ошиблись в своем утверждении. Используя второй способ, вы, возможно, еще будете помнить о своей проблеме.

Вопрос: Как дисциплинировать свои эмоции?

Шри Чинмой: Прежде всего, вам следует знать, с какого рода эмоцией вы имеете дело. Существуют божественные и небожественные эмоции. Эмоция сама по себе не является плохой; все зависит от того, как вы ее используете. Если вы неправильно используете эмоцию, она становиться небожественной. Если она используется должным образом, она становится божественной.

Вначале я хотел бы рассказать о небожественной эмоции, которая существует исключительно в грубом физическом, в низшем витале или в мрачном уме. Эмоция постоянно пытается обладать то ли человеком, то ли всем миром. Мы начинаем с одного человека, затем переходим к двум, затем к трем, четырем, пяти. В конце концов, мы хотим владеть целым миром. «Мое, моя, я» — это небожественная эмоция.

В то же время, существуют божественные эмоции. Вы — дитя Бога. Вы должны сознательно осознать Бога. Вы должны исполнить Бога на земле. Это — выражения божественной эмоции. Возвращаясь к вашему вопросу, как вам дисциплинировать эмоции, ответ будет следующим. Вы сможете дисциплинировать свои эмоции; эмоции, которые связывают вас; эмоции, которые, заставляют вас связывать мир и владеть миром, если вы найдете приют в божественных эмоциях. Воплощение, выражение внутренней потребности к осознанию и исполнению Бога — это внутренняя, божественная эмоция. Если вы заботитесь о свободе внутренней, божественной эмоции, вы становитесь всепроникающим. Вы думаете сразу обо всем человечестве, но не в смысле обладания человечеством, а чувствуя человечество неотъемлемой частью собственного сознания. Когда в мире происходит что-то плохое, и вы затронуты, вы по-настоящему чувствуете свое собственное существование в сердце человечества.

Поэтому, если вы хотите дисциплинировать свои низшие эмоции, я хочу вам сказать, что вы должны начать питать свои божественные эмоции. Если вы можете сознательно питать ваши божественные эмоции, если вы можете чувствовать, что каждый человек — дитя Бога и воплощенная божественность человечества, и если у вас есть внутренняя потребность исполнить божественность в человечестве, тогда это божественная эмоция. Такая эмоция никогда не свяжет вас, и вы не сможете связать ее. Поэтому уделяйте больше внимания божественной эмоции в вас, которая является всепроникающей. Кроме того, думайте, что божественная эмоция исполнит вас, а вы сможете исполнить ее. Уделите все свое внимание божественной эмоции, и вы увидите, что все мрачные, нечистые и связанные землей эмоции автоматически будут дисциплинированы. Они будут брошены в море божественных эмоций, где все очищено. Если вы хотите дисциплинировать свои низшие эмоции, найдите приют в своих высших эмоциях. Когда вы находитесь в божественной эмоции, небожественная эмоция автоматически будет очищена.

Вопрос: Почему меня иногда раздражает все вокруг?

Шри Чинмой: Это означает, что вы потеряли свое единство с тем, что вокруг вас. Вы никогда не сможете сердиться, если будете сохраняете единство. Если у вас есть единство, то, видя несовершенство, вы постараетесь превратить его в совершенство; видя нечистоту, вы постараетесь очистить ее. Но если единства не хватает, и вы видите несовершенство или нечистоту, тогда вы обязательно рассердитесь. Если у вас нет единства со своими руками и ногами, вы можете сказать: «Как же так, что они недостаточно сильные?» или «Почему я не могу хорошо играть на пианино?» Но если у вас есть единство, не может быть никакого гнева.

Вопрос: Как перестать молиться о слишком многом?

Шри Чинмой: Если вы молитесь о Боге, тогда молитесь. Если вы взываете о Покое, Свете и Блаженстве, этого не может быть слишком много. Но в общем наш зов — это не что иное, как зов о физической красоте, земных достижениях и разного рода подобных вещах. Вам следует чувствовать, что все это — абсолютно ненужный хлам. Что происходит, когда эти желания исполняются? Вы видите, что лишь создали для себя больше проблем и теперь больше вовлечены в желание или больше связаны желанием. Так вы можете видеть, что земные вещи бессмысленны, а исполнение желаний бесполезно. У вас уже довольно много исполненных желаний, и они не принесли вам никакой радости. Таким образом, вы автоматически сможете прекратить молиться о них. В то же время, нет конца мольбе о Покое, Свете и Блаженстве. Если вы хотите Покоя, Света и Блаженства, вам следует взывать и взывать.

Вопрос: Как избежать мольбы о внешнем внимании?

Шри Чинмой: Прежде всего, ты должна знать, что ты — моя духовная дочь, ты не нищая. Если бы ты была уличной нищей, то каждую секунду тебе следовало бы просить банан, рис или какую-то другую пищу. Но ты должна чувствовать, что ты не нищая, ты — моя духовная дочь.

Если ты играешь роль дочери, то единство придет. Ты скажешь: «Сейчас я молода, поэтому я не полностью осознаю. Но когда я вырасту, я получу Любовь, Восторг, Духовность, Совершенство и Свет моего Отца». Если у отца есть машина, ребенок скажет соседу: «Это моя машина, моя машина». Затем наступит день, когда машина действительно будет принадлежать ему. Поэтому, чтобы избежать зова о внешнем внимании, тебе следует играть роль дочери, а не нищей. Дочь не просит внимания, потому что она установила свое вечное и неделимое единство со своим духовным отцом. А нищий не хочет устанавливать единство с владельцем дома. Если ты почувствуешь себя моей настоящей дочерью, тебе не потребуется внешнее внимание.

Вопрос: Что вы подразумеваете под чувством самодовольства?

Шри Чинмой: Раньше, месяцы и годы некоторые из вас старались открыть смысл жизни для того, чтобы ваше существование могло иметь небольшое ощущение радости или цели. Вы передвигались повсюду, иногда работая в политике или вращаясь в обществе, но в этом не было высшей цели. Сейчас вам известна высшая цель, и речь идет о достижении этой цели. Но вы чувствуете, что поскольку вам известна цель, она находится в пределах вашей досягаемости. Прежде не было горы. Сейчас вы стоите перед горой и ждете, что кто-нибудь подойдет к горе. Если кто-то подходит, тогда вы стараетесь взобраться на гору. Сейчас вы завладели горой, это ваше владение. Если кто-то подойдет, вы будете взбираться вверх, чтобы показать, что это действительно ваша гора. Это чувство самодовольства.

Но ваше отношение должно быть следующим: «Да, это гора. Гора претендует на меня, но я не могу претендовать на гору до тех пор, пока не достигну цели». До той поры наше притязание не может быть сознательным. Иногда мы совершенно забываем об этом. Иногда мы видим необъятность цели и говорим: «Как же мы можем претендовать на нее?» Когда цель смотрит на путешественника, она всегда считает его своим очень близким. Отсюда, после прибытия к подножию, основанию горы, путешественник должен начать взбираться на гору. Только тогда он сможет претендовать на гору сознательно и постоянно. Если путешественник не может сознательно претендовать на гору, если он не может взбираться вверх с помощью горы, тогда сегодня он скажет: «Она мне не нужна». А завтра он скажет: «Она слишком высока, я не могу усвоить простор этой горы».

Вопрос: Как узнать, что именно не дает нам медитировать: недостаток желания или недостаток энергии?

Шри Чинмой: Вы хотите медитировать, но энтузиазма не хватает. Каждый день вы что-то делаете, и это становится скучным и однообразным. Если вы приходите на беговую дорожку и хотите бежать, вы бежите, но внутреннего энтузиазма нет. Вот почему вы не можете бежать максимально быстро каждый день. Вы готовы на физическом плане. Вы пунктуальны, у вас есть спортивная одежда, все готово, но внутри вас нет вдохновения, нет устремления. Вы чувствуете, что вам хочется взмахнуть волшебной палочкой, и тогда вы пойдете и побежите максимально быстро. Но для того, чтобы бежать максимально быстро, вам требуется внутренняя потребность, внутреннее вдохновение.

Так что, если вы в самом деле ходите добиться успеха, то первое и единственное, что вам необходимо, — это внутренний зов. Но для того чтобы исполнить потребности этого зова, нужно нечто еще, и это — энтузиазм. Каждый день нужно искренне, преданно и одухотворенно чувствовать, что сегодня последний шанс осознать Всевышнего. С одной стороны, мы имеем дело с Бесконечностью и Вечностью, с другой — мы соревнуемся с Вечным Временем. Мы должны чувствовать, что это последний наш день, абсолютно последний, и что завтра у нас не будет другого шанса. Если ты не осознаешь Бога сегодня, то на этом ты и закончишь. Твой шанс получит кто-то другой. Если кто-то устремился больше, чем ты, то он получит шанс, а ты нет. Но если ты стремишься больше, то шанс получишь ты.

Таким образом, если каждый день, медитируя, вы сможете чувствовать, что это ваш последний день, последняя возможность осознать Бога, то вы будете стараться медитировать наилучшим образом. Если вы потерпели неудачу, вы должны принять ее, но если вы искренне, упорно старались медитировать и не получили осознания, у вас не будет депрессии, потому что вы знаете, что старались.

Начиная свой день, чувствуйте, что если вы не осознаете Бога сегодня, вы потеряете все, и больше нет ничего, ради чего стоило бы жить. Вечером, если вы пришли к осознанию, что вы все еще не осознали Бога, утешьтесь. Считайте, что завтра утром вам будет дана другая возможность. Но когда приходит утро, вновь возникает та же проблема. И опять подумайте: «Сегодня — мой последний шанс. Я должен осознать Бога, потому что другой возможности я больше не получу».

Так мы обретаем духовную мудрость. Энергия никогда не придет, искренность никогда не придет, если считать, что осознание Бога можно отложить. Каждый день нужно чувствовать — это последний день, чтобы осознать Бога. Тогда расцветет искренность. Иначе, можно идти своим путем вечно и никогда не достигнуть цели.

Вопрос: Каким должно быть наше отношение к ожиданию?

Шри Чинмой: Если вы начали духовную жизнь, то там будет очень мало ожидания. Всевышний по-настоящему добрый, любящий и сострадательный. Естественно, Он установит с вами связь. Вам не нужно взывать, чтобы вас оценили. Обычные люди взывают с ожиданием, потому что им известно, что во внешнем мире, если они дают доллар, то получают взамен эквивалент доллара. Но в духовной жизни мы все умные. Один Бог глупый. Он дает нам гораздо больше, чем мы даем Ему. Поэтому депрессия не приходит к нам. Если она приходит, вы можете изгнать ее из себя. Если она приходит на одну, две или три минуты, то считайте ее чем-то грязным, как чернила. В таком случае, выбросьте ее. Но, поступая так, думая, что она грязная, и отбрасывая ее от себя, победить ее вы не сможете. Депрессия будет возвращаться вновь и вновь. Вы освободитесь на два месяца, три месяца или на два дня, но она опять будет возвращаться до тех пор, пока не будет просветлена. Лучший способ — вывести свет на передний план и просветлить депрессию.

Вопрос: Как мне убить ожидание?

Шри Чинмой: Давайте начнем с надежды. Надежда — это сила. Вы можете думать, что надежда — не что иное, как воображение, но внутри надежды есть сила. Существует множество людей, у которых нет надежды. Они либо не знают, как надеяться, либо не хотят надеяться. Но такое отношение неверное. Надежда — это не иллюзия. Надежда — не ментальная галлюцинация. Мы надеемся сделать что-то хорошее или стать хорошим, поэтому надежда — это хорошо. Ожидание — тоже сила. Нам следует ожидать что-то от своей жизни. Нам не нужно разрушать свои жизни подобно обычным людям. Мы не можем тратить свое время, подобно обычным людям. Мы ожидаем от себя что-то хорошее, что-то божественное. Мы не должны говорить: «О, мы не хотим становиться хорошими».

Но, в конечном счете, нужно отказаться от своих ожиданий. Давайте делать все от нас зависящее, но не станем ничего ожидать. Сначала мы начнем с надежды, затем мы будем ожидать, что станем хорошими, а после мы должны сказать: «Я буду поступать правильно. Я чувствую, что это мой долг — поступать правильно, молиться и медитировать, а долг Бога — дать мне то, что Он хочет дать. В то же время, я не должен фиксировать в своем уме, что Бог даст мне что-то именно потому, что я молюсь». Не нужно устанавливать дату. Не нужно говорить: «Если к такой-то дате я не смогу стать совершенным, я оставлю духовную жизнь, мне не нужен Бог». Не нужно лелеять такого рода мысли.

Некоторые люди полагают, что стоит порадовать Бога так, как Он того желает, тогда Он, естественно, тоже станет радовать нас по-нашему. Но это очень хитрый способ иметь дело с Богом. Сделка с Богом выглядит иначе. Когда бы я ни говорил, что если вы радуете Бога, Бог также порадует вас, я не имею ввиду, что, если вы радуете Бога в своей жизни устремления, Бог исполнит вас в вашей жизни желания. Один раз мой ученик заявил другим ученикам: «Давайте порадуем Гуру так, как Он того желает, хотя бы раз. Тогда он тоже порадует нас по-нашему». Но эта идея — абсурд. Я действительно говорю, что стоит вам порадовать меня, как я порадую вас. Но вам нужно знать, что если вы действительно радуете меня, то к этому времени ваша воля и моя стали едины. Я исполняю только Волю Всевышнего. У меня нет собственной воли. Поэтому, если я исполняю Волю Всевышнего, а вы стали одно с моей волей, то, естественно, в это время ваша воля становится волей устремления, а не волей желания.

Имея способность радовать Бога, мы будем просить Его не о человеческом, а о божественном. Бог Сам более чем исполнен стремления и заботы дать нам все это. В этот момент наша воля и Его Воля спонтанно становятся одним. Поэтому самое лучшее — делать все возможное каждый день и предоставить Богу право избрать час, чтобы исполнить вас.

Вопрос: Что является причиной гордыни, и как нам избавиться от нее?

Шри Чинмой: Будучи искренними, мы увидим, что Мать Земля благословила других бесконечно большей способностью, чем нас. Тогда наша гордыня автоматически преобразуется в смирение. Гордыня входит в определенный момент из-за нашего невежества. Но если у нас есть чувство отождествления, тогда не может быть гордыни. Когда мы нуждаемся в свете, одна наша часть находится в невежестве, другая — в мудрости. Поэтому давайте отдадим свое невежество своей мудрости. Тогда не будет гордыни. Гордыня уходит, когда приходит свет, и мы становимся едиными с другими.

Я толкаю ядро правой рукой значительно дальше, чем левой. Левой рукой я совсем не могу толкать. Но моя правая рука не говорит левой: «Смотри, ты не можешь толкать. Ты просто бесполезна». Нет, обе руки, и правая и левая, принадлежат мне. Кроме того, когда правая рука толкает, левая рука отождествляется с правой рукой так, что она чувствует, что это она толкает. Поэтому, когда присутствует чувство единства, тогда гордыни быть не может. Когда вы, достигая чего-то, горды, вы должны почувствовать, что человек рядом с нами, не достигший этого, является неотъемлемой частью вашего собственного существа. Если вы почувствуете единство с этим человеком, вы тотчас ощутите, что ваше достижение — это его достижение, и что его достижение — того же уровня и той же величины.

Вопрос: Как избежать компромиссов в обычной человеческой жизни?

Шри Чинмой: В обычной человеческой жизни компромисс — это хорошо. Но в духовной жизни компромисс — плохо. Компромисс — это пятьдесят процентов тьмы, а пятьдесят — света, половина — невежество, а половина — мудрость-свет. Вы можете избежать компромиссов, просто чувствуя, что не можете жить без духовности. Что такое духовность? Это сознательная самоотдача Всевышнему, постоянное превращение во всевышнюю Реальность.

Вопрос: Я затерялся между духовной жизнью и своими родителями. Мои родители живут в Нью-Йорке, а я живу в Пуэрто-Рико.

Шри Чинмой: Здесь вы совершаете прискорбную ошибку. Просто потому что вас больше интересует Пуэрто-Рико, вы покидаете Нью-Йорк и уезжаете жить туда. Если бы вы были больше привязаны к своим родителям, вы определенно остались бы в Нью-Йорке. Как индивидуальная душа, вы вышли из-под юрисдикции родителей и больше не живете с ними под одной крышей. Теперь вы живете в Пуэрто-Рико. Там вы удовлетворены. Вы чувствуете, что ваша жизнь там достаточно комфортна. Сейчас вы примкнули к нашему пути. Приезжая в Нью-Йорк, вы должны знать, что ваш источник здесь. Вам следует черпать духовность из своего источника как можно чаще. Здесь вы допускаете неосознанную ошибку: привязанность. Разбейте привязанность вдребезги, прежде чем войти в духовную жизнь. Вы покинули родителей, чтобы жить в Пуэрто-Рико, и приняли духовную жизнь, поэтому вы должны бежать максимально быстро.

Приезжая сюда, вы можете навестить родителей один или два раза, но если вы проводите у них большую часть времени, то это серьезная ошибка. Даже до принятия духовной жизни вас больше интересовал Пуэрто-Рико, нежели Нью-Йорк. Если бы вы действительно так сильно заботились о своих родителях, то вы бы не уехали и не остались в Пуэрто-Рико. Вы сделали выбор. Вы уехали и устроились в Пуэрто-Рико. Теперь вы возвращаетесь в Нью-Йорк исключительно ради своей духовной жизни, в противном случае, вы бы виделись со своими родителями в другое время года. Вы не должны приезжать сюда с намерением убить сразу двух зайцев. Вы должны приезжать в Нью-Йорк для того, чтобы получить максимальную радость, обрести больше устремления, а также оставаться со своими духовными братьями и сестрами и делиться своим устремлением и вдохновением. В тот момент, когда вы хотите остаться со своими родителями, все ваши старые привязанности бессознательно выходят вперед. Вы становитесь своим прежним «я». Это серьезная ошибка. Поэтому, когда вы в очередной раз приезжаете сюда, оставайтесь с учениками и навещайте родителей всего раз или два. Иначе, вы будете лелеять неосознанную привязанность. Стать непривязанным очень трудно. Что касается вас, вы покинули родителей до того, как приняли духовную жизнь. Но, подобно большинству людей, вы сохранили со своими родителями внутреннюю связь. Раз вы физически отсутствуете в Нью-Йорке, почему вы должны возвращаться в то место, которое вы сознательно покинули ради лучшего, более глубокого и высокого призвания и ради того, чтобы исполнить выбор жизни?

Когда вы приедете в следующий раз, пожалуйста, постарайтесь оставаться с учениками. Когда вы совершите значительный прогресс в духовной жизни, вы обязательно предложите что-то сознанию своих родителей при условии, что и они станут заботиться о внутреннем прогрессе и захотят что-то сделать для исполнения своих пустых жизней. Вы не поможете им, находясь рядом. Это невозможно. Обмениваясь идеями и мыслями, вы нисколько не поможете им. Но если здесь вы совершаете большой прогресс, огромный прогресс, тогда этот прогресс войдет в них. Просто рассказывая о философии, вы не сможете поднять их сознание. Если вы хотите помочь им, вы должны стать бесконечно более духовным. Тогда с помощью духовной силы вы будете способны входить в них, даже если они совершенно не будут осведомлены об этом. Это наилучший прогресс. Вы приходите сюда с особой целью, а именно за духовной жизнью. Вы определенно приходите с духовным намерением, поэтому вы должны исполнить это намерение.

Вопрос: Как преодолеть застенчивость, рассказывая людям о нашем пути?

Шри Чинмой: Застенчивость — это очень плохо. Когда вы проявляете застенчивость, вы внешне притворяетесь тем, чем не являетесь, а внутренне вы стараетесь привлечь все внимание и восхищение мира. Застенчивость — всего лишь ловкий способ чего-то достичь. Это очень плохое качество. Вместо того, чтобы дать миру что-то естественное и нормальное, вы становитесь ненормальным. Ловким, искусным способом вы пытаетесь привлечь к себе внимание. Вы становитесь застенчивым, потому что чувствуете, что застенчивость — это божественное качество. Но вы должны знать, что, в действительности, это небожественное качество, и вам следует стремиться преодолеть его.

Вопрос: Как я могу стать более скоординированным?

Шри Чинмой: Некоторые ученики выставляют напоказ недостаток координации в своих действиях, потому что они неосознанно хотят привлечь внимание других тем или иным способом. Они делают это неосознанно. Их бессознательная часть развила некоторую способность разыгрывать представление, а сознательная часть пребывает в замешательстве. Сознательная часть говорит: «Что подумают люди?», тогда как несознательная часть при этом получает огромное удовольствие.

Другая теория состоит в том, что люди становятся неловкими, когда им не хватает координации в физическом, витале и уме. Когда вы что-то роняете, ум полностью осведомлен об этом, но ум забывает, что для того, чтобы это удержать, ему нужна помощь физического. Ум отделяет свою сущность от самого физического. Это подобно боссу, который просит рабочего поднять что-то тяжелое. Рабочий сделает это, но если это нужно поднять самому боссу, он не сможет. Боссу нужна помощь рабочего. Подобно этому, уму нужно принять помощь физического и сказать ему: «Держи это». Но если между умом и физическим — зияющая пропасть, тогда между физическим и самим умом будет недостаточно координации. Необходима плавность, разновидность координации. Вы должны встряхнуть свой ум и физическое. Два брата — ум и тело — должны быть вместе и работать вместе.