Великий Учитель
вдохновляет искателя.
Великий Учитель
устремляется в искателе
и через него.
Великий Учитель
знает, что он —
душа путешествия искателя,
а также цель его путешествия.
Духовные Учители бывают трех типов. Один говорит: «Я сделаю для тебя все, дитя мое. Тебе ничего не придется делать. Можешь спать, пить, наслаждаться витальной жизнью, можешь делать все что угодно. Просто живи в своем мире, а я дам тебе осознание и освобождение. Тебе не придется ничего делать». Держитесь от такого духовного учителя как можно дальше.
Учитель второго типа говорит: «Я сказал тебе, где находится Истина. Я постарался тебя вдохновить. На этом я исполнил свою роль, а теперь тебе надо упорно работать, чтобы достичь цели. Теперь ты должен открыть свою внутреннюю божественность». Такой Учитель не разрешает ни одной проблемы ученика. Это слабый Учитель, даже если он и искренен.
Наконец, существует Учитель третьего типа. Благодаря своему абсолютному единству с высшим Всевышним он говорит ученику: «Дитя мое, пойдем вместе. Ты будешь устремляться, а я буду приносить свыше бесконечную Милость и Сострадание Всевышнего. Я уже достиг собственного спасения, но я пойду с тобой и буду тебя направлять. Давай трудиться вместе». Это настоящий духовный Учитель.
Как устремленному человеку узнать, говорит ли правду Учитель, утверждающий, что достиг осознания Бога? Осознавшего Бога Учителя узнают не по крыльям и сияющему ореолу. Он обычный человек — за исключением того, что во внутренней жизни он обладает безграничным Покоем, Светом и Блаженством. Так что, если вы приходите к духовному Учителю, ожидая не безграничного Покоя, Света, Блаженства и Силы, а чего-то иного, вы будете разочарованы. Но, с другой стороны, вы должны понимать, способны ли вы судить. Если я ничего не знаю о медицине, как мне оценить профессионализм медицинского светила? Только другой врач сумеет оценить его должным образом.
Настоящий искатель, обладающий в духовной жизни искренним устремлением и посвящением, уже достиг некоторого внутреннего Света. Благодаря его устремлению Бог наделил его каплей Света, и с этим Светом он непременно увидит и почувствует что-то в настоящем духовном Учителе. Если человек действительно развит духовно и совершает быстрый прогресс во внутреннем путешествии, то его устремление будет лучшим судьей в том, настоящий это духовный Учитель или нет. Лучший судья — искреннее устремление человека.
Учитель, который не осознал Бога, может держать вас в заблуждении день, месяц или несколько лет, но он не сможет обманывать вас вечно. Если в вашем искреннем устремлении есть стопроцентная чистота и вы не хотите ничего, кроме Бога, тогда Бог не станет удерживать вас у неискреннего, не осознавшего Бога Учителя неопределенно долго. Это невозможно!
Очень часто люди приходят и пытаются судить о том, является ли Учитель совершенным или нет. Но тут они могут легко ошибиться. Если Учитель настоящий — то есть если Учитель осознал Бога, — тогда то, что может показаться слабостями Учителя, не помешает им в процессе самопознания.
С другой стороны, так называемые человеческие слабости — это одно, но если учитель погряз в жизни низшего витала, сексуальной жизни, то это очень плохой учитель, и вам нужно с ним распрощаться. Если вы не чувствуете в учителе чистоты, если не видите в нем совершенства в жизни низшего витала, эмоциональной жизни, от такого учителя нужно держаться подальше. Иначе, как вы достигните с его помощью совершенства собственной витальной жизни?
Есть Учители, которые действительно достигли осознания, настоящего осознания, и все же некоторые ученики уходят от них. Однако, если кто-то ушел от Учителя, это вовсе не основание считать, что Учитель не имеет Богоосознания. Нет, от Учителя их уводят несовершенства и ограниченность. Некоторые люди достигают определенного уровня, а затем на передний план выходит их витал или эго, и они не хотят идти дальше.
Некоторые принимают духовную жизнь на два года, шесть лет, даже на десять лет, а потом устают. Если человек устает идти по духовному пути и уходит, это вовсе не означает, что таков был План Всевышнего. Так что не пытайтесь судить Учителя только за то, что многие уходят от него. Многие уходят, но многие и приходят.
Даже если Учитель настоящий, он, возможно, не предназначен для вас. Как узнать, своего ли Учителя вы встретили? Это примерно так: вокруг вас может быть множество людей, но когда вы увидите определенного человека, вы тут же испытаете радость. Это значит, что ваша душа каким-то образом связана с этим человеком. Перед вами может быть десять человек, и к девяти из них у вас не возникнет никакого чувства. Но лицо одного человека или само его присутствие принесет вам радость. В таком случае вы должны знать, что у этого человека есть с вами внутренняя связь.
Если у вас есть внутренняя связь с настоящим Учителем, она, скорее всего, существует уже много инкарнаций. Поэтому в то мгновение, когда вы увидите этого Учителя, вы испытаете безграничную, безудержную радость. Все ваше существо будет переполнено внутренней радостью и светом. Вы почувствуете, что ваша жизнь наконец-то обрела в Учителе свой источник. Вы почувствуете, что вы листок, а Учитель — дерево. Духовный Учитель, который сразу же вызывает у вас чувство радости, спонтанной радости, безграничной радости, и есть ваш Учитель. Иногда, если повезет, можно встретить своего Учителя с первой же попытки. А кому-то, возможно, приходится ходить ко многим духовным Учителям.
Когда вы встретите Учителя, от одного присутствия которого сразу же испытаете вдохновение, радость, покой и восторг, вам нужно задать себе последний, абсолютно важнейший вопрос: «Если этот Учитель не даст мне осознания, освобождения или чего-то еще, что я хочу, смогу ли я тем не менее дать ему свою любовь, преданность, отречение, всю свою жизнь?» Если ответом будет: «Да, я ничего от него не хочу, кроме позволения служить ему и давать ему то, что у меня есть и чем я являюсь», — то вы будете доподлинно знать, что он ваш Учитель. Он абсолютно точно ваш Учитель.
Существует поговорка: «Когда ученик готов, приходит Учитель». Но часто, сотни раз случалось так, что и Учитель пришел, и ученик тоже готов, но перед учеником — завеса невежества. Он не видит света, хотя свет прямо перед ним. Даже если Учитель двадцать раз благословляет вас, вы и тогда можете не узнать его. Учитель узнает вас, но он не может сказать: «Ты — мой ученик», потому что вы поймете его неправильно. Вы, например, подумаете: «Я миллионер. Поэтому он и говорит мне, что я его ученик. Он просит меня быть его учеником, чтобы получить мои деньги, или что-то еще».
Этот мир устроен так, что мы считаем что-то истинным, только когда открываем это сами. Когда открытие делает другой человек и говорит нам о нем, мы не верим ему, мы сомневаемся. Если осознание того, что я ваш Учитель, приходит изнутри, тогда вы чувствуете, что это ваше собственное открытие, но если об этом скажу вам я, вы посчитаете, что имеете полное право не доверять мне. Я видел довольно многих искренних искателей, которым было суждено стать моими учениками и которые раньше или позже действительно стали моими учениками, но в свое время что-то мешало им принять меня. И если бы я сказал им об этом, они не признали бы меня быстрее.
Наоборот, тогда на это ушло бы еще больше времени. Поэтому я хранил молчание, чтобы, когда придет время, они испытали удовлетворение от собственного открытия.
В духовной жизни есть Учители, которые могут обучать вас только пару лет, а есть такие, которые могут учить вас с самого детского сада до высшего университетского уровня. У них есть способность вести вас к высшей высоте. Даже если учитель искренен, но не способен привести к высшему, вы, естественно, оставите его, достигнув высоты, до которой он сможет вас довести.
Но, с другой стороны, есть так называемые учителя, которые вообще не способны учить, но они будут стараться как можно дольше удерживать вас, просто чтобы эксплуатировать вас. Но именно вы должны понять, может ли этот учитель помочь вам. Ваше внутреннее существо скажет вам, совершаете ли вы должный прогресс или нет. Как только вы почувствуете, что вообще не совершаете никакого прогресса, несмотря на свою искренность, не тратьте больше понапрасну времени. У вас есть полное право оставить такого учителя, когда вы захотите.
Но иногда случается, что Учитель обладает подлинным, настоящим знанием, а ученик не желает постигать истину так, как предлагает ее Учитель, — или, скорее, так, как этого желает Божественное. К сожалению, часто случается следующее: когда духовный Учитель сообщает истину или раскрывает истину, сомневающийся ум искателя понимает его неверно. Искатель задает вопрос, но его ментальное сомнение мешает принять ответ. Тогда, каким бы подлинным, каким бы значительным и возвышенным ни был ответ, для искателя он бесполезен.
Некоторые искатели меняют Учителей едва ли не каждый месяц. Сегодня этот Учитель, завтра тот, послезавтра кто-то еще. Они чрезвычайно беспокойны, и им никогда не обрести просветления.
Учитель подобен лодке. Если вы в лодке, вы в безопасности. Но если вы становитесь одной ногой в одну лодку, а другой ногой — в другую, то вы просто упадете в море невежества. Если вы надежно устроились в моей или в чьей-то лодке, лодочник сумеет переправить вас на другой берег. Тогда, достигнув своей цели, вы увидите, что все лодки плыли разными маршрутами. Цель одна, а путей много. Нельзя постоянно менять пути и надеяться поддерживать высокую скорость. Искателю нужно быть мудрым, осторожным и проницательным.
Рим один, но к нему ведет много дорог, и каждый путешественник идет своей дорогой. Каждый Учитель прав по-своему. Но, выбрав однажды Учителя, вы должны придерживаться его пути с полной преданностью и полным отречением, ведь невозможно путешествовать несколькими дорогами одновременно.
Этот Учитель учит одному, другой — чему-то другому, а третий может учить совершенно иному. Вы, возможно, думаете, что это похоже на разные школьные предметы: историю, географию, философию и так далее. Но я хочу сказать, что в духовной жизни есть лишь один предмет — осознание Бога. Чтобы изучить этот предмет, самый сложный предмет, нужно следовать одним определенным путем. Если это путь преданности — прекрасно. Если это путь знания — прекрасно. Если это путь бескорыстного служения — прекрасно. Кроме того, можно сочетать их все в одном. Когда вы осознаете Бога, все пути сольются, три основных пути — путь преданности, знания и бескорыстного служения — неизбежно соединятся в один.
Мы не можем утверждать, что наш путь лучший для всех. Не будем настолько глупы. Мы можем лишь сказать, что наш путь — это путь любви, преданности и отречения. Если другие захотят принять его, замечательно. Наш путь — самый лучший для нас, и мы остаемся на этом пути, потому что Всевышний хочет, чтобы мы следовали именно этим путем. Другие тоже должны найти путь, который будет самым лучшим для них.
Духовный путь, путешествие во внутренней жизни — это процесс длиною в жизнь.
Вы сможете обрести своего настоящего Учителя, только если готовы к столь продолжительной дисциплине. Если вы учитесь, нужно относиться к учебе серьезно, чтобы хорошо сдать экзамены. Точно так же, в духовной жизни нужно быть исключительно искренним и серьезным. Так что сначала, пожалуйста, погрузитесь глубоко внутрь и почувствуйте, хотите ли вы, чтобы духовный Учитель направлял вас до конца вашей жизни, и сможете ли вы слушаться его полностью, всем сердцем и не ставя условий. Если вы чувствуете, что можете преданно и верно следовать за Учителем и посвятить его пути свою жизнь, тогда Учитель непременно придет к вам. Если вы чувствуете, что без духовной жизни вы не существуете и не можете существовать, то не сомневайтесь — вы готовы к духовной жизни. Если вы чувствуете, что не можете жить на земле без внутреннего покоя, без внутренней радости, без живого руководства Бога в лице духовного Учителя, — если вы поднялись на такой уровень, то в вашей жизни очень скоро появится духовный Учитель.
Ни один искатель на земле не останется без Учителя, если отчаянно в нем нуждается. Если искатель обладает сильным устремлением, если его внутренний зов постоянно возрастает, как же Бог может в это время спать? Ведь именно Бог зажег в искателе пламя устремления, и именно Бог приведет к нему духовного Учителя, или поместит его к стопам духовного Учителя.
Есть огромное различие между тем, чтобы знать Учителя, и тем, чтобы знать его учение. Его учение показывает миру то, что у него есть, но то, кем он является, иными словами называется Видением Вечности.
Сражающемуся уму искателя
нужен настоящий путь.
Пытливому сердцу искателя
нужен настоящий Учитель.
Устремленной душе искателя
нужен настоящий Бог.
Не мучай себя беспокойствами
из-за лжеучителей.
Щит твоей искренности обережет тебя,
И к тому же, несомненно, поможет тебе
найти настоящего Учителя.
Лишь ложный духовный учитель
думает и чувствует,
Что он один совершенен,
А остальные духовные Учители
насквозь ложные.
Твой Учитель не прячется от тебя.
Это твои незрячие глаза
И беспокойный ум
Не позволяют тебе узнать его,
Даже когда он предстает
Прямо перед тобой
Со своим Оком-Состраданием Вечности.