Земной учитель
учит тебя читать.
Божественный учитель
неустанно читает для тебя.
Один ведет твой ум
к вратам мудрости,
Другой открывает твою душу
небесному простору Голубизны.
Настоящий духовный Учитель — тот, кто достиг осознания Бога. С Богом едины все, но настоящий духовный Учитель достиг сознательного единства с Богом. Он в любой момент может войти в более высокое сознание и принести от Бога послания тем ученикам, которые верят в него. Учитель, если он настоящий, представляет Бога на земле для искателей, у которых есть искреннее устремление и вера в него. Он уполномочен или послан Богом, чтобы помогать им. Настоящим Учителем, настоящим Гуру является Сам Бог. Но на земле Он часто действует в духовном Учителе и через него. Учитель питает искателя вдохновением и, со временем, благодаря бесконечной Милости Всевышнего, дает искателю просветление.
Принимая Учителя за простого человека, за физическое тело, вы совершаете ошибку. Нужно чувствовать, что настоящий Учитель находится внутри физического тела. Почему мои ученики пришли ко мне? Потому что внутри меня — их настоящий Учитель, Всевышний. Всевышний есть и в них, но в там Он пока спит, а во мне Он полностью пробужден. Учитель и ученик подобны двум друзьям с одинаковыми способностями, но один из них спит, и ему нужна помощь, чтобы проснуться, после чего он сможет проявить свои способности. Гуру — это тот, кто приходит, касается стоп своего брата, погладит его по голове и говорит: «Пожалуйста, вставай. Нам пора поработать для Отца».
Когда Учитель берет кого-то в ученики, он принимает этого человека как часть самого себя. Если ученик несовершенен, Учитель тоже остается несовершенным. Совершенство Учителя заключается в совершенстве его ученика. Я всегда говорю, что у меня нет индивидуальности, нет личности. Я попаду или на Небеса, или в ад именно благодаря достижениям своих учеников. Я обладаю способностью все время оставаться на Небесах, но они в любой момент легко могут стащить меня в ад, потому что я принял их как часть самого себя.
Настоящий духовный Учитель старается вывести на поверхность внутреннюю божественность ученика из глубины его сердца. Он стучит в дверь сердца ученика и пробуждает в нем божественное дитя, называемое душой. Он говорит душе: «Присмотри за другими членами семьи — физическим, умом и виталом — и позаботься о них. Они все время совершают ошибки. Так дай же им новую жизнь, новый смысл, новую цель».
Работа духовного Учителя заключается в том, чтобы дать своему ученику почувствовать: жизнь без любви, истины и света бессмысленна и бесплодна. Самое важное, что духовный Учитель делает для своих духовных детей — он дает им ясно осознать: внутри них есть нечто безбрежное и бесконечное, и это не что иное, как Сам Бог.
Высшая трансцендентальная Истина находится в сердце, но мы, к сожалению, еще не открыли ее. Поэтому я прошу своих учеников нырять глубоко внутрь и медитировать в сердце, где обитает душа. В конечном счете они учатся общаться с душой и начинают слушать ее указания. Это и является началом их настоящего прогресса в раскрытии своего высшего и глубочайшего «Я».
Если человек уже развит, то есть, если он уже вел духовную жизнь в предыдущих воплощениях и способен подчиняться указаниям своего внутреннего существа, то абсолютной необходимости в духовном Учителе у него нет. В таком случае ему нужно лишь нырять глубоко внутрь и очень искренне вести духовную жизнь.
Поскольку он не хочет принимать помощь Учителя, ему остается полагаться только на себя и на безграничную Милость Бога. Но нужно знать, что духовный путь очень труден, осознать Бога без помощи духовного Учителя людям удавалось лишь в редких случаях. Большинство духовных Учителей сами принимали чью-то помощь на день или месяц, на год или десять лет, прежде чем осознать Бога.
Как нужны учителя, чтобы получать внешние знания для просвещения своего внешнего существа, точно так нужен и духовный Учитель, который помогает и направляет во внутренней жизни, особенно поначалу. Иначе прогресс будет очень медленным и неуверенным, и можно совсем запутаться. У нас могут быть высокие, возвышенные переживания, но мы не сможем придать им должного значения. Сомнение может затмить ум, и придет мысль: «Я всего лишь обычный человек, откуда у меня такое переживание? Я, должно быть, сам себя обманываю». Или вы поделитесь этим со своими друзьями, а они скажут: «Это все игра воображения. Забудь о духовной жизни». Но если есть Учитель, который знает, что такое Реальность, он скажет: «Не делай глупостей. Переживания, которые у тебя были, совершенно реальны». Учитель ободрит и вдохновит искателя и даст ему правильное объяснение его переживаний. Кроме того, если искатель во время медитации делает что-то не так, Учитель сможет поправить его.
Зачем человеку ходить в университет, если он может учиться и дома? Потому что он чувствует, что получит высококачественное обучение от людей, хорошо знающих предмет. Вы знаете, что было немного — очень, очень немного — по-настоящему образованных людей, которые не оканчивали никаких университетов. Да, исключения существуют. В каждом правиле есть исключения. Бог есть в каждом, и если искатель считает, что ему не нужна помощь другого человека, — прекрасно, пусть пробует свои силы самостоятельно. Но если человек мудр и хочет мчаться к своей Цели, а не брести, спотыкаясь, или просто идти, тогда, конечно же, Гуру может оказать значительную помощь.
Скажем, я в Лондоне. Я знаю, что существует Нью-Йорк и должен туда вернуться. Что мне для этого нужно? Самолет и летчик. Хотя я знаю, что Нью-Йорк существует, я не могу попасть туда сам. Точно так же, вы знаете, что существует Бог. Вы хотите достичь Бога, но вас должен туда кто-то отвести. Как самолет доставляет меня в Нью-Йорк, так же кто-то должен привести вас к Сознанию Бога, которое находится глубоко внутри вас. Кто-то должен вам показать, как войти в вашу собственную божественность, которая и есть Бог.
Духовный Учитель приходит к вам с лодкой. Он говорит: «Идем! Если ты хочешь достичь Золотого Берега, я отвезу тебя. Более того, если ты сядешь в мою лодку, то в ней ты можешь петь, танцевать, можешь даже спать, а я безопасно доставлю тебя к Цели».
Тысячелетиями мы плавали в море невежества. Пробудившись, мы захотели переплыть это море и попасть в океан Света и Восторга. Если знать, что есть и лодочник, и лодка, которая может безопасно доставить нас к цели, то, естественно, мы постараемся воспользоваться помощью. Настоящий духовный Учитель знает путь и обязательно поможет достичь цели. Подобно лодочнику, он перевозит на другой берег.
Если во внешнем мире вам кто-то оказывает помощь — юрист или врач, например, — он берет с вас плату. Но когда к цели доставляет Гуру, он не берет ничего. Вам не нужно давать Гуру даже самой малой части своего богатства, потому что он сам обладает несметным богатством. В конечном счете вы увидите, что это одно и то же богатство. У него, у вас, у каждого человека одна и та же цель — бесконечный Покой, Свет и Блаженство. Духовный Учитель говорит: «Вы голодны. У меня есть бесконечный запас божественной пищи, которой вы хотите, поэтому мне не нужно никакой пищи от вас».
Если в обычной жизни люди видят, что кто-то воспользовался помощью другого человека, они могут сказать: «Вот, сам не справился». Но человек, испытывающий настоящий голод по Богу, скажет: «Какая разница, кто предлагает пищу, — я голоден и хочу есть сейчас же. Это именно та пища, о которой я взывал всю свою жизнь, и он мне ее предлагает. Я буду есть, пока он кормит меня настоящей Божественностью».
Если вам кажется, что, принимая Учителя, вы уходите от работы, которую должны были проделать сами, то вы ошибаетесь. В таком случае вы отделяете себя от своего Учителя. Очень преданные мне ученики не считают себя посторонними. Они чувствуют со мной единство. Они считают, что я обладаю несколько большими способностями, чем они, поэтому отождествляют свои небольшие способности с моими более значительными способностями. Пользуясь моими способностями, они чувствуют, что пользуются собственными способностями, ибо внутри меня они видят воплощение любви и заботы.
Настоящий прогресс можно совершать, лишь переживая единство со своим Учителем. Если вы считаете себя посторонним или непрошенным в сердце Учителя, или только гостем, вы никогда не добьетесь успеха в духовной жизни. Сколько времени можно гостить в доме друга? Несколько дней или месяц, а потом вам придется уйти. Даже если вам кажется, что вы пришли как друг, вы все равно уйдете. Но если вы чувствуете, что его дом — это ваш дом, вы обретете там надежный приют и никогда не уйдете.
Когда ученик и Учитель обретают надежный приют в сердце друг друга, час инициации быстро приближается. Инициируя кого-то Учитель дает этому человеку частицу дыхания своей жизни. Во время инициации Гуру дает торжественное обещание помогать искателю и Всевышнему, делая все возможное в духовной жизни искателя, отдавая свое сердце и душу, чтобы привести ученика в высшее царство Запредельного. Учитель говорит Всевышнему: «До тех пор пока я не приведу к Тебе это дитя, я не оставлю его, моя игра не будет закончена». А ученику он говорит: «Отныне ты можешь полагаться на меня, ты можешь считать меня своим близким».
Во время инициации Учитель фактически принимает бесчисленные несовершенства ученика и из нынешнего воплощения, и из прошлых воплощений. Конечно, наряду с настоящими и искренними духовными Учителями встречаются и лжеучители. Но я говорю здесь о настоящих Учителях. Некоторые очень искренние Учители инициируют одного ученика в месяц. Инициировав ученика, они заболевают и ужасно страдают, поскольку реально принимают на себя несовершенства ученика. Однако есть такие духовные Учители, которые могут инициировать множество учеников и не страдать, потому что имеют способность сбрасывать несовершенства, которые приняли, в Универсальное Сознание. Но, с другой стороны, встречаются и такие лжеучители, которые инициируют по пятьдесят, шестьдесят или сто человек за один раз или проводят инициацию через своего представителя. Но подобная массовая инициация — бессмысленный обман.
Гуру может инициировать ученика по-разному. Он может провести инициацию в традиционной индийской манере, когда ученик погружен в медитацию. Он также может инициировать ученика, когда тот спит или находится в своем обычном сознании, но спокоен и уравновешен. Гуру может инициировать ученика просто взглядом. Он смотрит на ученика, и тот мгновенно инициирован, но никто об этом не узнает.
Учитель может также провести физическую инициацию — поместив свою руку на голову, или сердце, или на другую часть тела ученика. В это мгновение он дает физическому сознанию почувствовать, что инициация состоялась. Но наряду с физическим действием Гуру инициирует ученика на психическом уровне. В это время Гуру видит и чувствует душу ученика и действует через душу. Кроме того, инициация может быть выполнена оккультно или во сне. Если в нужное время рядом с вами не окажется духовного Учителя, Бог Сам может принять образ сияющего существа, явившись к вам во сне или в медитации и Сам инициировать вас. Но такое бывает очень редко. Как правило, инициация выполняется Учителем.
Моим ученикам не нужно просить меня инициировать их внешне, потому что я знаю, что для них лучше всего, то есть, я знаю, ускорит ли внешняя инициация их внутренний прогресс или нет. Очень часто я инициирую своих учеников с помощью третьего глаза: я чувствую, что это самый убедительный и эффективный способ. Многие видели мои глаза, когда я нахожусь в высшем сознании. В это время мои обычные глаза, физические глаза, становятся полностью едиными с третьим глазом. Тогда эти два обычных глаза воспринимают бесконечный Свет от третьего глаза, и Свет из моих божественно сияющих глаз проникает в глаза устремленного. Он сразу же разливается по всему телу устремленного и омывает его с головы до ног. Тогда я вижу, как Свет, мой собственный Свет, Свет Всевышнего сияет в ученическом невежестве, и это невежество приносит свою благодарность. Оно говорит: «Теперь, когда я стало твоим, когда ты подчинил меня, я навеки буду принадлежать тебе». Тогда я беру на себя обязательство просветлить невежество ученика, а ученик берет на себя обязательство помогать мне проявлять Всевышнего на земле.
То, что я инициировал вас, совершенно не означает, что вы можете приниматься инициировать кого-то другого. Это совсем не тот случай, когда я сообщаю вам какую-то истину, а вы можете передать ее кому-то еще. Очень часто мне приходится слышать, что какой-то Учитель инициировал человека, затем этот его ученик берется инициировать кого-то другого, а тот инициирует третьего — как в семейной династии. Но подобная инициация ничего не стоит. Настоящая инициация всегда должна выполняться осознавшим Бога Учителем, ее нельзя совершать через посредника. Если Учитель обладает духовной силой инициировать ученика непосредственно на оккультном плане, это нормально. Но если он говорит, что может инициировать человека через ученика, который сам еще является начинающим, то такая инициация просто нелепа.
Когда в Америке видишь людей, заявляющих, что их духовный Учитель в Индии попросил их инициировать других, то будьте уверены, что никакой инициации не происходит, все это сплошной обман. Инициация должна совершаться непосредственно Учителем либо на физическом плане, либо на внутренних планах.
Когда Гуру инициирует ученика, он принимает его безоговорочно и безусловно. Даже если после инициации ученик уходит, решив, что Гуру ему чем-то не подходит, Гуру будет вечно действовать в этом ученике и через него. Ученик может даже уйти к другому Гуру, но Гуру, который его инициировал, всегда будет помогать ему во внутреннем мире. И если новый Гуру достаточно благороден, он позволит первому Гуру действовать в ученике и через него. Хотя физическая связь с первым Гуру оборвалась и физически Гуру не видит ученика, духовно он непременно будет помогать ему, потому что дал обещание Всевышнему.
Даже если ученик не идет к другому Гуру, а просто уходит с пути Истины, все равно его первый Гуру должен будет сдержать обещание. Ученик может оставить духовный путь на одну, две или даже на много инкарнаций, но его Гуру — находится он на земле или в высших сферах — будет постоянно наблюдать за учеником и ждать возможности активно помочь ему, когда тот снова вернется на духовный путь. Гуру в самом деле не испытывает привязанности, но поскольку он дал обещание ученику и Всевышнему в ученике, Гуру бесконечно долго ждет возможности вести ученика к Цели.
Некоторые из моих учеников, когда-то очень искренне следовавшие моим путем, затем не менее искренне оставили меня. Но если во внутреннем мире они мои ученики, и я уже принял их, и они были настоящими учениками, то уверяю вас, что не забыл о них. Им, возможно, понадобится одна, две, пять или шесть жизней, чтобы вернуться к жизни устремления, но, сколько бы времени им ни понадобилось, я буду помогать им двигаться к осознанию Бога.
Благодаря тому обещанию, данному душе ученика и Богу, я несу за каждого ученика большую ответственность, чем сам ученик. Но кто позволяет мне принять эту ответственность? Ученик! Я на милости своих учеников. Сейчас Бог для них всего лишь смутная идея, поэтому сегодня они могут принять меня, а завтра оставить. На внешнем плане ученик может оставить меня, но до тех пор, пока Всевышний хочет, чтобы я концентрировался на этом человеке и давал ему Его Свет, я должен это делать. Оставив духовный путь, ученик, возможно, не станет следовать никакому пути или примет другой путь. Но раз я принял кого-то, я отвечаю за него, пока Всевышний не скажет мне, что этот человек в других руках.
Я говорю своим ученикам: «Я готов принять все ваши проблемы при условии, что вы готовы чувствовать, что существуете для меня, для меня одного. Если ваша верность разбросана повсюду, между одним учителем и другим учителем, между той группой и этой группой, и вы приходите медитировать в наш Центр от случая к случаю, тогда, даже если вы говорите, что я ваш Учитель, вы лишаете меня силы что-либо для вас сделать. Только если вы действительно отдадите мне все свое существование, внутреннее и внешнее, я смогу что-то сделать для вас. Я смогу принять ваши проблемы только в том случае, если буду абсолютно един с вами, а вы полностью примете меня».
Когда Учитель очень высокого уровня говорит, что у вас с ним вечная связь, он основывается на своем абсолютном единстве со Всевышним и вашей душой. Он знает, что вы всегда будете под его внутренним руководством. А когда вы осознаете Высшее, вы увидите, что высшее Сознание, — это то же Сознание, которое Учитель представлял на земле. Настоящий духовный Учитель воплощает бесконечное Сознание Всевышнего и представляет это Сознание на земле.
Когда Учитель говорит о вечной связи, эта связь должна быть принята взаимно. Учитель не скажет: «Поймешь ты это или нет, я буду вечно поддерживать с тобой связь, и мы вечно будем едины». Нет, если Учитель действительно обладает способностью установить с учеником вечную связь, значит, он также способен дать ученику понять, что он сделал это. Учитель передает такое послание душе искателя, и искатель чувствует, что его внутренняя связь с Учителем будет существовать вечно.
Затем, с величайшей нежностью, заботой, состраданием, благодарностью и гордостью Учитель принимает ученика — от всего сердца и навсегда. А ученик будет испытывать такое же чувство к Учителю: он будет чувствовать, что Учитель — не посторонний, живущий сам по себе. Нет, это самый родной для него человек. Он будет чувствовать, что самое высшее — то, что он называет Учителем, — его собственная самая просветленная часть. Когда у ученика возникает подобное чувство, подобное осознание, зарождается вечная связь между Учителем и учеником.
Говорить о вечной связи между Учителем и учеником имеет смысл только в том случае, если Учитель осознал Бога. Если Учитель не достиг полного осознания, он лишь вводит ученика в заблуждение. Существует много Учителей, которые не осознали Бога, но они говорят: «О, у нас вечная связь. Я буду заботиться о тебе, даже когда покину тело». Когда такой Учитель покидает тело, ученик может взывать к своему Учителю непрерывно, но не получит ответа. Даже когда такой Учитель находится на физическом плане, от него нет никакого толка. Он лишь раздает лживые обещания.
Главный смысл инициации в том, чтобы вывести на передний план душу. Если инициация не состоялась, очищение тела, витала, ума и сердца никогда не будет полным. Осознать высшую Цель без инициации невозможно. Близкие мне ученики чувствовали, как расцветала их инициация в то мгновение, когда они всем существом посвящали всю свою жизнь — тело, витал, ум, сердце и душу — Всевышнему во мне. В действительности этот расцвет инициации представляет собой нечто большее, чем сама инициация. Это раскрытие внутренней божественности самих учеников. В это мгновение они чувствуют, что стали полностью едиными со своим Гуру. Они чувствуют, что их Гуру не существует без них, а они не существуют без Гуру. Гуру и ученик предназначены друг для друга, и чувствуют, что это предназначение приходит прямо от Всевышнего. А величайший секрет, который ученик узнает от Гуру, таков: только исполнив Всевышнего, мы можем исполнить весь остальной мир.
Как Гуру может исполнить Всевышнего? Гуру исполняет свою роль, забирая у ученика невежество, несовершенство, тьму, нечистоту и неготовность, с верой и преданностью отдавая их Всевышнему. Ученик исполняет Всевышнего, постоянно пребывая в лодке Гуру и в самых сокровенных глубинах сердца Гуру, чувствуя, что он живет только ради исполнения цели своего Учителя. Исполнять его, проявлять его — таков единственный смысл, единственная цель, единственная важность жизни ученика.
Гуру — не тело. Гуру — это раскрытие и проявление божественной Силы на земле.
Может быть, увидеть Бога без посредника
И не является невозможной задачей,
Но, несомненно, сделать это не легче,
Чем покорить самую высокую гору.
Помогал ли вам кто-нибудь, когда вы учили алфавит? Был ли необходим вам наставник, чтобы овладеть музыкальным инструментом? Консультировали ли вас, когда вы готовились получить ученую степень? Если вам были нужны помощники для всего этого, разве вам не нужен также Учитель, который бы вел вас к знанию Божественного, к мудрости Бесконечного? Этот Учитель — ваш Гуру, и никто иной.
Гуру и ученик должны деликатно, серьезно и тщательно проверить друг друга перед взаимным принятием. Иначе, если они сделают неправильный выбор, Гуру придется танцевать с поражением, а ученику — с проклятием.
Что произойдет, когда Гуру примет ученика? Гуру будет радостно жить в мире золотого самопожертвования.
Когда Учитель говорит ученику: «Прими все, что у меня есть», а ученик говорит Учителю: «Прими меня таким, какой я есть», — это высшая инициация.