Во второй и третьей главах Гиты Шри Кришна благословил Арджуну несколькими проблесками Йогического света. В четвертой главе он благословляет Арджуну потоком духовного света. Широко и откровенно раскрывает он тайны Йоги. Арджуне трудно поверить, что Шри Кришна учил этой вечной Йоге Вивасвана (Бога Солнца). Вивасван передал ее своему сыну Ману, и Ману поделился ею со своим сыном Икшваку, от него она была передана царственным Риши. Вивасван видел свет дня задолго до рождения Шри Кришны. Естественно, заявление Шри Кришны повергает Арджуну в море смятения.
Теперь раскрывается вечная тайна реинкарнации. Шри Кришна говорит: «Арджуна, мы с тобой прошли через бесчисленные рождения. Я знаю их все, но твоя память подводит тебя. И хотя Я — вне рождения и вне смерти и являюсь Всевышним Господом всех существ, Я проявляю себя в физической вселенной через Свою собственную Майю, удерживая Свою Пракрити (Природу) под контролем» (4.5–6).
Майя означает «иллюзию». Она также означает нереальность эфемерных вещей; эта нереальность персонифицирована как женское, которое и называется Майей. Слова дхарма и майя являются постоянным и спонтанным выражением индийской души. Согласно Шанкаре, ведантисту масштаба Гималаев, существует только одна Абсолютная Реальность, Брахман, и ничего, кроме Него. Адвайта, или Монизм, вытекающий из Веданты, — его влиятельная философия. Есть только Брахман. Ничего не существует вне Брахмана. Мир в том виде, как он предстает перед нашим ментальным взором, — космическая иллюзия, вводящая в заблуждение тюрьма. Только тогда, когда нас озарит истинное знание, мы сможем освободить себя из сетей невежества и западни рождения и смерти.
То, что есть, — реально. То, что появляется, — нереально. Вечная Жизнь — реальна. Невежество и смерть — нереальны. Майя — это вид энергии, наполненный тайной. Мы знаем, что электричество является энергией, но на самом деле мы не знаем, что такое электричество. Та же истина применима к Майе. Бог использует Свою Майю-Энергию для того, чтобы войти в поле проявления. Это процесс становления Единого многими и, кроме того, возврат многих к изначальному Единому.
Пракрити означает «Природу». Она — материальная причина, а также изначальная причина всего в проявленном творении. Пуруша — безмолвный Лик. Пракрити — оживляющая Улыбка. Пуруша — чистое, созерцающее сознание, в то время как Пракрити — развивающееся и преобразующее сознание. В Пракрити и через Пракрити — исполненность Космической Игры.
Арджуна знал Шри Кришну как своего дорогого кузена; позднее он узнал его как своего закадычного друга; еще позднее он узнал его как своего возлюбленного Гуру, или духовного Учителя. Здесь, в этой главе, он узнает Шри Кришну как Всевышнего Господа Мира. Шри Кришна говорит: «Всякий раз, когда неправедность господствует, а праведность приходит в упадок, Я воплощаю Cебя. Чтобы защитить и сохранить добродетельных и положить конец злодеям, чтобы упрочить дхарму, Я проявляю Cебя из века в век». Из этих волнующих душу высказываний Шри Кришны мы сразу же узнаем, что Он — как изначальное Знание, так и Всевышняя Власть. Уверенно, с улыбкой, заряжает он Арджуну духовным током высокого напряжения от Своей великой Энергоустановки.
Saubhavomi yuge yuge (4.8)
Я воплощаю Себя из века в век.
Теперь Шри Кришна провозглашает себя Аватаром. Аватар — это прямое нисхождение Бога. В проявленном мире он воплощает Бесконечное.
В Индии есть духовный учитель, который объявил себя Аватаром. К несчастью, он стал объектом безжалостного осмеяния как на Западе, так и на Востоке. Так как он не мог смело сражаться с этим язвительным сарказмом, ему пришлось в конечном счете изменить свою безуспешную политику. Его гордое утверждение сделало один шаг вперед: «Не только я, но каждый является Аватаром». Поскольку каждый Аватар, то кто кого будет критиковать? И вот, самозванный Аватар теперь облегченно вздохнул.
Может звучать смешно, но это факт, что в Индии практически каждый ученик объявляет своего Гуру Аватаром, прямым нисхождением Бога. Прилив энтузиазма проносится над учениками, когда они говорят о своих Гуру. Духовный гигант Свами Вивекананда не мог не сказать, что в Восточной Бенгалии, Индии, Аватары растут как грибы. С другой стороны, говорить, что был и может быть только один Аватар, Сын Бога, равным образом нелепо.
Каждый раз, когда приходит Аватар, он играет в ходе эволюции отличную от других роль, в соответствии с необходимостью века. В сущности, один Аватар не отличается от другого. Настоящий Аватар, Шри Рамакришна, раскрыл Истину: «Тот, кто был Рамой, тот, кто был Кришной, пребывает теперь в форме Рамакришны» *.
* См. Swami Nikhilananda, Vivekananda: A Biography, Calcutta, 1987, p. 67.
Существуют две вечные противоположности: добро и зло. Согласно Шри Кришне, когда порок достигает максимальной высоты, Богу приходится надевать человеческую одежду в форме Аватара. Пришествию Шри Кришны пришлось иметь дело с самой темной злой силой — Камсой. Таким же образом, Ироду, безжалостному тирану, необходимо было пришествие Иисуса Христа. Рождество, рождение Христа, потребовало угасания жизни невежества. Джанмаштами, рождение Кришны, повсеместно празднуется в Индии с целью покинуть море невежества и войти в океан Знания.
Наиболее легкий и эффективный путь постижения идеи личностного Бога — соприкоснуться с Аватаром и остаться под его руководством. Иметь Аватара своим Гуру — значит найти надежную гавань для своей лодки жизни. В этой связи можно привести смелое утверждение Вивекананды: «Никто не может видеть Бога иначе, как через эти человеческие проявления. Как бы вы ни говорили, как бы вы ни старались, вы не сможете думать о Боге иначе, как о человеке» *.
* Swami Vivekananda, The Yogas and Other Works, Swami Nikhilananda, ed., New York, 1953, p. 420.
По мнению многих, как Будда — самый совершенный человек, так и Кришна — величайший Аватар, которого когда-либо видел мир.
Существуют также Аншаватары (частичные Аватары). Но Шри Кришна является Пурнаватаром (полным Аватаром), в котором и через которого Всевышний проявился полно, без остатка и целостно. Когда человеческое устремление восходит, божественное Сострадание нисходит в мантии Аватара.
«Когда люди приходят ко Мне, Я непременно принимаю их» (4.11). Не может быть большего утешения для кровоточащего сердца человечества, чем это. Если мы принимаем Кришну с верой, он просветляет наш сомневающийся ум. Если мы принимаем Кришну с любовью, он очищает наш причиняющий страдания витал. Если мы принимаем Кришну с преданностью, он преобразует невежество-мрак нашей жизни в знание-солнце Своей вечной Жизни.
Теперь Шри Кришна хочет, чтобы наши умы вновь обратились к касте. Он говорит, что именно он создал четверичный порядок кастовой системы согласно склонностям и деяниям каждой касты. Есть люди, которые всю важность придают рождению и наследственности, намеренно игнорируя тех, кто в изобилии благословлен способностями и свершениями. В результате обществу приходится страдать от безжалостных ударов полнейшего беспорядка. Верно, происхождение и наследственность имеют свою значимость. Но эта, так называемая, значимость не может даровать нам даже йоты света и истины. Здесь, на земле, мы превращаемся в Высшее и проявляем Глубочайшее именно благодаря действию, спокойному и благородному.
От стиха 16 до 22 стиха мы видим, как Кришна проливает свет на действие, бездействие и ложное действие. Действие, истинное действие, — не просто передвигать свое тело. Действие — это самоотдача. Истинное действие — это отвержение привязанности. Истинное действие означает поставить чувства под контроль. Ложное действие — танцевать с желанием. Ложное действие — не подчиняться своему внутреннему существу. Ложное действие — отклоняться от пути Истины, эзотерической и экзотерической.
По общему убеждению, бездействие равносильно инертности, лености и так далее. Но истинное бездействие состоит в том, чтобы предаться непрестанной деятельности, сохраняя при этом осознанный ум в состоянии величественного спокойствия или транса.
Вера и сомнение завершают четвертую главу. Вера — это не просто эмоциональное чувство приверженности своему вероучению. Это живое внутреннее дыхание, чтобы открыть Истину, осознать ее и жить в ней. Вера — это действие, предпринятое искателем по собственной воле, с тем чтобы заставить себя пребывать во всевидящей и всеисполняющей Воле Бога. Яджур Веда говорит нам, что в посвящении себя расцветает освящение, в освящении расцветает Милость, в Милости расцветает вера и в вере расцветает Истина. Чем еще является вера? Процитируем Чарльза Хансона Тауна:
Мне не нужно кричать о своей вере.
Трижды красноречивы спокойные деревья,
зеленый чуткий дерн
И безмолвные звезды, чья мощь
никогда не истощается.
Холмы хранят молчание,
И все же, как говорят они о Боге!
Сомнение — это обнаженная глупость. Сомнение — абсолютная бесполезность. Сомнение — это внешний всепожирающий пожар. Сомнение — внутренняя гибель.
«Sauuayotmo vinauyati — Обладатель сомнения погибает» (4.40). Он потерян, полностью потерян. Путь Духа для него закрыт. Отказано ему и в тайне просветления жизни.
Кришна говорит: «Для сомневающегося человека нет ни нашего мира, ни мира Запредельного, нет даже счастья» (4.40). Новый завет дарит нам ту же истину: «Человек сомневающегося ума не наслаждается ни этим миром, ни другим, ни завершающим блаженством».
В Ньяе (логике), одной из шести систем индийской философии, мы видим, что сомнение — не что иное, как противоречивое суждение относительно характера объекта. Сомнение порождается самим фактом признания свойств, общих для многих объектов, или свойств, совсем не присущих никаким объектам. Сомнение — это именно то, чему недостает правильности восприятия. К тому же, сомнение, будучи несуществующим, есть только в невосприятии.
Сомнение — это всепожирающий тигр. Вера — рычащий лев, который вдохновляет устремленного стать всепросветляющим и всеисполняющим Всевышним.
Жалкое, слепое сомнение хочет неистово сотрясать лодку жизни человека, решительно не замечая настоящей истины в том, что вера является самым мощным и убедительным утверждением жизни.
Памятные слова истины поэта волнуют наши сердца до самой глубины:
Лучше один день веры,
Чем тысячи лет сомнения!
Лучше один смертный час с Тобой,
Чем бесконечная жизнь без Тебя.