Вопрос: Можно ли что-то предпринять, чтобы избавиться от своего эго?
Шри Чинмой: Эго бывает двух типов. Эго одного типа говорит, что вы — индивидуальность: вы принадлежите определенной семье, своим родителям и братьям. Обычно это эго начинается у людей с семьи. Затем оно расширяется до масштабов деревни, города, потом района, страны. Постепенно, постепенно оно может подняться до такого уровня, где вы почувствуете свою принадлежность всему миру. Но это очень медленный, неопределенный прогресс. Вам может понадобиться лет двадцать на то, чтобы почувствовать, что ваш город вам родной. Такое эго обычно поднимается до любви к стране, а затем останавливается. Оно сыграло свою роль. В семьдесят-восемьдесят лет вы оставляете тело, а в следующей инкарнации все опять начинается с человеческого эго.
Есть иное эго, которое на языке духовности мы назовем обожествленным чувством всеобщего единства. Если вам захочется применить обычное слово на физическом плане, можете назвать его словом «эго», но на самом деле это обожествленное чувство единства с вселенским Сознанием. Такое эго вам сразу же скажет, что вы — дитя Бога, сын или дочь Бога, так как же вы можете поступать небожественно? Оно каждый миг будет вам говорить: «Делай то, не делай этого». Оно всегда будет заставлять вас думать и поступать божественным образом.
Мы говорим слово «эго», но божественное эго совершенно отличается от человеческого. Это чувство единства с вселенским Сознанием. Когда Христос сказал: «Я и Отец мой — одно», в нем говорило его божественное эго. А почему бы нам тоже так не сказать? Мы знаем, кто мы такие, поэтому и боимся это говорить. Мы скажем: «О, Христос был велик. Его величия нельзя отрицать. Но ведь он был сыном Божьим». Но вам нужно понять, что вы тоже сын или дочь Бога. Христос чувствовал эту истину, он ее осознал.
А потом он ее высказал. Вы — и все — в своей духовной жизни тоже должны чувствовать, что являетесь избранным инструментом Бога. Если вы будете чувствовать себя избранным инструментом Бога и будете стараться быть достойным этой чести, то у вас не может и быть небожественного эго. Вам нужно чувствовать это внутренне, и это должно быть видно по вашим действиям.
Ваши глаза любуются тем, что делают ваши руки. Предположим, вы художник, вы нарисовали что-то прекрасное, и ваши глаза этим любуются. Глаза не скажут: «Мы-то этого не рисовали. Будем считать это заслугой руки, раз она это сделала». Нет — глаза чувствуют единство с остальным существом и поэтому скажут: «Это сделали мы, так что мы можем порадоваться своим способностям». Глаза чувствуют, что рука — это неотъемлемая часть того же тела, хотя и совершенно другой орган, и поэтому, когда рука что-то делает, глаза считают достижения руки своими. Вот так они становятся полностью едиными. И когда другой человек что-то совершает, а вы считаете его частью собственного существа, то где же эго? Божественное эго ценит достижение каждого и благодаря единству чувствует, что именно оно и достигло всего этого. Любуясь красотой, сотворенной рукою, глаза никогда не почувствуют так: «Ну, мы не смогли бы такое сделать; это все рука». С другой стороны, иногда именно глаза совершают что-то первыми. Глаза видят что-то прекрасное, скажем, цветок. Его видят глаза; рука-то его не видит. Но в следующий миг рука берет и срывает цветок. Рука не говорит: «Это глаза увидели его первыми. Не желаю его рвать, потому что первой его увидела не я. Рвать цветок — ниже моего достоинства, раз первой была не я». Нет, рука возьмет да и сорвет цветок. И вот так каждый исполнит свою роль в игре. Когда что-то делает рука, глаза этим любуются. Творение руки останется незавершенным, пока им не полюбуются глаза. С другой стороны, когда глаза увидят в чем-то красоту, а вам хочется, чтобы эта вещь стала вашей на физическом плане, то взять это для глаз и для всего вашего существа должна рука.
Поэтому, когда что-то совершает другой человек, пожалуйста, считайте, что это сделали вы. В этом нет ничего плохого. Вы себя не дурачите. Вы подумаете: «Ну, это сделал не я. Это не мое имя». Но во вселенском Сознании, где есть только одно существование — бесконечное «Я», — вас зовут не Раби, а меня — не Чинмой. Есть лишь одно «Я», всепронизывающее «Я». Так что, когда я чего-то достигаю, вы благодаря единству со мной можете легко и вполне законно считать, что это сделали вы. Когда что-то делаете вы, я считаю это своим достижением. Поверьте, мои ученики действительно добиваются многого на физическом плане, и я сразу чувствую, что именно я это совершил. Когда работают юноши и девушки, в Центре делается так много! Они выполняют физическую работу и многого достигают, и тогда я считаю это их заслугой. Я их хвалю, я им признателен и предлагаю им свою благодарность. Но в своем внутреннем существе я тут же чувствую, что это совершил я, расширенная часть моего сознания. Вы мои духовные дети, поэтому, естественно, все, что сделали мои дети, становится и моим достижением.
С другой стороны, когда я на духовном уровне приношу свыше Покой, Свет и Блаженство, у вас есть полное право считать, что я способен это делать с помощью вашего сознательного усилия, вашего сознательного устремления. Неправда то, что вы не имеете к этому никакого отношения. Если вы сможете чувствовать, что, когда я что-то совершаю, это совершили вы, то я смогу считать это вашей заслугой, потому что вы открыли эту истину. Я высоко ценю и восхищаюсь тем, что вы делаете на физическом плане, но на самом деле я чувствую, что это сделано расширенной частью моего сознания. Это совершено расширением моего сознания, увеличенной частью моего существа. И вы тоже должны так чувствовать.
Всегда думайте о своем увеличенном существовании, постоянно расширяйте, расширяйте, расширяйте себя. Вы, как птица, расправляете крылья. А раз так, откуда взяться какому-то эго? Эго появляется из разобщения, из разделения на «ты» и «я». Но когда я что-то делаю, а вы сможете считать это достижение своим, это абсолютно верный подход. Чувствуйте, что это сделали вы. Когда вы что-то делаете, а я могу считать, что это сделал я в вас и через вас, то где же тут небожественное эго?