Концентрация, медитация, сила воли и любовь

Концентрация в Кундалини-йоге. Ищущий концентрируется на центрах для того, чтобы открыть их. Это долгий, трудный, полный неопределенности и опасный процесс. Если ищущий не приложит достаточно сознательных усилий, процесс окажется долгим. Если все существо ищущего не будет действовать слаженно, процесс окажется трудным. Если во время путешествия ищущий заведет дружбу с бесконечными страхами, процесс будет полон неопределенности. Если в этом путешествии ищущий заведет дружбу с тягостными сомнениями, процесс обязательно окажется чрезвычайно опасным.

В любой йоге нужен духовный Учитель. В Кундалини-йоге необходимость в духовном Учителе первостепенна. Если вы занимаетесь какой-либо другой йогой, вам, несомненно, нужен Учитель; но если вы не стремитесь иметь Учителя, если вам хочется продвигаться медленно, но верно, как индийская повозка, запряженная волами, — не беда. На этих путях нет опасности. Вы достигнете места своего назначения лишь через тысячи лет, в другой жизни, но путешествие без проводника не заключает в себе особой опасности. Но если вы занимаетесь Кундалини-йогой без настоящего Учителя, который обучал бы вас, то вы играете с огнем. Если преждевременно, без полной подготовки открыть духовные центры, особенно низшие центры: муладхару, свадхистхану и манипуру, — они могут принести ищущему невыразимое несчастье. Своей безграничной мудростью Учитель сокращает долгий путь ученика. Своим глубоким состраданием Учитель превращает трудную для ученика дорогу в легкий и гладкий путь. Своим озаряющим светом Учитель удаляет неопределенность из разума ученика и заменяет ее абсолютной определенностью. Своей неукротимой силой Учитель устраняет все опасности с начала и до конца путешествия ученика. И также он превращает путь ученика в залитую солнцем дорогу, чтобы тот мог бежать по ней быстрее быстрого, не встречая на своем пути опасностей и преград.

Медитация в Кундалини-йоге. Ищущий медитирует на свой ум, сердце или на любой другой объект или субъект. Но поначалу его главная цель состоит в том, чтобы очистить ум, успокоить ум, сделать ум безмолвным. Он медитирует, чтобы расширить свою человеческую индивидуальность до высшей Универсальности Бога. Он медитирует, чтобы расширить свою человеческую личность до бесконечной и вечной Жизни Бога. В жизни ищущего наступает время, когда он делает открытие: он является и любящим, и одновременно Возлюбленным. Устремленная душа, которую он воплощает, — это любящий в нем. А трансцендентальное «Я», которое раскрывается в нем изнутри, — это его Возлюбленный.

Поначалу, в годы становления духовной жизни, ищущему необходимо придерживаться строгой дисциплины. Он должен медитировать ежедневно ранним утром в один и тот же час, в одном и том же месте, защищенном от помех внешнего мира. Если обстоятельства сложатся благоприятно, он может встречать восход солнца в медитации. Вместе с лучами солнца в ищущего войдет динамичная энергия, созидательная сила, послание-надежда освобождения. Перед медитацией он должен принять душ, чтобы его внешнее тело было чистым. Одежда ищущего должна быть легкой, предпочтительно белой, так как это цвет чистоты. Во время медитации нужно зажечь ароматические палочки и свечи, поставить перед собой цветы, чтобы усилить вдохновение.

Если ищущий выполняет все это, со временем на него низойдут Покой, Свет и Блаженство, и в избранный Богом Час он услышит Голос Безмолвия. Голос Безмолвия благословит ищущего интуитивной силой. Если ищущий станет пользоваться этой интуитивной силой не по собственной прихоти, а в согласии с Волей Бога, он постепенно откроет чакры Кундалини. Этот процесс совсем несложен, и в то же время его результат очень эффективен и приносит большое удовлетворение. Ищущий не следует строгой дисциплине. Он не концентрируется на каждом центре, как это делают другие ищущие. Он просто использует свою интуитивную силу. Интуитивная сила может очень легко и эффективно открыть для него все центры.

Сила воли в Кундалини-йоге. Духовные Учителя очень высокого уровня не проходят через концентрацию и медитацию, чтобы открыть свои чакры. Они просто используют свою неукротимую и всепобеждающую силу воли и открывают все семь центров так же легко, как человек выпивает стакан воды. Можно назвать эту силу воли светом души или дыханием духа. Эта сила воли подобна божественной вулканической силе. На открытие центра у них уходит не более нескольких секунд. Но эти великие духовные Учителя также прошли когда-то путь упорной концентрации и глубокой медитации. Они не концентрировались и не медитировали на чакрах; они концентрировались на Стопах Бога и медитировали на Сердце Бога. У Стоп Бога они получили бесконечное Сострадание Бога; из Сердца Бога они получили Безграничную Любовь Бога. Играя с Состраданием Бога, они видели и чувствовали, что Сострадание Бога — это не что иное, как неукротимая Сила Воли Бога. Играя с Любовью Бога, они видели и чувствовали, что Любовь Бога — это не что иное, как Свет-Мудрость Бога.

Когда этим Учителям с течением времени была дарована возможность использовать этот безграничный Свет и Силу, они должны были пользоваться ими лишь по команде Внутреннего Кормчего, а не по собственной прихоти. Настоящий духовный Учитель обладает меньшей свободой в привычном понимании этого слова, нежели обычный человек. Обычный человек имеет ограниченную свободу выбора. Он может воспользоваться этой ограниченной свободой выбора, чтобы пойти против Воли Бога, сообразуясь лишь со своей прихотью. Но настоящий духовный Учитель полностью подчинил свою индивидуальную волю Воле Всевышнего. У него попросту не может быть никакой личной воли, отличной от божественной Воли.

Абсолютный Всевышний просит духовного Учителя всегда вначале пользоваться Светом-Мудростью, а лишь затем Силой Воли. Очень часто обыкновенные йоги и люди, увлекающиеся оккультизмом и магией, вообще не используют Свет-Мудрость. Они просто применяют силу воли, исходящую из витала. Сила воли может исходить из витального мира, из области души или от трансцендентального «Я». Когда мы используем Силу Воли, исходящую от трансцендентального «Я», мы в безопасности, в полной безопасности. Когда мы применяем силу воли, приходящую из области души, мы также в совершенной безопасности. Когда же мы применяем силу воли, исходящую из витала — низшего витала, агрессивного витала, разрушительного витала или даже динамичного витала, — тогда мы попадаем в беду. Очень часто люди, которые делают это, создают опасности и трудности себе самим и окружающим, потому что попросту не могут держать витальную силу под надлежащим контролем. Но настоящий духовный Учитель использует сначала Свет-Мудрость Бога, а затем Силу Воли Бога, чтобы просветлить слепое человечество и насытить изголодавшееся человечество.

Любовь и низшая витальная жизнь в Кундалини-йоге. Подлинная любовь и жизнь низшего витала — это две совершенно разные вещи. Концентрация — это внешняя бдительность. Медитация — это внутренняя бдительность. Концентрация говорит, что жизнь низшего витала нужно не подавлять, а возвышать. Медитация говорит, что жизнь низшего витала нужно не только возвышать, но и совершенствовать, просветлять и освобождать. Победить проявления низшего витала — нелегкая задача. Это невозможно сделать сразу, а нужно делать медленно и постепенно. Если вы уверенно бежите к цели, тогда вы непременно достигнете ее. Всегда нужно вести жизнь чистоты, жизнь сознательного осознания и посвящения. Тогда низший витал можно будет преобразовать в динамичный, просветленный витал, который сможет использовать Сам Бог.

Концентрация говорит нам, что жизнь любви не должна протекать между связывающей человеческой природой в нас и связывающей человеческой природой в других. Еще концентрация говорит нам, что жизнь любви должна протекать между божественным в нас и божественным и бессмертным в Боге. Только тогда наша любовь и Любовь Бога вместе смогут получить свое осуществление. Медитация говорит, что жизнь любви должна протекать между нашим осознанием Бога и проявлением Бога в нас. Еще медитация говорит нам, что жизнь любви должна протекать между преобразованной и просветленной страстью тела и озаряющим и исполняющим экстазом Духа.

Животное в нас не знает, что такое подлинная любовь. Человеческое в нас прекрасно знает, что такое подлинная любовь, но чувствует, что подлинная любовь для него недостижима. Божественное в нас знает, что подлинная любовь легко достижима для нас. И оно говорит нам одухотворенно, настойчиво и решительно, что такое подлинная любовь. Подлинная любовь — это неустанная самоотдача и бесконечное Богостановление.

Большинству из вас многое известно о концентрации и медитации. Мне хотелось бы сказать, что, какому бы пути вы ни следовали или какой бы йогой вы ни занимались, концентрации и медитации необходимо придавать величайшее значение. Что же подразумевается под концентрацией? Как, в сущности, нужно концентрироваться? Концентрируясь, надо чувствовать, что не существует ничего, кроме того, на чем концентрируешься. Концентрируясь, надо стараться забыть обо всем остальном мире: о том, что у нас внутри, вокруг, впереди, выше, ниже.

Концентрируйтесь только на одном объекте. Если вам хочется концентрироваться на кончике своего большого пальца, начните с воображения. Представьте себе, что ваш палец — это все, что у вас есть. Нет более ничего, что могло бы считаться вашим. Все остальное ваше тело вам не принадлежит — только этот палец. Если вам хочется концентрироваться на кончике носа, то чувствуйте, что вам принадлежит один только нос; глаза, уши, рот, руки и ноги — не ваши. Если вы начинаете думать о чем-либо другом, то чувствуйте, что вы вторгаетесь на чужую территорию. Так можно развить силу концентрации.

В качестве объекта для концентрации можно выбрать любую часть тела, но старайтесь выбрать ту, с которой вам легче всего отождествиться. И не концентрируйтесь на руке, ладони или ноге. Возьмите очень маленькую часть тела: глаз, нос, кончик пальца. Чем меньше, тем лучше для концентрации.

Если вам захочется концентрироваться на сердцебиении, не бойтесь. Некоторым начинающим кажется, что если они будут концентрироваться на ударах своего сердца, то оно остановится, и они умрут. В них проникает огромный страх. Им кажется, что они тут же умрут. Они вполне способны концентрироваться на чем угодно еще, но когда речь заходит о концентрации на сердцебиении, они страшно боятся. Но если вы хотите быть настоящим героем в духовной жизни, вы должны попробовать концентрироваться на биении своего сердца. Это ваша золотая возможность вступить в бесконечную жизнь. Каждый раз, слыша стук своего сердца, сразу же чувствуйте, что там пульсирует ваша бесконечная, бессмертная жизнь.

Если вам хочется развить силу концентрации очень быстро, тогда, пожалуйста, делайте следующее. Перед тем как концентрироваться, хорошенько умойте лицо и глаза. Затем на стене на уровне глаз нарисуйте черную точку и станьте лицом к этой точке на расстоянии около десяти дюймов (25 см) от стены. Концентрируйтесь на точке. Через несколько минут постарайтесь почувствовать, что при вдохе ваше дыхание исходит прямо из этой точки и что точка тоже вдыхает, получая свое дыхание от вас. Старайтесь почувствовать, что есть двое — вы и черная точка, нарисованная вами. Ваше дыхание исходит из этой точки, а ее дыхание исходит от вас. Затем, если вы будете концентрироваться очень сильно, через десять минут вы почувствуете, что нечто вышло изнутри вас. И что же это? Это ваша душа. Ваша душа оставила вас и вошла в черную точку на стене. Теперь почувствуйте, что вы общаетесь со своей душой. Ваша душа ведет вас в мир души для осознания, а вы ведете душу в свой мир для проявления. Вот так вы очень легко сможете развить силу концентрации. Но этот метод требует практики. Есть много такого, что становится очень легким с практикой, но именно потому, что мы не практикуемся, мы не получаем результата.

Всегда помните, что силу концентрации можно развить очень быстро, только когда концентрируешься на чем-то очень маленьком, как можно более маленьком. Однако сила медитации совершенно иного рода. Если вы хотите развить силу медитации, тогда думайте о чем-нибудь безграничном. Думайте о небе, о море. Когда вы медитируете рано утром или вечером, не обязательно смотреть на океан или на небо, если вам этого не хочется. Прежде я говорил, что, если вы сможете встречать восход солнца по утрам, это будет очень благотворно для вас. Но если у вас нет возможности смотреть на солнце, небо или океан, ничего страшного. Старайтесь увидеть восходящее солнце внутри себя, старайтесь увидеть небо внутри себя, старайтесь увидеть океан внутри себя. Ваше духовное сердце бесконечно просторнее океана и бесконечно просторнее неба.

Медитируя, пожалуйста, не ожидайте ничего ни от себя, ни от Бога. Вы сможете совершать самый быстрый прогресс, если не будете ничего ожидать от своей медитации. Не ожидайте того, что уже завтра вы станете лучшим инструментом Бога, или того, что Бог завтра сделает вас Своим избранным инструментом. Просто медитируйте на Сердце Бога, которое есть сам Свет. А если вы захотите концентрироваться, концентрируйтесь на Стопах Бога, которые есть само Сострадание. Ни от своей жизни, ни от Бога вам не нужны тысячи вещей. Вам нужны только Сострадание Бога и Свет Бога. Обладая ими, вы обладаете всем.

Благодаря концентрации и медитации вы можете пробудить в себе Кундалини. Но если вы хотите развить силы Кундалини, существует простой путь. Занимайтесь Хатха-йогой. Здесь, на Западе, есть много-много учителей, которые могут обучать Хатха-йоге и которые прекрасно выполняют упражнения. Хатха-йога поможет вам очистить сознание тела, а чистота в Кундалини-йоге имеет величайшее значение. Хатха-йога — это союз качеств солнца и луны, иначе говоря, динамичных и мягких качеств в нас. Динамичные качества — это сила, а мягкие качества — красота. Оба они соединены в Хатха-йоге. А Раджа-йога — это союз сознания и просветления. Когда сознание и просветление станут едиными, вы сможете достичь всего, чего пожелаете достичь.

Но если здесь есть ищущие, которые хотят лишь Бога, Божественного Света и высочайшей Истины, то я хочу сказать, что им надо следовать только одним путем — путем самопожертвования, путем отречения, путем постоянной самоотдачи. Если вы хотите осознать Бесконечное, Абсолют, тогда следуйте путем постоянного и безусловного отречения. Если вы следуете пути Хатха-йоги, Раджа-йоги, Карма-йоги, Бхакти-йоги или Джнана-йоги — любому из них, то когда вы достигнете своей цели, это будет подобно тому, как если бы вы сорвали несколько очень вкусных плодов с дерева манго. Вы увидели плоды манго и сорвали их, но их владелец где-то другом месте. Но если вы будете следовать йоге безусловного отречения, в которой человеческая воля предлагается божественной Воле, тогда вы повстречаете владельца дерева, и он с радостью предложит вам плоды со всех деревьев своего сада.

Йогой отречения можно заниматься наряду с любой другой системой йоги и внутри любой другой системы йоги. Но тот, кто хочет лишь Бога, Бога-бесконечную Истину, Бога-бесконечный Покой, бесконечный Свет и бесконечное Блаженство, несомненно, должен заниматься йогой отречения. Это отречение не является отречением лентяя. Это отречение человека динамичного, активного и постоянно готового отдавать себя, готового стать тем, кем пожелает Бог.

28 февраля 1973 года

Оригинал

Источник ru.srichinmoylibrary.com

Лицензия