Вопрос: Могут ли человеческие слабости оказаться божественными?
Шри Чинмой: Человеческие слабости никак не могут оказаться божественными. Если говорить об обычном человеке, то и слабость у него будет такая, какие свойственны людям, так как же она может быть божественной? Но если мы видим подобное качество в божественном человеке, мы уподобляем его слабость нашей собственной человеческой слабости. Тут нужно понимать, что в этом случае кажущееся человеческой слабостью качество — это просто маска. Если человек, находясь при смерти, говорит: «О Боже, почему Ты оставил меня?» — естественно, это значит, что мы наблюдаем в нем человеческую слабость. Но когда Христос сказал: «Отче, почему Ты оставил меня?» — на самом деле в нем говорила не человеческая слабость. Это было его отождествление с человеческим невежеством. Когда он отождествился с человеческим невежеством, он сказал: «Почему Ты оставил меня?» Но когда он отождествился с Божественным, тот же самый человек сказал: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят».
Если бы Христос не отождествлялся с человеческим, а все время пребывал с Божественным, — а он им обладал и им являлся, — то никто никогда не попытался бы ему подражать или стать таким, как он. Люди сказали бы: «О, ты божественный, ты великий, ты всевышний. Ты всегда пребываешь на высочайшей высоте; как же мы сможем стать такими, как ты?» Если он становится единым с нами в нашем понимании, если так же, на том же уровне принимает страдания, которые переживаем мы, если он говорит то же, что говорим мы сами, люди могут сказать, что это его человеческая слабость; но Всевышний знает, что благодаря тому, что он это делает, человечество обретет надежду и уверенность в том, что когда-нибудь оно тоже сможет дорасти до Божественности. Ведь люди будут видеть в нем того, кто в одно мгновение беспомощен так же, как они сами, а в следующее мгновение становится целостным, полноценным, совершенным, божественным, лучшим во всем. Приравнять слабость божественной личности к человеческой слабости было бы ошибкой. Нужно видеть, что он делает и почему: потому что он невежественен или же потому что чувствует, что только так он может привести людей к божественной Цели.
Божественная личность поступает как мать, обучающая ребенка. Ребенок ползает и хочет встать. Что делает мать? Иногда мать притворяется, что тоже не может подняться. Мать специально падает, и ребенок так рад, что мать тоже падает. Затем, когда мать поднимется раз или два, ребенок тоже поднимается. Если мать все время стоит и ребенок видит, что мама никогда не падает, ей будет очень трудно научить ребенка. Зато, когда мать тоже падает, ребенок видит, что это настоящая игра; а когда она потом встает, у ребенка появляется вдохновение и надежда на то, что он в конечном счете сможет встать.
Христос скрывал Божественное внутри человеческого. Он говорил, что человеческое не должно и не может всегда оставаться человеческим, оно может и должно стать Божественным. Но слабости обычного человека с бессчетными эмоциональными проблемами, витальными проблемами, всевозможными небожественными проблемами, без сомнения, слабости человеческие, а не божественные. Однако эти слабости в конечном счете можно преобразовать.
Сегодняшний гнев можно преобразовать в божественную зрелость, божественную силу. Сегодняшнюю слабость легко можно преобразовать в завтрашнюю божественную силу и способность. Но пока она не преобразована, пока она все еще пребывает в обычном, неустремленном человеке, находящемся в процессе совершенствования, нужно говорить, что человеческая слабость — это человеческая слабость. Мы не можем сравнивать себя с Христом или другими спасителями мира, потому что мы не знаем, что у нас внутри, а они это знали. Они просто надевали маску, чтобы человечество не видело зияющей пропасти между их высотой и своей собственной.