Шри Чинмой
Учитель и Ученик
Проникновение в суть отношений между Гуру и учеником. Единство с Учителем

Его жизнь полна шума,
Его жизнь полна суеты,
Его жизнь полна беспорядка.
Он воплощение неискренности,
Он воплощение неблагодарности,
Он воплощение неудачи.
Он неспособен усмирить бурю своей плоти,
Он неспособен выбраться
Из бездны сомнений,
Он неспособен похоронить свой страх.
И все же,
Он будет спасен,
Он будет освобожден,
Он будет исполнен,
Ибо
Он услышал шаги своего Учителя.

Независимо от того, находится ли ученик рядом с Учителем внешне или нет, дверь сердца Учителя открыта для него двадцать четыре часа в сутки. Если ученик постучится в дверь Учителя, Учитель откроет ее. Но когда ученик стучится, он должен стучать искренним устремлением, а не требовательным виталом. Если он придет с требовательным виталом, дверь Учителя никогда не откроется. Но он невообразимо порадует Учителя, если придет с устремлением, и дверь для него будет широко распахнута даже в ответ на слабый стук.

Ученик может радовать Учителя или так, как этого хочет сам Учитель, или по-своему. Когда Учитель хочет, чтобы его радовали, это не значит, что он деспот. Это значит, что Учитель знает, как желает быть удовлетворен Всевышний. Если говорить о настоящих Учителях, то воля Учителя и Воля Всевышнего всегда едины.

Больше всего Учителя радует, если ученик ничего не ожидает от него. Он только дает и дает, он предлагает себя полностью и без условий. К сожалению, когда ученик что-то дает, он часто тут же ожидает что-то конкретное взамен. Это происходит потому, что он живет в мире принципа «ты мне, а я тебе». Но духовная жизнь — это не рынок. Учитель знает, что для ученика самое лучшее и когда придет подходящее время, чтобы дать это. Если Учитель дает что-либо преждевременно, то вместо просветления темного сознания ученика он может просто разбить его внутренний сосуд.

Сила Учителя непременно просветлит ученика, если у того есть восприимчивость. Если у ученика нет восприимчивости, сила Учителя бесполезна. Напротив, она принесет вред. Но если ученик позволит Учителю работать так, как желает Учитель, — то есть так, как приказывает Божественное, — тогда Всевышний в Учителе может формировать ученика в соответствии с божественной Волей.

Существует четыре основных способа, которыми ученики стараются радовать Всевышнего в своем Учителе. Во-первых, есть ученики, которые стараются радовать Всевышнего в Учителе так, как этого хочет Сам Всевышний. Как они это делают? Благодаря устремлению и медитации они входят в Учителя и получают его послание, а потом стараются поступать соответственно. Или же они открывают себя для Учителя и стараются получить его послания. Учитель ежедневно общается с душами своих учеников, питая их Светом, Покоем и Блаженством. Учитель ежедневно говорит душам, как они могут радовать Всевышнего, а души приносят это послание в сознательный ум учеников. И тогда ученики либо принимают послание, либо отвергают его.

Поскольку у большинства учеников, к сожалению, нет способности все время входить в Учителя или нет достаточной восприимчивости, чтобы получать послания Учителя, они со всей своей искренностью, преданностью и любовью стараются радовать Учителя так, как, по их мнению, будет лучше всего. Они считают, что если сделать для Учителя что-то, Учитель будет очень доволен. Это несомненно хорошее отношение, поскольку они очень искренне стараются радовать Всевышнего в Учителе в меру своих способностей или в меру своего устремления. Они не пытаются обманывать Учителя или создавать для него проблемы. Они лишь стараются служить Всевышнему в нем так, как, по их мнению, будет лучше всего. Первый способ намного выше, бесконечно выше, но даже и этот второй подход неплохой.

Есть еще и третий способ. В этом случае ученики считают, что если Учитель скажет что-то сделать, они сделают, а если Учитель скажет не делать чего-то, они не будут этого делать. Тогда, если что-то не получается, вся вина ложится на бедного Учителя. Но если все удается, тут же на первый план выходит их эго и говорит: «Успех пришел благодаря нашему устремлению».

Духовный Учитель говорит таким ученикам: «Если я прошу вас что-то сделать, поскольку этого от вас ожидает ваша собственная душа, то будет хорошо, если вы это сделаете. Но сделав то же самое, следуя своему внутреннему чувству, вы бы получили бесконечно больше радости, считая, что обнаружили эту истину сами». Эту истину уже открыл за учеников Учитель. Но теперь пришло время ученикам самим открыть в сокровенных глубинах своих сердец: то, чего хотят они, и то, чего хочет их Учитель, — это одно и то же.

Учитель может попросить учеников: «Сделайте то! Сделайте это!» Но он может сказать это только тем своим духовным детям, которые полностью предложили ему свое тело, витал, ум, сердце и душу, а не тем, кто просто зашел посмотреть, духовный ли человек Учитель и не разрешит ли он их проблемы. Учитель должен делать все для тех, кто реально принял его. Но ученикам нужно знать, что Учитель готов служить им настолько, насколько глубоко они вошли в него и насколько сильно любят Всевышнего в нем.

Искренний ученик любого духовного Учителя всегда испытывает величайшую радость, выполняя указания Учителя, а не своего физического ума. Бескорыстные, преданные и целенаправленные ученики идут по пути Учителя ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Если искатель испытывает к своему духовному Учителю подобное чувство преданности, то в духовной жизни он способен совершать самый быстрый прогресс.

Наконец, существует и четвертое отношение. Часто так называемые устремленные принимают Учителя на день-другой, просто чтобы он разрешил их проблемы. Затем, когда их проблемы разрешаются, они уходят. Или они говорят, что пришли к Учителю ради освобождения и осознания, но, увидев, какой это долгий, трудный процесс, покидают его. Они говорят, что пришли ради высшего осознания, но, увидев, что путь Учителя — не тот, которым они хотят осознать Бога, они говорят, что этот Учитель не для них, и исчезают.

Некоторые люди спрашивают духовного Учителя о том, как им поступать, а когда он говорит им, они поступают совсем наоборот. Если вы знаете, что не сможете слушаться своего Учителя, лучше не спрашивайте его, как поступать. Иначе, когда в ваше сердце придет искренность и устремление поднимется в вас, как пламя, вы будете чувствовать себя несчастными, потому что не послушались его. Не спросив его совета, вы бы не чувствовали себя несчастными, потому что с начала и до конца имели полную свободу принимать собственное решение и самостоятельно ему следовать. Когда Учитель дает совет, он выражает Волю Всевышнего. Принимать этот совет или нет — дело ученика. Если он его не принимает, Учитель никоим образом не будет недоволен. Настоящий Учитель намного выше того, принимает ли ученик его совет или нет. Но если Учитель захочет, он может сказать ученику: «Ты замедляешь собственный прогресс. Но внутри тебя Бог, и Он будет продолжать движение. Медленно, но верно, в один прекрасный день Он приведет тебя к Цели». Учителю нет никакой необходимости говорить что-то еще.

Когда Учитель что-то говорит ученику, он делает это для блага самого ученика. Но, к сожалению, когда Учитель говорит, ученик часто думает, что у Учителя есть какой-то мотив. Даже если ученик так не думает, он все равно принимает точку зрения Учителя с большим внутренним сопротивлением. Что может поделать бедный Учитель? Если он ничего не говорит, ученику кажется, что Учитель к нему безразличен. Ученик говорит: «Учитель не обращает на меня внимания, он беспокоится только о других. Он ничего мне не говорит». А когда Учитель просит его что-то сделать, он, несмотря на то, что месяцы и годы взывал во внутреннем мире о совете Учителя, тут же возражает. Он заявляет на весь мир: «Учитель попросил меня сделать это, вот почему я это делаю. Я делаю это не ради себя — мне-то это не нужно, я делаю это только, чтобы порадовать Учителя». Во внутреннем мире ученики взывают о чем-то, а во внешнем мире они обвиняют Учителя за то, что он дал им это.

Духовный Учитель старается радовать своих учеников на всех уровнях. Временами это ему удается, временами нет. Иногда он получает от них сто из ста, иногда — ноль из ста. Он очень преданно старается радовать их в физическом мире, в витальном мире, в ментальном мире, в мире интуиции и в мире души. Большинство его учеников, возможно, и не осознают существование этих внутренних миров, но они осознают внешний мир, в котором живут.

Учитель не всегда может порадовать своих учеников. Когда Учитель не дает ученику то, чего тот хочет, ученику иногда кажется, что Учитель недобр или не заботится о нем. Но если Учитель даст ему желаемое, душа ученика будет несчастна и проклянет Учителя. А Всевышний возложит ответственность на Учителя. Он скажет, что Учитель сознательно задерживает прогресс этого ученика. Если ребенок хочет выпить яд, мать не даст его только ради того, чтобы угодить ребенку.

У каждого духовного Учителя есть ученики трех типов: настоящие ученики, лжеученики и фанатичные ученики. Фанатичные ученики на самом деле не верят в то, что говорит Учитель. У них нет безоговорочной веры в Учителя, но им хочется заставить весь мир чувствовать, что она у них есть. Они настаивают на том, чтобы весь мир поверил: все, что говорит их Учитель, — это высшее Слово. Но в них нет ни капли настоящей веры в своего Учителя. Фанатичные ученики хотят лишь показать миру, как велика их вера и как они близки с Учителем.

Ложные ученики считают, что, сделав что-то для Учителя, они оказывают ему большую услугу. Им кажется, что Учитель тонул, а они благополучно вытащили его на берег. Хотя эти люди могут быть неподдельно искренними и по-своему устремленными, настоящими учениками они не являются.

Те, кто с трудом принимают суждения Учителя, тоже не настоящие ученики. Они считают, что истину нужно обосновывать и понимать умом. Если Учитель говорит что-то им, они тут же спрашивают: «Почему? Почему? Почему?» Им всегда нужны доказательства. До тех пор, пока их ум не убежден в том, что сказанное Учителем истинно или исходит от Всевышнего, они не станут ничего предпринимать, чтобы исполнить просьбу Учителя. Если Учителю приходится снова и снова повторять свое послание, чтобы убедить ум некоторых учеников, если ему приходится всю жизнь разъяснять свои действия, то он ничего не сможет сделать для этих учеников. Они понапрасну тратят свое драгоценное время, а Учитель понапрасну тратит свое драгоценное время. Ум можно убедить лишь на мимолетную секунду. Учитель может потратить несколько часов, чтобы убедить ум, но вскоре тот же ум снова начнет сомневаться уже в Учителе.

Очень часто такие ученики и не хотят настоящих доказательств. Они просто желают продемонстрировать свою «глубокую» мудрость. Или они считают, что вопросы, которые они задают, никогда раньше не задавались и сами эти вопросы станут бессмертными. Но я хочу сказать, что в этом мире все вопросы уже были заданы и на все вопросы уже были получены ответы. Когда ученик задает вопрос, он просто меняет несколько слов в вопросе, который задавался раньше. А когда Учитель отвечает на вопрос, он тоже лишь меняет несколько слов. Ничто не ново на этой земле. Миллионы искателей миллионы раз задавали все эти вопросы, и настоящие духовные Учители уже дали все ответы. В них нет ничего нового, мы просто пользуемся разными оборотами, разными словами, разными выражениями.

Если вы не понимаете умом того, что говорит Учитель, медитируйте об этом. И тогда вы поймете внутренне значение сказанного. Но, критикуя или требуя понятных для ума ответов, вы лишь удовлетворяете свое ментальное любопытство. И, в то же время, вы буквально оскверняете чистые сердца тех, кто установил единство с Учителем, либо хочет его установить. Высшая духовная точка зрения такова: если Учитель говорит, что какой-то предмет черный, то ученик чувствует, что он черный, даже если предмет белый. Вы скажете, что черное — это черное, а белое — белое. Но с высшей духовной точки зрения, если осознавший Бога Учитель видит предмет черным, а вы можете войти в его сознание и также увидеть, что он черный, тогда в этот момент вы становитесь внутренне единым с Учителем. И это начало осознания Бога.

Я говорю своим ученикам: «Если вам кажется, что ваш способ видеть истину эффективней или глубже, то я могу согласиться с вами, чтобы избежать осложнений. Если я скажу: «Сделайте это», а вы скажете: «Нет-нет, это неправильно», то я сразу же соглашусь с вами. Я знаю, что я прав, но не хочу спорить. Я просто подожду, пока ваша душа выйдет вперед и заставит вас почувствовать, что я был прав». Иногда ученик думает: «Что Гуру об этом знает?» или «Что он знает о внешней жизни?» Хорошо, я останусь безмолвным. Но однажды их душа выйдет вперед и скажет им, что я был прав, абсолютно прав.

В духовной жизни мы в каждое мгновение стремимся к цели. Стараясь забить гол, футболист иногда делает вид, что собирается ударить по мячу правой ногой. Однако если он чувствует, что справа от него очень сильный противник, он тут же меняет решение и бьет по мячу левой и забивает гол. Вначале казалось, что он собирается ударить по мячу правой, и поэтому некоторые люди подумали: «Смотри-ка, он не смог забить гол правой ногой, она у него слабая. Поэтому он бил левой». Но в конечном счете важно только одно — гол забит. Был он забит правой ногой или левой ногой, значения не имеет.

Достичь Цель и привести вас к достижению Цели — вот что важно. Настоящий Учитель несомненно приведет вас к Цели. Но если Учитель сталкивается с большим сопротивлением какому-то определенному подходу, он его меняет. У вас может сложиться впечатление, что он сделал ошибку или, возможно, не видит истины. Он видит истину, но вам нужно понимать, что он имеет дело с возможностью, и иногда бывает необходимо менять свою позицию.

Настоящий ученик — это тот, кто каждое мгновение видит истину глазами Учителя и чувствует истину сердцем Учителя. Между настоящим учеником и настоящим Учителем нет чувства разобщения. Настоящие ученики или уже достигли единства с Учителем на всех планах сознания, от высшего до низшего, или взывают и стараются прийти к неделимому единству с Учителем. Они не пытаются судить умом, прав Учитель или нет, — они живут сердцем, чтобы стать едиными с мудростью Учителя. Если человек чувствует подлинность, реальность слов Учителя, он обязательно обретет сознание Учителя.

Настоящим ученикам не нужно объяснять причину, по которой Учитель говорит то или делает это. Они всегда чувствуют, что их Учитель поступает правильно, и знают, что он делает все это для них. Более того, настоящий ученик каждое мгновение готов сражаться с невежеством вместе с Учителем, и будет чувствовать, что Учитель сражается с невежеством не ради собственного спасения, а ради спасения ученика.

Осознать Бога — не так просто, как съесть банан или выпить чашку чая. Это воистину нелегкая задача! Но в тот день, когда вы осознаете Бога, Всевышнего, вы увидите, что цена, которую вы заплатили, была так низка. Цена осознания Бога никогда не соразмерна. Сейчас эта цена кажется до невозможности высокой — нет ни одного ученика, который скажет, что цена невысока. Но, осознав Бога, вы увидите, что ваш Гуру помогал вам настолько, что цена стала очень, очень низкой.

Каждый устремленный должен сознательно, одухотворенно, преданно и бескорыстно подчинять свою волю Воле Всевышнего. Когда желание просит его делать одно, а устремление просит делать что-то другое, он должен подчинять требовательный витал и сомневающийся ум воле устремленного сердца и просветленной души. Иногда все существо хочет немедленно отречься и броситься в море божественной Реальности, но сомневающийся ум говорит: «Осторожнее! Вместо жемчуга ты можешь обнаружить опасного обитателя морских глубин». В таком случае устремленный должен игнорировать ум. Когда ученик начинает колебаться, он действительно пропал.

Во многих случаях мы знаем, в чем заключается божественная Воля, но не подчиняем свою волю божественной Воле из-за лени или недостаточно устремления. Нам кажется, что, если отречения не достичь в этом году — не беда, до конца жизни будет еще много возможностей. Но лелея подобную мысль никогда не прийти к отречению. Когда речь идет о зависти, неуверенности или сомнении, некоторым ученикам кажется, что если сегодня они и лелеют эти силы, то завтра они смогут справиться с ними по своему желанию. Но «завтра» в их жизни никогда не наступит. Если вы не начнете немедленно, вы не начнете никогда, и преобразования вашей природы никогда не произойдет.

Вы можете сказать: «Раньше у меня было больше зависти или неуверенности, чем теперь, значит, я постепенно совершаю прогресс». Но вам нужно сравнивать себя не со своим мрачным прошлым, а со своим золотым будущим. Чувствуйте себя божественным воином, который должен бороться до конца. Возможно, вы скажете, что победили свою зависть на 90 процентов, и осталось только 10 процентов. Но я хочу сказать, что пока вы не справились с ней полностью, уверенности в победе нет. Сегодня нам кажется, что вы победили часть этих плохих сил, а десять дней спустя вы увидите, что все плохие силы снова наполнят ваше сознание, и вы окажетесь там, откуда начали. Когда бы вы ни почувствовали какое-либо неверное движение внутри себя, пожалуйста, тут же начинайте сражаться с ним, как божественный герой.

Кроме того, у многих устремленных, преодолевших некоторое расстояние, возникает чувство самодовольства и они позволяют себе немного отдохнуть. Но это очень опасно. Даже если до высшей Цели остается всего один шаг, отдыхать нельзя. Многие духовные искатели падали, даже находясь на грани осознания. Их сметало искушение или сомнение, и им удавалось возобновить духовную жизнь лишь много, много лет спустя. Так что, всегда будьте бдительными и безостановочно двигайтесь вперед.

Не допускайте присутствия депрессии, зависти, сомнения или страха. Оставляя в себе небожественные качества, вы сами себе роете могилу. Вы не представляете, на что способна депрессия, на что способно сомнение, на что способна зависть! Они могут отбросить вас к животной жизни, хотя вы в человеческом теле. Они делают это, и будут делать, если вы сознательно не выбросите их из своей жизни. Если вы действительно любите Всевышнего, избавьтесь от сомнения, зависти и всех прочих небожественных сил полностью и навсегда. Каждый устремленный должен дать внутреннее обещание быть послушным Воле Всевышнего, по крайней мере, только одну эту жизнь. Он должен сказать себе: «В конце концов, это лишь одна жизнь. Сейчас мне двадцать, тридцать или сорок лет. Возможно, я проживу на земле до восьмидесяти. Так неужели я настолько бесполезен, что не могу сдержать обещание или следовать одному пути несколько быстротечных лет?» Если в следующей инкарнации вы не захотите остаться на духовном пути, если пожелаете вести другой образ жизни — пожалуйста. Но если вы хотите дать духовной жизни возможность радовать вас и исполнить ваше предназначение, нужно вести ее должным образом. Забудьте о Вечности и Бесконечности. Займитесь лишь короткой жизнью из тех сотен, которые прожили и еще проживете на земле. Если вы действительно сможете вручить свою волю Воле Всевышнего всего лишь на одну жизнь, в вашу жизнь придет совершенное удовлетворение. В данный момент вы боретесь и боретесь за то, чтобы вручить свою волю Всевышнему. Но я хочу сказать, что каждый раз, совершая это отречение, вы обретаете силу. В конце концов, вы достигнете такой точки, когда, даже пожелав проявить волю, отдельную от божественной Воли, вы не сможете этого сделать, потому что сольетесь с единой Волей. В этой точке вы одержите Всевышнюю Победу.

Чистое сердце нетленно.
Уверенная душа величественна.
Настоящий Учитель —
Это Улыбка Бесконечности и Зов Вечности.

Осознания можно достичь Милостью Бога, милостью Гуру и устремлением искателя. Милость Бога — это дождь. Милость Гуру — семя. Устремление искателя — это культивация. И, о чудо, — богатый урожай осознания!

Твой Учитель — это священный мост,
Который поможет тебе
Перебраться через бушующую реку жизни
И достичь предназначенной тебе цели.

Если ты поплывешь ко Всевышнему
В лодке своего Учителя,
Вы с Учителем будете вместе петь
Песню Единства в Вечности.

Духовный Учитель — это живой генератор,
Который каждое мгновение
Внутренне и внешне
Щедро вырабатывает
Вдохновение и устремление.
Миру нужно только принять их.

У вас множество вопросов,
А ответ только один:
Путь прямо перед вами,
И проводник ждет вас.