Шри Чинмой
Учитель и Ученик
Проникновение в суть отношений между Гуру и учеником

Предисловие

Кто такой настоящий духовный Учитель, и какую мудрость он воплощает? Кто его ученики, и какая сила заставляет их следовать за ним? В этом замечательном сборнике духовный Учитель Шри Чинмой проливает свет на сокровенную живую связь, которая соединяет духовного Учителя, или Гуру, и его ученика. В этой связи выразительно проявляется любовь, утверждается преобразующее понимание жизни. Слова Шри Чинмоя раскрывают более высокую духовную истину, а поиски этой истины — путешествие, в которое духовный Учитель и ученик отправляются вместе. Природа этого путешествия заслуживает того, чтобы рассмотреть ее очень внимательно.

По словам Шри Чинмоя, настоящий духовный Учитель, или Гуру, — это человек, достигший осознания Бога, высшего совершенства в жизненной мудрости, и стремящийся передать эту мудрость другим. Любой человек, жаждущий внутреннего знания и покоя, легко увидит эту мудрость в осознавшей Бога душе. От самого Шри Чинмоя исходил такой свет, такой глубокий покой и всеприемлющая и бескорыстная любовь, что в его присутствии нельзя было не испытывать умиротворяющего восторга.

Просветленный Учитель редко делится мудростью на словах и никогда не дает нравоучительных наставлений. Он обучает своим безмолвным взглядом, гармоничными движениями, сострадательной улыбкой и безмерным сердцем. Его сила берет начало в любви и покое, и именно ради них ученик привязывает себя своей горячей преданностью к воле Учителя.

Осознавших Бога душ немного, и еще меньше осознавших Бога духовных Учителей. Зная, что внутреннее богатство по праву принадлежит каждому человеку, но просто пока скрыто в нем, настоящий духовный Учитель, повсюду предлагает свой дар страдающим и ищущим людям. Этот дар непременно бескорыстен, ибо любовь и покой не имеют цены и учат нас видеть их отражение во всем творении. Своим бесконечным состраданием духовный Учитель забирает разочарование и боль у тех, кто приходит к нему, и взамен дает свой покой и радость.

Духовный Учитель — обладатель бесконечного терпения. В нем воедино слились решимость бесстрашного воина и мягкость нежнейшей матери. Годами он лепит из непокорного человеческого материала — своих учеников — воплощение покоя. Это колоссальная задача. Хотя покой для человеческой души так же естественен, как воздух для дыхания, все же он ускользает от нас. Все мы утверждаем, что хотим только мира и покоя, и тем не менее, по-прежнему, живем в бушующем море. Причина этого заключается в невежестве, сомнении и недостаточной преданности источнику покоя, который внутри нас. Поэтому, духовному Учителю приходится постоянно ограждать учеников от ошибок жизни и находить приют у алтаря своего сердца.

Детской простотой, радостью и безмятежностью Учитель является для ученика неизменным воплощением его подлинной цели. Сначала влияние Учителя проявляется в ученике как многократные, но кратковременные переживания спокойствия и восторга, но со временем они пробуждают растущую веру в собственный внутренний потенциал. Эта вера жаждет воплощения своего внутреннего видения. Шри Чинмой пишет: «Работа духовного Учителя заключается в том, чтобы дать своему ученику почувствовать: жизнь без любви, истины и света бессмысленна и бесплодна. Самое важное, что духовный Учитель делает для своих духовных детей — он дает им ясно осознать: внутри них есть нечто безбрежное и бесконечное, и это не что иное, как Сам Бог».

По мнению Шри Чинмоя, основным инструментом духовного обучения является медитация. С ее помощью Учитель постепенно выводит вперед качества, которые позволяют ученику совершать внутренний прогресс и противостоять притяжению разрушительных негативных сил и привычек. Благодаря медитации в ученике начинается процесс, который в конечном счете преобразует саму суть его существа.

Этот процесс вынуждает его прекратить отождествляться с внешними событиями, успехами и неудачами жизни. Вместо этого он обнаруживает внутри себя надежный источник, настолько глубокий, что его больше не затрагивают превратности жизни. Каждое событие жизни, будь оно радостным или мучительным, превращается для ученика в возможность углубить свою преданность этому источнику поразительной красоты и насладиться его восторгом. Таинственное путешествие к этому неведомому источнику раскрывается в чудесах радости и благодарности, которые становятся первостепенной реальностью жизни. Все прочие переживания теряют важность в сравнении с потребностью в этом путешествии к покою, свету и восторгу.

Поощряя внутренний голод учеников, духовный Учитель ведет их к осознанию, что его Высота и бесконечный Покой принадлежат также и им. Когда ученик осознает эту истину, он понимает, что искреннее послушание своему Учителю — не что иное, как его постоянная решимость жить в сердце и претендовать на свет Учителя. Внешнее послушание, или следование любящим просьбам Гуру, выражает внутреннее стремление быть для своего Учителя дороже всех именно потому, что Учитель — дороже всех для него самого. Ученик един с Учителем, и поэтому принимает видение Учителя как свое собственное. Учитель един с учеником, и поэтому с радостью принимает несовершенства ученика как свои собственные и берет на себя полную ответственность за преобразование этих несовершенств в совершенства.

С изумлением и благодарностью ученик снова и снова видит, что его любовь к самому себе, обремененная сомнением в себе, — ничто в сравнении с той любовью, которую питает к нему Учитель. Вначале робко, а потом с возрастающей преданностью он отдается переживанию этой любви. Целительной силой своего сострадания Учитель постепенно заменяет ограниченность ученика искренностью ума и чистотой сердца, преданностью духовному видению жизни.

Шри Чинмой называет свой духовный путь путем любви, преданности и отречения. Ученик любит своего Учителя, а через него — свое высшее «Я». С бесконечной заботой и нежной любовью он посвящает себя росту той реальности, которую пробуждает в нем Учитель. И, наконец, он радостно подчиняет воле этой реальности все свое существо со всеми его несовершенствами. Благодаря единству с Гуру он узнает, что Бог внутри каждого из нас, а все творение — не что иное, как Свет Бога. Он видит свою роль в том, чтобы просто быть частью этого Света, проявлять, любить и лелеять его в других. Он принимает дар жизни с потоком восторга. Он с благодарностью предлагает эту жизнь видению Учителя. И Учитель с безмерным состраданием показывает ему океан покоя своей жизни.