Шри Чинмой

Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагавад-Гите

Бхагавад-Гита: Песня Трансцендентальной Души. Три Гуны

Саттва — это чистота. Саттва — свет. Саттва — мудрость. Счастье и саттва пребывают вместе. Гармония и саттва дышат вместе. Чувства в саттве переполнены светом знания. Если человек покидает тело, когда преобладает саттва, он уходит в чистую обитель мудрецов.

Раджас — это страсть. Раджас — желание. Раджас — это непросветленная активность. Раджас связывает тело с действием. Раджас пребывает или с неистовым динамизмом, или со слепой агрессией. Беспокойство и раджас дышат вместе. Отделить тяжелый труд от раджаса практически невозможно. Раджас — это еще одно имя страстного движения. Если кто-то умирает, когда преобладает раджас, он возрождается среди тех, кто привязан к действию.

Тамас — это дремота. Тамас — тьма. Тамас — невежество. Застой и тамас пребывают вместе. Тщетность и тамас дышат вместе. Невозможно отделить тамас от явных мучений. Тамас — это еще одно имя медленной смерти. За смертью в тамасе следует повторное рождение среди бесчувственных глупцов.

Саттва-дерево приносит плоды, называемые гармонией.
Раджас-дерево приносит плоды, называемые мучениями.
Тамас-дерево приносит плоды, называемые невежеством.

Саттва предлагает всему миру просвещенное знание; раджас — необузданную жадность; тамас — чистейший обман. Тот, чья жизнь залита саттвой, обращает взор в небеса. В результате, он уходит в высшие сферы. Тот, чья жизнь горит в раджасе, смотрит на мир надменно. В результате, он обитает здесь. Слеп тот, чья жизнь покрыта мрачным тамасом. Он слеп, как камень. В результате, он тонет.

Господь говорит, что понимающий происхождение действия в этих тройственных качествах Пракрити и, в то же время, понимающий Пурушу, который за пределами качеств, приходит к Нему и входит в Его Природу. И наконец, выходя за пределы этих трех качеств, саттвы, раджаса и тамаса, он упивается Нектаром Бессмертия (14.19–20).

Делай все доброе, что можешь,
Всеми средствами, которыми можешь,
Всеми способами, которыми можешь,
Во всех местах, где можешь,
Всякий раз, когда можешь,
Всем людям, кому можешь,
Так долго, как только можешь.

Джон Уэсли

Это в точности то, что ожидается от человека саттвы. Теперь вы можете спросить, как получается, что ему тоже нужно превосходить свою природу? Разве он не непревзойденный в своем служении человечеству? Он может быть непревзойденным в своей большой человеческой семье, но совершенной свободы ему только предстоит достичь. Безмолвно, тайно и, увы, иногда даже неосознанно, несчастный человек саттвы привязан к плодам своего щедрого служения, к эффектам своего возвышенного знания. Поэтому, чтобы достичь абсолютной свободы и совершенного Совершенства, человеку саттвы приходится преобразовывать и превосходить свою природу.

После превосхождения трех гун, человеку нужно сделать выбор, хочет ли он остаться в Трансцендентальном, намного выше поля проявления, или хочет служить вечному Дыханию Бесконечного в человечестве и вдохновлять человечество на осознание всевышнего Блаженства, Покоя и Силы.

Не один, не два, а три важных вопроса задает Арджуна. Каковы признаки того, кто превзошел эти три качества? Как он ведет себя? Как он идет за пределы трех качеств? (14.21)

Ответы Кришны таковы:

Йог, который превзошел три качества в собственной жизни, не будет ни ненавидеть, ни страстно желать плодов саттвы, раджаса и тамаса. Внутри и вовне он залит беспристрастием своей души. Он абсолютно независим. Он осознал абсолютную независимость своей божественности внутри. Нечто большее: он служит Богу с безупречной преданностью. Он делает это одухотворенно. Он служит человечеству со всей своей любовью. Он делает это безоговорочно. Он видит Бога и только Бога во всех человеческих душах. Такой Йог в конечном счете, несомненно, станет Всевышним «Я» (14.22–26).