Религия, духовность и йога
Религия — это дом, духовность — гостиная, йога — комната молитвы и медитации. Дом прекрасен, гостиная важна, комната молитвы и медитации плодотворна.
Когда в дом приходят ищущие, они чувствуют божественную вибрацию. Если они действительно искренние ищущие, они будут искать гостиную. В противном случае, они в конце концов уйдут из дома. Только искренние ищущие чувствуют в доме присутствие Бога. Это доставляет им огромную радость, и они хотят увидеть Бога и поговорить с Ним. Для этого они входят в гостиную, где стараются вести божественную жизнь. А когда они начинают испытывать потребность осуществить свое устремление всерьез, они оттуда входят в комнату молитвы и медитации, чтобы достичь удовлетворения в своей внутренней жизни, ибо чувствуют, что просто видеть Бога и говорить с Богом недостаточно. Они чувствуют, что самое главное — молиться Богу и медитировать на Бога ради того, чтобы получить божественное и высшее удовлетворение. В своей комнате молитвы и медитации они взывают к Богу о безграничном Покое, Свете и Блаженстве, чтобы суметь осуществить Замыслы Бога на земле. Они медитируют на Бога, чтобы суметь проявить Его совершенное Совершенство в себе и через себя.
Человеческая религия и божественная религия. Человеческая религия гласит: «Бог повсюду». Божественная религия гласит: «Бог повсюду, я не отрицаю этого. Я полностью согласна с этой точкой зрения. Но я хочу живого Бога, с которым можно поговорить и пообщаться в любой момент. Я хочу Его чувствовать. Я хочу с Ним говорить. Я хочу живого Бога». Такова одухотворенная потребность божественной религии.
Человеческая духовность и божественная духовность. Человеческая духовность гласит: «Бог — наверху, в высшей сфере сознания. Он только на Небесах. Здесь, в этом мире несовершенства, Бога не найти, не увидеть, не дождаться». Божественная духовность не сходится во взглядах с человеческой духовностью. Она гласит: «Бог повсюду. Он на высшем плане сознания и в то же время на низшем плане сознания, в глубочайшей пропасти. Он — повсюду. Если Бога здесь, на земле, нет, то мне не нужен такой Бог. Мой Бог — внутри. Он — снаружи, Он — внизу, Он — наверху. Он — повсюду. Он даже на земле должен быть все время со мной на сто процентов». Божественной духовности не интересен Бог, который только на Небесах.
Человеческая йога и божественная йога. Человеческая йога полностью относится к телу, к совершенствованию тела и совершенствованию физического сознания. В человеческой йоге тело — это всё. Если тело может прожить без пищи, то тело совершенно. Если тело может прожить без сна, то тело совершенно. Если тело может ходить по воде и не тонуть или ходить по огню и не обжигаться, то тело совершенно. Но божественная йога совершенно иная. Божественная йога хочет подлинного, всеобъемлющего совершенства тела и души. Она чувствует, что каждой части существа нужно устремляться и получать свет свыше. Физическое должно быть совершенным приемником. Восприимчивость должна расти внутри физического вместе с растущей способностью души. В божественной йоге совершенство заключается в умении воспринимать свет свыше, а также проявлять на внешнем плане те Свет, Покой и Блаженство, которые присущи душе изначально.
Божественная йога гласит: «Здесь, на земле, должна проявиться улыбка души, но сначала высшего трансцендентального Источника должен достичь зов тела, витала, ума и сердца». Союз улыбки-проявления души и зова-устремления тела — вот что нужно божественной йоге. Устремление к Высочайшему и проявление Высочайшего — вот что нужно божественной йоге. Когда мы устремляемся, нам открывается, как можно сознательно достичь Света, Покоя и Блаженства, которые нам нужны вечно, а когда мы проявляем, мы чувствуем, что предлагаем Высочайшее всему творению Бога.
Здесь, на земле, мы исповедуем религию, занимаемся духовностью и йогой по своим человеческим понятиям. Религия говорит: «Во мне есть величие. Почему? Потому что я могу применять Справедливость Бога. Я могу наказывать весь остальной мир по Воле Бога. Во мне есть величие, потому что я могу быть терпимой к миру. Мир полон несовершенств, мир постоянно отвергает и не понимает меня, но, несмотря на это, я могу быть терпимой к миру. Хотя мир ведет себя непростительно, у меня есть силы и прощать мир, так что во мне есть величие».
Духовность говорит: «Во мне есть доброе начало. Я стараюсь любить человечество. Хотя в человечестве и во мне есть ограниченность и несовершенства без счета, по мере своей восприимчивости и способности я стараюсь любить человечество. Я несовершенна, и мир несовершенен, но при всех моих несовершенствах я стараюсь любить несовершенный мир как что-то совсем свое, очень родное, поэтому во мне есть добро».
Йога говорит: «Я не знаю, что во мне есть, величие или добро. Но, велика я или незначительна, хороша или плоха, я — то, чего от меня хочет Бог, и я стану тем, чем Он хочет. Я не хочу попадаться в капкан величия или добродетели. Я лишь хочу быть преданным, посвященным, одухотворенным и бескорыстным инструментом Бога».
Религия говорит спящему миру: «Проснись! Разве ты не видишь, что Бог стоит у твоей двери и ждет тебя? По Своей бесконечной Милости Он пришел к тебе. Тебе пора просыпаться».
Духовность говорит пробуждающемуся миру: «Смотри, смотри! Тебя ждет твой Вечный Друг. Взгляни на Него, улыбнись Ему, поговори с Ним. Он твой Вечный Друг».
Йога говорит пробужденному ищущему: «Ну, почему ты так глуп? Отчего же ты не можешь осознать свое собственное «Я», истинное в себе? Высшее в тебе, настоящая Реальность в тебе — прямо перед тобой. Стань хозяином сам себе! Прямо и всем сердцем потребуй того, чем ты в действительности вечно являешься».
Религия говорит ищущему: «О ищущий, я могу рассказать тебе, кто такой Бог. Я могу четко и ясно рассказать тебе все о Боге».
Духовность говорит ищущему: «О ищущий, я могу еще кое-что сделать для тебя. Религия говорит, что знает, кто такой Бог, и может рассказать тебе все о Боге. Я же могу сказать тебе, где Бог находится. Я могу тебе показать, где Он и что делает. Я могу помочь тебе свободно проходить к Богу».
Йога говорит ищущему: «О ищущий, я могу не только рассказать тебе о Боге и показать, где Бог, — я могу сделать тебя еще одним Богом».
Религия старается поступать правильно только потому, что боится Бога. Она любит Бога, но боится Его и никоим образом не хочет вызвать Его недовольство. Она старается радовать Бога, потому что чувствует, что, радуя Бога, она может осуществить свое предназначение.
Духовность чувствует, что ее святая обязанность — радовать Бога, и это именно потому, что Бог — ее Источник, ее неиссякаемый Источник. В конечном счете она должна будет вернуться к Источнику и утвердить свое право на него.
Йога знает и чувствует, что Бог вездесущ. В силу своего единства с Богом йога чувствует, что она может только радовать Бога во всем, в каждый момент, и больше ничего.
Каждый человек носит в себе религию, духовность и йогу. Когда он использует свою силу-религию, его благословляет бесконечный Свет-Величие Бога. Когда он использует свою силу-духовность, его благословляет бесконечная Сила-Добродетель Бога. Когда он использует свою силу-йогу, Бог благословляет его тем, что у Него есть, и тем, что Он Собой представляет. То, что у Него есть, и то, что Он Собой представляет, намного превосходит Его Свет-Величие и Его Силу-Добродетель. Это нечто непостижимое для человека. Это превосходит и величие, и добродетель; это — Реальность, в которую прекрасно вмещаются вечно превосходящая себя Высота Бога и постоянно проявляющийся Восторг-Видение Бога. Это именно то, во что превращается и чем в конечном итоге становится йог.
Университет г. Сиракьюс
Часовня Хендрикс
26 октября 1975 года