Вопрос: Если у человека очень сильно выражена какая-то личностная черта характера, связано ли это каким-либо образом с душой? Например, если человек упрям или обладает каким-то еще особенным качеством, то как это связано с душой?
Шри Чинмой: Упрямство приходит, главным образом, из витала. Большое упрямство свойственно виталу, а косность — уму. Все же хорошие качества приходят только из души. Сердце, витал, ум и тело воспринимают их из души. Сердце воспринимает намного больше, чем ум. Иногда витал также получает больше, чем ум. Тело получает света меньше всего. Тело — как индийская повозка, запряженная волами. Ему всегда хочется отдыхать; его лучший друг — вялость. Когда витал становится динамичным, тогда он подгоняет или толкает тело, и тело что-нибудь делает. Тело становится божественным только тогда, когда витал командует им, как военный командир. Если сердце станет сильным, оно тоже сможет вдохновлять тело.
Так что любое божественное качество, которое проявляется в вашей жизни и через нее, несомненно, приходит из души. Иногда одно определенное хорошее качество может проявляться на многих планах. Оно может проявляться на психическом плане, ментальном плане, витальном плане или физическом плане. Преданность, например, может проявиться через сердце, ум, витал и тело. Когда божественное качество, которое нисходит Свыше или приходит из души, проявляется на всех планах: физическом, витальном, ментальном и психическом, — тогда ищущий становится поистине превосходным.
Существуют и плохие качества. Но они приходят из ума, витала или физического. Нечистота, например, приходит не из души и даже не из сердца. Но когда из витала и ума в сердце входит слишком много нечистоты, бедное сердце также будет воплощать определенную нечистоту. Тогда приходит душа и пытается спасти сердце, потому что она чувствует, что сердце по своей природе хорошее. Поэтому душа приносит в сердце свет и очищает его. Поскольку ум и витал довольно часто испорченны, душа начинает испытывать к ним разочарование или отвращение и позволяет им не спешить. Но с сердцем душа так не поступает, потому что она чувствует к сердцу огромную любовь, заботу и сострадание — больше, чем к уму, виталу и телу.