Вопрос: Как правильно воспринимать от вас похвалы и порицания?

Шри Чинмой: Когда я говорю про вас что-то хорошее, вы чувствуете, что вы этого заслуживаете; а когда я говорю что-то неприятное, вы чувствуете, что вы этого не заслуживаете. Таков уж человеческий ум! Когда я вам улыбаюсь и говорю что-то приятное, в это время надо чувствовать, что вы сделали какой-то пустяк, а хвалю я вас из бесконечного сострадания. Это усилит все ваши божественные качества. Вы принесли мне каплю своего служения, я же даю вам бесконечный океан нежности, любви, радости и благодарности. Если вы тотчас же почувствуете, что не заслуживаете в полной мере того, что я сказал, от этого у вас возрастет смирение. А смирение пробудит и укрепит в вас много божественных качеств.

Когда же я вас браню, вам может показаться, что вы этого не заслуживаете, что мне доставляет злобное удовольствие ругать вас без надобности. В такой момент надо себе сказать: «Если мой Гуру для меня что-то значит, то и я тоже для него что-то значу, разве я этого не чувствую? Мой Учитель действительно для меня много значит. Вот почему я сделал для него столько хорошего. Если я стараюсь для него, разве он не сможет или не захочет позаботиться обо мне?» Тогда придет ответ: «Да! Он тоже сможет заботиться обо мне, так же как я о нем. И неважно, кто проявляет больше заботы и внимания: Гуру ко мне или я к Гуру. Важно только то, что забота и внимание взаимны. Он меня ругает, потому что отвечает за меня».

Я не пойду на улицу ругать лающую собаку или людей, совершающих небожественные или нелепые поступки, потому что за них я не отвечаю. Но я принял вас как родных, а вы приняли как родного меня. Поскольку мы все приняли друг друга как родных, разве проявлять заботу о вас теперь не мой долг?
Если вы считаете, что не заслуживаете от меня нагоняя, просто скажите себе: «Да, я не заслуживаю этого нагоняя, но, и ругая меня, Гуру проявляет свою заботу обо мне». Вы должны чувствовать, что даже мой несправедливый нагоняй вызван моей заботой о вас. Я не испытываю злорадства! Если бы мне доставляло злобное удовольствие ругать все и вся, я мог бы выйти на улицу и начать ругаться и кричать на людей налево и направо.

Каждый раз, считая, что я незаслуженно вас ругаю, чувствуйте, что внутри моих укоров — моя забота, она там присутствует. В виде недовольства вами приходит забота о вас. И именно моя забота проявляется тогда, когда я вас хвалю, восхищаюсь вами и ценю вас за то, что вы совершаете что-то хорошее. Я знаю: когда я так поступаю, вы делаете самый большой шаг вперед. Если вы сможете точно так же принимать и мои упреки, вы будете совершать самый быстрый прогресс.

Я могу помочь вам совершать самый быстрый прогресс двумя способами: улыбаясь вам, когда это нужно, и хмуря брови, когда это нужно. Когда ребенок болеет, мать держит его на особой диете. Когда ребенок окрепнет, мать даст ему поесть чего-нибудь еще. И ребенок все тот же, и мать та же, но, если ребенок заболел и в этом есть необходимость, мать дает ребенку что-то очень легкое, специально приготовленное. Точно так же и здесь: когда вы ведете себя неправильно, я даю вам особую пищу. Если вы будете ее принимать, вы окрепнете. А когда вы опять окрепнете, вы снова получите мои благословения, мою любовь, мою заботу, поскольку теперь поступаете правильно.

Мое недовольство люди будут помнить днями, месяцами и годами. А вот если я выразил кому-то огромную признательность, проявил восхищение и благодарность неделю назад, это уже не в счет. Скажем, от своего устремления вы получили бочку нектара. Одной капли яда из сомневающегося ума — ума, который разделяет, — хватит на то, чтобы испортить всю бочку нектара. Возможности негативных сил, яда сомнения бесконечно больше, чем возможности позитивных сил.

Но если вы всегда будете проявлять позитивный подход, то негативным силам будет неоткуда взяться. Когда я вас ругаю, просто говорите себе: «Мой Гуру все делает мне на благо. Он взял на себя полную ответственность за меня, поэтому ему и решать, что делать. Любить меня — его святой долг. Так что если он захочет доказать, что я ему небезразличен, то постарается сделать меня совершенным. А если он действительно заинтересован в том, чтобы сделать меня совершенным, то у него есть свои способы. Ему нужна не только улыбка. Иногда он может выражать недовольство, гнев и другие свои стороны». Потом, если через несколько дней вы станете искренними и снова восприимчивыми, вы скажете: «Ох, мне так повезло! Гуру мог бы отругать меня гораздо сильнее. Теперь я вижу, что мой проступок был гораздо серьезнее, чем я полагал. Сначала я даже подумал, что это вовсе и не проступок и что он напрасно меня отругал. Но сейчас я вижу, что мое поведение в самом деле было проступком, и серьезным».

Вот что еще я хочу вам сказать. И не сосчитать, сколько раз ученики совершали проступки, но Всевышний во мне либо их прощал, либо не придавал значения этим почти непростительным грубым ошибкам. Некоторые ученики этому не поверят. Вы думаете, что за двадцать-двадцать пять лет вы сделали, может быть, ошибок десять и что были такие годы, когда, по вашему разумению, вы не совершали ошибок. Вы тут же оправдываете все свои действия, даже неправильные. Вы говорите, что это было неизбежно. Вы намеренно что-то делаете, а потом говорите, что это было неизбежно. Когда вы поступаете неправильно и оправдываете это тем, что поступить иначе не смог бы никто, что это было неизбежно, то это становится для вас оправданием.

Вот так практически каждый день или, по крайней мере, пять-шесть раз в неделю почти все оправдывают свои ошибки. Они говорят: «По-другому было нельзя. Любой поступил бы точно так же. У меня не было выбора. Мне пришлось так поступить». Каждый раз, совершая ошибку, они ее оправдывают. Они даже не стремятся ее исправить или просветлить. И это повторяется из года в год в жизни каждого ученика. «Никому бы не удалось сделать это лучше, так за что винить меня?» Если это ошибка, надо признать, что это — ошибка. И будет правильным сказать: «О да, я совершил ошибку. Больше этого не повторится!»

Если мы будем каждый день дорожить своей жизнью-послушанием, мы не сможем совершить ни одной ошибки в жизни. Если считать послушание самым важным делом в жизни, то нам будет сопутствовать успех. Ни любовь, ни преданность, ни отречение, никакое достоинство никогда не сможет жить в нашем сердце, в нашей жизни, если засохнет дерево послушания. Вы можете подумать: «Ну, такое непослушание незначительно». Но незначительное непослушание сегодня готовит место самому серьезному непослушанию в будущем. Наша философия — это любовь, преданность и отречение. Если вы хотите приумножить свои любовь, преданность и отречение или даже просто сохранить их на пути, послушание необходимо.

Вам кажется, что я могу простить ваше непослушание. Да, я вас прощу, но вы уже за миллионы миль от моего сознания. Вы можете себя дурачить, говоря: «Гуру меня простил и простит снова». Но вы уже за миллионы миль от моей вечной заботы. Если у вас не будет послушания на физическом, витальном, ментальном, психическом или духовном плане, на материальном или любом другом плане, вы не сможете добиться успеха.

Один за другим ученики терпят неудачу из-за отсутствия послушания. Послушания нет — и неудачи не избежать. Но если ученики выработают у себя искренность, эта искренность станет мечом, разящим их собственную жизнь непослушания. С тех пор как мы начали путешествие, путь оставили сотни учеников, и только по одной причине — непослушание. Они не слушаются меня либо в ментальном мире, либо в витальном, либо в физическом, либо в каком-то другом. И когда они, сознательно или неосознанно, наступят на все шипы непослушания, оставаться в лодке для них станет невозможным.

Оригинал

Источник ru.srichinmoylibrary.com

Лицензия