Вивекананда был пламенным голосом огня. Тагор был морем красоты и восторга. Вивекананда был трубным призывом. Тагор был волнующей душу флейтой. К обоим человечество питало огромную любовь: динамичную и яркую — к Вивекананде и мягкую и нежную — к Тагору.
Вивекананда говорил: «Не время медлить! Пробудись, о Индия, и своей несокрушимой силой коснись величественнейшей высоты Духа». Тагор говорил: «Осмотрись и повсюду узри красоту Бога, и затем, о Инд* (* Поэтическое название Индии, прим. издателя), подними свою гордую голову к Высшему».
Высотой своего духа Вивекананда был самым питательным и жертвующим своей жизнью плодом. Рабиндранат своим творящим гением был прекраснейшим цветком. В глазах Вивекананды сияла Богиня Махакали. В глазах Рабиндраната улыбалась Богиня Махалакшми.
И тем не менее, Восток принял их только после признания Западом: духовного гиганта — под влиянием его речи в Чикаго, а поэта-мистика — благодаря его «Гитанджали». В обоих случаях божественный Певец выразил себя в божественной мере. Духовной эмоцией и волнующим душу голосом Нарендра порадовал своего божественного Учителя Рамакришну, а через него и весь мир. Своими пробуждающими душу песнями трансцендентальной красоты Рабиндранат очаровал мир и обрел Само Блаженство.
Оба они, как Нарендранат, так и Рабиндранат, пришли в этот мир из Неведомого. Они были, по сути, неутомимыми путешественниками. Рабиндранат увидел этот мир в 1861, лишь на 2 года раньше Нарендраната. Нарендранат покинул землю и ушел в высшие сферы в 1902, на тридцать девять лет раньше Рабиндраната.
Поистине, Вивекананда и Тагор были пилигримами на пути к Берегу Бесконечности, где конечное наконец-то играет в свою Игру-совершенство.