Как на Западе есть Троица, так и у нас, индусов, также есть Троица. Мы говорим о трех главных аспектах Бога: Брахма — Создатель, Вишну — Хранитель и Шива — Преобразователь. Что создает Брахма? Каждое мгновение Он создает внутреннее сознание. Что хранит Вишну? Он хранит сознание, созданное Брахмой. А что преобразует Шива? Шива преобразует сознание, созданное Брахмой и сохраненное Вишну. Преобразование означает сознательное и постоянное пробуждение к высокой, еще более высокой и высшей Истине. Преобразование означает радикальное изменение нашей внутренней и внешней природы. Сравнительно легко преобразовать внутреннюю природу, но мы не получим полного результата до тех пор, пока не будет преобразовано внешнее сознание.
Многие индийские философы и духовные Учители пользовались по отношению к Шиве термином «Разрушитель». Но я придерживаюсь мнения, что мы не должны говорить о Боге, как о Разрушителе. Он — наш сострадательный Отец: Он не может уничтожать нас. То, что Он делает, — он преобразует невежество, несовершенство и ограниченность в свет и совершенство. Если я невежественен, Он даст мне Мудрость. Если я темен, Он принесет мне Свет, чтобы я получил просветление.
Каждого человека ведет и хранит Бог, Всевышний, но некоторые искатели получают радость, сближаясь с Богом через Его различные аспекты. Иногда человек получает радость, постигая Бога в Его аспекте Творца, Брахмы. Если кто-то поклоняется Вишну или Шиве, Он будет в равной степени удовлетворен, потому что это Всевышний проявляет Себя в этих трех формах.
В Индии некоторые чувствуют, что Бог очень сострадателен, поскольку Он сотворил мир. Они говорят: «Мы должны молиться Ему, потому что Он создал нас. Если бы не Он, нас бы не было». Другие искатели говорят: «Кто знает, сколько миллионов или миллиардов лет назад Он создал нас? Это не важно. Важно то, что Он дал нам тело, ум и все части нашего существа и сейчас Он хранит нас. Мы знаем, что Он ведет и хранит нас, поэтому давайте будем очень благодарны Ему». Так эти искатели молятся Богу в образе Вишну, Хранителя.
Третьи могут сказать: «Бог создал нас, Бог хранит нас, но мы все еще несовершенны. Бог не удовлетворен нашим несовершенством, ограниченностью и смертью, также как не удовлетворены и мы. Поэтому давайте дорожить тем аспектом Бога, который хочет преобразовать нас, давайте поклоняться и посвящать ему свои жизни. Давайте поклоняться Единому, Который помогает нам выйти из невежества и страданий, Который старается преобразовать нашу уродливую природу в прекрасное и совершенное совершенство». Искатели, у которых есть подобное чувство, будут почитать Шиву.
Каждый имеет право выбирать аспект, который ему больше всего подходит. Но духовный человек, который хочет осознать Бога, должен в конечном счете почитать все аспекты и постигать все аспекты Бога. Для нас Всевышний представляет все три аспекта. Мы обожаем Его и поклоняемся Ему во всех аспектах проявления.