Действующие лица:
Шри Рамакришна
Шарада Деви
Первый ученик
Второй ученик
Третий ученик
Другие ученики
Нарен
(День ухода Шри Рамакришны. Его ученики и супруга Шарада Деви стоят у кровати. Трое учеников стоят на небольшом расстоянии от других.)
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Больно видеть Учителя таким. Его хрупкое тело кажется менее надежным, чем уносимый ветром плот.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: Погружаясь внутрь, каждый может открыть его истинную божественную личность. Даже сейчас никто не сомневается в его величии. В его учении живет колоссальная Воля, которая потрясет мир.
ТРЕТИЙ УЧЕНИК: Сегодняшняя индусская молодежь не может и помышлять о том, чтобы избежать тонкого влияния Шри Рамакришны Парамахамсы.
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Одному Рамакришна кажется человеком чувств, переливающихся через край, второму - пылким устремленным, третьему - человеком философской мудрости, четвертому - человеком уникальной искренности.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: Неизбежно, что разные люди имеют разные мнения, соответственно своей индивидуальности. В подобных вопросах безупречный интеллектуальный анализ невозможен, и все наши человеческие оценки не принесут пользы.
ТРЕТИЙ УЧЕНИК: Но никто не решается назвать его самым любимым ребенком Божественной Матери Кали. Единственной целью его жизни было не иметь ничего, кроме постоянного единства с Матерью Кали. Этой цели он достиг. Суммировать послание его жизни можно одним словом - «Мать».
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК: Рамакришна проявил также величайшее уважение к женщинам, когда-либо известное миру. Он чувствовал, что женщины - воплощения Божественной Матери, и относился к ним как к божествам. Свою супругу Шараду Деви он почитал как Божественную Мать.
ВТОРОЙ УЧЕНИК: Высшее сознание, которое постоянно наполняет ум и сердце Шри Рамакришны, оказывает уникальное влияние не только на нас, его учеников, но на всех людей, окружавших его. Оно поднимает каждого выше обычного плана, чтобы отведать божественную сладость Небес. Его жизнь сама по себе - наиболее действенное опровержение наполовину верящим и неверящим в Божественное.
ТРЕТИЙ УЧЕНИК: Это человек, чей авторитетный голос заявил, что он не только видел Всемогущего, но и смог показать Его своему любимому ученику, Нарену.
(Услышав упомянутое имя Нарена, Рамакришна открывает глаза.)
РАМАКРИШНА (трогательно): Нарен... Нарен, почему ты молчишь? Ты выглядишь омраченным, почти расстроенным. Я прочел твои мысли. Ты все еще сомневаешься во мне, Нарен?
(Нарен придвигается ближе к своему Учителю, но безмолвствует.)
РАМАКРИШНА: Тот, кто Рама, тот, кто Кришна, в одной форме - Рамакришна.
(Со слезами на глазах Нарен склоняется к Рамакришне и касается его стоп.)
НАРЕН: Я больше не сомневаюсь, Такур. В твоем присутствии я понял, что человек может быть совершенным даже в этом теле. Нисхождение такого Аватара, как ты, о Учитель, преследует цель поднять сознание человека и продолжить его дальнейший прогресс в процессе эволюции. Ты в своем земном теле продолжаешь творить добро для человечества столько, сколько это будет нужно для его блага. Ты свободен от результатов своих действий, хороших или плохих, больших или малых.
ШАРАДА ДЕВИ: Сейчас, когда моя Кали - Рамакришна - уходит за завесу Вечности, мучительная боль терзает мое сердце.
(Шарада Деви безутешно плачет. Ко всеобщему удивлению, Рамакришна немного приподнимается.)
РАМАКРИШНА: Почему ты так горько плачешь? Я оставляю с тобой твоего Нарена.
ШАРАДА ДЕВИ: Да, мой Божественный Господь, это верно. Ты посеял семена в почву-мир, и наш Нарен - невиданный урожай, который пожнет человечество. Такур - вдохновение, его Нарен - его выражение. Поэтому человечество будет иметь и вдохновение, и выражение как свои несравненные владения. (Склоняясь к Рамакришне.) Слава тебе, о Такур. В тебе мы нашли триумфально живой пример истин, которые ты проповедовал. Тебе мы выражаем свое глубочайшее почтение. Наши сердца чувствуют, что то, чем ты владеешь, - Бесконечность, и Бесконечность - вечный дом твоего сердца.
(Шри Рамакришна покидает тело.)