Продолжайте попытки!
Часто так случается, что дверь открывает последний ключ.
Таким же образом, именно последняя молитва может даровать вам спасение,
а последняя медитация - осознание.
Взывайте, как ребенок
Успешная медитация целиком зависит от внутренней мольбы. Когда ребенок голоден, по-настоящему голоден, он плачет. Он может быть на первом этаже, а его мать - на третьем этаже, но когда мать слышит его плач, она тут же спешит накормить ребенка.
Давайте воспринимать медитацию как внутренний голод. Если мы по-настоящему голодны, наш Отец Всевышний примчится, независимо от того, где мы взываем. Если в нашем зове есть сила и искренность, то мы начнем сразу же совершать духовное продвижение. В противном случае, на это могут уйти годы и годы.
С другой стороны, осознание Бога - это не растворимый кофе, который можно получить немедленно. Осознание Бога требует времени. Если кто-то скажет вам, что может дать вам осознание Бога в один момент, не принимайте его серьезно. Чтобы получить степень магистра, которая базируется на внешних знаниях, уходит двадцать лет. Осознание Бога бесконечно более важно и значительно, и оно, естественно, потребует намного больше времени. Я никоим образом не хочу никого обескуражить. Если ваш внутренний голод искренен, Бог удовлетворит этот голод.
Если заниматься концентрацией и медитацией регулярно, непременно добьешься успеха. Если ты по-настоящему искренен, ты достигнешь цели. Но трудность в том, что мы можем быть искренними в течение одного дня или недели, а затем чувствуем, что медитация не для нас. Мы хотим осознать Бога немедленно. Мы думаем: «Буду молиться неделю, месяц, год». Если осознание Бога не приходит через год, мы сдаемся. Мы чувствуем, что духовная жизнь предназначена не для нас.
Путь к осознанию Бога долгий. Иногда, следуя им, вы видите прекрасные деревья с листвой, цветами и плодами. А иногда видите только дорогу без какого-либо чудесного ландшафта. Или можете почувствовать себя на бесконечном пути через бесплодную пустыню, а цель невероятно далека. Но вы не можете остановиться только потому, что расстояние кажется большим, или потому, что устали и у вас нет вдохновения. Нужно быть божественным воином и продолжать смело и неутомимо идти вперед. Каждый день вы будете проходить еще одну милю, и, делая шаг за шагом, в конечном счете вы достигнете своей цели. И тогда вы непременно поймете, что эта цель стоила борьбы.
Любите поле битвы жизни,
ибо радость всегда дышит тайно и открыто,
как в вашей победе,
так и в вашем поражении.
Вопросы и ответы
Вопрос: Что случится, если после нескольких месяцев или лет медитации принять решение отдохнуть, а свой путь продолжить позже?
Шри Чинмой: В обычной жизни, пройдя одну милю, вы можете остановиться на время и сделать передышку, прежде чем продолжить путь. Но в духовной жизни это не так. Стоит вам сделать перерыв в духовной жизни, как возникают сомнение, страх и подозрение. Всякого рода негативные силы проникают в вас и разрушают ваши перспективы. Ваши потенциальные возможности остаются прежними, в конце концов вы осознаете Бога. Но золотые возможности, которые когда-то приходили, будут утрачены. Вы вернетесь к своим старым привычкам и затеряетесь в невежестве, а достигнутый ранее прогресс будет разрушен. Однако суть вашего прогресса останется внутри души. Суть никогда не теряется, даже если вы не можете использовать ее в своей внешней жизни. Квинтэссенция прогресса, который вы совершили, останется в вашем сердце и, когда вы захотите медитировать спустя пять-десять лет или в следующей инкарнации, эта квинтэссенция выйдет на передний план. И тогда, если вы будете очень искренне молить Бога о том, чтобы снова вернуться в духовную жизнь, в вашей жизни проявится ваш предыдущий прогресс.
Вопрос: Как мне поддерживать свой энтузиазм, чтобы медитировать каждый день? В некоторые дни я совсем не чувствую вдохновения медитировать.
Шри Чинмой: Иногда вы не хотите медитировать, потому что рано утром внутренне не обновляете свою любовь и преданность к Вечному Кормчему, отречение перед Ним. Каждый день ваш Вечный Кормчий готов утолять ваш внутренний голод, а вы тем не менее можете забыть выразить Ему благодарность в течение хотя бы одной секунды. Если бы вы почувствовали поток благодарности, струящийся внутри, у вас легко была бы прекрасная медитация каждый день.
Что делать, если в какой-то из дней не чувствуешь никакого энтузиазма или вдохновения медитировать? На мгновение вспомните, кем вы были, прежде чем начали духовную жизнь. Когда вы увидите различие между тем, кем вы были, и тем, кем являетесь сейчас, тогда внутри автоматически забьет родник благодарности Всевышнему, ибо именно Он вдохновил вас и пробудил ваш внутренний зов, и именно Он исполняет Себя в вас и через вас.
Другое, что можно сделать, - это вспомнить о том времени, когда у вас была самая возвышенная медитация, и сознательно глубоко погрузиться в то переживание. Вспомните свои ощущения: какой трепет вы испытали, какой восторг переполнял вас. Сначала вы будете просто представлять себе переживание, поскольку на самом деле той медитации нет. Но если вы попадете в мир воображения и останетесь там десять или пятнадцать минут, в вашу медитацию автоматически войдет сила и принесет свои плоды. Тогда это будет вовсе не воображение, вы действительно окажетесь глубоко в мире медитации.
Есть еще кое-что, что можно делать. Постарайтесь почувствовать, что самое близкое для вас существо - либо ваша душа, либо ваш Учитель, либо Всевышний - испытывает сильный голод, а вы способны накормить его своей медитацией. Ваша душа, ваш Учитель и Всевышний - вечно едины, но воспринимайте их как отдельные индивидуальности. Если самый близкий вам человек умирает от голода, а вы можете накормить, разве вы его не накормите? Если вы действительно считаете его самым близким, ваше сердце заставит вас накормить его. Когда вы накормите его, он выразит вам свое удовлетворение, и в этом удовлетворении вы станете вечным, бесконечным и бессмертным. Когда ребенок голоден, мать спешит кормить его. Когда ребенок сыт, он дарит матери улыбку. В этой улыбке мать видит весь свой мир, всю вселенную, потому что ребенок - ее вселенная. Итак, когда вы накормите самого близкого, и он улыбнется, вы почувствуете, что весь ваш мир улыбается.
Вы не можете есть очень вкусно каждый день. В духовной жизни то же самое, особенно вначале, едва ли возможно, чтобы каждый день была очень удачная медитация. Даже духовные Учителя проходили через засушливые периоды в своей внутренней жизни. И даже если пища не внушает вдохновения, вы все же едите, чтобы поддерживать тело в форме. Медитируя, вы кормите свое внутреннее существо, душу. Если вы не можете кормить душу очень вкусно каждый день, нельзя прекращать попыток. Лучше кормить душу чем-то, чем позволить ей голодать.
Чтобы поддерживать вдохновение всякий раз, когда вы утром садитесь медитировать, нужно чувствовать, что вы продолжаете путешествие, которое уже начали. Не нужно думать, что ваш путь начинается заново. Нет, следует считать, что вы уже совершили значительный прогресс, а сегодня делаете еще один шаг вперед. И каждый раз, продвигаясь вперед, нужно чувствовать, что вы, хоть и едва заметно, но коснулись своей цели. Так вы будете чувствовать, что действительно идете вперед.
Будет еще лучше, если вы сможете чувствовать, что цель находится не за миллионы миль, а очень близко, прямо перед вашим носом. Если вы будете всегда ощущать близость цели, но не знать, где она, вы будете отчаянно молить о ней и искать ее. В это время ваше внутреннее существо будет переполнено динамизмом. Когда вы чувствуете, что цель далеко, вы расслабляетесь и полагаете, что в вашем распоряжении Вечность. Но если вы чувствуете, что то, во что вы хотите превратиться, находится совсем близко, и нужно лишь сознательное восприятие, чтобы уловить это нечто и считать его своим, тогда вы с нетерпением будете нырять в медитацию.
Стремитесь к божественному,
и оно сразу же станет приближаться к вам.
Только очень опытный искатель может каждый день поддерживать медитацию на одном уровне. Вначале вам следует быть довольным, если очень хорошая медитация бывает лишь время от времени. Когда нет хорошей медитации, не позволяйте себе стать жертвой разочарования, поскольку это также влияет на способность медитировать на следующий день. Нужно знать, что Бог хочет вашего осознания бесконечно больше, чем хотите его вы, поэтому осознание - это Его ответственность и Его проблема. Если Бог не дал вам хорошей медитации сегодня, то вместо того, чтобы сердиться или терять присутствие духа, старайтесь чувствовать, что Он планирует сделать что-то более важное для вас как-то по-другому. Если вы не можете медитировать в какой-то из дней, считайте, что Всевышний захотел, чтобы у вас было такое переживание, и просто возложите свое сегодняшнее достижение к Его Стопам одухотворенно и преданно. Скажите Ему: «Вот, что у меня есть теперь, - моя нежеланная собственность, - и я предлагаю ее Тебе. Я возлагаю ее к Твоим Стопам». Если вы сможете предложить свое существование Всевышнему таким образом, вы увидите, что ваши ежедневные медитации станут очень плодотворными.
Вопрос: Настанет ли время, когда у меня всегда будет вдохновение и стремление медитировать?
Шри Чинмой: В данный момент ваша медитация зависит от вашего вдохновения или устремления. Когда вы вдохновлены, когда у вас есть устремление, вы готовы медитировать. К сожалению, это устремление, эта внутренняя потребность длится всего несколько дней или недель, а затем исчезает. Но когда вы станете опытным, медитация будет в вашем распоряжении. Как вы можете стать опытным? Если вы хотите стать искусным певцом или поэтом, или танцором, вам приходится заниматься ежедневно. То же самое с медитацией. Если вы медитируете ежедневно, наступит время, когда медитация станет спонтанной. Вы разовьете внутреннюю привычку. Спустя некоторое время вы почувствуете необходимость медитировать в определенный час. Вы поймете, что медитация является потребностью вашей души, и внутреннее стремление медитировать никогда не покинет вас. Каждый раз ранним утром, когда наступает время медитации, ваше внутреннее существо будет приходить и стучаться в дверь вашего сердца. Тогда хорошая медитация будет у вас каждый день.
Вопрос: Почему некоторые люди всегда хорошо медитируют?
Шри Чинмой: В школе, в своем классе, я уверен, вы - блестящий ученик. С другой стороны, в вашем классе есть и просто отстающие ученики. Вы хороший ученик, потому что занимаетесь дома. Некоторые из ваших друзей не занимаются, поэтому они не успевают. Так и в духовной жизни нужно знать, что некоторые ученики пунктуально медитируют каждое утро, в полдень и вечером. Когда они медитируют всем сердцем и душой, Бог доволен ими и усиливает их внутренний зов так, что они способны медитировать хорошо каждый день. Искренние искатели получают от Бога дополнительную способность и благодаря этой божественной способности они всегда могут медитировать хорошо.
Моя жизнь прогресса - результат слабой мольбы моего сердца
и широкой Улыбки моего Господа.
Вопрос: Мое устремление очень слабое и я беспокоюсь, что оно нисколько не станет сильнее в будущем.
Шри Чинмой: Давайте не беспокоиться о будущем. Давайте думать о настоящем. Что посеешь, то и пожнешь. В прошлом вы, возможно, не посеяли нужное семя. Скажем, в прошлом ваша внутренняя мольба не была интенсивной, поэтому нынешнее ваше устремление не интенсивно. Сейчас вы не взываете о Боге все время, вы не чувствуете, что без Бога вы не можете существовать. Вы полагаете, что пока в мире есть интересные вещи, пока у вас есть друзья, пока вы довольны, можно продолжать так жить. Но когда вы почувствуете, что можете существовать без воды, без воздуха, без всего, но не без Бога, тогда можете быть уверены, что обретете исполненность в будущем.
Если вы посеете семя сейчас, оно в конечном счете прорастет и станет растением. Если мы посеем соответствующее семя, другими словами, устремление, тогда дерево устремления принесет плод, который называется осознанием. Но если мы не сеем внутри себя нужного семени, как можно рассчитывать получить хороший плод? Так что давайте не беспокоиться о будущем. Давайте всего лишь поступать правильно сегодня, в этот момент, здесь и сейчас. Постарайтесь устремляться сегодня и позвольте будущему самому позаботиться о себе.
Вопрос: Как мне улучшить свою утреннюю медитацию?
Шри Чинмой: Каждое утро нужно благодарить Бога за то, что Он пробудил ваше сознание, в то время как другие всё еще спят, и за все Его бесконечные благословения. Если вы сможете выразить всего лишь каплю благодарности, вы почувствуете Сострадание Бога. Затем, почувствовав Сострадание Бога, постарайтесь предложить себя. Скажите: «Я постараюсь радовать Тебя только так, как Ты Сам этого хочешь. До сих пор я просил Тебя радовать меня, как я хотел, просил дать мне это и то, чтобы я был счастливым. Но сегодня я прошу Тебя дать мне способность радовать Тебя так, как Ты хочешь Сам». Если вы сможете говорить это искренне, ваша медитация автоматически станет лучше.
Бог готов засиять, как рассвет, в хаосе вашего ума,
но, будучи безупречным джентльменом,
Он ожидает вашего любезного приглашения
и абсолютного посвящения.
Вопрос: Как вы понимаете коллективную медитацию, или медитацию в группе?
Шри Чинмой: Индивидуальную медитацию следует выполнять рано утром дома, когда вы один. И у коллективной медитации тоже есть свое время. Когда вы начинаете духовную жизнь, вы стараетесь расширить свое сознание. Если вы считаете себя членом большой духовной семьи, ваш долг - служить другим. Когда вы медитируете с другими, вы можете реально помочь им, а они могут реально помочь вам.
Никто не медитирует хорошо каждый день. Скажем, сегодня вы в очень высоком состоянии сознания, а сидящий рядом с вами, не в самом высшем своем сознании. Если вы медитируете вместе, ваше устремление и даже само ваше присутствие могут вдохновить этого человека, возвысить его внутреннее состояние.
Затем завтра может случиться, что у вас не будет вдохновения подниматься высоко, зато тот человек находится в высоком сознании. И тогда он сможет поднять вас. Так что коллективная медитация предназначена для взаимной помощи.
Нужно почувствовать, что коллективная медитация похожа на перетягивание каната. Допустим, что вы в очень высоком состоянии сознания и искатель рядом с вами тоже в очень высоком сознании. Если десять человек медитируют вместе и все они в очень высоком сознании, они похожи на группу людей на одной стороне, перетягивающую канат против невежества. Поскольку невежество - только одно существо, оно, естественно, проиграет в перетягивании каната. Если дома вы медитируете один и сражаетесь с невежеством самостоятельно, вы можете вскоре обессилеть и сдаться. Но если вы медитируете с другими, все становится намного легче.
Когда вы медитируете в группе, нужно чувствовать свое единство с другими. Вам не следует думать, что вы соревнуетесь с кем-то, или вы сильнее или слабее кого-то. Каждому нужно чувствовать, что он силен только благодаря своему единству с другими. Ему нужно чувствовать, что он силен, потому что стал един с устремлением своих братьев и сестер.
В коллективной медитации старайтесь чувствовать, что другие не обособлены. Представьте себя единственным медитирующим, полностью ответственным за медитацию. Когда все вошли в вас, когда каждый струится внутри вас и через вас, в это время вы получаете от коллективной медитации максимальную пользу. Если двадцать человек сидят вместе, им нужно чувствовать себя единым сосудом. Они не индивидуальности, они стали единым сосудом и едины в своей восприимчивости. Но каждому следует понимать, что исполнять свою роль - его обязанность и ответственность. Вы не можете сказать: «О, поскольку мы все едины, пусть он медитирует за меня».
В коллективной медитации хорошо иметь доброе чувство по отношению к другим людям, медитирующим вместе с вами. Но не думайте о них особо. Если вы думаете о ком-то конкретно, а этот человек не устремлен, тогда ваша медитация будет о нем, а не о Боге. Вам нужно считать Высшее сознание целью, мишенью и нацеливать свою стрелу-устремление в эту мишень. На внешнем плане, если один член команды забивает гол, этого достаточно. Но в медитации каждому человеку нужно вести в счете. Только если десять человек могут вести в счете в одно и то же время, группа действительно получает высокую отметку.
Вопрос: Целесообразно ли проводить совместные медитации людям, имеющим разных Учителей?
Шри Чинмой: Искателям, которые следуют одним путем, нежелательно медитировать вместе с искателями, избравшими другой путь. Если вы относитесь к какому-то определенному пути, а человек, сидящий рядом с вами, следует другим путем, то, несмотря на ваши лучшие намерения, между вашим и его устремлением возникнет внутренний конфликт. Когда вы готовы летать, человек рядом будет понижать ваше сознание. Неосознанно у каждого из вас будет присутствовать намерение превзойти другого. Он будет пытаться идти выше вас, а вы - выше него. Даже если вы сознательно скажете: «Мы не соревнуемся», это не поможет. Есть неосознанное соперничество. Вы чувствуете, что ваш путь лучше, чем его, а он чувствует, что его путь предпочтительнее вашего.
Всегда желательно, чтобы ученики одного духовного Учителя медитировали только с теми, кто идет тем же путем или еще не выбрал путь. Это не означает, что вы придирчивы, вовсе нет. Просто вы чувствуете, что живете в своем доме, а другой человек - в своем.
Но когда речь идет о вдохновении, вы можете, если хотите, говорить с духовными людьми, которые следуют другим путем. Вы стараетесь постичь Бога, и они стараются постичь Бога. Это означает, что и вы, и они наделены вдохновением. Поэтому, общаясь, вы оба получаете вдохновение.
Вопрос: Что происходит, когда медитируешь рядом с людьми, которые думают о земных вещах?
Шри Чинмой: Если ваша медитация очень высокая, очень сильная, вы излучаете внутренний огонь. Тогда сидящему рядом человеку, который пребывает в мыслях о земных вещах, придется отбросить их. Я наблюдал много раз, когда три или четыре человека медитируют вместе. И если один из них в очень высокой медитации, то те, кто лелеют мысли о мирском, вынуждены уйти, либо к ним приходит внутренняя потребность медитировать одухотворенно.
Когда вы поступаете правильно,
все вокруг вас правильно,
ибо у прекрасного потока внутри вашего сердца есть способность
распространять свой аромат света-единства повсюду вокруг вас.
Вопрос: Как по возвращении домой сохранять покой, который я получаю во время медитации в группе?
Шри Чинмой: Если дома вы медитируете ежедневно, вам будет очень легко сохранять этот покой. Крайне важно медитировать каждый день без исключения. Лучшее время для медитации - до рассвета. Каждое утро начинается с нового вдохновения, с новой надежды. В это время новая жизнь наполняет нас, поэтому утренняя медитация обязательна для всех, кто хочет следовать духовным путем.
Кроме того, вам может помочь общение с духовными людьми, и если такая возможность есть, используйте ее. Это не означает, что вы станете игнорировать или сторониться других людей, вовсе нет. Духовные люди не испытывают неприязни к человечеству, но им следует быть осторожными. Вам нужно знать, что на сегодняшний день ваша сила и способность ограничены. И пока это так, вам не стоит общаться со всеми подряд. Поэтому старайтесь встречаться с духовными людьми и регулярно медитировать. А когда вы обретете внутреннюю силу в достаточной мере, вы не будете ее терять, независимо от того, чем заняты. Тогда все, что вы получаете от коллективной медитации и от собственной медитации, вы сможете сохранить.
Вопрос: Где взять силы, чтобы прогрессировать на духовном пути?
Шри Чинмой: Вам следует постоянно спрашивать себя об одном: вам нужен Бог или вам нужно невежество? В каждый момент оба стоят прямо перед вами, и вы должны сделать выбор. Каждый знает, что служить двум господам невозможно. Поэтому когда они стоят перед вами, вам нужно тут же решить, кто вам нужен. Если вы выбираете Бога, вы должны прийти к Нему и войти в Него. И каждый раз, обнаруживая, что вы вышли из божественного сознания, вам нужно снова войти в него. Если вы сможете возвращаться в сознание Бога неизменно и быстро всякий раз, когда выходите из него, то в конце концов настанет момент, когда вы больше не будете покидать его и погружаться в невежество. Настанет день, когда ваш сознательный выбор Бога станет неизменным, и вы навсегда полностью растворитесь в Боге.
Начиная духовное путешествие, всегда старайтесь чувствовать себя ребенком Бога. Рано утром можете одухотворенно повторять: «Я дитя Бога, я дитя Бога». Вы тут же увидите, что все темное, нечистое и уродливое в вас уйдет прочь. Позже, когда невежество придет искушать вас днем, вы почувствуете: «Я дитя Бога. Как же я могу делать это? Я не могу вернуться в невежество». Повторяя «Я дитя Бога», вы обретете изобилие внутренней силы и силу воли.
Когда у вас есть мужество продолжать попытки,
у вас есть все,
ибо открывающая Бога реальность
любит вас и нуждается в вас.
Вопрос: Как мне всегда поддерживать сильное и интенсивное устремление?
Шри Чинмой: Ошибка, которую совершаете вы и другие, состоит в том, что у вас есть фиксированная цель. Когда вы выходите на определенный уровень в медитации, вы чувствуете, что достигли цели. Или, получив немного радости во внутренней жизни, вы тут же становитесь самодовольным. Вы хотите почивать на лаврах вчерашнего дня. Но я хочу сказать, что наша цель вечно превосходит себя. Вчера вы получили йоту радости и сегодня взываете о том, чтобы получить ту же йоту радости. Но откуда вам знать, хочет ли Всевышний, чтобы у вас была эта йота радости, или Он хочет, чтобы вы шли дальше, выше и глубже?
Что касается вас, вы всегда пытаетесь достичь определенной цели. Вы знаете, как пробежать пятьдесят метров и, пробежав их, чувствуете, что ваша задача выполнена. Но Всевышний не хочет, чтобы вы довольствовались пятьюдесятью метрами. Он хочет, чтобы вы пробежали пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три, пятьдесят четыре метра. Когда есть более высокая цель, автоматически возрастает ваше устремление. Иначе, если вы нацеливаетесь всегда на одну и ту же цель, вы не совершаете движения вперед, и это становится монотонным. Если вы всегда ходите в одно и то же место, через некоторое время вы больше не хотите туда идти. Но если вы чувствуете, что ваша цель постоянно движется дальше, выше и глубже, что она вечно возрастает, вечно восходит, тогда энтузиазм не иссякает.
Радость - в движении вперед, а не в успехе. Успех завершает наше путешествие, а движение вперед бесконечно. Когда у вас есть фиксированная цель, и вы достигаете ее, это ваш успех. После этого вам больше нечего делать. Но если цель не фиксированна, если ваша цель всегда стремится превзойти себя, вы будете постоянно прогрессировать и получать величайшее удовлетворение.
Поэтому не довольствуйтесь успехом. Стремитесь только к прогрессу. Каждый ваш прогресс и есть настоящий успех. Медитируя каждый день, чувствуйте, что нырнете еще глубже, взлетите еще выше. Так вы сможете поддерживать интенсивность и энтузиазм.
Вопрос: Как поддерживать неизменно хороший уровень, вместо того, чтобы подниматься и опускаться?
Шри Чинмой: Почувствуйте, что каждый день в равной степени важен. Ваша трудность в том, что когда вы делаете что-то хорошо, вы считаете, что заслуживаете некоторой передышки. Сегодня у вас чудесная медитация, и вы говорите: «О, поскольку сегодня у меня была чудесная медитация, завтра я могу передохнуть». Вы считаете, что ваша медитация сохранит прежнюю скорость, но этого не происходит.
Каждый раз, когда вы медитируете, нужно чувствовать, что это может быть вашим последним шансом. Считайте, что завтра вы можете умереть, поэтому, если сегодня у вас не получится, то вашей оценкой будет ноль. Если сегодня учитель дает вам экзаменационный билет, не стоит рассчитывать, что завтра этот же билет попадется вам снова. Прошлое ушло. Будущего не существует. Есть только настоящее. Здесь, в настоящем, вам придется стать либо божественным, либо остаться таким же небожественным, каким были вчера. Поскольку вы хотите стать божественным, следует поступать правильно здесь и сейчас. Именно таким должно быть ваше отношение.
Заставьте себя почувствовать, что сегодня - ваш последний день для достижения всего, чего вы стремитесь достичь. Если вам не удастся это сегодня, тогда завтрашний день нужно снова считать последним. Неважно, сколько раз вы терпите неудачу, следует чувствовать, что каждый день является последним. Если вы полагаете, что благоприятная возможность возвратится и постучит в вашу дверь завтра, то сегодня вы не будете стараться. Вы будете считать, что сегодня устремляться не нужно, потому что у вас так много дней впереди. Но прежде чем наступит это «завтра», устремление, которое есть сегодня, может покинуть вас.
Не сдавайтесь.
Если вы настойчивы, завтрашний покой придет и накормит ваш ум сегодня
и завтрашнее совершенство придет и коснется вашей жизни сегодня.