Когда мне было всего год и три месяца, мой старший брат Хридай покинул дом и отправился на юг Индии в ашрам Шри Ауробиндо. Это стало сильным ударом для родителей. Брат только что окончил университет в Читтагонге и был глубоко сведущ в индийской философии. С самого рождения у Хридая были духовные наклонности, он все время молился и медитировал. И вот он исчез и стал учеником Шри Ауробиндо.
Когда через две недели родителям удалось выяснить его местонахождение, мама стала умолять отца отвезти ее в ашрам Шри Ауробиндо. Она была убеждена, что сможет заставить его передумать и привезти обратно.
Отец был так опечален и рассержен, что отказал маме. Он сказал: «Он может покинуть нас. Я не нуждаюсь в нем. Я не хочу его видеть».
Когда отец не захотел ехать в ашрам, мама стала голодать. Она голодала полтора дня, и сердце отца оттаяло. Полутора дней хватило, чтобы он согласился.
Он повез в ашрам всю семью. Отцу полагались бесплатные билеты, так как он был старшим инспектором ассамско-бенгальской железнодорожной ветви. Он обеспечил бесплатный проезд одиннадцати членам нашей семьи, а также двоим слугам. Еще несколько раз люди, которые не были нашими родственниками, становились ими на время поездки. Девочки и мальчики из нашей деревни становились дочерями, сыновьями, нашими двоюродными братьями и сестрами. После смерти отца у нас была одна единственная поездка в Ашрам, но ее уже пришлось оплачивать.
В те дни детей младше семи лет не пускали в главное здание ашрама. Мы остановились на съемной квартире, и мне нельзя было появляться в главном здании ашрама. Каждый день Мать ашрама выходила на балкон и люди медитировали с ней. Я много плакал, поэтому моя двоюродная сестра Нирмала-ди уносила меня за три-четыре квартала, совершая такую жертву для того, чтобы мама могла видеть Божественную Мать.
Мама была так счастлива видеть своего старшего сына, а он был несчастен, потому что знал, что мама приехала забрать его. Настал день, когда мама и Божественная Мать должны были встретиться лично. Мама была готова просить Божественную Мать отпустить ее старшего сына, чтобы она могла забрать его домой. Мама не знала английского языка. Но, к счастью, с ней была одна из моих сестер, знавшая язык. С Матерью был ее главный секретарь.
Мама сказала на чистом бенгальском: «Я так благодарна тебе, Божественная Мать, что ты взяла на себя ответственность за моего старшего сына. Сейчас он у твоих стоп. Теперь я молю тебя позаботиться обо всех моих детях. Они еще очень юны, но когда они вырастут, пожалуйста, обещай мне, что ты возьмешь на себя полную ответственность за них, так же как ты взяла под свою защиту и руководство моего старшего сына».
Мать ашрама тут же ответила: «Да, все они мои».
Смотрите, что произошло! Мама приехала только за тем, чтобы забрать сына. Вместо этого, она умоляла Божественную Мать позаботиться об остальных детях, когда они вырастут.
Когда мама с сестрой вернулись в дом, где мы остановились, мама сказала: «Посмотрите, что я наделала! Я приехала, чтобы забрать старшего сына домой. Вместо этого я отдала Матери всех своих детей».
Все смеялись и были глубоко взволнованы. Даже папа был растроган тем, что его супруга оказалась так предана Матери.
Так сердце говорит одно, а ум что-то другое. Я всегда говорю, что сердце, в конце концов, выиграет. Ум приехал забрать старшего брата, а что сделало сердце? Сердце сделало прямо противоположное.
И Божественная Мать сдержала свое обещание. В течение последующих одиннадцати лет все мы переехали в ашрам Шри Ауробиндо и стали жить там постоянно.