БОГ СКЛОНЯЕТСЯ ВНИЗ
Как мать, склонившись,
Протягивает плод своему ребенку,
Так и Бог-Бесконечность
Склоняется вниз,
Чтобы предложить Себя конечному.
Священное и божественное предназначение семьи — помочь каждому ее члену открыть в себе свою истинную реальность. Если человек не раскрывает своей истинной реальности, он нарушает обещание, данное Богу. Что это за обещание? Будучи в обители душ, он обещал осознать, раскрыть и проявить Бога на земле. Чтобы выполнить это обещание, он выбрал именно эту семью из миллиона других семей на земле. В этой семье происходит физическое и духовное развитие ребенка в годы его формирования.
Когда Бог благословляет вас ребенком, в вашу жизнь нисходит значительная порция божественности. В это время ваша душа дает еще одно торжественное обещание Богу: вы сделаете своего ребенка совершенным инструментом Бога. Либо вы сможете помочь своему ребенку сами, либо воспользуетесь помощью другого человека. Таково обещание вашей души.
Часто родители ошибочно считают, что, не прививая ребенку дисциплины, они тем самым проявляют свою любовь и заботу. Когда же необходима настоящая любовь и забота, они не дают этого. А когда требуется строгая духовная дисциплина, внутренняя дисциплина, они, тем более, не дают ее своим детям. Внутренняя и внешняя дисциплина не играет надлежащей роли в воспитании детей. Родители не обучены как следует ни в духовном отношении, ни в физическом и ментальном отношении.
Свобода и дисциплина
На Западе существует некая свобода, которую я не одобряю. Иногда родители из ложной скромности говорят, что не знают, что лучше для их детей. Поэтому они предоставляют своим детям свободу самим выяснить, что для них лучше. Верно, по сравнению с духовным Учителем или Йогом, вы, возможно, не знаете ничего. Но вы знаете намного больше, чем ваши дети. За свою жизнь вы совершили много ошибок, и, совершая их, вы в какой-то степени поняли, что такое хорошо, а что плохо. Если вы действительно любите своих детей, вы дадите им возможность извлечь определенную пользу из своего опыта. Каждый день вам нужно молиться Богу и медитировать, чтобы Он просветлил вас и вы не нанесли детям вреда. И просветление, которое вы получаете, вы должны предлагать своим детям. Так что, в годы формирования ребенка родителям всегда следует говорить детям, что для них лучше.
Если ребенок не получил надлежащего воспитания в детстве, то в юношеском возрасте он может совершить много небожественного. Если подросток начинает принимать наркотики, родители заявляют: «Мы этому его не учили». Но, к несчастью, родители предоставили ему неверный вид свободы. Вместо того чтобы привить ребенку собственные идеалы, они предоставили его самому себе.
Вы даете ребенку молоко, поскольку знаете, что оно питательно. Вы не говорите: «Пусть ребенок пьет или молоко, или воду — что ему больше нравится, а когда он подрастет, сам поймет, что молоко для него лучше». К тому времени он может заболеть или даже умереть. Поэтому вы заставляете ребенка пить молоко, пока ему не исполнится десять или двенадцать лет, и тогда, если он не хочет молока, вы разрешите ему пить что-то другое.
Подобным образом родители часто не дают детской душе духовной пищи. Они говорят, что не знают, какой путь захотят избрать их дети, какая им нужна церковь и какая для них лучше молитва, и поэтому ничему их не учат. Но вы должны понять: то, что является лучшим для вашей собственной внутренней жизни, хорошо и для ваших детей. Дети умрут духовно, если вы не дадите им пищи для души. Вы ничего не навязываете им, вы даете им пищу. Им может не нравиться именно эта пища, но ее нужно есть, иначе они умрут. Потом, когда они вырастут, они смогут выбирать себе пищу сами.
Я видел тысячи детей, которых родители испортили во имя свободы. Свобода в нашем распоряжении, но кто может по-настоящему наслаждаться свободой? Тот, кто слушается приказов своего внутреннего существа и подчиняется внутреннему закону. Вы наслаждаетесь свободой на внешнем плане именно потому, что прислушиваетесь к высшему авторитету, которым и является ваше высшее «Я». Когда вы не слушаетесь своего высшего «Я», вы полностью ограничены и связаны.
Родители должны понимать, что, поскольку у них больше мудрости и опыта, чем у детей, они являются для своих детей высшим «Я». Они — неотъемлемая часть их существования, но они более сознательны, поэтому способны направлять своих детей. Когда дети вырастут, они смогут воспитывать и вести собственных детей. Но если детям предоставляется свобода прежде, чем они обретают хоть какую-то внутреннюю мудрость, такая свобода не приносит ничего хорошего.
Материальное благосостояние и любовь
В Америке родители неизменно считают, что самое главное — обеспечить своих детей материально. Но, к сожалению, большинство американских родителей не дают своим детям любви. Они заботятся о хороших условиях жизни, о комфорте. Но между жизнью комфорта и жизнью любви огромное различие. Детскому сердцу и душе безразличны деньги. В глубине своего сердца ребенок нуждается только в сердце матери и сердце отца. Если ребенок получает от своих родителей любовь, тогда он чувствует себя навечно и божественно связанным своими родителями, и сам связывает их таким же образом.
Любовь нужно дарить без всяких условий, без чувства внутренней выгоды. Если родители любят своего четырехлетнего ребенка ради того, чтобы он, когда ему будет двадцать пять, обеспечил им материальный комфорт, — это абсурд. Бог непрерывно проливает на нас Свои избраннейшие благословения. Он никогда не ждет от нас благодарности. Он заботится только о том, чтобы давать. Когда Он дает, Он счастлив. В этом мире мы становимся счастливыми только предлагая. Так что, мать и отец должны давать своим детям все бескорыстно и ничего не ожидать взамен своей любви. Конечно, если родители продолжают проливать на детей свою любовь, в конце концов их дети ответят им благодарностью. Но настоящих родителей не интересует благодарность, их интересует только любовь к своим детям. И даже если дети не отвечают благодарностью, то, по крайней мере, одно существо никогда не останется неблагодарным за то, что родители дали детям, и это — Бог. Он постарается порадовать родителей по-Своему, божественно.
Материнская любовь
В словарях тысячи и миллионы слов, но без малейшего колебания хочу сказать, что слово «мать» несравнимо ни с чем в выражении нежности, любви, заботы, близости и единства. Нет более значительного слова, чем «мать». Мать — это нежность, мать — это любовь, мать — забота, мать — близость, мать — это неделимое единство со своим ребенком. В жизни матери ее ребенок, без сомнения, самое дорогое существо. И сердце ребенка всегда должно переполнять такое же чувство: мать — это все. Для ребенка мать — самая любимая. Для матери ее ребенок — дороже всего.
Мать дает и дает своему ребенку просто потому, что любит его. Если судьба благосклонна к ней, то ребенок, став взрослым, платит ей тем же. Но очень часто отдачи нет. У него своя собственная жизнь. Но когда мать дает, ее благословляет Бог. Свет, любовь и другие божественные качества, которые она дает своему ребенку, сами по себе благословения.
В материнской любви мы видим, как разнообразно и значительно проявляет себя божественность. Первое, что мы замечаем в материнской любви, — это чистейшая забота, второе — безграничное терпение. В отцовской любви мы не найдем такого безграничного терпения, там мудрость и другие качества. Но в материнской любви, помимо мудрости, мы обнаружим безграничное терпение. Мать готова ждать, пока ее ребенок подрастет и всему научится. Отец в некоторой степени нетерпелив. Отец оценивает ребенка, исходя из своего собственного света, покоя, мудрости и знания, тогда как мать оценивает своего ребенка, исходя из возможностей ребенка.
Любовь, которую ребенок получает от матери, более плодотворна, чем любовь, которую он получает от отца. Что касается внутренней близости, то именно материнская любовь более успешна. Если мы чувствуем что-то обширное, немедленно на передний план выходит отцовская любовь. Но когда мы чувствуем силу двух сердец, мы тотчас думаем о любви между матерью и ребенком.
Ребенок знает, что мать не сделает намеренно ничего, что могло бы навредить ему. Ребенок верит, что она не сделает ничего плохого даже неосознанно. Ребенок безотчетно верит матери. Он чувствует, что мать выпила бы даже яд, чтобы спасти его. Такую веру мы видим в ребенке до тех пор, пока еще не развит его ум. Когда в возрасте примерно тринадцати лет начинает функционировать ум, эта сладкая, тесная связь между матерью и ребенком разрушается, поскольку уму свойственно сомневаться и подозревать.
Видеть Бога в своем ребенке
Как родителям, вам следует чувствовать, что ваши дети дороги вам именно потому, что внутри них есть Бог. С другой стороны, вам следует чувствовать, что и вы дороги своим детям, потому что в вас есть Бог. Общаясь со своими детьми, стараясь дисциплинировать их жизнь, вам нужно чувствовать в них живое присутствие Бога. Чтобы почувствовать присутствие Бога в ребенке, вначале почувствуйте Его присутствие в себе. Тогда увидеть Бога в других будет легко. Если вы будете поддерживать в себе собственную божественность, тогда, на кого бы вы ни посмотрели, этот человек станет отражением вашей собственной божественности.
К сожалению, большинство людей не чувствуют в себе присутствия Бога, не говоря уже о том, чтобы чувствовать его в своих детях. Они смотрят на детей как на свою собственность и считают, что имеют полное право формировать и направлять их по своему разумению. Но если вы сможете почувствовать, что любите своих детей именно потому, что в них присутствует Бог, тогда от вас будет струиться к детям спонтанный поток божественной любви. И тогда дети почувствуют, что вы можете предложить им что-то особенное.
Конечно, когда ваш ребенок улыбается, вы действительно видите в нем присутствие Бога. Но в тот момент, когда он кричит и ведет себя небожественно, видите ли вы тогда в нем Бога? Нет, вы просто говорите: «За что мне такая судьба? Такого Бога я не хочу». Сейчас вы видите что-то божественное, а затем видите только несовершенство, и говорите, что там нет Бога.
С духовной точки зрения очень важно стараться видеть Бога в своих детях. Когда вы говорите с детьми, нужно чувствовать, что вы предлагаете свою любовь Внутреннему Кормчему в них. Предлагая им уроки мудрости, вы должны чувствовать, что между вами и вашими детьми есть Тот, Кто соединяет вас, как мост, и это Бог. Вы любите тех, кто дорог вам, именно потому, что Бог — вечная Любовь — находится и в вас, и в них. Вы относитесь к ним с состраданием потому, что внутри вас есть вечно сострадательный Источник.
Итак, во всех своих действиях нужно чувствовать, что вы предлагаете свет своего одухотворенного служения Всевышнему в своих детях. Прежде чем накормить детей, подумайте о Всевышнем. Когда вы кормите их, скажите Всевышнему: «О Всевышний, я предлагаю эту пищу Тебе». Каждый раз, когда вы делаете что-либо для своих детей, внутренне просите Всевышнего сделать то же самое и для вас. Когда вы кормите своих детей, попросите Всевышнего: «Пожалуйста, накорми и меня, ведь я — Твое дитя». В это время Всевышний непременно насытит вас духовно. И после того, как вы накормили детей, когда они совершенно счастливы и спокойны, молите Всевышнего о том, чтобы Он покормил вас еще раз. Таким образом, хотя вы покормили своих детей только один раз, Всевышний накормил вас трижды. Почему Он кормит вас? Потому что вы молите о Его внутренней пище.
Всевышний должен быть всегда на первом месте в вашей жизни. Когда ребенок дарит вам улыбку — не думайте, что вы получили все. Вместо этого почувствуйте, что вы — ребенок Всевышнего, и вы получаете величайшую радость только тогда, когда Он улыбается вам, когда Он доволен вами. Когда вы получаете что-то от Всевышнего, вам следует чувствовать, что это единственное, в чем вы нуждаетесь. Получив, вы можете передать это своим детям, мужу, родным и близким. Все, что вы хотите получить, старайтесь получить от Всевышнего, а затем дарите это тем, кто вам дорог. Если вы попытаетесь получить что-то от своих детей, вы только свяжете себя.
Чтобы получить доступ ко Всевышнему и увеличить восприимчивость к тому, что Он предлагает вам, нужно учиться концентрации, медитации и созерцанию. Если вы мать, вы легко можете найти время для медитации, при условии, что хотите начать с главного. Рано утром, пока не проснулась семья и еще не началась суета и спешка, вы можете уделить несколько секунд Богу. Если вы знаете, что в определенное время дети захотят есть, вы легко можете встать на десять минут раньше. Если вы знаете, что в шесть часов они уже могут создать вам проблемы, вы сможете встать в половине шестого и медитировать тайно, как божественный вор.
Существует большое различие между тем, когда вы молитесь и медитируете ради своих детей, а затем начинаете заботиться об их земных нуждах, и тем, когда вы заботитесь только об их земных нуждах. Пожалуйста, не считайте, что вы проявляете надлежащую заботу о детях, удовлетворяя только их внешние нужды. И, пожалуйста, не думайте, что, если вы часами проводите время с детьми, исполняя все их прихоти, то они будут духовны. Если вы хотите, чтобы дети стали духовными, вы сами должны быть духовными. Нужно молиться и медитировать и учить этому своих детей. Нужно научить детей всему хорошему. Семье лучше медитировать вместе, если это возможно. Тогда у вас будет настоящее чувство семьи. Так же как вы вместе едите физическую пищу, так вы можете есть вместе и духовную пищу. Духовная пища — это молитва и медитация.
Подавая духовный пример
Дети чувствуют: что бы ни делали родители, это всегда самое лучшее, поэтому часто они во всем уподобляются своим родителям. Если родителям что-то нравится, это немедленно нравится детям. Если у родителей есть хорошие друзья, духовные друзья, дети тут же становятся с ними друзьями.
В самом начале дети всегда стараются подражать своим родителям. Поэтому на глазах у детей родителям нужно всегда вести себя исключительно хорошо. Если родители ведут себя недостойно, дети будут полностью испорчены. Если родители лгут или поступают плохо, дети последуют их примеру.
Если рано утром вы встаете, чтобы молиться и медитировать, сложив руки, то в течение нескольких дней ваш ребенок, возможно, будет крепко спать, пока вы заняты этим. Но скоро к нему придет сладкий дух соперничества. Если его отец или мать могут медитировать, почему бы и ему не поступать так же? И ребенок сядет рядом и начнет медитировать. Лучший пример — это жизнь родителей. Жизнь родителей — идеал для ребенка.
Вы сможете оказать своему ребенку самую эффективную духовную помощь, только если ведете божественную жизнь сами, то есть не словом, а делом. О чем бы вы не просили ребенка, прежде всего вы сами должны поступать таким же образом. Вы можете сказать детям: «Вставайте в семь часов, молитесь и медитируйте», — а сами на следующее утро будете спать. Или же вы можете учить детей всегда говорить правду, а сами будете лгать. Все свои действия вы будете оправдывать, говоря: «О, я уже вышел из этого возраста и ко мне все это не относится». Но вы должны знать, что вас это касается так же, как и ваших детей.
Если вы просите своих детей вставать и медитировать и сами поступаете так же, это автоматически придаст им сил. Но если вы не делаете того, что предлагаете детям, большая часть их силы исчезает. Их внимание тут же рассеивается. Они думают: «Если это в самом деле хорошо, почему моя мама не делает этого?»
Всегда старайтесь быть примером для своих детей. Если вы просите детей что-то нарисовать, а сами идете готовить пищу, вы совершаете ошибку. Вам не следует заниматься в это время приготовлением пищи, нужно идти и рисовать вместе с детьми. Даже когда они играют в мяч, вы можете считать, что вам нужно сделать столько важных дел, но самое важное дело для вас — составить компанию своим детям. Ничего важнее в вашей жизни быть не может. Если вы и вправду хотите видеть их прогресс, сделать их счастливыми — не потворствуйте им, не задаривайте их игрушками, а делайте что-то для них, давая им почувствовать, что они хорошие и божественные.
Общаясь с ними, скажите: «Бог очень любит вас. Вы — Его избранные дети. Весь мир ждет от вас божественных поступков». Именно это я имею в виду, говоря: «Сделайте их счастливыми». Дать им настоящее счастье, дать им почувствовать, что Бог нуждается в них. Это не лицемерная лесть. Когда родители восхищаются ребенком, обожают его, то, даже если качества, которыми они восторгаются, не очень заметны, они начнут проявляться.
В Индии, когда ребенок рождается слепым, родители дают ему имя, означающее «лотосоокий». Они сравнивают ребенка с космическими божествами. Люди могут считать это глупостью, но такие родители поступают правильно, говоря, что их дети пользуются особой благосклонностью космических богов. Они призывают присутствие космических богов. Поэтому, когда вы высоко оцениваете своих детей, восхищаетесь и восторгаетесь ими, пожалуйста, старайтесь почувствовать, что вы помогаете им развивать те качества, которые, как вам кажется, должны развиться в них, помогаете проявиться спящей в них внутренней божественности.
Маленьких детей всегда хорошо вдохновлять. Чтобы вдохновить их, вам не обязательно рисовать большую картину или читать прекрасные стихи. Нет! Я говорю им одно теплое слово, и они тотчас вдохновлены. Подарите им одухотворенную улыбку или одухотворенный взгляд, и они сразу же увидят в вашей улыбке нечто, что вдохновит и раскроет их сердца.
Если вы похвалили ребенка, ваш человеческий ум скажет, что вы только возвеличили его эго. Но ваше сердце будет знать, что сердце ребенка сразу же раскрылось. Его сердце подобно бутону, которому еще предстоит расцвести. От каждого хорошего слова и доброго жеста, подаренного ему, в сердце ребенка лепесток за лепестком будет расцветать роза или лотос. Так вы можете в любой момент вдохновлять детей, используя свое отношение к божественности.
Если вы сможете вдохновить ребенка любовью, он вдохновит любовью кого-нибудь еще. Именно от одного мы приходим ко многим. Это единственный путь мирового прогресса. Когда приходит духовный Учитель, подобный Христу, это только один человек, но он вдохновляет миллионы и миллионы. Мы не можем мечтать о немедленном преобразовании всего человечества, это длительный процесс. Но постепенно, начиная с детей, лик реальности будет преобразован божественной любовью.
Вопрос: Что самое важное в воспитании детей?
Шри Чинмой: Самое важно в воспитании детей — руководство, сострадание, прощение и сознательное единство.
Вопрос: Каковы обязанности матери в воспитании детей?
Шри Чинмой: Мать должна научить ребенка молиться, быть простым, искренним, любящим. Это только то немногое, что мать должна считать своей прямой обязанностью в воспитании детей.
Вопрос: Каковы обязанности отца в воспитании ребенка?
Шри Чинмой: Обязанность отца — передать ребенку знания и мудрость, донести до него сведения об огромном мире. Наша маленькая семья — это еще не все, у нас есть еще и большая семья. Мать проливает на детей всю свою любовь и нежность. Отец тоже делает это, но, кроме того, отец приносит детям знания о внешнем мире. Мать делает семью все более и более любящей, а отец раскрывает детям внешний мир. Он дает им почувствовать, что существует другой мир, который вмещает в себя их маленький мир, и маленький мир является неотъемлемой частью этого огромного мира.
Вопрос: Как нужно родителям вместе заниматься воспитанием своих детей?
Шри Чинмой: Родителям следует исполнять соответственно свои обязанности, как я уже сказал. Что бы ни пришлось делать отцу, ему следует делать это радостно, одухотворенно, преданно, неутомимо и безоговорочно. Что бы ни пришлось делать матери, ей также следует делать все радостно, одухотворенно, преданно, неутомимо и безоговорочно. Это единственный путь правильного воспитания детей.
Вопрос: Как я могу стать хорошей женой и матерью?
Шри Чинмой: Вам нужно почувствовать присутствие Бога в муже и в сыне. Вы любите своего мужа и сына не потому, что вам они дороже всех, а потому, что в них ваш Возлюбленный, Возлюбленный каждого человека. Вам необходимо чувствовать в семье присутствие Бога. Если вы сможете ясно видеть и чувствовать присутствие Бога в своих родных и близких, вы поймете, что готовы сделать для них все.
Сейчас, когда вы делаете что-то для мужа и ребенка, иногда вы делаете это неохотно. Вы делаете это потому, что чувствуете свой долг. Но делая что-то для Бога, вы делаете это с искренней радостью, потому что когда Он просит о чем-то, Он дает вам необходимые силы плюс вдохновение. Поэтому если вы будете видеть и чувствовать присутствие Бога в своем муже и сыне, вы сможете сохранить в себе неизменное вдохновение и радость.
Вопрос: Не является ли часто любовь матери к ребенку собственнической?
Шри Чинмой: В начале мать не позволяет посторонним людям прикасаться к ребенку, и только друзьям, родственникам и близким разрешено коснуться или приласкать его. Матери не нравиться это, поскольку она чувствует, что ребенок — ее собственность, и если кто-то приласкает его или прикоснется к нему, возможно, ребенок потеряет свою красоту. Но что скрывается за ее страхом? Ее непросветленная любовь к ребенку. Если бы ее любовь была абсолютно просветленной, она бы тут же почувствовала: «Я мать этого ребенка. Но пусть и другие тоже оценят его. Он — творение Бога, и Бог дал его мне. Пусть и другие дети Бога по достоинству оценят своего младшего брата».
Проходит четыре-пять лет, и мать отводит ребенка в детский сад. Опять она доверяет только тому, кто так же сильно любит ребенка, но теперь она уже более сознательна и позволяет ребенку пойти в школу и начать учебу. Затем она разрешает ему поступить в институт или колледж.
Для семи-восьмилетнего ребенка его мать — это весь мир. Любовь — в его матери и ни в ком другом. Несколькими годами позже, когда он играет и поет со своими друзьями, его чувство любви немного расширяется. Когда он учится в школе или колледже, он испытывает любовь к своему штату или стране. Затем приходит день, когда он начинает чувствовать свою принадлежность не только к определенной стране, но и ко всему миру. Его представления растут и углубляются, пока он не ощутит себя вселенским, и его любовь охватит все творение Бога. Он начинает с любви к своей земной матери. Затем в нем постепенно рождается любовь ко вселенской Матери, которая воплощает все творение.
Вопрос: Не считаете ли вы, что если у ребенка только один родитель, это негативно сказывается на нем, и если да, то как?
Шри Чинмой: Когда у ребенка только один родитель, это очень часто сказывается на ребенке негативно. Дети хотят иметь и отца, и мать. Только тогда они чувствуют свою семью полной. В то же время, в сотнях случаев мы видим, что отец может проявить к детям любовь и нежность как отца, так и матери, или что мать способна также дать детям такую любовь, какую они ожидают получить от своего отца. Если отца нет в живых, естественно, матери приходится восполнять недостаток отцовской любви. Если нет в живых матери, отцу приходится играть роль и матери.
Вопрос: Какой совет вы можете дать родителю, который воспитывает ребенка один?
Шри Чинмой: Мой единственный совет родителям, находящимся в разводе, — не отзываться дурно друг о друге при детях. На детей не следует оказывать влияния. Пусть дети слушают веление своих сердец. Пусть они чувствуют, что и папа и мама — оба хорошие. Пусть их сердца, как магниты, притягивают хорошие качества и отца и матери. Ни отцу, ни матери не следует сознательно или неосознанно настраивать детей против другого родителя.
Если родители развелись, им нужно вести себя очень осторожно. Им необходимо уделять детям повышенное внимание, потому что, когда семья распадается, сознание детей автоматически разбивается. И кто за это отвечает? На сто процентов ответственны родители. Поэтому им необходимо стараться в какой-то степени исправлять ситуацию. Они могут делать это, только предлагая еще большую любовь, обилие любви и показывая детям, что разделение родителей нисколько не влияет на их любовь к детям. Именно любовь имеет первостепенное значение. Им нужно дать детям безграничную любовь.
Вопрос: Может ли плохая мать вырастить замечательного сына?
Шри Чинмой: Это возможно, хотя и очень трудно. Ребенка растит мать. Если с самого начала мать дает почувствовать ребенку, что он никуда не годится, он будет всегда чувствовать свою никчемность. В большинстве случаев дети получают именно материнскую силу.
Вопрос: Что делать, если ребенок очень активен и его энергия отнимает вашу энергию? Вы даже не можете поговорить с ним, потому что он не понимает. Что можно сделать, чтобы успокоить его вибрации?
Шри Чинмой: Поставьте ему духовную музыку. Ваш очень активный и шумный ребенок увидит в музыке друга, с которым можно поговорить. Слушая духовную музыку, он может начать играть с ней. Он почувствует, что рядом с ним друг, такой же динамичный, как и он сам. И если они начнут играть вместе, мать сможет пойти в другую комнату молиться и медитировать. Музыка — лучшая помощь.
Вопрос: Мои привязанность, забота и беспокойство о четырнадцатилетней дочери часто делают меня несчастной.
Шри Чинмой: Я отвечу на этот вопрос с позиции вашей дочери. Вам стоит убедить себя, что четырнадцать лет назад у вас не было дочери, а у нее не было вас. И вы отправитесь в мир иной раньше, чем она. Ваша дочь — как плод манго, который вы сорвали с мангового дерева. Вы не сохраните его навсегда. Через шестьдесят-семьдесят лет, когда она вернется к Источнику, вы не сможете заявить на нее своих прав. Мы можем претендовать только на то, что находится с нами постоянно.
Какая польза от вашего беспокойства? Никакой! Вы переживаете сами, и, в то же время, силы вашего беспокойства проникают в вашу дочь, позволяя небожественным силам вмешиваться в ситуацию. Если вы слишком беспокоитесь, это беспокойство само по себе является небожественной силой. Если вашей дочери нет дома и вы беспокоитесь о ней, ваше беспокойство входит в нее подобно пуле. Оно входит в нее не в форме беспокойства, а как что-то неприятное. Она может почувствовать неполадки с желудком или какое-то другое физическое недомогание. Поэтому, когда вы беспокоитесь или сердитесь, это ваше несчастье входит в вашу дочь в какой-то другой форме и вызывает у нее неприятности.
Хочу вам сказать, что вы сможете быть счастливой только в тот день, когда почувствуете, что не являетесь незаменимой для своей дочери. Один только Всевышний незаменим. В тот момент, когда вы почувствуете это, вы будете счастливы. Вы на сто процентов ответственны за проявление доброжелательности к дочери, которая дороже всего вашему сердцу. Ваш долг — каждое мгновение желать ей добра. Но если вы будете беспокоиться, расстраиваться и сердиться — это совершенно не поможет.