Эту лекцию Шри Чинмой посвятил описанию своего духовного Пути.
В своей основе наш путь — это путь сердца, а не ума. Это не означает, что мы критикуем путь ума. Вовсе нет. Просто мы считаем, что путь сердца приведет нас к цели быстрее. Представьте, что мне нужно добраться до места, расположенного в трехстах милях отсюда. Я могу добраться до цели либо пешком, либо на самолете. Само собой разумеется, я доберусь до цели гораздо быстрее, если полечу на реактивном самолете. Точно так же, если мы обратимся к устремленному сердцу, а не к сомневающемуся уму, мы доберемся до цели гораздо быстрее. Сердце — сама любовь. А ум зачастую воплощение замешательства и беспорядка. Когда мы говорим «сердце», мы имеем в виду духовное сердце, наполненное божественной любовью.
Сердце исключительно важно, потому что именно в сердце есть живое присутствие души. Сознание души пропитывает полностью все тело, это верно, но основное место пребывания души — сердце. Душа в бесконечной мере наделена всем: Покоем, Светом и Блаженством. Мы получаем эти божественные качества в сердце прямо от души. А из сердца мы можем перенести их в ум, в витал и само физическое.
Бог чрезвычайно прост. Это мы думаем о Нем как о ком-то сложном. Бог говорит на самом простом языке, только мы не понимаем Его. Мы глухи. Мы оставались глухими тысячелетиями. Бедный Бог, все это время Он постоянно, неустанно говорил, а у нас не было времени Его послушать.
Наш путь — путь простоты. Ребенок прост — он любит свою маму. Ему не нужно больше никого любить: его мама для него — весь мир. Он предан своей маме. Если мама просит его что-то сделать, он ее слушается. Ребенок так прост, что старается сделать все, чтобы порадовать свою маму, и, радуя ее, он поступает правильно и достигает своей высшей цели.
Если в обычной жизни один человек любит другого, то большую часть времени он проводит с этим человеком. Он посвящает этому человеку свое драгоценное время. Если это настоящая человеческая любовь — не божественная, а человеческая любовь, — он иногда подчиняется прихотям другого человека, даже если они нелепы. Он уступает, поскольку благодаря любви между ними образовалась внутренняя и внешняя связь. Так что, если один человек любит другого, он готов пожертвовать даже своей драгоценной мудростью.
В духовной жизни все совсем не так. Божественная любовь никогда не связывает нас. Напротив, она нас расширяет и освобождает. Когда мы видим, что становимся свободными, мы внутренне чувствуем себя божественно обязанными сделать что-то для своего Внутреннего Кормчего. Разве мы можем остаться безучастными к Тому, кто одарил нас всем, кто принес нам послание божественной Любви и Сострадания? Разве можем мы не предложить Ему что-то взамен? Если мы остаемся во внешней жизни, мы лишь стараемся все хватать и всем владеть, даже тем, что принадлежит другим. Но, живя в душе, мы стремимся постоянно давать все, чем владеем и чем являемся, Внутреннему Кормчему. Божественная любовь означает самоотдачу.
Однако просто что-то давать, просто предлагать — недостаточно. Это нужно делать с энтузиазмом и сильным внутренним побуждением. Мы даем Внутреннему Кормчему в себе и в других. Давая что-то другому человеку, нужно чувствовать, что мы даем божественному в этом человеке, Всевышнему в нем, Которому сейчас понадобилась наша помощь. Предлагая божественную любовь, мы должны делать это радостно и одухотворенно. Нельзя считать, что мы делаем этому человеку огромное одолжение, что, раз мы способны оказать ему помощь, мы лучше него. Нет! Нам нужно чувствовать, что Бог предоставил нам прекрасную возможность сделать для Него что-то полезное, и мы должны быть благодарны тому человеку, который позволил нам помогать или служить Всевышнему в нем. Мы должны быть благодарны за то, что стали Его избранными инструментами, когда Он легко мог бы избрать других. Нам следует постоянно благодарить Его за сам факт, что Он пользуется нами. Подобная преданность — посвященное служение.
Затем идет отречение. Это отречение не имеет ничего общего с отречением раба перед хозяином. Обычный хозяин все время придирается к рабу, считая себя при этом всегда безупречным. Но, что касается Всевышнего, все не так. Общаясь с нами, Он чувствует, что наши недостатки — это Его недостатки. Когда Он обнаруживает ошибки в нашей природе, Он чувствует, что это все Его ошибки. Пока мы не станем совершенными, Бог никогда не почувствует совершенным Себя. Бог всеведущ, всемогущ и вездесущ, это верно. Но когда речь заходит о совершенстве, проявленном на земле, Бог чувствует, что Он все еще несовершенен во мне, в вас, в каждом. Послание совершенного Совершенства на землю еще не пришло. Мы от всего сердца отрекаемся перед Богом, прекрасно зная, что у нас практически ничего нет, и мы ничего особенного собой не представляем. Если мы отдадим Ему свою незначительность, мы станем избранными инструментами Всевышнего и позволим Его Совершенству расти в себе.
Любовь, исполнение своего предназначения и Бог идут вместе рука об руку. Бог никогда не удовлетворится чем-то незавершенным, неосознанным, неисполненным и непроявленным. Он хочет от нас осознания, раскрытия, проявления и совершенства. Если все это не складывается в течение одной жизни, нам приходится принимать еще много инкарнаций. Но Бог никогда не позволит, чтобы кто-то оставался непросветленным и не смог исполнить своего предназначения. Сегодня пришло ваше время осознать Бога. Завтра придет время осознать Бога вашему другу. Послезавтра придет время осознать Бога кому-то еще. У каждого человека есть час, который мы называем «избранный Богом час». В избранный Богом час человек обязательно осознает Бога.
Мы считаем, что наш путь проще и эффективнее в том смысле, что нам не нужно читать миллионы книг, чтобы узнать, что такое Истина. Нам не нужно изо дня в день изощрять свой ум, чтобы понять, что собой представляет Истина. Нет! Истина внутри нас, и она взывает о возможности проявиться. Но, к сожалению, мы все время держим дверь закрытой и не позволяем Истине выйти.
Так как же нам освободить Истину из темницы? Я снова должен сказать: с помощью любви. Любви к кому? К Богу. А кто такой Бог? Бог — это высшая просветленная часть в нас, Бог — не является кем-то или чем-то иным. У меня есть голова и ноги. Допустим, голова представляет высшее во мне, а ноги — низшее, мое невежество. Я знаю, что и высшее, и низшее принадлежат мне. Низшее должно войти в высшее, чтобы преобразоваться, получить освобождение и исполненность. Высшее должно проникнуть в низшее, чтобы раскрыться и проявиться.
На нашем пути абсолютно необходимо умение отождествляться. Высшее должно чувствовать полное единство с низшим. Низшее должно чувствовать полное единство с высшим. Нечего и говорить, высшее всегда чувствует единство с низшим. Это низшему чрезвычайно трудно быть в единстве с высшим из-за своего страха, сомнения, зависти и тому подобного.
Какие обязательства необходимо взять на себя человеку, следующему нашим путем? Это не те обязательства, которые принимают на себя в других духовных или культурных организациях. В тех организациях вам, возможно, придется регулярно платить взносы. Но когда я прошу вас принять обязательства, они иные. Я говорю, что если вы что-то видите во мне, если вы видите или чувствуете внутри меня Свет, вы можете следовать нашему пути, если хотите. С вас не будут требовать денег. Вам не придется платить мне пять долларов, десять долларов и так далее. Нет! Здесь речь идет только о вашем устремлении: насколько искренними вы можете быть и насколько регулярной будет ваша духовная жизнь. Будучи неискренними, вы не сможете быстро бежать. Но если же вы будете искренними и верными своему выбору, то сможете бежать очень быстро. Обязательства, которые я прошу принять на нашем пути, — это регулярность в медитации и устремлении, искренний внутренний зов. Больше я ни о чем не прошу своих учеников.
Наш путь, путь сердца, — это также путь принятия. Нам нужно принимать мир. Если мы удалимся в гималайские пещеры или устроимся на вершине горы и станем взывать о своем личном достижении и удовлетворении, мы ничего не сделаем для мира. Это будет выглядеть так: я буду есть вволю, а мои братья пусть умирают с голоду. Это нехорошо. Если я настоящий человек, я должен позаботиться о том, чтобы мои братья тоже ели со мной. Только когда мы будем есть вместе, мы испытаем настоящее удовлетворение.
Так же и в духовной жизни: настоящие духовные Учители считают своим святым долгом есть перед всем человечеством и делиться духовной пищей с человечеством. Так вот, если человечество в целом не хочет питаться так, как ему следует, если многие еще спят и не ощутили пока духовного голода, что может поделать духовный Учитель? Но если рядом искатели, испытывающие искренний внутренний голод, духовный Учитель скажет им: «Пища готова. Давайте есть вместе».
На нашем пути принятия нам нужно понимать, что земля далека от совершенства. Но если мы не примем земное сознание, как мы будем его совершенствовать? Если у человека что-то болит, я должен помассировать его. Только тогда боль пройдет. Точно так же, если земля в каком-либо месте несовершенна, я должен коснуться ее своим устремлением и заботой. Только тогда я смогу преобразовать ее. Поскольку сознание земли еще не пришло к полной исполненности, я постараюсь оставаться на земле, чтобы служить человечеству своим внутренним сознанием.