Вопрос: Каков наиболее эффективный способ для меня, чтобы обрести чистоту?
Шри Чинмой: Самым эффективным способом обретения чистоты в твоем случае будет через сознательное предложение дыхания своей жизни Всевышнему. Рано утром вдыхай осознанно семь раз, чувствуя, что на самом деле ты вдыхаешь через сердце, а не через нос. Постарайся почувствовать, что дыхание входит в тебя через сердечный центр. А выдыхая, старайся чувствовать, что дыхание идет вверх, вверх к макушке головы и выходит через тысячелепестковый лотос, центр над макушкой головы. Если ты можешь почувствовать, а не просто вообразить, что вдыхаешь через сердце, чистота тут же войдет и начнет вращаться и функционировать в тебе. Когда чистота начинает играть свою роль, нечистота из пупочного и нижних центров поднимается и высвобождается.
Сначала божественные солдаты входят и видят там небожественных солдат. Затем противники сражаются до тех пор, пока божественные солдаты не вытолкнут небожественных вверх и не выбросят их через тысячелепестковый лотос в бесконечный космос. Именно ум неосознанно притягивает нечистоту, поэтому тебе нужно идти за пределы ума. Ты должен перенести нечистых, небожественных солдат выше, и отбросить их в нечто, находящееся за пределами ума. Делай это рано утром, а также вечером, если возможно. Тогда твоя система обязательно очистится.
Вопрос: На чем я должен сосредоточить усилия для достижения чистоты, и как мне это делать?
Шри Чинмой: Разным людям нужно концентрироваться на разных центрах. Что касается вас, старайтесь концентрироваться на лбу, на третьем глазе. Я хочу, чтобы вы полностью забыли прошлое. Ваше прошлое было плачевным. Даже сейчас прошлое выходит вперед и затмевает ваше настоящее. Это очень печальная ситуация. Я хотел бы сказать, что, когда вы думаете о прошлом сознательно или неосознанно, нечистые мысли и неисполненные желания прошлого приходят к вам, а когда вы неосознанно ими наслаждаетесь, тогда вы в действительности лелеете нечистые мысли, нездоровые мысли.
Вам не стоит чего-то ожидать от прошлого. Оно уже дало вам то, что у него было для вас. Прошлое предложило вам свое богатство, но это богатство не дало исполненности, оно было самим разочарованием. А когда вы пребываете в этом разочаровании, нужно чувствовать, что вы сознательно и намеренно входите в нечто мрачное, неопределенное, и, более того, неисполненное.
С духовной точки зрения то, что является неисполненным, неосознанным и непроявленным, сейчас нежелательно. То, что мы хотим проявить и раскрыть духовным образом, должно быть чистым. Когда вы концентрируетесь на третьем глазе, старайтесь смотреть вперед и видеть будущее — будущее, полное света и восторга, где нет тьмы. Когда мы видим что-то обычными глазами, мы часто видим через неопределенность, предвзятость, через неясный свет. И то, что мы видим — не является четким, определенным или исполняющим. Но когда третий глаз видит нечто, он видит через свет и видит свет, воплощенный в этом. Когда мы сосредотачиваемся третьим глазом, все четко, нет тьмы, не может быть нечистоты.
Итак, концентрируйтесь на третьем глазе и ищите свет, входите в свет, превращайтесь в свет. Вы увидите, что этот свет дал рождение чистоте. Если вы будете лелеять прошлое, постоянно откапывать могилу прошлого, вы найдете лишь мрак и нечистоту. Бегите к свету. Концентрируйтесь на третьем глазе, Аджна чакре, и вы будете видеть лишь свет вокруг себя, перед собой и внутри себя. Чистота там, внутри света, который вы видите, и в свете, в который вы превращаетесь.
Вопрос: Может ли нечистота быть полностью удалена из моей жизни? Как бы я ни старался, кажется, она остается со мной как хроническое заболевание.
Шри Чинмой: В духовной жизни нет ничего неизлечимого. Но нужно знать, насколько мы искренни в принятии духовной жизни и насколько интенсивно взываем о том, чтобы достичь изначальной Цели. Неискренность — затяжная, но излечимая болезнь. Она может тянуться какое-то время, но когда нисходит божественная Милость, она будет излечена.
Нечистота, также, является излечимой болезнью, но нечистота продержится в нас дольше, чем неискренность. Даже обычные неискренние люди получают некоторое вдохновение, когда видят искренних людей и сами стараются стать искренними. Они чувствуют, что быть неискренним стыдно, когда их друзья или соседи говорят правду. Неискренность может быть превзойдена быстро. Но, что касается нечисты, это не так просто. Люди могут искренне практиковать духовную жизнь много лет, но чистоты достичь нелегко. Некоторые испытывают множество духовных переживаний, но они тут же их теряют. Почему? Потому что у них нет достаточной чистоты, несмотря на внутреннюю глубину и высоту их переживаний.
Вопрос: Что нам нужно делать во время медитации, чтобы преобразовать или помочь очистить ум, витал и тело?
Шри Чинмой: Чтобы во время медитации обрести чистоту в физическом, витале и уме, следует стараться чувствовать, чем является чистота на самом деле. Если считать, что чистота — это нечто текучее, подобное воде, или что-то слабое, эластичное, изящное как игрушка, — тогда чистота в физическом и витале совсем не увеличится. Но если чувствовать, что чистота — это нечто мощное, как самый сильный человек или атомная бомба, тогда она сможет создать в нас и вокруг нас новую жизнь. Атомная бомба разрушает, но чистота имеет мощь атомной бомбы в позитивном смысле. Чистота может построить крепкий и прочный фундамент во внешней жизни и внутренней жизни. Если есть чувство, что чистота — это нечто, дающее новую жизнь, новый мир покоя, блаженства и динамичной силы, тогда наша чистота немедленно возрастет. Когда понимаешь, что чистота может сделать многое, начинаешь ценить ее по достоинству. Тогда, во время медитации, чистота будет входить в нас в бесконечной мере, поскольку увидит, что мы придаем ей должное значение.
Вопрос: Я выполнял джапу, распевая «Всевышний». Это лучший путь обретения чистоты?
Шри Чинмой: Джапа обязательно принесет чистоту в твою систему. Но, всякий раз, выполняя джапу, ты должен чувствовать значимость слова, которое ты повторяешь. Иначе это станет механическим и бессмысленным. Когда кто-то хочет добыть воду из-под земли, он должен копать много дней. Если человек копает всего один день, результата не будет. Если, делая это, человек каждый раз осознает цель, он доберется до воды быстрее. Всякий раз, когда ты выполняешь джапу, нужно чувствовать, что чистота входит в тебя, или ты входишь в море чистоты. Если ты считаешь, что чистота войдет в тебя навсегда, как только ты завершишь всего 500, 600 или 700 повторений, ты будешь разочарован в своих ожиданиях. С каждым повторением ты осознанно должен бить в определенную точку. Тогда в итоге изобилие чистоты войдет в твою жизнь. Иначе, если ты повторяешь мантру неосознанно, автоматически или механически, ты не получишь удовлетворительного результата.
Я написал статью под названием «Роль чистоты в духовной жизни». Система, описанная в этой статье, несомненно, является лучшим способом обретения чистоты во всем существе. Ты увеличиваешь число повторений на сто каждый день, начиная с 500 и заканчивая 1200, а затем снова идешь к 500. Это самый эффективный способ обрести чистоту на каждом плане сознания. Ты можешь делать это каждый день, но ты должен распевать с предельной одухотворенностью, а не как попугай, повторяющий одно и то же слово. Нужно быть очень одухотворенным, произнося слово. Также, следует повторять мантру медленно. Если это делается быстро, эффекта не будет.
Вопрос: Необходимо ли иметь четки, или можно считать на пальцах, выполняя джапу?
Шри Чинмой: Можно считать на пальцах. Вряд ли я когда-либо использовал четки для джапы.
Вопрос: Есть ли различие в том, как повторять слово при выполнении джапы: быстро или медленно?
Шри Чинмой: Если ты хочешь покоя ума или постоянной чистоты, лучше повторять слово очень медленно и одухотворенно. Но чтобы прогнать нечистые, небожественные мысли, лучше всего повторять имя очень быстро. Чтобы очистить ум быстро, на время, выполняй джапу как можно быстрее.
Вопрос: Когда на публичную медитацию приходят люди, никогда раньше не медитировавшие с духовным Учителем, что им следует делать, чтобы войти в его сознание?
Шри Чинмой: Сначала им следует почувствовать, что этот духовный Учитель — искренний человек. Затем, если они смогут пойти на шаг дальше, им следует почувствовать, что он святой. Святой — тот, кто установил чистоту во всем существе. Если они чувствуют, что у него есть чистота, что он воплощает чистоту, тогда следующим для них шагом будет почувствовать присутствие чистоты внутри и вокруг самих себя. Наконец, им следует постараться войти в море чистоты, которое низвел Учитель и которое он воплощает. Как только они увидят и почувствуют, и будут стремиться войти в море чистоты, они получат все. Они обязательно получат Покой, Свет, Блаженство и все божественные качества — в меру своей восприимчивости. Но если чистоты нет, если они не видят чистоты внутри и вокруг духовного Учителя, тогда для них невозможно принять что-либо.
Поскольку я духовный человек, тем, кто приходит медитировать со мной, следует приходить с искренностью, а затем чувствовать мою простоту, мою искренность, мою чистоту. Эти качества существуют на человеческом уровне. Если кто-то чувствует, что я прост, искренен, чист, тогда он сможет принять все то, что Всевышний предлагает через меня.