Вопрос: Гуру, как мне заставить замолчать свое эго?
Шри Чинмой: Эго, о котором вы говорите, это ваше малое эго. Эго, которое связывает вас, эго, которое хочет связать остальных, называется малым эго: «я», «мое», моя семья, мои родственники, мой сокровенный мир. Но вместо того, чтобы думать об этом эго, думайте о большом эго, божественном эго. «Я — сын Бога. Я — дочь Бога. Бог универсален. Если мой Отец универсален, я тоже универсален. Это ниже моего достоинства приковывать себя к какому-либо человеку или к нескольким людям. Я предложу себя всему человечеству. То есть, я буду служить Богу в человечестве. Я могу поступать только божественно. Все, что небожественно, я не смогу совершить, потому что Бог для меня — само божество».
Когда вы сознательно едины с чем-то огромным, бесконечным, то малое эго автоматически исчезает. Поэтому, каждый день думайте о своем единстве с Богом. Отец может быть миллионером, и ребенок знает, что когда он вырастет, отец обязательно даст ему миллион долларов. Но сейчас ребенок не может получить его, потому что он еще недостаточно зрелый. Он все уничтожит. Поскольку вы дитя Бога, все, что у Бога есть и все чем Он является, принадлежит вам. Но сейчас вы еще незрелы, поэтому вы не можете этим пользоваться.
Вы начали духовную жизнь и взываете о бесконечном Покое, Свете и Блаженстве. Это не смутные понятия. В конечном счете они будут в вашем распоряжении. И тогда это малое эго, которое хочет довольствоваться одним или десятью центами, автоматически уйдет. Когда бесконечный Покой, Свет и Блаженство расцветают в вас, в это время вы не будете пытаться обладать чем-то. Ваше малое эго растворится в вашем единстве со Всевышним.
Вопрос: Гуру, когда бы я ни сделал что-либо хорошее, мое эго всегда старается заявить на это свои права, а когда у меня что-то не получается, мне очень трудно, почти невозможно предложить это тебе.
Шри Чинмой: Когда ты поступаешь хорошо, ты чувствуешь, что ты — действующий, и ты претендуешь на похвалу. Но ты должен чувствовать, что если ты действующий, то как объяснить ситуации, в которых ты поступаешь хорошо, а до этого ты не мог делать это хорошо? Если ты действующий, то действие — в твоем распоряжении. Если ты можешь сделать что-то совершенным образом, то в следующий раз ты опять должен сделать это совершенно, потому что у тебя есть способность. Но поскольку это не всегда совершенно, тебе следует знать, что некая другая сила действует в тебе и через тебя. Этой силой является сила Всевышнего. Поэтому кто должен получить похвалу, когда ты делаешь что-то совершенно? Сам Всевышний.
Когда ты чувствуешь, что поступил плохо, и не решаешься предложить результат Всевышнему во мне, ты опять-таки должен знать, что это ложное, ханжеское чувство по отношению к действиям в твоей собственной жизни. Это разновидность притворства. В это время ты должен почувствовать, что ты — дитя Всевышнего. Ребенок не боится прийти к матери, если он весь в грязи и песке. Он чувствует, что идет туда, куда следует идти. Поэтому, если ты поступаешь плохо, чувствуй себя ребенком, перепачканным песком, грязью и нечистотой, но ты идешь к матери, куда тебе следует идти.
И хорошие, и плохие переживания ты должен отдавать Всевышнему во мне. Только тогда ты сможешь идти за пределы как хорошего, так и плохого. Это не значит, что ты будешь делать все плохо, а затем скажешь: «О, хорошее и плохое мы должны воспринимать на одном уровне». Всегда должно присутствовать чувство избирательности: это хорошее, а это плохое. Но придет время, когда ты должен будешь превзойти и хорошее, и плохое.
Плохая мысль подобна колючке. Колючка впивается тебе в ногу, и ты пользуешься другой колючкой для того, чтобы извлечь первую. Затем ты выбрасываешь обе, потому что они тебе не нужны. Точно так же ты выбрасываешь из своего ума плохую мысль с помощью хорошей мысли.
Мысли связывают тебя, просто потому что они мысли. Мысли могут только связывать тебя, независимо оттого, насколько они хороши. Поэтому ты должен идти далеко за пределы владений мысли. Тебе нужно проникнуть в мир силы воли, где ты действительно творишь и становишься единым с Божественной Волей.
Итак, хорошие мысли, плохие мысли — все, все должно быть предложено Всевышнему, потому что тебе известно, что не ты — действующий. Если ты считаешь себя действующим, то, естественно, ты будешь претендовать на свои хорошие мысли. А если у тебя плохие мысли, ты смутишься, поскольку, в какой-то степени, отождествился с ними. Ты будешь чувствовать, что выставить напоказ свои плохие мысли означает выставить напоказ себя, все свое существование-реальность, поэтому лучше всего спрятаться вместе с плохими мыслями. Но все это неправильно. Самым лучшим будет предложить Всевышнему все, что ты делаешь, хорошее или плохое, и почувствовать, что это Он действует в тебе и через тебя согласно твоим достижениям и твоему нынешнему уровню сознания.
Вопрос: Как распознать самодовольство и избавиться от него?
Шри Чинмой: Ты испытываешь самодовольство только тогда, когда не хочешь превзойти себя. Ты должен бежать марафон — двадцать шесть миль. Завершив бег, ты чувствуешь, что сделал достаточно. Бежать марафон — не шутка. Сейчас только три или четыре ученика из девятисот могут бежать марафон. Поэтому, став одним из марафонцев, ты чувствуешь, что этого достаточно. На этом ты хочешь закончить. Но если ты действительно хочешь превзойти себя, ты должен почувствовать, что нет предела твоему усилию и Милости Бога. Самодовольство означает конец путешествия, тогда как самопревосхождение — продолжение путешествия. Раз ты чувствуешь, что достиг предела, существуют все возможности стать самодовольным. Но ты должен чувствовать, что конечное — это не фиксированная высота. Нет, оно постоянно превосходит себя. В этом случае никогда не будет самодовольства. Если ты сможешь почувствовать, что цель — не что-то постоянное, что она всегда превосходит свою собственную высоту, если ты сможешь подняться на высоту этой вечно превосходящей реальности, тогда не может быть чувства самодовольства.
Вопрос: Как преодолеть самообман?
Шри Чинмой: Ты можешь преодолеть самообман, всегда любя божественное в себе. Что является божественным в тебе? Божественное в тебе — это твое постоянное самопожертвование Источнику, Всевышнему.