Вопрос: Как лучше всего забыть прошлое?
Шри Чинмой: Мой принцип: «Прошлое — пыль». Это замечательное высказывание. Прошлое действительно пыль. Давайте будем искренни сами с собой. Когда-то вы были неискренни. Но сегодня вы сидите перед духовным Учителем, и вокруг вас — искренние искатели. Без сомнения, вы один из этих искренних искателей. Искренний искатель знает, что в этой жизни есть только одно, о чем следует просить, и это — Бог.
Говоря «Бог», мы в действительности имеем в виду Радость, Покой, Свет и Силу. Радость, истинная Радость, — это спонтанное расширение сознания человека. Затем мы приходим к покою.
Что такое покой? Ребенок в покое, когда вы даете ему игрушку. Он играет десять или пятнадцать минут, и, играя, создает много шума. Но сам по себе шум, который он создает, дает ему ощущение покоя. Возможно, он мешает окружающим, но шум, который он создает, является его совершенным покоем. Таково восприятие ребенка. Но вы — искренний искатель. Ваш покой не приходит извне, оттого что вы играете или улыбаетесь кому-то. Ваш покой должен прийти изнутри. Он — там, но вы должны вынести его на передний план с помощью своего устремления.
За покоем приходит свет. Для слепого истинный свет — это солнце. Если вы станете перед слепым и скажете «свет», он немедленно станет взывать о солнце. В понятии слепого единственным светом является солнце, потому что он всегда пребывает в темноте. Но духовный искатель мудр. Когда вы говорите ему «свет», духовный искатель немедленно погружается глубоко внутрь. Там он видит истинный свет. У вас есть два глаза и они прекрасно видят. Но, по мнению духовных Учителей, вы не лучше слепого, потому что ваши глаза не видят истинного света, света, который может изменить ваше сознание. Солнце сияет для всех людей, независимо от возраста или профессии. И человек морали, и человек аморальный могут получить солнечный свет. Но внутренний свет предназначен только для тех, кто взывает о Боге и кто хочет служить Богу. Этот свет находится внутри вас.
Последнее качество — сила. Вы постоянно видите физическую силу, витальную силу и ментальную силу. С помощью физической силы можно ударить и избить человека. С помощью витальной силы можно мучить человека. И с помощью ментальной силы можно проявлять интеллектуальное превосходство. Но существует два других вида силы: психическая сила и сила души. С помощью психической силы мы не демонстрируем свое превосходство над другими. Мы только даем другим почувствовать свое единство с ними. Мы пользуемся силой души только для того, чтобы просветлять других и, будучи сами просветленными, чувствуем в своем сердце их существование.
Когда мы молимся, медитируем и устремляемся, сила души высвобождается, и мы чувствуем единство со всем миром. Это единство является результатом нашего сознательного единства с Богом. Пока мы не стали едиными с Богом, мы не сможем стать едиными с человечеством. Кто-то, возможно, скажет: «Позвольте мне вначале стать единым с человечеством, а затем я стану единым с Богом». Но я скажу, что это невозможно. Если вы действительно хотите установить единство с деревом человечества, сначала установите единство с Богом, который является корнем.
Очень часто мы пользуемся своей человеческой силой для разрушения. В этот момент сила принимает форму агрессии. Очень редко мы пользуемся человеческой силой для динамичного осознания чего-либо вокруг себя или для динамичного движения в своей жизни. Но сила души — это полный покой и динамизм одновременно.
Если вы хотите увидеть душу в ее совершенной форме покоя и безмятежности, посмотрите внутрь. Если вы хотите увидеть динамичную силу души, силу, которая пробуждает и просветляет наше дремлющее сознание, посмотрите внутрь. Мы пользуемся силой души для того, чтобы осознать Высшее и просветлить сознание других. Именно силой души мы пользуемся, чтобы низвести Бесконечное в конечное и поднять конечное к Бесконечному.
Как вы можете забыть прошлое? Есть ли у вас Радость, Свет, Покой и Сила — качества, о которых я говорил? Немедленно последует отрицательный ответ. Удовлетворены ли вы тем, что у вас есть и тем, чем вы являетесь? Вновь немедленный ответ — нет. Если вы хотите настоящего божественного Покоя, Света и Силы, и если это то, о чем вы молите, то вы определенно получите их. Вы получите их либо сейчас, либо в другой момент, который скоро представится в вашей жизни. Прошлое сыграло свою роль. Сейчас оно может доказать искренним искателям или вашему собственному устремлению, что вы — неудачник, потому что у вас нет того, чего вы действительно хотите. Неудача — это одна из так называемых опор успеха. Возможно, вчера вы потерпели неудачу, но это не значит, что сегодня вы опять потерпите неудачу. Вчера вы не устремлялись, но сегодня вы сознательно стараетесь достичь самой высокой, самой лучшей и самой совершенной жизни. Сегодня вы взываете о вещах, которых вы действительно хотите и в которых нуждаетесь. И сегодня только настоящее или будущее сможет дать вам то, что вы хотите.
Сейчас, когда я пользуюсь терминами «будущее» или «Вечность», вы не должны чувствовать, что вам нужно ждать неопределенно долго. Это неправильное представление, потому что Вечность существует здесь, непосредственно в сегодняшнем дне. Если бы Вечность означала, что для достижения Бесконечного нам следует ждать миллиарды и триллионы лет, то жизнь была бы безнадежной. Мы бы ожидали всегда. Но Вечность там, откуда мы пришли. Вечность там, где нас все еще нет. И Вечность там, где у нас будет полная возможность расти и развиваться. Поэтому здесь, на земле, будущее и Вечность означают не просто сегодняшний день, но сам этот момент.
Будущее и настоящее — это две стороны одной монеты. Настоящее вместе с будущим составляют реальность. У монеты есть две стороны. Если вы увидите, что одна сторона монеты пуста, вы откажетесь от нее. Если вы видите настоящее и будущее, то вы видите обе стороны реальности. Но если вы видите только одну сторону реальности, то реальность будет неполной и несовершенной.
Так что настоящее и будущее должны идти вместе. Тогда вы увидите, что вы преобразуете свою жизнь в золотую монету, сотворенную Самим Богом, и будете жить в сокровищнице Бога. Только в ней есть Реальность, Свет и Сила. В это время вы не почувствуете ни страха, ни беспокойства, ни сомнения, ни чувства отрицания и самоистязания. Будут только самоосознание, самопросветление, раскрытие и исполнение.
Вопрос: Как мне лучше всего разорвать связи с невежеством?
Шри Чинмой: Единственный для вас способ разорвать связи с невежеством — постоянный, сознательный внутренний зов. Когда вы молитесь, медитируете и устремляетесь, иногда вы делаете это осознанно, иногда неосознанно. Это ваша обязанность — быть осознанным все время. Когда вы молитесь и медитируете, вы должны делать это осознанно. Только ваш постоянный и осознанный внутренний зов сможет освободить вас от невежества. Это единственный ответ.
Вопрос: Как мне предложить свое невежество Всевышнему?
Шри Чинмой: Как тебе предложить свое невежество Всевышнему? Пожалуйста, посмотри на невежество, как на нечто ценное в своей жизни. Затем почувствуй, что ты готов отдать Всевышнему то, что считаешь наиболее ценным в жизни. Если ты хочешь предложить что-то человеку, которого любишь больше всего, или единственно любимому, ты чувствуешь, что готов отдать ему самое ценное, что у тебя есть. Что же происходит, к сожалению? Иногда ты считаешь, что невежество — это нечто, от чего ты можешь избавиться в любой момент. Временами ты страшно боишься невежества, временами ты не боишься его совсем. Иногда ты чувствуешь, что тебе нужно постараться преодолеть его, а иногда чувствуешь, что оно подвластно тебе. Но вместо того, чтобы разрываться таким образом, старайся почувствовать, что твое невежество является чем-то очень ценным. Что ты делаешь, когда видишь своего любимого? Ты стараешься отдать ему самое ценное, что у тебя есть, чтобы порадовать его. Поэтому, когда ты видишь Всевышнего, самого возлюбленного на земле и на Небе, ты стараешься дать Ему то, что считаешь самым ценным. Итак, в этот момент думай о невежестве как о своем самом ценном владении. Чувствуй также, что всю свою жизнь ты был скрягой. Ты накопил все это очень ценное богатство и теперь отдаешь это богатство Ему. Ты говоришь: «Я отдаю то, что у меня есть. Это единственное, что я ценю как собственное сокровище. Теперь я предлагаю его Тебе». Если ты отдаешь его таким образом, как свое лелеемое сокровище, тогда оно больше не возвратится. В противном случае, если ты считаешь невежество чем-то незначительным, тем, что ты можешь легко победить, или если ты считаешь его чем-то опасным, тогда у него есть так много способов проникнуть в твой ум. Поэтому самый легкий и эффективный способ предложить свое невежество — придать ему величайшую важность. Чувствуй, что это единственное сокровище, которое тебе нужно отдать. Тебе нужно почувствовать: «Позволь мне отдать Всевышнему то, что я лелеял и хранил как сокровище всю свою жизнь». Тогда ты можешь утверждать, что Всевышний весь принадлежит тебе, потому что ты отдал Ему все, что считал своим сокровенным.
Вопрос: Как мне преодолеть препятствия невежества?
Шри Чинмой: Как тебе преодолеть невежество? Ты можешь преодолеть невежество с помощью своего устремления. Когда взываешь, ты не можешь спать. В то же время, когда спишь, ты не взываешь. Когда ребенок по-настоящему спит, он не может плакать. Сначала он должен проснуться. Точно также, если ты сможешь взывать, ты не сможешь спать. Всегда старайся взывать изнутри. Внешний зов существует для имени и славы, внутренний зов — для Света, Покоя и Блаженства. Если ты сможешь взывать о Покое, Свете и Блаженстве, невежество-сон автоматически покинет тебя.
Вопрос: Если страдание не является чем-то полезным, должны ли мы избегать его?
Шри Чинмой: Оно необходимо вам для вашего устремления. Сознательно оно не затрагивает вас, но, нарушая космические законы, вы страдаете. Иногда, когда у вас недостаточно способности, вы усваиваете больше, если становитесь друзьями с невежеством.