Глава XIII научила нас истине о том, что существует поле и существует Знающий это поле. Глава XIV пролила обильный свет на поле, космическую Игру Пракрити. В этой главе мы узнаем о Знающем, Вселенском «Я» и Всевышнем «Я».
Данная глава начинается с дерева. Это дерево называется деревом-миром. В отличие от земных или ботанических деревьев, корни этого дерева находятся вверху во Всевышнем. Его единственный Источник — Всевышний. Его ветви тянутся книзу. Веды — его листья. Тот, кто постиг глубины вечно изменяющегося и вечно развивающегося мира, имеет в своем распоряжении все Ведические Знания.
Здесь, на земле, это дерево не свободно. Здесь, в этом нашем мире, оно схвачено собственными действием и противодействием. Его любовно питают три качества Пракрити. Если кто-то хочет найти начало, конец и само существование этого дерева, ему нужно полностью освободить себя от этого дерева-искушения.
Дерево означает устремление. Это устремление в конечном счете поднимается к Высшему. Нет числа индийским садху (монахам), которые сидят под деревьями и входят в мир глубокой медитации. Устремление дерева вдохновляет их и пробуждает их дремлющее устремление. Господь Будда обрел свое просветление у подножия Дерева-Бодхи. Мир знает это.
Гита — океан духовности. Самая нежная дочь духовности — поэзия. Едва уловимое дыхание поэзии всегда обласкано духовностью, наполняющей жизнь энергией. Отождествим свое сознание с сознанием поэта, когда он говорит о дереве.
Стихи созданы глупцами, подобными мне,
Но только Бог может создать дерево.
Джойс Килмер
Поскольку поэзия — мой конек, я с радостью позволю себе согласиться с благословенным поэтом.
Вернемся к нашему философскому дереву. Мудрый обрубил его корни топором непривязанности. Это путь к освобождению. Это путь к всевышнему добру.
Мудрый человек живет под совершенным самоконтролем. Он предан Истине без остатка и безоговорочно. Он хочет Бога и только Бога, Который есть Родник мира внутреннего и мира внешнего, а также мира Запредельного. Происшествия, ободряющие или обескураживающие, приятные или неприятные, божественные или небожественные, не волнуют его ум, не говоря уже о его внутреннем существе. Он плывет в мире плодотворного безмолвия и беспристрастности. Будучи хозяином чувств, он распоряжается ими. Он приходит к Кришне, своей единственной Гавани. Нет необходимости ни в солнце, ни в луне, ни в огне в Его Обители. Эта Обитель — Источник всей вселенной. Она — само Просветление. Из Его вечной Обители нет возврата.
Господь Всевышний, Который входит в тело, пребывает в теле, испытывает качества Природы и покидает тело в Свой избранный час, — не для заблуждающихся, а для провидцев, наделенных божественным видением, чтобы узнать или понять Его.
Конечно, все серьезные усилия человека будут бесполезными до тех пор, пока он не достигнет устойчивости ума, пока его внешняя природа не будет в его распоряжении, пока его сердце не переполнится любовью и преданностью к своему духовному Учителю (Гуру), пока он не служит живому Дыханию Господа в человечестве.
Есть два аспекта Творения: преходящий и непреходящий. За пределами этих двух аспектов пребывает Безличный Всевышний. Этот Безличный Всевышний является одновременно всепроникающим и всеподдерживающим.
Господь говорит: «Я, Пурушоттама, Всевышнее Существо, Я превосхожу как преходящее, так и непреходящее» (15.18).
Есть четыре Веды. Как ни удивительно, все четыре Веды значимо говорят об этом Всевышнем Существе.
Всевышнее Существо, тысячеголовое,
тысячеглазое, тысяченогое;
Оно наполняет Собой землю вдоль и поперек.
Оно за пределами всех десяти углов.
(Eiveda X.90.1–2)
Здесь «тысяче-» несомненно означает бесконечное. В поле проявления Бесконечное проявляет себя через конечное.
Пурошоттама пребывает за пределами формы и не имеющего формы, за пределами личностного и безличного. Могущественнейшее динамичное побуждение и глубочайшее безмолвие пребывают в Нем вместе. Они для Него — одно. Божественная свобода и земная необходимость, вечно изменяющаяся форма земли и неизменная бесконечная Реальность для Него — одно.