Часть I
Простота и глупость
Однажды Учитель разговаривал со своими учениками в день рождения одного из их духовных братьев — Раби.
— Здесь многие завидуют Раби, — сказал Учитель. — Они завидуют, когда видят, как он мчится по улице либо ко мне, либо за чем-то для меня. Но в то же время они не станут делать то же, что делает он, если я их об этом попрошу. Другие завидуют, потому что не получают возможности приносить мне еду или ходить по домам, собирая пожертвования. А некоторые завидуют даже тому, что кто-то поступил плохо, опозорился или приобрел дурную славу! Кто-то стал таким вором, что пробу негде ставить, а другой вором быть не хочет, а прославиться так же, как и вор, желает! Ему хочется, чтобы все знали, кто он такой. Такова человеческая жизнь! Людям нужно во что бы то ни стало добиться славы, даже дурным путем. Есть такие ученики, которые палец о палец не ударят, а быть известными и популярными хотят.
По счастью, Раби не такой, но иногда его глупость вгоняет меня в гроб, откуда мне потом приходится выбираться. Так вот, духовность — это вам не глупость! Один из величайших ученых Индии сказал, что он способен общаться с многими, за исключением одного-единственного человека в творении Бога — дурака. Если рядом с вами окажется дурак, то в один прекрасный день вам придет конец, как бы осторожны вы ни были.
Так что, Раби, не делай глупостей, а всегда оставайся простым человеком. Духовность — это простота. Твое старание радовать меня не означает, что можно творить несусветные глупости. Тебя, может быть, простят, но этого не забудут. Теперь у людей написано в сердце золотыми буквами: «Раби — круглый дурак». И если у них в уме отложится, что ты действительно глуп, то, что ты для них ни делай, хоть жизнь ради них отдай, они не оценят этого должным образом. От дураков лучше держаться подальше. Так что веди себя как простой, а не как глупый человек.
Иногда ты, Раби, творишь глупости, даже когда полностью это осознаешь. Ты стремишься вызвать сочувствие у других своей глупостью, а это очень плохо. Если твое поведение — это предлог, под которым ты стараешься вызывать у других сочувствие, то, делая это сознательно, ты ведешь себя, как мошенник. Ведь я уже говорил, что тебе многое простят, но не забудут. А если происшествия не забудут, какое же это прощение? Где тут прощение? Прощение — это полное забвение. Если о происшедшем помнят, значит, человека полностью не простили.
К сожалению, иногда ты прекрасно понимаешь, что поступаешь глупо, — так люди испытывают невинное, а иногда и злорадное удовольствие, когда паясничают. Дурачась подобным образом, ты неосознанно жульничаешь. Ты холишь и лелеешь свою глупость, потому что другие посмеиваются над тобой и испытывают радость; но ты должен понимать, что часть твоего существа лелеет невежество, а это небожественно. Ты делаешь вид, что сам не знаешь, что творишь. А это в конечном счете очень плохое качество.
Здесь невинных нет — у всех нас есть недостатки. Но тебе я открыто говорю о твоих плохих качествах, чтобы каждый получил урок. Не прикидывайся, а покажи миру, кто ты на самом деле. Если ты будешь перед всем миром валять дурака, мир тебя уличит и будет на тебя злиться. Ты же не хочешь, чтобы на тебя злились? Излишне и говорить: я никогда не сердился и не буду сердиться на тебя, я буду тебя только любить и любить.
Тут Учитель благословил своих преданных учеников со всей нежностью и любовью своего сердца.