Вопрос: Почему у нас такой трудный путь?
Шри Чинмой: Прежде всего, я не согласен, что у нас трудный путь. Я согласен с этим, когда сочувствую неустремленным ученикам, но совершенно не согласен, когда отождествляюсь с устремленными учениками. Почему наш путь так труден? С одной стороны, ни один путь не может быть легким. С другой стороны, нет трудных путей, когда понимаешь подлинную ценность Цели.
Почему мы принимаем духовный путь? Мы принимаем духовный путь, потому что чувствуем, что, пойдя по нему, мы в конечном счете достигнем цели, до краев наполненной всеми божественными качествами Всевышнего. В этом наша Цель. Естественно, чем выше Цель, тем труднее путешествие.
Мы должны понимать, что идем по пути. Это означает, что мы делаем что-то, чего не делают другие. Раз мы делаем то, чего не делают другие, наша Цель, наше удовлетворение будут полностью отличаться от их Цели и их удовлетворения. И удовлетворение у нас будет более ценным, более длительным, более исполняющим. Когда мы ходим в школу и получаем знания и мудрость, удовлетворение растет просто потому, что мы пошли в школу и что-то получили. Если я буду сидеть дома и не стану учиться, значит, я хочу остаться глупым. Вчера вы были таким же глупым, как и я, но сегодня вас озарил новый свет, и вы хотите двигаться вперед, хотите стать образованным и мудрым человеком. Вчера мы с вами были на одном уровне, а сегодня вы сделали шаг вперед.
Вчера у меня было такое же удовлетворение, что и у вас. Сегодня вы сделали шаг вперед, чтобы получить новое, более исполняющее удовлетворение.
Естественно, для достижения цели вы сделали усилие. Когда мы делаем что-то новое, мы сразу чувствуем, что это трудно. Когда мы в младенчестве умели только ползать, нам было по-настоящему трудно встать и сделать шаг. Когда мы только-только начали ходить, это казалось трудноватым. Когда мы, научившись ходить, захотели быстро шагать, это показалось нам трудным. Было трудно и потом, когда мы пытались бежать. Каждый раз, когда мы делали что-то новое, это казалось трудным. Так же и в духовной жизни: пока мы не вступили ни на какой путь, нам очень просто плавать в море-невежестве. Но стоит захотеть переплыть море-невежество и влиться в море знания и мудрости, как это кажется очень трудным. Любой новый шаг в жизни труден, а не только наш путь. Все пути трудны поначалу. Путь означает движение, а движение вносит новизну. Все новое трудно, потому что кажется непознаваемым. Но как только мы сделали шаг и чувствуем, что готовы сделать следующий шаг, первый шаг кажется таким легким. Когда мы всего лишь ходим в детский сад, как трудно пойти в школу! Но когда мы завершим обучение в детском саду и поступим в начальную школу, а потом освоимся в начальной школе, мы чувствуем, как легко было получать знание и мудрость в детском саду.
Вначале трудно все, что мы делаем, потому что это что-то неизвестное. Но неизвестное не обязательно останется непостижимым, ему незачем. Когда мы вступаем в непознанный мир, мы сразу же чувствуем, что совершенно теряемся. Но этот непознанный мир не останется непознанным навсегда. Проведя там некоторое время, мы становимся его знатоком. Тогда трудность исчезает. То, что непознаваемо сегодня, завтра будет лишь непознанным. Послезавтра это становится познанным, а на следующий день — просто фактом, и в конце концов мы чувствуем: «О, да я всегда это знал».
Сегодня маленький мальчик меня спросил: «Ты всегда знал Бога?» Я ответил: «И да, и нет». Пока я не осознал Бога, мне казалось, что я не всегда Его знал, но как только я Его осознал, я понял, что знал Его всегда. Я знал Его с самого начала творения, когда мы с Ним вместе несли ответственность за творение. Когда вы осознаете Бога, вы тоже почувствуете, что были с Ним в равной степени ответственными партнерами, всегда вместе. Он захотел, чтобы вы поиграли в игру звука, пока Он будет играть в игру безмолвия. И Он сказал: «Я останусь здесь, а ты иди вниз. Я буду внутри тебя, пока ты будешь играть в игру звука. А Я буду играть в игру безмолвия отсюда, сверху». До осознания Бога мы не можем честно, от всего сердца и убедительно сказать, что мы всегда знали Бога. Для не осознавшего Бога человека было бы ошибкой говорить, что он всегда знал Бога. Но если, осознав Бога, мы говорим, что знали Бога не всегда, это будет ошибкой, настоящей ошибкой. Это будет своего рода ложной скромностью.