Шри Чинмой одному из своих учеников: Ты очень добр к людям на своей работе. Ты организован. Ты вежлив; когда я звоню и трубку поднимаешь ты, ты очень хорошо отвечаешь. Ты хороший работник. От твоих коллег я получаю такие замечательные отзывы.
У тебя есть вопрос? Я очень быстро на него отвечу!
Вопрос: Иногда я оказываюсь в кромешной тьме, но ты возвращаешь меня к духовной жизни. Ты ведешь меня к Цели. Как призывать Милость Бога, чтобы не терять тебя в своей духовной жизни?
Шри Чинмой: Я смогу дать тебе ответ. Есть один способ, он проще простого. Ты любишь меня, я люблю тебя. Теперь нужно провести сравнение. Тебе постоянно нужно чувствовать, — если уж не постоянно, то каждый день, — что я люблю тебя бесконечно больше, чем ты способен любить себя. Сначала тебе нужно почувствовать, что я люблю тебя бесконечно больше, чем ты любишь меня, — и это истинная правда. А вторая часть ответа в том, что я люблю тебя бесконечно больше, чем ты сам способен любить себя.
Поскольку я имею дело с твоей душой, то это не просто слова. Это не первая твоя инкарнация, хороший мой, и не последняя. Я имею дело с Вечностью. А раз я имею дело с Вечностью, сама собой появляется Бесконечность. Вечность и Бесконечность всегда вместе, и это не просто слова из словаря — это реальности. Когда я имею дело с душой, это вопрос Бесконечности. К сожалению, ты не можешь иметь дело с душой или твоя душа не способна иметь дело с тобой, потому что у тебя есть ум, у тебя есть витал, у тебя есть тело, и там-то и начинаются твои проблемы! Но я могу иметь дело с твоей душой.
Твоя душа свободно приходит ко мне, а я свободно прихожу к твоей душе. А это означает, что я одновременно могу иметь дело с Вечностью и Бесконечностью. Это тело живет семьдесят, восемьдесят или девяносто лет, а потом ему приходит конец. Но душа несет послание Бессмертия.
Подумай о любом ученике, будь он самый плохой или самый хороший. Есть один всем известный «знаменитый» ученик. У многих ли такое сердце? Его витальная жизнь просто немыслима, но если дело касается его чистого сердца, не думаю, что он любит кого-то, кроме меня. Поверьте, это абсолютная правда! В своей витальной жизни он просто невозможен, но когда я концентрируюсь на его сердце — давайте даже не думать об устремленном сердце, — я вижу, что любовь его сердца только для меня, ни для кого больше на земле. Когда дело касается витальной жизни, эмоциональных проблем, он тут как тут. В витальном мире он выдающийся человек. Но что касается его чистого сердца, которое любит только одного человека, если соединить его сердце и дыхание его жизни, то будет видно, что он любит Шри Чинмоя и никого больше. Где он в своей внешней жизни, один Бог знает! Но я знаю о единстве его сердца с моим сердцем. Есть несколько подобных «знаменитых» учеников.
Тебя никак нельзя сравнить с этими людьми. Но хочу сказать, что ты и все мои ученики должны себя убедить, что я люблю вас бесконечно больше, чем вы сами способны любить себя. С другой стороны, я вам говорил, что вы не можете любить меня так сильно, как люблю вас я. Если у вас на внешнем плане, скажем, есть десять миллионов долларов, то у меня, бедняги, всего-то сотня. Вы, вероятно, сможете дать мне миллионы долларов, а я смогу дать вам максимум сто долларов. Если вы мной довольны, то можете дать мне миллионы долларов внешнего богатства. Если вами доволен я, то я смогу дать максимум одну сотню. Я привожу вам простой пример, чтобы показать, что в материальном мире вы бесконечно богаче меня.
Но это все внешняя сторона. В духовности, в устремлении и посвящении, я имею дело с Бесконечностью и Вечностью. Если вы хотите дать мне что-то внешне, то вы можете дать гораздо больше, чем я могу дать вам. Точно так же все ученики должны чувствовать, что я люблю их бесконечно больше, чем они могут любить меня. Ум скажет, что это невозможно. Ум даже мысли такой не допустит. Он будет говорить: «Вот, у меня живот болит. Разве Гуру обо мне думает? Это я страдаю!» Внешне я могу спросить: «Как ты себя чувствуешь?» Это как обычный разговор матери и сына. Мать скажет: «О Боже, у моего сына расстройство желудка». Но вы увидите, что внутри самой боли есть моя душа, потому что ваша душа приносит мне послание.
Всегда нужно выносить божественность вперед и говорить: «Мой Гуру имеет дело с моей вечной жизнью. Мой Гуру имеет дело с Бесконечностью». Каждый день ученик должен говорить, что я люблю его бесконечно больше, чем он когда-либо сможет любить себя или меня. Когда приходит это чувство, тьма исчезает! Тьма может прийти, но внутри тьмы будет эта мысль: «О Боже, у меня есть мой Гуру — как бы ни было темно, в каком бы сознании я ни был, даже если я в аду. Есть мой Гуру, сколько бы месяцев я не мог молиться и медитировать».
У ищущего может быть засушливый период. Свами Вивекананда и Шри Ауробиндо говорили, что засушливый период может длиться и по полгода или даже по два года. Но если призывать аспект преданности, засушливый период не наступает. Нужно все время призывать аспект преданности. Я не сравниваю себя с другими духовными личностями, но хочу сказать, что с самого начал принял подход преданности. Шри Рамакришна не проходил через засушливый период, никогда не проходил, потому что с самого начала принял подход преданности. Если мои ученики принимают подход преданности, им не обязательно проходить через засушливый период.
Когда дело касается любви, иногда вы меня любите, но иногда вы меня не любите, потому что у вас в уме возникают противоречия. На пять секунд приходит отречение, а затем оно исчезает на пять дней или пять лет. Но если есть преданность, если преданность все время жива, она становится мостом, связующим звеном. Она связывает любовь и отречение, и эта связь становится очень крепкой! На этой стороне любовь, на той стороне отречение. Любовь и отречение связаны преданностью.
Некоторые ученики стоят передо мной со сложенными руками, но их ум блуждает где-то еще. Скажем, ты складываешь руки и на самом деле чувствуешь полное подчинение или отречение. Можно складывать руки по двадцать четыре часа в сутки, есть ли в этом преданность или нет. Ты можешь просто соединять ладони вместе. Но если ты соединяешь вместе ладони и в тебе живет преданность, тогда проблем не возникает.
Тебе я говорю: внутри тьмы, внутри своего страдания или боли просто сохраняй любовь. Ты и все остальные ученики должны хранить в страданиях любовь. Ты можешь сказать: «Я так сильно страдаю, но я выполняю это служение и то служение». Кто-то еще скажет: «О Боже, зачем я работаю под дождем? Я работаю в непогоду, а Гуру спит у себя дома». Вот что скажет ум. Но сердце скажет: «Я выполняю это служение в дождь и грозу из-за любви Гуру ко мне и моей любви к моему Гуру».
Те, кто служат в нашей Марафонской Команде, скажут, что делают это благодаря своей любви ко мне и моей любви к ним. Если бы они не чувствовали моей любви, то были бы где-то в другом месте. А если бы я не чувствовал их любви, они бы не служили мне больше в этой сфере. Это вопрос взаимной любви: моей любви к ним и их любви ко мне. Их души и сердца скажут: «Физически моего Гуру нет здесь в этот ливень, и у меня столько проблем. Но внутри каждой проблемы приходит мой Гуру, чтобы дать мне ответ. Он приходит решить проблему». Вот какое отношение должно быть у учеников: «У меня есть проблемы, но мой Гуру всегда со мной и решает мои проблемы во мне и через меня».
Когда у тебя темные периоды, когда у тебя проблемы, всегда чувствуй, что это игра — Космическая Игра. Ты смотришь сериал, снятый по Махабхарате. Кто выиграл войну? В конце ее выиграли хорошие люди, праведные люди — Пандавы. Страдание есть всегда. Пока существует невежество, придется страдать. Нас будут пинать, пинать, пинать. Футбольный мяч летает туда-сюда, и в конце концов одна команда выигрывает. Хорошая команда, команда, у которой есть свет, обязательно выиграет. Если торжествует истина, торжествует жизнь. Когда ты говоришь: «Торжествует жизнь», это означает: «Мой Гуру со мной, во мне и для меня». Всегда повторяй эту мантру, мой божественный ребенок: «Мой Гуру со мной, во мне и для меня». Тогда все твои проблемы разрешатся.
Задавай себе в жизни один вопрос: был ли много лет тому назад еще хоть один ученик, который заботился бы обо мне столько же, сколько и ты, когда я мучился, когда я чуть не умирал? Мое положение стало чрезвычайно серьезным. Ты один знал, что я больше не могу ходить. Ты всегда был со мной. Ты везде был со мной. У меня нарушилось дыхание. Три дня я не мог нормально вздохнуть. Я так сильно мучился! Пять-шесть человек делали мне массаж. Мое положение стало очень серьезным. Если бы это продлилось еще день, пришлось бы звать врача. А что делал ты? Куда бы я ни пошел, ты был со мной. Когда мне было что-то нужно, то приходил именно ты. Ты это помнишь? Ты единственный все время шел за мной в десяти метрах или рядом со мной. Ты один все служил и служил. Разве такое забудешь?
Ты можешь забыть. С тех пор у тебя было двадцать миллионов проблем, поэтому ты мог забыть. Но я никогда не забуду. Об этом случае я рассказывал несколько раз. Твое сердце стало совершенно единым с биением моего сердца, когда я так сильно страдал. Я садился и не мог дышать, я не мог дышать, а ты все время служил мне — физически, не духовно, не внутренне. Ты служил мне физически. Как я могу забыть все это?
Временами, когда компьютер уводит тебя от твоей духовности, я говорю: «А ну-ка, остановись, остановись!» Компьютер, интернет, e-mail: для меня эта троица может нести враждебные силы, подобные ракшасам, которых мы видим в Махабхарате. Они несут так много зла. Да, они помогают людям; но если говорить о том, кто уводит человечество от божественности, то они настоящие виновники. Я это говорю уже последние десять лет.
Однако у меня из головы не выходит то хорошее, что ты делал! Как только я вижу, что ты делаешь что-то неправильно, я говорю себе: «Боже мой, он выполнял для меня такое служение!» То, что ты сделал за те четыре-пять дней, навечно останется в моем сердце, в дыхании моей жизни. Я говорю всем ученикам, что, когда они делают для меня что-то хорошее, я вечно это помню. Вы можете забыть, потому что, помимо хороших поступков, вы могли совершить и много дурного. Тогда вы можете забыть, что сделали в моей жизни что-то бессмертное.
Вы все совершали что-то хорошее, но не хотите его помнить. Вы хотите помнить только все плохое, совершенное вами с начала Творения! Всегда старайтесь думать о хороших делах, вы все. Тогда плохое исчезнет. Но если вы хотите говорить: «Я грешник, я грешник, каюсь», то вы и останетесь грешником. Вместо этого нужно сказать: «Я сделал это доброе дело, я сделал то доброе дело». Тогда вы почувствуете огромную радость, огромный энтузиазм и огромную внутреннюю силу уничтожить свои небожественные качества. Всегда говорите: «Я это сделал, я сделал, сделал!» Тогда божественные силы, которые действовали в вас и через вас, придут вам на помощь.
Это я собирался дать короткий ответ! Всегда думай о том, сколько хорошего ты для меня сделал. Если думать о том, сколько хорошего ты сделал, плохие силы не смогут тебе противостоять. Не отождествляйся ни с чем плохим, что ты сделал или можешь сделать в будущем, — забудь о нем! Думай только о хорошем, о хорошем. Тогда хорошее обретет силу десяти львов. Если придавать важность плохим вещам, то, даже будь какая-то из них козленком, она обернется хищным тигром. Никогда не придавай важности тому, что ты сделал неправильно. Думай только о добрых делах, которые ты сделал, или добрых делах, которые сделал я.
Можешь думать даже о том, сколько раз я тебя ругал! Если ты будешь помнить эти нагоняи, ты увидишь, ругал ли я тебя ради себя самого или для твоего же блага. Это было для твоего блага. Но кто в конечном итоге получает пользу? Пользу получаю я! Если я помогу тебе превратиться в превосходный инструмент, разве это не мне на пользу? Тем временем ты получаешь нагоняи, но ты увидишь, что это ради твоего же блага.
На короткое, очень короткое время ты получил от меня «отпуск» с нашего пути ради твоего просветления. Кто же страдал? Я страдал бесконечно больше тебя — слово «бесконечно» тут как раз к месту! Когда ты получил отпуск, я страдал бесконечно больше тебя. Затем тьма окончилась. Теперь ты в свете, в сиянии. Люди никогда не понимают, что, когда они страдают, потому что я стал строг с их жизнью и пошел на какие-то внешние действия, это я страдаю в них и через них. Опять же, когда человек возвращается к свету из тьмы, он ценит мою строгость.
Но иногда люди делают глупости! Им кажется, что надо войти во тьму, чтобы оценить свет. Это совершенно неправильный подход. Наша философия — идти от света к большему свету, изобильному свету, бесконечному Свету. Сейчас у нас есть изобильный свет, и мы стремимся к бесконечному Свету.