Вопрос: Расскажите нам, пожалуйста, что-нибудь о главных качествах Америки.
Шри Чинмой: В Америке очень важен динамичный — но не агрессивный! — витал. В мире есть разные места, где агрессивный витал проявлен сильнее, но здесь, в Америке, я по большей части вижу динамичный витал. С другой стороны, нужно понимать, что мы пока еще несовершенны. Витал подобен ножу. Ножом можно разрезать плод на части и поделиться с другими. Скажем, что эту роль играет динамичный витал. Но если я тем же ножом ударю вас, это будет проявление агрессивного витала. Один и тот же инструмент может быть динамичным или агрессивным.
Я ценю Америку за ее динамизм. Если вы динамичны, вы бежите к цели. Если вы не знаете, где ваша цель, вы будете носиться туда-сюда, но ведь лучше двигаться, чем застыть в неподвижности. В Индии и в других частях света есть много людей, которые радостно нежатся в праздности. Они живут в вечном времени и считают, что однажды Бог явится им и скажет: «Ну, ладно, раз ты обо Мне не думаешь, значит, Мой долг подумать о тебе». Но это просто нелепо!
Американцы же бегут. Они не знают точно, где их цель, но они в постоянном движении. Они бегут в одну сторону, налетают на стену и ушибаются. Тогда они бросаются в другую сторону, но не находят там цели и набивают еще один синяк. Но они, по крайней мере, двигаются! Если бы они не трогались с места, опасаясь, что, наверное, там стена, а там яма, они не совершили бы никакого прогресса вообще. Этот динамизм как раз и есть то, что я глубоко ценю и чем восхищаюсь в Америке.
Для тех мест, в которых я вижу динамизм, жива надежда. Но есть и такие места, где динамизма нет, и на их прогресс у меня надежды мало. В Европе пока люди живут умом. Ум сам по себе вовсе не плох. Он может быть очень хорошим инструментом, но позже, не сейчас. Ум, которым мы пользуемся сейчас, — это физический ум, который постоянно полон сомнений и подозрений. Он ограничен и погружен во мрак. Но есть и иные, высшие уровни ума — просветленный ум, интуитивный ум, над-разум. Пока мы не пользуемся этими уровнями ума. Сначала надо начать жить сердцем и принести в ум свет души. Европейцы — ментальный народ. Им трудно ценить качества сердца. Однако некоторые очень стараются открыть сердце.
Еще одно хорошее качество американцев — умение быть признательными за все, как дети. Ребенок благодарен за все без разбора. Бог — это божественное Дитя. Он признателен за все. Когда Его сын или дочь дают Ему что-то, Он так сильно рад, даже если это всего лишь песчинка. Он говорит: «Ты же мог оставить эту песчинку себе, если бы захотел, а дал ее Мне». Американцы тоже такие. У Америки большое сердце. Если говорить о великодушии сердца, то Америка достигла многого. Америка делает ошибки; а кто их не делает? Все мы их делаем, но Америка не умеет колебаться. Лучшее качество в духовной жизни — не колебаться, если знаешь цель. Да даже если и не знаешь цели — беги! Благодаря тому, что ты бежишь, благодаря тому, что ты в движении, низойдет Сострадание Бога. Когда ты чувствуешь, что не достиг цели, что твоя цель где-то впереди, это значит, что тебе нужно бежать.
У Америки есть готовность видеть, принимать или отвергать, вместо того чтобы колебаться. Многие части света колеблются, колеблются и колеблются, пока не становится слишком поздно. Если вы в любом забеге начнете колебаться прежде, чем начнете движение, ваши соперники уже выиграют забег!