Видагда Беннетт. Дитя Мадал

ЖИЗНЬ, ЕДВА НЕ УГАСНУВШАЯ

Шри Чинмой украшал эту землю своей жизнью семьдесят шесть лет, но его жизнь чуть было не прервалась в возрасте трех лет, когда он заболел такой серьезной формой оспы, что доктора не надеялись на его выздоровление. Если бы их прогнозы сбылись, мир потерял бы одного из наиболее почитаемых духовных лидеров в самом начале его жизни. Рассказ о том, как младенец Мадал выжил в этих исключительно неблагоприятных условиях, является подтверждением чудодейственной силы молитвы — в данном случае, непрестанной молитвы и непоколебимой веры его матери, Йогамайи.

С незапамятных времен оспа была одним из величайших убийц человечества. Лорд Мэколей в своей книге «История Англии» (1914) описал ее как «самого ужасного из всех посланников смерти». Подсчитано, что только на протяжении XX века оспа стала причиной 300-500 миллионов смертей.

В 1958 году, в разгар Холодной Войны, Советский Союз предложил провести глобальную кампанию по ликвидации оспы. Это предложение получило мировую поддержку, и к концу 1979 года Всемирная Организация Охраны Здоровья смогла, наконец, констатировать искоренение стихийно возникающих очагов распространения оспы. В мае следующего года Всемирная Ассамблея Здоровья объявила: «Мир и все его население избавилось от оспы, разрушительной болезни, издавна распространившейся во многих странах в эпидемической форме, последствиями которой были смерть, слепота и уродство, и которая еще десятилетие назад свирепствовала в Африке, Азии и Южной Америке». Сегодня оспа является единственным инфекционным заболеванием человека, искорененным полностью.

Когда в 1934 или 1935 году Мадал заболел этой болезнью, Индия была цитаделью оспы в Азии. В частности, Бенгалия была объектом столь частых эпидемий, что болезнь стала называться «башанта», что означает «весна», поскольку именно в этот сезон регулярно возникали эти разрушительные эпидемии.

Еще в 1880 году британскими властями в Индии был принят Акт о вакцинации, предполагающий вакцинацию от оспы маленьких детей, начиная с шести месяцев, но, повидимому, Акт не был применен ко всем подведомственным областям и приведен в жизнь, особенно в сельских областях. Команды по вакцинации ездили от деревни к деревне, но они не соответствовали огромной задаче, а их работа ослаблялась как бездействием властей, так и подозрением, и недоверием со стороны индусов. Как результат, маленькую деревню Восточную Шакпуру, где проживала семья Гоузей, видимо, каким-то образом «проглядели» в период времени между рождением Мадала в 1931 году и его болезнью.

Несмотря на покровительственное и в значительной степени привилегированное деревенское воспитание, юный Мадал, должно быть, каким-то образом общался с тем, кто был носителем этой болезни. Поскольку ни один член семьи не болел оспой, наиболее вероятно, что носителем ее был кто-то вне круга семьи, возможно, горничная, повар или садовник, игравшие с маленьким ребенком. Тра гедия, которая чуть было не произошла, лучше всего рассказана собственными словами Шри Чинмоя:

Когда мне было три-четыре года, я заболел худшей из возможных форм оспы. Оспа обсыпала мои глаза, уши и нос — все. Доктор сказал, что это вопрос недели: я или умру, или ослепну, или оглохну. Настолько серьезным был случай. Моя мама сказала: «С благословением Бога и своими молитвами я не позволю своему младшему сыну умереть или ослепнуть, или оглохнуть».

Доктор сказал: «Мы не хотим, чтоб ваш сын умер, но он умирает. Наша медицина бессильна».

Моя мама приняла вызов. Она все время обмывала мне лицо кокосовой водой. Ее молитва и кокосовая вода спасли меня. Я не умер, не ослеп и не оглох. На моем лице остались отметины, но мой случай мог бы быть гораздо хуже, если бы оспа не прошла. Я выздоровел только благодаря молитве моей мамы к Богу и ее заботе и нежности ко мне. Она спасла мне жизнь.

Я полагаю, что у большинства современных читателей, подобных мне, есть лишь смутное представление о разрушительном действии и последствиях оспы. Мы знаем, к примеру, что такие выдающиеся люди как Моцарт, Бетховен, королева Англии Елизавета I, Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн страдали от этой болезни и выжили, хотя, как результат, у всех них были явные оспины на лице. В 1801 году Президент Томас Джефферсон ввел обязательную вакцинацию от оспы для американских индейцев. Это последовало за открытием, сделанным Эдвардом Дженнером в 1796 году, суть которого состояла в том, что у тех, кому была сделана прививка от коровьей оспы, вырабатывался иммунитет к оспе. Все же, несмотря на разработку вакцины, это опустошающее бедствие затянулось как в западных, так и в восточных странах.

Существуют две разновидности вируса оспы: Variola major (оспа большая) и Variola minor (оспа малая). Variola major — более смертельный вирус из двух, был распространен преимущественно в Азии, тогда как в Европе преобладал Variola minor. Из описания Шри Чинмоя явствует, что он болел оспой Variola major. Общий уровень смертности от данного вируса — около 30-35%.

Оспа передается от одного человека к другому воздушно-капельным путем при кашле или насморке. Дети особенно восприимчивы к инфекции. Инкубационный период около 12 дней. По прошествии этого времени, у заразившегося развивается высокая температура, которая может достигать 104 градусов по Фарингейту (40 градусов по Цельсию). Она зачастую сопровождается сильнейшей головной болью, мышечными болями, ознобом и рвотой. Через 12-15 дней появляются первые видимые ранки во рту, на языке, небе и горле. Эти поражения быстро увеличиваются в размерах и прорываются. В течение 24-48 часов на коже появляется красная сыпь, обычно на лбу, и затем распространяется по всему лицу, конечностям и туловищу. На второй день высыпания кожные поражения превращаются в большие и твердые прыщи. Они очень плотно распространяются на лице. Лечение заключается только в поддерживающей терапии и состоит, главным образом, в обработке пораженных мест и контроле за инфекцией. Характерные признаки Variola major — высокий жар, сыпь и водянистые прыщи.

В случае с Мадалом, по мере обострения симптомов приглашенные лечить его врачи, по-видимому, потеряли всяческую надежду на выздоровление. Даже семейный священник потерял надежду. Шри Чинмой пишет:

В какой-то момент моя болезнь стала прогрессировать день ото дня. Не только врач, но и семейный священник думали, что я не выживу. Однажды ночью священнику приснилось, что я умер. Он тотчас же прибежал в наш дом и постучал в дверь. Крайне встревоженная мама открыла дверь. Священник бросился ко мне, в то время как я спал, защищенный москитной сеткой. На тот момент мои боли немного утихли, но я сразу же проснулся, закричав во весь голос. Услышав меня, священник начал бить себя кулаками в грудь от радости или от страха, или от того и другого, и рвать на себе волосы: «О Бог, — вскричал он, — Ты обманул меня. Но мое сердце переполнено радостью и благодарностью за Твой обман».

Мама поинтересовалась причиной визита в столь поздний час, на что священник, все еще дрожа, рассказал ей все об увиденном сне. Мама ответила: «Преподобный, моя молитва бесконечно сильнее, чем болезнь ребенка».

Итак, вопреки всему, Мадал выжил. Действие кокосовой воды, возможно, ослабило инфекцию и подсушило кожу, но, конечно, не излечило его. Можно только восхищаться силой молитвы матери, которая вырвала его из когтей смерти. Она противопоставила свою веру этой огромной беде и одержала победу. Во время длительного выздоровления, ее сын не пострадал от таких последствий, как слепота, глухота или уродство. Только при определенном освещении, если присмотреться к золотистому лицу Шри Чинмоя, можно увидеть едва различимые темно-багровые шрамы, указывающие на места высыпания.

В интервью от 15 декабря 2008 года давний ученик Шри Чинмоя сообщил мне несколько полезных сведений о заболевании Шри Чинмоя оспой:

Во время пребывания англичан в Бирме, английской колонии, они вошли в Восточную Бенгалию, современную Бангладеш. Они пришли туда с целью усилить контроль над Бирмой. Мать Шри Чинмоя рассказывала ему, что, будучи младенцем, он был очень милым, поэтому британские солдаты всегда брали его с собой повсюду. Однажды я спросил его: «Ваша семья знала, что они были британскими солдатами?» Он ответил: «Да, но поскольку они были завоевателями, мои родители не могли сказать: «Не забирайте моего ребенка».

Солдатам он очень нравился, но когда ему исполнилось три года, он заразился оспой, которая оставила безобразные оспины на его лице. При оспе лицо покрывается коростой; подживая, струпья подсыхают или ребенок расцарапывает их, и тогда остается шрам. Поэтому Шри Чинмой сказал, что после заболевания оспой он никогда уже не был таким милым, как прежде. Оспа была настолько распространенным заболеванием в те дни, что очень многие люди болели ею. Даже отец Шри Чинмоя, несмотря на то, что он был довольно состоятельным человеком, не смог воспрепятствовать заболеванию собственного ребенка этой очень распространенной болезнью.

В поэзии поздних лет Шри Чинмой особо не взывал к пейзажам и звукам своей любимой Бенгалии и не передавал очень личных переживаний. Он отнес их к категории своего видения духовного прогресса человечества. Но детские впечатления не стерлись из его памяти. Так, можно заметить, что он наделяет негативные аспекты человеческого ума такими словами, как «болезнь», «жар», «заразный», «инфекционный», «хронический» и «неизлечимый» — словами, используемыми в повседневной жизни, но приобретающими огромное значение, с учетом того, что он чуть не умер от оспы.

Вы — не единственные,
Кто страдает от
Сомнения-инфекционной болезни.
Сомнение-болезнь распространилось
По всей долготе и широте мира.

Неблагодарность –
Неизлечимая болезнь
Тысячелетия.

Отчаяние-жар,
В самом деле,
Смертельное заболевание.

Искушение —
Древнейшая болезнь мира.
Устремление —
Древнейшее и, вместе с тем,
Самое современное лекарство.

Есть даже ссылки на потенциальную слепоту и уродство, что, должно быть, было следствием его схватки с оспой:

Сомнение-болезнь ума
Обезображивает
Все существо.

Желание-лихорадка мучит
Человеческий ум.

Грубой силой оно ослепляет
Сердце-око.

И, наконец, существует пророческое стихотворение, в котором поэт от третьего лица ссылается на период своей жизни:

С Небес
Он пришел в этот мир
С бессознательной головной болью.
С земли
Он вернется на Небеса
С осознанным жаром.

Принимая во внимание тот факт, что в свои последние дни на земле Шри Чинмой был объектом беспрестанного жара, эти последние строки, по-видимому, содержат как реальную, так и метафорическую истину. Внутренне, он охотно брал на себя несовершенства человечества, чтобы просветлить и преобразовать их. Внешне, этот всевышний акт любви причинял ему страдание от жара, который не могла ослабить никакая медицинская помощь. Одно мы знаем наверняка: палящий жар, который ознаменовал как рассвет жизни Шри Чинмоя, так и его закат, — был в обоих случаях объектом Воли Бога.