Видагда Беннетт. Дитя Мадал

ВСТРЕЧА С КОРОЛЕВСКИМ БЕНГАЛЬСКИМ ТИГРОМ

Королевский бегнальский тигр (Panthera tigris tigris), известный в Бенгалии как бада или шардул, — крупнейший представитель семейства кошачих на земном шаре. Рост зрелого самца от головы до хвоста в среднем составляет 9 футов 5 дюймов, а вес приблизительно 480-600 фунтов. Рост самки составляет около 8 футов, а вес около 300 фунтов. Клыки тигра могут достигать длины 5 дюймов, а когти — острее лезвия бритвы. Говорят, что королевский бенгальский тигр может убить слона или перенести взрослую корову через десятифутовую изгородь. В естественной среде обитания бенгальский тигр, бесспорно, стоит на вершине экосистемы — и является национальным животным и Бангладеш, и Индии.

Тогда представьте себя десятилетним ребенком. Вы — один в лесу, ваши глаза пристально всматриваются в листву над головой в поисках излюбленных плодов ююбы. Вы взбираетесь на одно из таких деревьев и едите сладкий, хрустящий плод. Затем цепляетесь за ветки, все больше пускаясь в путешествие. Вдруг что-то привлекает ваше внимание к высокой траве, растущей перед вами. Когда глаза привыкают к теням, вы видите, что они слились в черные полоски на оранжевой шкуре, массивная голова с двумя блестящими глазами повернута к вам — и вы понимаете, что столкнулись лицом к лицу с огромным диким бенгальским тигром. Лес вокруг безмолвствует. В радиусе двух миль — ни одного взрослого, помочь некому, ни ружья под рукой, ни строения, чтобы спрятаться внутри. Только вы и тигр, маленький мальчик с глазу на глаз с одним из самых свирепых созданий природы. Ваша жизнь измеряется на секунды.

Таков точный сценарий того, что случилось однажды между 1941 и 1942 годами, когда духовному Учителю Шри Чинмою, известному тогда как Мадал, было десять лет. Это происходило в густо поросших лесом низинах гор к востоку от Читтагонга, где свободно водились тигры и другие дикие животные.

Из года в год, много раз Шри Чинмой пересказывал эту историю, от которой замирало сердце. Иногда в своем повествовании он заменял слово «лев» на «тигр» и это неизбежно создавало замешательство, в частности, потому что нет сведений о том, чтобы азиатские львы обитали в этой зоне. Однажды у меня была возможность спросить его лично, с каким же животным он встретился в тот злополучный день, и он ответил выразительно: «Тигр! Тигр!». Я думаю, что в тот драматический момент он не принимал в расчет точные физические характеристики большого кота, застывшего в воздухе в десяти футах от того места, где стоял он. По описаниям тех немногих, кто выжил, чтобы рассказать такого рода историю, можно заметить, что в обстоятельствах «жизнь или смерть» отдельная деталь зачастую становится основной точкой концентрации и тем, что потом запоминается надолго. Это может быть чем-то неважным, наподобие шороха листвы, очертаний облаков или конкретного запаха. В случае с Мадалом, это были глаза тигра. Кроме этого, по-видимому, он мало что заметил. В поздние годы он продолжал путать «льва» с «тигром»; он никогда не упоминал его размеров, где он стоял, прижимался ли к земле или ходил вокруг него, был ли то самец или самка. Но всегда описывал взгляд его глаз.

В течение пяти минут Мадал и тигр глядели друг на друга, не шелохнувшись. Ни тигр не попытался прыгнуть на него, ни Мадал не попытался убежать или закричать. Нечто совершенно экстраординарное вмешалось, чтобы преобразовать эмоции мальчика из страха в спокойствие: он увидел глаза матери, отразившиеся в глазах тигра, и они наполнили его любовью и нежностью. Вот весь этот эпизод словами самого Шри Чинмоя:

Когда мне было десять лет, я пошел навестить своего дядю по материнской линии, который жил в деревне. Поблизости на две с половиной мили протянулась цепь гор. Я очень любил бродить по этим горам.

В один из дней, около двух часов, когда все мои друзья были в школе, я решил прогуляться и подняться на одну из этих гор. Я не раз был на этой горе вместе с друзьями и родственниками. Но мы всегда бродили у края горы, куда было легче добраться. На этот раз, будучи один, я получил больше радости от своего путешествия! Я брел все дальше и дальше, пока не очутился в гуще густого леса, покрывавшего горы. Раньше с друзьями и родственниками мы гуляли только на опушке леса, поскольку те места были более доступны.

Мне очень нравились плоды дерева под названием ююба. В лесу было много деревьев ююба, так что я взобрался на одно из них и вдоволь наелся его плодов. Спустившись, в десяти футах от себя я увидел тигра!

Мы стояли лицом к лицу, и тигр, ничуть не выглядевший разъяренным, был самой кротостью. Более того, я увидел, как в глазах тигра отразилось лицо моей матери, хотя моя мама осталась в нашем деревенском доме в Шакпуре, за шесть миль отсюда.

Это длилось несколько минут. Увидев свою мать в глазах тигра, я не почувствовал страха и не заплакал. Я был спокоен и безмятежен. Чем больше я смотрел в глаза тигра, тем больше нежности исходило от тигра.

В течение пяти минут я пятился очень медленно и осторожно, повернувшись спиной к тигру. Отойдя на достаточное расстояние, может быть, на четверть мили, я обернулся, чтобы посмотреть, не идет ли тигр за мной. Зверя не было. Тогда я пустился наутек, что есть мочи.

За очень короткое время я пробежал милю, крича и взывая о помощи: «Спасите меня! Я видел тигра!» Когда, наконец, я прибежал к дому своей тети, я дрожал и плакал. Тетя чувствовала себя так, как если бы я умер и потом каким-то чудом ожил. Кое-кто из деревенских жителей проявлял ко мне сочувствие, другие распекали, третьи высмеивали меня. Тетя прижимала меня к себе, как будто меня действительно задрал тигр!

Хотя было решено, что я на несколько дней останусь в доме дяди, в тот же день совершенно неожиданно пришла мама. В тот день, во время сиесты она увидела сон, что на меня напал тигр и убил. Она пришла в дом своего брата со слугой, практически обезумев от горя, полагая, что ее сын мертв. Я буквально утонул в слезах, которые от радости пролили на меня мама и тетя, видя меня живым и невредимым.

Понятно, что решение тигра не нападать не может быть приписано богатому воображению маленького мальчика. Несмотря на то, что нападение тигра, может быть, самое страшное, когда-либо возникающее в воображении человека, но одно только воображение не может подавить разрушительную силу животного.

И все же, сложно объяснить, как сильное внутреннее чувство матери Мадала могло оказать такое внезапное и решающее воздействие на физическом плане. Напрашиваются некоторые объяснения. Одно из них заключается в том, что в момент крайней необходимости, когда не к кому было обратиться за помощью, Мадал мог так сильно взывать к спокойному и ясному присутствию своей матери, что тигр подчинился. Второе объяснение приходит в голову, когда мы узнаем, что в тот самый момент, когда Мадал переживал случившееся, его мать во сне увидела, что на него напал тигр и он погиб. Благодаря их очень близкой внутренней связи, вполне вероятно, что ее душа почувствовала опасность, в которой оказался сын, и постаралась защитить его, войдя в душу тигра. Третье объяснение состоит в том, что маленького мальчика защитил Сам Всевышний, Который вошел в тигра и остановил его нападение. Вероятно, чтобы Мадал не испугался, Бог предстал в облике матери Мадала через глаза тигра.

С другой стороны, скептик может сказать, что тигры — осторожные и скрытные животные, по своей природе склонные избегать контакта с человеком. Как вариант, зверь, может быть, был сыт или предпочел какую-то другую добычу. Глава управления охраны рек и лесов Западной Бенгалии Атану Раха в 2003 году сказал: «Тигры обычно не едят людей. Они становятся людоедами только в крайних случаях, к примеру, если ослаблены или не способны охотиться, или в случае отсутствия естественной для него пищи». Тем не менее, тигр повинен в большем количестве человеческих смертей, нежели другие хищники, и в большинстве случаев причиной этих смертей было то, что жертва случайно вспугнула тигра.

Не претендуя на экспертные познания повадок тигров, я полагаю, что встреча Мадала с тигром, возможно, была одной из тех экстраординарных ситуаций, на которые ссылался Атану Раха, и более частых, чем единичный случай. С точки зрения тигра, полной неожиданностью было то, что ему попалась такая легкая и беззащитная добыча, которая, к тому же, вторглась на его территорию. С точки зрения Мадала, необычным было то, что жизнь заканчивалась. За экстраординарностью стояло нечто мистическое, и этот случай граничил с мистическим переживанием.

«Настоящий мистик, — поясняет Шри Чинмой, — тот, кто хочет видеть божественное таинство во всем, в природе и в людях. Он хочет идти к сути, к Источнику быстрее, чем некоторые люди осмеливаются себе представить».

В этом случае, в долю секунды Мадал мог увидеть божественное таинство в тигре, проникнуть в его сущность, как это и случилось, и в результате, все случившееся приобрело трансцендентальное свойство.

Этот опыт с тигром Шри Чиной под разными вариациями пронес через всю свою жизнь. Однажды его спросили, какое его любимое стихотворение на английском, и он сказал, что это «Тигр» Вильяма Блейка, и охарактеризовал это стихотворение как «бесценное сокровище человечества». Вот бессмертные начальные строки этого стихотворения:

Тигр! Тигр! Пылающий огонь
В ночном лесу,
Чья бессмертная рука или око
Могли придать тебе столь ужасную симметрию?
В каких глубоких глубинах или небесах
Зажжены огнем твои глаза?
На чьих крыльях осмеливаешься ты устремляться?
Чья рука отважится погасить этот огонь?

(Из «Песни переживаний», 1794)

Шри Чинмой предложил собственную просветляющую интерпретацию этого стихотворения в своей лекции о Вильяме Блейке, прочитанной в 1976 году в Нью-Йорке в ООН:

Здесь мы видим, что невежество-энергия, которое угрожает поглотить весь мир, окончательно обнаруживает свое преобразование-спасение в осознании абсолютного Единого. Абсолют Единый воплощает как невежествоэнергию, так и знание-энергию, и в то же время, намного превосходит их.

Интересно, что и Блейк, и Шри Чинмой обращают внимание на глаза тигра. Кто-то, возможно, подумает, что тигр Блейка был в чистом виде творением его поэтического гения, подходящей метафорой для огненной бездны ада. Но историческая достоверность указывает на тот факт, что он, может быть, на самом деле видел живого тигра в лондонском Тауэре. В те дни в Тауэре размещался королевский зверинец — подарки Королевской Семье, привезенные отовсюду на кораблях. Здесь был слон, а также несколько леопардов, львов и тигров, я перечислила лишь некоторые из видов.

За дикими зверями началась большая охота, особенно с тех пор, как владеть ими стало прерогативой Королевской Семьи. В Тауэре они содержались в небольших клетках. В середине 18-го века зверей иногда выставляли на обозрение публики и, таким образом, надо думать, у молодого Вильяма Блейка состоялась его собственная встреча с тигром на более тесном расстоянии, чем это позволяют современные зоопарки. По-видимому, это переживание отпечаталось в его деятельном уме, и вот, в его стихотворении — истинное благоговение перед великолепием и красотой этого зверя смешалось со страхом и немым ужасом перед его смертоносной красотой.

В книге под названием «Царство животных», в которой Шри Чинмой предлагает нашему вниманию духовное значение многих животных, тигр олицетворяется с таким качеством, как жестокость. Он пишет:

Тигр, мой тигр,
Когда ты собираешься покончить
Со своей темной жизнью-жестокостью?
Как долго будет ждать у твоей двери
Твой друг-божественность?
Не медли! Не медли!
В витале твоего промедления
Грозно маячит день-неудача твоего мира.

В своих стихотворениях он неизменно наделяет тигра такими разрушительными качествами, как невежество, сомнение и желание:

Ум — тигр,
Невежество-тигр.
Сердце — огонь,
Мудрость-огонь,
Побеждающий дыхание
Невежества-тигра.
Дикое невежество-тигр
Вокруг нас.
Этот тигр, возможно, не оставит нас
Прямо сейчас,
Но, в конце концов, он оставит нас
Навсегда.
Сомнение в себе
Может сравниться
Со свирепым тигром,
Пожирающим человека.

В основном, он использует этот мощный образ, чтобы побудить духовного искателя не недооценивать мощь сил невежества, но бесстрашно столкнуться лицом к лицу с этими силами и победить их. Он вдохновляет нас развивать внутри себя ту же замечательную смелость, которую проявил он, будучи десятилетним мальчиком, и ту же самую веру в окончательную победу добра, покоя и божественности:

Каждый раз
У тебя есть возможность
Метнуть мудрость-копье
В невежество-тигра.
Человек веры
Заставляет невозможность-тигра
Сесть у своих стоп.