Шри Чинмой

Могольские императоры. Слепых всегда больше, чем зрячих

Однажды Акбар спросил Бирбала:

— Кого в этом мире больше — слепых или зрячих? Скажи мне, кто кого превосходит по численности: слепые или зрячие?

— Слепых больше, — тотчас ответил Бирбал.— Количество слепых гораздо больше, чем людей, которые видят.

— Ты должен доказать это, — сказал Акбар.

— Я докажу тебе завтра, — ответил Бтрбал.

Обычно министр приходил во дворец к девяти утра, но на следующий день, вместо того, чтобы делать все как обычно, он сел у ворот дворца с кусочком ткани и принялся за шитье. У него была нитка, иголка и кусочек ткани и он шил, как девушка. Один за другим мимо проходили его коллеги-министры и другие служащие и все они спрашивали: «Что ты здесь делаешь?»

Как только человек спрашивал: «Что ты здесь делаешь?», — Бирбал записывал его имя в список. Через некоторое время мимо прошел и сам Акбар, возвращаясь с утренней прогулки. «Что ты здесь делаешь?» — спросил он министра. Министр только улыбнулся и записал имя Акбара в самом верху списка.

А вот премьер-министр был хитрецом и постоянно придирался к другим министрам. Проходя мимо, он спросил: «Почему ты сидишь здесь и шьешь? Ты лентяй, тебе давно пора идти во дворец. Там у тебя столько работы. Разве твоя работа — это глупое шитье? Ты забросил свою настоящую работу».

Премьер-министр был единственным, кто прямо сказал о занятии Бирбала, ругая его за невыполнение своей обязанности. И его имя было единственным не попавшим в список.

Через час Бирбал пришел к императору и сказал:

— Ваше Величество, я готов представить доказательство, что слепых людей больше по количеству, чем людей, имеющих зрение.

— Скажи же мне, как ты можешь это доказать? — спросил Акбар.

— Вот доказательство! — и он вручил императору список.

Император увидел, что его имя стоит в самом начале списка и воскликнул:

— Я слепой?

— Да, — ответил Бирбал. — Ты император, отец этой империи. Ты — око огромной империи, но ты слеп. Когда сегодня утром ты застал меня за шитьем у входа во дворец, ты спросил, что я делаю. У меня была нитка, у меня была иголка, у меня была ткань, и было очевидно, что я шью. Но ты и все остальные люди из этого списка поинтересовались у меня, чем я занимаюсь. Единственный, кто не спросил меня, что я делаю, был премьер-министр. Он просто напал на меня и отругал меня за то, что я не исполняю своих прямых обязанностей. Он — единственный зрячий.