Шри Чинмой

Вивекананда - древнее Сердце-Безмолвие, современная Жизнь-Динамизм. Учитель и ученик

Рамакришна - душа Востока

Сегодняшнее молодое поколение Индии и не мечтает о том, чтобы избежать неуловимого влияния Шри Рамакришны Парамахамсы. Этот простой брамин покорил сердца людей духовным оружием, которое обычно называют Интуицией-Силой. Он родился с ней. Он совсем не интересовался другим оружием, - Рассудком-Силой.

С человеческой точки зрения, его внешность была настолько беспомощной, что унесенный штормом плот казался более надежным, чем хрупкая телесная оболочка этого пророка. Но, погрузившись внутрь, кто-то мог открыть его подлинную личность. К удивлению человека, в его учении он мог обнаружить колоссальную Волю, которая потрясла мир.

Он был человеком, чей авторитетный голос провозгласил, что он не только видит Всемогущего, но может также показать Его своему любимому ученику Нарену (Вивекананде). Позже он заявлял, что видит Бога более ясно, чем стоящего перед собой ученика.

Как жизнь Рамакришны была наполнена чудесными видениями, так и жизнь его любимого Нарена была переполнена силой для исполнения этих видений здесь, на земле. Пробужденная Индия должна быть вечно признательна Рамакришне и Вивекананде, ибо именно они были наиболее выдающимися духовными фигурами, появившимися на индийской земле в последнем столетии. Учитель и ученик были двумя совершенно разными личностями. Один помогал создавать другого. По нашему глубокому видению, они составляли единое целое.

Наставления Шри Рамакришны излагались простым языком, словами, которые проникали прямо в сердца людей. Благословения, которые Индия, - более того, мир, - получили от него, его уникального вселенского сочувствия, остаются непревзойденными. «Мне все равно, - говорил он, - я оставлю тысячи таких тел, чтобы помочь одному человеку. Это великолепно - помочь хотя бы одному человеку».

Жить истинами, которые исповедуешь, зачастую невозможно. Слава Шри Рамакришны в том, что он был торжествующе живым примером истин, которые исповедовал. Для него религия была не чем иным, как осознанием. Он синтезировал большинство основных религий мира своим прямым и непосредственным осознанием каждой из них. В одну за другой он проникал в сердцевину каждой религии, извлекая ее суть и становясь совершенным воплощением этого пути ко Всевышнему. Шри Рамакришна также твердо верил, что настанет время, когда устремленный сможет достичь осознания Бога за три дня практики.

«Рамакришна был Богом, проявленным в человеке... Вивекананда был лучистым взглядом ока Шивы», - говорил основоположник Интегральной Йоги Шри Ауробиндо.

Вивекананда считал своего Учителя воплощением совершенства: «В присутствии своего Учителя я понял, что человек может быть совершенным даже в этом теле».

В следующих строках, написанных проникновенным пером К.Д.Сетны, мы наблюдаем, как в ходе эволюции один Аватар прокладывает путь следующему Аватару: «Рамакришна, неграмотный человек из храма традиционного поклонения, был поистине колоссом мистического переживания; в нем непосредственное и немедленное осознание Божественного Существа достигло интенсивности и разнообразия, что и сделало его чудесной вершиной всей духовной истории Индии с ликом, несущим первый отблеск нового века человеческой души - века, который будет известен как Ауробиндовский».

Как не вспомнить всевышне пророческое высказывание Шри Ауробиндо: «Мы принадлежим не рассветам прошлого, но полдням будущего»?

«Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и им никогда не сойтись». Это знаменитое высказывание Киплинга не оправдалось, когда Вивекананда с потоком вдохновения Шри Рамакришны чудесным образом объединил Восток и Запад своим уникальным посланием религии.

Индия хочет «быть». Запад хочет «делать». Не будет ли более безопасным и, в то же время, более благоразумным сначала «быть», а затем предлагать свой вклад миру в целом? «Atmanam Viddhi» - «Познай себя», - говорят Упанишады. Сначала познай себя, а затем прояви. Таков был секрет Рамакришны.

Разные пути ведут к Божественному. Но самый короткий и солнечный путь - культ Матери. Индусам этот культ Матери был наиболее мощно представлен Шри Рамакришной. Непрестанным предписанием его учения было: «Относись к Божественному, как ребенок к своей матери, с той же чистотой, искренностью, пылкой любовью и верой, и Мать придет к тебе! Зови «Ма, Ма», зови снова и снова. Мать непременно придет».

Когда влияние западной культуры практически привело к гибели подлинного «Я» Индии, и дети Индии, сломя голову, бросились имитировать культуру Запада, Рамакришна Парамахамса понял, что для него настало время возрождать утраченные традиции Индии.

«Шри Рамакришна, - говорил знаменитый бенгальский писатель Нолини Капта Гупта, - представляет духовность в ее абсолюте, ее чистом источнике и силе. В то время, когда всевышне царствуют, с одной стороны, двуличность, растерянность, хитрость и фальшь, а с другой - атеизм, безверие и непочтительность, в нем мы находим чистое золото духовности... Когда духовность в мире почти умерла, и даже в Индии от ее существования осталось только название, пришел Шри Рамакришна, который принес с собой духовность в ее абсолютной полноте и облек ее в извечную уверенность и непогрешимость».

К женщинам Рамакришна проявлял величайшее почтение, какое только знал мир. Он чувствовал, что женщины являются воплощениями Божественной Матери, и относился к ним как к божествам. Свою супругу Шараду Деви, он почитал как Саму Божественную Мать.

Распространившаяся повсюду известность духовного учения Шри Рамакришны оказала влияние, среди прочих, и на французского писателя Ромена Роллана. Он был под таким глубоким воздействием, что на закате своей жизни написал достопамятную книгу «Жизнь Шри Рамакришны». Процитирую две строчки замечательного откровения из этой книги: «Человек, к чьему образу я здесь взываю, был исполнением духовных чаяний трехсот миллионов индусов за последние два тысячелетия... Его внутренняя жизнь включала все разнообразие людей и Бога».

Другой известный европеец профессор Макс Мюллер был также страстным почитателем Рамакришны. Большую часть своей жизни Макс Мюллер посвятил изучению Индийских священных писаний, перевел Риг Веду на английский язык и стал автором книги «История древнесанскритской литературы и священных писаний Востока». Среди его поздних работ «Рамакришна: его жизнь и изречения».

Однажды Свами Вивекананда отправился в Оксфорд выразить почтение профессору Максу Мюллеру, которого считал мудрецом, «Ведантистом из ведантистов и самой добротой». Когда Вивекананда уезжал, профессор, которому было семьдесят лет, провожал Свами на железнодорожную станцию, и, объясняя свое присутствие, сказал: «Не каждый день встречаешься с учеником Рамакришны Парамахамсы».

Шри Рамакришна, тебе мы выражаем свое глубочайшее почтение. Наши сердца чувствуют: ты владел Бесконечностью, и Бесконечность была Вечным Домом твоего сердца.