Шри Чинмой

Медитация - совершенство человека ради удовлетворения Бога. Медитация в действии - служение другим

Не пытайтесь изменить мир.
Вы потерпите неудачу.
Постарайтесь любить мир.
И вот! Мир изменился, изменился навсегда.

Как поделиться медитацией?

Когда медитируешь в безмолвии с абсолютной преданностью - это одна форма медитации. Когда стараешься посвятить свой труд Богу или миру - это другая форма медитации, которую можно назвать проявлением. В это время ты служишь божественности в человечестве.

Для того чтобы служить божественности в человечестве эффективно, нужно сознательно чувствовать присутствие Бога в тех, кому служишь. Беседуя с кем-то, нужно чувствовать, что говоришь с божественностью в этом человеке. В противном случае, если кому-то просто помогаешь по-своему, без всякого сознательного чувства посвящения Всевышнему, такой труд не может рассматриваться как форма проявления, или медитация в действии.

Если молиться и медитировать, будешь чувствовать, что Бог внутри каждого, что Он - живая Реальность. Бог повсюду и во всем, верно. Но если молиться и медитировать, эта ментальная вера становится настоящей, живой истиной. В это время ты сознательно служишь каждому человеку именно потому, что знаешь и чувствуешь, что внутри него Бог.

Если не видеть Бога, истины или света в своем действии, тогда физический ум может не иметь убежденности в ценности того, что делаешь. Сегодня ты служишь кому-то, а завтра говоришь: «О, он так глуп! У него совсем нет устремления, никаких хороших качеств! И зачем мне служить ему?» Если смотреть на человека без молитвы и медитации, отделяешь личность от его души. Но если молиться и медитировать, видишь душу, божественность внутри каждого человека, и стараешься вывести божественность на передний план.

Если молиться и медитировать, труд становится посвященным служением, и это посвященное служение поможет в духовном росте. Есть много людей, которые работают по пятнадцать, шестнадцать часов в день. Но их действие не является посвященным служением. Они работают просто механически, чтобы зарабатывать деньги и выполнять свои внешние обязанности. Но если действительно хочешь посвятить жизнь Богу и человечеству, молитва и медитация дают такую возможность.

Вопросы и ответы

Вопрос: Следует ли уйти в полное затворничество и отвергнуть человечество для того, чтобы медитировать?

Шри Чинмой: Человечество - неотъемлемая часть Бога. Отвергая человечество, как мы собираемся принять божественность? Нам нужно принимать мир таким, каков он есть сейчас. Если мы чего-то не принимаем, как мы можем преобразовать это? Если гончар не касается куска глины, как же он придаст ему форму кувшина? Тому, кто медитирует, нужно действовать подобно божественному герою среди людей.

В настоящее время человечество далеко, весьма далеко от совершенства. Но мы тоже представители человечества. Как можно отказаться от своих братьев и сестер, которые подобны частям собственного тела? Если мы поступим так, мы только ограничим свою способность эффективно действовать в мире. Нужно принимать человечество как близкое себе. Если мы способны вдохновлять других, если мы на шаг впереди, тогда у нас есть благоприятная возможность служить божественности в тех, кто следует за нами.

Нужно смотреть миру в лицо и осознать Высшее в мире. Мы не хотим вести жизнь людей, бегущих от проблем жизни. Кто убегает? Тот, кто боится, или тот, кто совершил что-то действительно плохое. Мы не совершили ничего плохого, и нам не нужно бояться мира вокруг. Если мы боимся мира, мы будем бояться всего.

Сейчас мы видим гигантский мир несовершенства вокруг. Мы пытаемся убежать из него, чтобы защитить себя. Но я хочу сказать, что гораздо более грозный враг, чем мир сегодняшнего дня, - это не что иное, как человеческий ум. Даже если уединиться и жить в пещере, от своего ума не уйти. Мы несем этот ум с собой, ум, полный беспокойства, зависти, путаницы, сомнения, страха и других небожественных качеств. Этот ум вынуждает нас оставаться на поле битвы жизни. Если не победить ум, пока живешь в мире, какая польза в том, чтобы просто удалить свое тело из мира обыденности?

Нам не нужно и мы не должны уходить в Гималайские пещеры, чтобы медитировать. Нужно стараться изменить облик мира силой своего посвящения божественности в человечестве. Медитация - не бегство. Медитация - это принятие жизни в ее цельности с намерением преобразовать ее ради Высшего проявления божественной Истины здесь, на земле.

Те, кто хотят медитировать только ради собственного внутреннего покоя и прогресса и не хотят ничего давать миру, эгоистичны. С другой стороны, есть такие, которые хотят давать миру, но не хотят медитировать, чтобы получить что-то ценное для мира. Это глупо. Если ничего не имеешь, что же ты собираешься дать? Есть много людей на земле, готовых давать, но что у них есть? Поэтому нам нужно играть свою роль. Сначала нужно достичь, а затем - предложить. Так мы можем радовать Бога и исполнять человечество.

Вы хотите изменить мир?
Тогда измените сначала себя.
Вы хотите изменить себя?
Тогда оставайтесь совершенно безмолвным в море-безмолвии.

Вопрос: Можно ли в течение дня сохранить тот внутренний покой, который переживаешь в утренней медитации, особенно, если на работе нередко возникают ситуации, порождающие нервозность и раздражение?

Шри Чинмой: Утром, когда вы молитесь и медитируете, почувствуйте, что обрели настоящее богатство в форме покоя, света и блаженства. Как вы храните деньги в бумажнике, так же можете хранить покой, свет и блаженство в сердце. С помощью силы денег вы можете купить все, что хотите. Точно так и духовная сила, обретаемая в молитве и медитации, является реальной силой. Когда люди ссорятся, дерутся или ведут себя небожественно, просто выведите вперед внутреннюю силу, которая хранится в вашем сердце. И покой, и свет, и блаженство, так же как и деньги, являются силой. Просто выведите эти качества вперед. Сила внутреннего покоя бесконечно более основательна и устойчива, чем любое внешнее волнение, вызванное кем бы то ни было на земле. Ваш внутренний покой может легко поглотить раздражение, вызванное другими.

Вопрос: Если утром хорошо медитируешь и получаешь некоторый покой, свет и блаженство, которые можешь сохранить в течение дня, будет ли это заметно для других?

Шри Чинмой: Если вы чего-то достигли в медитации, ваши друзья и коллеги непременно увидят в вас нечто приятное, успокаивающее, прекрасное и просветляющее. Покой, свет и блаженство вошли через душу в ваше физическое сознание. Чем выше и глубже ваша медитация, чем больше вы получили, тем больше будут светиться ваше лицо и внешнее существо. После окончания медитации просто пойдите к зеркалу и взгляните на себя, и вы увидите различие между тем, как вы выглядите сейчас и каким вы были час назад. Это явное физическое отличие вызвано тем, что ваше физическое сознание проявляет свет души. Вы будете распространять этот свет, даже идя по улице. Это похоже на то, как если бы вы носили с собой духи. На самом деле, вы не пользуетесь ими, они просто хранятся у вас и распространяют свой аромат. В это время мир устремления и даже мир страдания, депрессии и отчаяния непременно увидит в вас нечто. И он попытается следовать за вами - иногда неохотно, иногда радостно, иногда жадно. Но так или иначе он попытается следовать за вами.

Вам не нужно сотни раз повторять людям, насколько медитация изменила вашу жизнь. Им достаточно будет просто посмотреть на вас в тот день, когда вы хорошо медитировали, и в другой день, когда у вас не было хорошей медитации. После хорошей медитации они увидят огромную перемену в вас, и их вдохновит само ваше присутствие.

Вопрос: Как мне устранить глубокое расхождение между моей духовной жизнью, полной радости, и жизнью в офисе, абсолютно лишенной вдохновения?

Шри Чинмой: Духовная жизнь не означает, что вы всегда будете сидеть в медитации с закрытыми глазами. Если вы сможете почувствовать, что, делая что-то во внешнем мире, вы делаете это для Бога, все ваши дела станут частью вашей духовной жизни. В противном случае, медитируя в своей комнате, вы будете считать, что поступаете правильно, а в остальное время будете чувствовать себя несчастным. Посвященный труд также является формой медитации.

Утром Всевышний хочет, чтобы вы вошли в свое Высшее, выразили Ему свою любовь и преданность и получили Его покой, свет и благословения. Затем Он хочет, чтобы вы отправились в офис и посвященно служили. Если вы сможете почувствовать, что в обоих случаях вы действуете потому, что вас просят об этом изнутри, у вас будет величайшая радость. Вы не являетесь действующим, вы - всего лишь посвященный инструмент, служащий высшей реальности. Почувствовав это, вы обретете радость независимо от того, что вы делаете. Даже если вы делаете что-то механическое, интеллектуальное или то, что вас абсолютно не вдохновляет, вы будете исключительно радостны, потому что служите высшему делу.

Вам нужно понять, что присутствие Бога можно чувствовать во всем, что делаешь. Если вы помните о Боге в то время, когда что-то делаете, - будь то уборка, или приготовление пищи, или выполнение работы, - тогда вы почувствуете, что Он вошел в то, что вы делаете. Если вы чувствуете присутствие Бога в своей деятельности, тогда все, что бы вы ни делали, пребывает с Богом и для Бога. Если вы удерживаете сознание высоким и сохраняете покой ума во время работы, сам труд будет настоящей формой медитации.

Каждое посвященное мгновение подготавливает прекрасный восход и плодотворный закат.

Вопрос: Когда люди пытаются помогать человечеству, не продиктовано ли это отчасти их эго?

Шри Чинмой: Для обычного человека, который сознательно не устремляется, старания помочь человечеству - позитивный и прогрессивный идеал, даже если его отчасти вдохновляет эго. Но у тех, кто сознательно стремится достичь Бога, другая цель. Их цель не помогать, а служить человечеству, конечно, так, как этого хочет Бог.

Будучи духовно устремленными, нам следует понимать, зачем мы делаем что-либо. Были ли мы вдохновлены Богом? Наделил ли нас полномочиями Бог? Если действия не были вдохновлены Богом, если мы не исполняем Волю Бога, тогда служение, которое мы предлагаем миру, будет полно тьмы и несовершенства. Пытаясь помочь человечеству по-своему, мы можем думать, что служим Богу, но на самом деле мы просто возвышаем свое эго. Такого рода посвящение совсем не является посвящением для настоящего духовного устремленного.

Вопрос: Что мне делать, когда я сердит или расстроен и не хочу медитировать? Хорошо ли вместо этого бескорыстно служить?

Шри Чинмой: Конечно. Если ментальное возбуждение не затрагивает ваше физическое тело, то в это время вы можете преданно трудиться, если чувствуете, что именно это следует делать. Работая ради Всевышнего, вы выполняете медитацию в физическом. У вас есть тело, витал, ум и сердце. Если вы не можете медитировать во всех частях своего существа, то постарайтесь медитировать хотя бы в одной. Но если все части вашего существа - физическая, витальная, ментальная и психическая* (* Психическая часть - имеющая отношение к психическому существу. По словам Шри Чинмоя, психическое существо является представителем души, ее посыльным (прим. переводчика)) - преданно работают вместе, тогда это самая лучшая форма медитации.

Вопрос: Если отказаться от всех своих желаний и все время жить во внутреннем мире, как же будет происходить хоть какой-то прогресс во внешнем мире?

Шри Чинмой: Если вы полагаете, что мы не можем все время жить в свете, что нам нужно жить двенадцать часов во тьме и двенадцать - в свете, то такая философия, согласно стандартам некоторых людей, совершенно нормальна. Один медитирует час, а затем погружается в обычную жизнь. Другой может медитировать несколько часов, но есть люди, которые способны медитировать весь день и ночь. Все это - вопрос необходимости. Внутренняя необходимость заставляет одного человека медитировать один час, а другого - двенадцать часов или двадцать четыре часа.

Если человек медитирует час, он получает своего рода удовлетворение. В течение этого часа он мог бы заняться совсем другим делом, но он не занялся. Он предпочел медитировать. Он чувствовал, что удовлетворение, полученное от медитации, ценнее удовлетворения, которое он получит от работы, сна, или любого другого занятия в течение этого часа. После этого часа он, возможно, захочет вернуться к земной жизни и ее удовлетворению. Вопрос в том, какого удовлетворения человек желает и в каком нуждается.

Есть две комнаты. В одной комнате в данный момент темно и мрачно, другая полностью освещена. Один человек может сказать, что ему в равной степени нужны обе комнаты: «Я хочу находиться в темной комнате двенадцать часов и в светлой комнате - двенадцать». Он волен так и поступать. А другой может вообще не чувствовать необходимости находиться в темной комнате. Он говорит: «Я хочу оставаться только в светлой комнате».

Вчера я был умным.
Поэтому я хотел изменить мир.
Сегодня я мудр.
Поэтому я меняю себя.

Найдется и такой человек, который скажет: «Я был в светлой комнате двадцать четыре часа и обрел просветление. А теперь позвольте мне войти в другую комнату, которая все еще темна, и осветить ее своим светом». У этого человека большое сердце, поэтому он входит в темную комнату, чтобы просветлить своих братьев и сестер, которые все еще в темноте. Находясь в светлой комнате, он получал удовлетворение, неизменное удовлетворение, но этого было недостаточно. Он будет полностью удовлетворен, только когда войдет в темную комнату и преобразует ее своим светом. Итак, на земле есть люди, вернувшиеся в мир страдания, несмотря на то, что у них была полная возможность вечно жить в мире света и восторга.

Если принести богатство внутреннего мира во внешний мир, можно легко просветлить его, и это просветление - не что иное, как прогресс. Но сначала нужно войти во внутренний мир - мир света - и самому получить кое-что, прежде чем предлагать это внешнему миру. Когда это происходит, внутренний и внешний миры становятся едиными, а внешний мир полностью готов для внутреннего послания. В данный момент внешний мир не готов, но придет день, когда внешний мир и внутренний мир будут прекрасно прогрессировать вместе.

Вопрос: Являются ли как медитация, так и действие сутью вашего учения?

Шри Чинмой: Наша философия не отрицает ни внешней жизни, ни внутренней жизни. Большинство людей отрицают внутреннюю жизнь. Они считают, что внутренняя жизнь не важна до тех пор, пока их внешняя жизнь приятна. С другой стороны, есть и такие, которые не считают необходимой внешнюю жизнь. Они полагают, что самое лучшее - уйти в Гималайские пещеры и вести жизнь уединения, поскольку внешняя жизнь весьма болезненна и лишена вдохновения.

Мы не верим ни в жизнь уединения, ни в обычную человеческую жизнь, так называемую современную жизнь, которая зависит от машин, а не от внутренней реальности, души. Мы стараемся объединить их и сделать внешнюю и внутреннюю жизнь гармоничными. Внешняя жизнь подобна прекрасному цветку, а внутренняя жизнь - его аромату. Если нет аромата, нельзя по достоинству оценить цветок. С другой стороны, если нет цветка, откуда взяться аромату? Так что внутренняя жизнь и внешняя жизнь должны идти рядом.