Шри Чинмой

Медитация - совершенство человека ради удовлетворения Бога. Хорошо ли я медитирую?

Усилия устремления всегда приносят плоды удовлетворения.
Иногда на это требуется время,
но результаты безошибочно надёжны.

Что такое хорошая медитация?

Искатели часто спрашивают, как можно определить, медитируют ли они правильно или просто обманывают себя, или у них ментальные галлюцинации. Это очень легко понять. Если медитируете правильно, вы получаете спонтанную внутреннюю радость. Никто не сообщил вам хорошей новости, никто не принес подарков, никто не похвалил вас и не восторгался вами, никто для вас ничего не сделал, но у вас есть внутреннее чувство восторга. Если оно есть, знайте, что вы медитируете правильно. Однако если вы испытываете умственное напряжение или беспокойство, знайте, что практикуемый вами тип медитации не предназначен для вас.

Если вы наслаждаетесь ментальными галлюцинациями, вы почувствуете, что покой находится внутри, а беспокойство - вовне. Вы жаждете покоя, света и блаженства, но снаружи чувствуете вулканическую бурю. Если у вас настоящая медитация, возвышенная медитация, вы непременно ощутите покой внутри и вовне. Если это одухотворенная медитация, вы почувствуете свое вечное существование, почувствуете, что вы - от Вечности и ради Вечности. Этого чувства не получить от ментальных галлюцинаций.

Есть и другой способ, который можно помнить. Если вы действительно поднялись на более высокий план, вы почувствуете, что тело становится очень легким. Хотя у вас нет крыльев, вы почти чувствуете, что можете лететь. По сути, если вы достигли очень высокого мира, вы на самом деле увидите внутри себя птицу, которая легко может летать, так же, как летают настоящие птицы.

Если это игра воображения, несколько минут у вас будет очень приятное чувство, а затем сразу же войдут мрачные или разочаровывающие мысли. Вы скажете: «Я учился так усердно, но не справился с экзаменами», или: «Я работал сегодня в офисе так много, но не смог угодить боссу». Эти негативные силы в виде разочарования тотчас войдут в вас. Или возникнет сомнение, и вы скажете: «Как же я могу хорошо медитировать, если вчера сделал так много плохого? Как Бог может быть доволен мной? Откуда быть высокой медитации?» Но если медитация действительно высокая, вы почувствуете, что все ваше существование, словно птица, стремительно взлетает высоко, еще выше, в высшее. Раз у вас есть это чувство, не будет никаких печальных мыслей, никаких разочаровывающих мыслей и никаких сомнений. Вы будете летать в небе восторга, где все - радость, покой и блаженство.

Вы также можете определить, была ли медитация хорошей, по своему самочувствию впоследствии. Если в результате медитации пришел покой, свет, любовь и радость, вы будете знать, что медитировали хорошо. Если у вас есть доброе чувство к миру, если, несмотря на бесчисленные несовершенства мира, вы смотрите на него с любовью, вы будете знать, что медитация была хорошей. И если сразу же после медитации у вас есть динамизм, если чувствуете, что пришли в этот мир, чтобы что-то сделать или чем-то стать, - превратиться в само воплощение Бога и стать Его посвященным инструментом, - это говорит о том, что медитация была хорошей. Но самый легкий способ узнать хорошую медитацию - ощутить покой, свет, любовь и восторг, которые вышли на передний план.

Сейчас ты более чем готов, потому что твоя птица-устремление парит над связывающими и ослепляющими облаками смятения ума.

Не лишайтесь мужества

Пожалуйста, не беспокойтесь, если вначале вы не можете медитировать хорошо. Даже в обычной жизни один только Бог знает, сколько лет нужно практиковаться, чтобы стать очень искусным в чем-то. Если превосходный пианист вспомнит, каков был его уровень, когда он впервые начал играть, он рассмеется. Он достиг своей настоящей высоты в музыке именно благодаря постепенному продвижению вперед. Вначале духовной жизни вы тоже можете иметь трудности с медитацией. Но не старайтесь заставлять себя. Десяти минут медитации рано утром достаточно. Постепенно ваша способность возрастет. Если вы практикуете каждый день, вы добьетесь успеха во внутренней жизни.

И все же, вы не можете есть очень вкусно каждый день. Сегодня вы можете съесть что-то вкусное, а затем, возможно, три или четыре дня будете питаться очень просто. Но вы знаете, что пока вы едите, вы поддерживаете свое тело. Подобным образом, если в какой-то из дней ваша медитация хорошая, а на следующий день вы видите, что не можете хорошо медитировать, не чувствуйте разочарования и не пытайтесь заставить себя медитировать. Когда время медитации закончилось, не чувствуйте себя несчастным даже на миг из-за того, что не смогли медитировать. Если вы недовольны собой, вы допускаете серьезную ошибку. Если вы не можете медитировать в какой-то из дней, предоставьте ответственность Богу. Если однажды вы не сможете медитировать хорошо, знайте, что в другой день Всевышний снова даст вам благословение, вдохновение и устремление медитировать в высшей степени хорошо. Но если вы расстроены или раздражены, тогда какая-то часть прогресса, совершенного вами вчера или позавчера, уменьшится или сведется к нулю. Самое лучшее - быть в духовной жизни спокойным, сдержанным и ровным. Тогда вы будете неизменно прогрессировать в медитации и внутренней жизни.

Вопросы и ответы

Вопрос: Я часто обнаруживаю, что качество моей медитации то повышается, то снижается. Я всегда надеюсь, что у меня не будет спада, но это случается постоянно.

Шри Чинмой: В начале духовной жизни все испытывают подъемы и спады. Когда ребенок учится ходить, он спотыкается и падает снова и снова. Но спустя некоторое время он уже умеет ходить, как следует, и, наконец, бегает. В итоге он может бежать так быстро, как позволяет ему способность. Но маленький ребенок не может рассчитывать бегать так же быстро, как его отец, потому что способности отца намного больше.

Вы испытываете подъемы и спады в медитации. Когда вы на подъеме, нужно чувствовать, что вы обретаете проблеск своей максимальной способности. А когда у вас спад, следует просто считать, что это лишь временная неспособность. Вы не должны терять присутствия духа только потому, что видите бегущими более опытных в духовной жизни людей. Когда-то они тоже спотыкались.

Сейчас небо может быть затянуто тучами, но наступит день, когда вновь ярко засветит солнце. Когда вы испытываете неблагоприятные минуты страха, сомнения, недостатка устремления, следует чувствовать, что они не будут длиться вечно. Как ребенок, который упал, вы должны попытаться снова подняться. Однажды вы сможете ходить, затем бегать и, наконец, побежите изо всех сил, не падая.

Вопрос: Когда медитируешь и взываешь о чем-то, следует ли также стараться достичь этого, или пусть это происходит естественно?

Шри Чинмой: Вначале следует прилагать личное усилие, позже это станет спонтанным. А пока это не стало спонтанным, вам приходится прилагать личное усилие. Когда спринтер начинает бег, его руки совершают очень энергичные движения. Сначала он сознательно размахивает руками очень быстро. Он прилагает большое личное усилие. После пятидесяти-шестидесяти метров, когда его скорость максимальна, все становится спонтанным. В это время спринтер не старается размахивать руками. Но на старте он старался.

Это похоже на лодку, которая идет под парусом. Прежде чем отправиться в путь, вы делаете приготовления. Вначале вам приходится делать массу всяких дел, и пока вы готовитесь, вы очень динамичны. Но это всего лишь подготовка. Лодка все еще у берега. И только тогда, когда вы уже в пути, лодка плывет без вашего постоянного личного усилия. В медитации такое спонтанное движение - действие Милости свыше.

Если вы искренни, вы скажете, что в самом начале вашего путешествия тоже низошла Милость Бога. Иначе, вы бы не получили вдохновения даже сесть в лодку. Однако, отправляясь в путь, вы чувствуете, что прилагаете огромное личное усилие. Но приходит время, когда вы осознаете, что это личное усилие - не что иное, как Сострадание свыше. Почему вы поднимаетесь рано для молитвы и медитации, а ваши друзья все еще барахтаются в удовольствиях долгого сна? Потому что на вас низошла Милость Бога. Поэтому, чем глубже вы идете, тем яснее становится, что Милость Бога дает вам возможность прогрессировать через ваше личное усилие. Бог либо доволен вами, либо помогает вам из Своего бесконечного Сострадания.

Вначале личное усилие имеет первостепенное значение, поскольку в это время еще не чувствуешь, что Бог является твоим безусловным другом. Будучи людьми, мы всегда ожидаем получить что-то в ответ, когда даем. Но если я ничего не даю, то и мне не обязаны давать что-либо. Но Бог не такой. Бог дает безоговорочно, независимо от того, считаем ли мы Его своим или нет. В данную минуту я молю Бога исполнить мое желание. А в следующую минуту, после того, как Он исполнит мое желание, я тут же скажу: «О, я не нуждаюсь в Тебе. Я не хочу быть Твоим ребенком». Но Бог так не поступает. Бог считает нас Своими, независимо от того, насколько мы плохи, потому что Он видит, что через сотни или тысячи, или миллионы лет Он сделает нас совершенными. Ребенок может оставить своих родителей, когда ему вздумается, но могут ли оставить ребенка родители? Невозможно! Так и я могу отречься от Бога, моего вечного Отца, потому что сержусь на Него или потому что Он не исполнил моих желаний. Но Он никогда не отречется от меня, потому что я - Его дитя.

Собственное усилие - необходимо.
Милость Бога - незаменима.

Итак, личное усилие необходимо, потому что мы не чувствуем, что Бог нас постоянно любит и безоговорочно благословляет. Когда же мы сможем чувствовать, что Он делает для нас все безусловно, тогда личное усилие перестанет быть необходимым. Именно потому, что у нас нет такого чувства, так называемое личное усилие имеет первостепенное значение. Но, став искренними, став смиренными и особенно чистыми, мы почувствуем, что именно Бог вдохновил нас пользоваться своим личным усилием. Поэтому заслуга от начала до конца принадлежит Богу. Вначале мы приписываем себе пятьдесят процентов заслуги, поскольку поднимаемся утром молиться и медитировать, а пятьдесят процентов - Богу, потому что Он отзывается на наши молитвы и вдохновляет нас во время медитации. Но если мы искренни, преданы и абсолютно чисты, мы говорим, что сто процентов заслуги принадлежат Богу.

Вопрос: Иногда во время утренней медитации я погружаюсь в дремоту - не в крепкий сон, а просто в дремоту. Это плохо?

Шри Чинмой: К сожалению, это нехорошо. Это не крепкий сон, но и не полное бодрствование. В медитации вам нужно быть абсолютно динамичным. Не позволяйте сонливости овладеть вами. Когда вы садитесь медитировать, почувствуйте, что приходите на поле битвы, где вам приходится сражаться с невежеством, несовершенством и смертью.

К сожалению, многие искатели не имеют достаточно вдохновения быть энергичными в утренней медитации. Иногда по утрам вы сразу чувствуете вдохновение, в другие дни вы совсем не получаете никакого вдохновения. Если огонь уже горит внутри, вам ничего не нужно делать. Но когда огня нет, что вы делаете? Самое лучшее - глубоко вдохнуть перед медитацией несколько раз и наполнить все тело энергией. Эта динамичная энергия поможет вам войти в медитацию. Если возможно, выпейте также немного сока или горячего молока до начала медитации.

Вопрос: Как удержаться, чтобы не заснуть минут через пять после начала медитации?

Шри Чинмой: Прежде всего, перед началом медитации несколько раз глубоко вдохните. С каждым вдохом представляйте, что в вас вливается поток энергии. Затем постарайтесь почувствовать, что вы делаете вдох через различные участки тела: через глаза, уши, лоб, плечи, макушку головы и так далее. Почувствуйте, что каждое из этих мест является дверью, и, вдыхая, вы открываете эту дверь. В это время в вас вливается энергия из Вселенского Сознания.

Затем постарайтесь призвать аспект силы Всевышнего. Призывайте не покой или свет, а просто выведите вперед или притяните свыше божественную силу. Эта божественная сила принесет ощущение, что тело пылает, как в лихорадке, хотя на самом деле у вас нет температуры, и вы сразу почувствуете себя заряженным энергией. Вы можете также представить зелено-голубой лес или поле и что вы идете полем. Тогда, независимо от того, насколько вы устали, вы почувствуете заряд энергии.

Вы можете также ущипнуть себя как можно сильнее и почувствовать, что вас щиплет кто-то другой. Когда вы щиплете себя, знайте, что ваше собственное сознательное «я» щиплет ваше бессознательное «я». Но чувствовать нужно, что щиплет вас кто-то другой.

Другой прием: как можно быстрее повторять имя Всевышнего. С максимальной концентрацией проверьте, сколько раз вы можете повторить «Всевышний» на каждом дыхании. Сила, заключенная в повторении этого имени, наполнит все ваше существо, и вы обязательно почувствуете новый приток жизненной энергии.

Во время медитации всегда старайтесь чувствовать внутри себя движение - динамичное и поступательное, но не агрессивное. Если есть динамичное и поступательное движение, вы не сможете уснуть. Представьте, что внутри вас к станции назначения мчится поезд. Почувствуйте, что сами являетесь скорым поездом только с одной станцией назначения. Машинист поезда непрерывно повторяет имя Бога, чтобы притянуть энергию, силу, выносливость и все божественные качества. Скорый поезд останавливается только у конечной цели в конце своего путешествия, в пути он не останавливается вообще. Ваша цель - достичь глубокой медитации.

Вопрос: Иногда мне кажется, что я трачу все время на то, чтобы сохранить бодрость, и не медитирую по-настоящему.

Шри Чинмой: Вялость и сон приходят во время медитации из-за отсутствия искреннего интереса. Если будет искренний интерес, не будет склонности ко сну. Когда ученик хочет быть первым в школе, когда у него есть настоящий, искренний интерес, тогда он учится без подталкивания со стороны родителей. Но некоторые ученики полагают, что если они просто сдадут экзамены, этого более чем достаточно. При таком отношении у них нет никакого энергичного побуждения или энтузиазма в школьной работе.

К медитации всегда следует относиться с энтузиазмом и рвением. Если вы чувствуете, что не способны медитировать полчаса, запланируйте медитировать десять минут. Тогда вы скажете: «О, только десять минут. Я же легко могу это делать». Если цель очень близка, вы отдаете ей всю энергию. Если она достаточно далека, вы говорите: «О Бог! Бежать на предельной скорости так долго невозможно». Но в течение десяти минут медитировать может каждый. Если вам приходится бежать двадцать миль, вы пугаетесь до смерти. Но если вы видите, что цель в пределах достижимого, вы говорите: «О, я легко достигну ее. Можно бежать и быстрее».

Вопрос: Если чувствуешь себя уставшим перед медитацией, как взбодриться, чтобы не уснуть?

Шри Чинмой: Если вы чувствуете себя уставшим, изнуренным, спокойно выполните несколько глубоких вдохов и представьте, что вдыхаете разными частями тела. Постарайтесь почувствовать, что вы вдыхаете через глаза, уши, лоб, через макушку головы, плечи и так далее. Если вы чувствуете свое дыхание на вдохе, вы не будете сонным. Однако чувствовать дыхание не означает дышать громко. Вы просто ощущаете, что с каждым вдохом вас наполняет поток энергии.

Представьте, что каждая часть, которой вы вдыхаете, является дверью. Каждый раз при вдохе вы открываете дверь то здесь, то там, то где-то еще. Естественно, через открытую дверь входит свет, а свет - еще одна форма энергии.

Если вы медитируете очень хорошо, вы можете чувствовать, что делаете это спонтанно: черпаете энергию не только через нос, но и через голову и другие части тела. Энергия доступна повсюду и эта всеобщая энергия хочет наполнять вас, входя через разные двери. Естественно, чем больше энергии привлечь внутрь, тем выше будет медитация.

Как победить страх?
Единством внутри и единством вовне.
В свете-единстве не может быть страха.

Вопрос: Когда я пытаюсь медитировать, что-то удерживает меня.

Шри Чинмой: То, что вас удерживает, - это страх. Если вы хотите сокровище, которое находится глубоко внутри вас, то вам нужно храбро погрузиться внутрь. Вы можете получить внутреннее сокровище, только имея внутреннее мужество. Страх непознанного и непознаваемого мешает вам погрузиться глубоко внутрь. Но то, что является непознаваемым сегодня, становится лишь непознанным завтра и известным послезавтра.

Безбрежность истины никогда не причинит вам вреда. Она просто обнимет и исполнит вас. Вы боитесь чего-то, потому что не чувствуете, что это - часть вас самих. Но через медитацию вы устанавливаете сознательное единство с бесконечным Простором. И тогда вы видите и чувствуете, что всё является частью вас самих. Так зачем вам бояться?

Вопрос: Я чувствую давление в области лба, когда медитирую. В чем причина, и как мне избежать этого?

Шри Чинмой: Причина давления в области лба в том, что вы медитируете в неправильном месте, вы медитируете скорее в уме, чем в сердце. Вы хотите играть в игру, но, к сожалению, пришли не на ту игровую площадку. Когда во время медитации вы чувствуете давление в голове или области лба, это означает, что ум притянул свет и силу сверх своей способности. Дверь в ваше сознание закрыта, и вы пытаетесь прорваться через потолок и втянуть Бога в свою комнату. В это время бедный Бог приходит в неготовый, невосприимчивый и непросветленный сосуд. Естественно, сосуд противится, и тогда возникает головная боль.

Вы можете чувствовать давление еще потому, что сосуд ума наполнен нечистыми мыслями и идеями. Вы пытаетесь убить эти небожественные мысли одной только волей, а сопротивление ума снова причиняет вам боль. Давление может также означать, что внутри есть преграда, такая как, например, страх. Если сосуд ума наполнен нечистыми мыслями, а вы притягиваете покой, свет и блаженство, вы неосознанно пугаетесь. Вы даже не ожидали, что они столь ослепительны и божественны. Ваш ум наполнен всякого рода мрачными мыслями и нечистотой, и вдруг приходят божественные покой, свет и блаженство. В это время вы принимаете их за посторонних, поэтому противитесь им. Вы мчитесь на предельной скорости и вдруг чувствуете страх, поэтому пытаетесь остановиться.

То, что следует делать, когда вы чувствуете такого рода давление, - это тут же сфокусировать внимание на сердце. Представьте, что у вас совсем нет головы, есть только качества сердца: нежное, милое чувство единства с Богом, вашим Внутренним Кормчим. В сердце нет страха или сопротивления. Неважно насколько интенсивно вы медитируете в сердце, как много покоя, света и блаженства вы привлекли в него, вы не будете испытывать напряжения или давления. Будет только радость, любовь и чувство единства.

Самый безопасный и лучший способ медитации - медитировать в сердце. Но если вы хотите пользоваться умом, вам придется постараться сделать ум очень спокойным, тихим, чистым и восприимчивым. Всегда чувствуйте, что внутри устремленного ума есть сосуд, который можно расширить своим искренним устремлением. Старайтесь сделать сосуд очень большим, так чтобы он мог удержать больше чистоты и просветленности. Но не пытайтесь ничего притягивать. Молясь и медитируя очень одухотворенно, просто позвольте божественной Милости струиться внутри вас и через вас. Тогда вы не будете чувствовать давления или напряжения в голове.

Вопрос: Не думаю, что я притягиваю, и все же, когда я медитирую утром, у меня появляется головная боль.

Шри Чинмой: В вашем конкретном случае, вы медитируете не о том, что нужно. Вы медитируете о божественной силе, но, поскольку ваш внутренний сосуд недостаточно чист, вместо силы в вас входит агрессивное качество. Вы ощущаете эту агрессию как головную боль. Поэтому, медитируя утром, вам следует медитировать о покое. Наполните свое внутреннее и внешнее существо покоем, тогда головной боли не будет. Покой сам является силой, он может решить все ваши проблемы.

Вопрос: Иногда, хотя я и концентрируюсь на сердце, голова притягивает энергию, и, похоже, я не могу это остановить, и все заканчивается просто головной болью. Есть ли какой-то способ вернуться в сердце?

Шри Чинмой: Боль, которую вы чувствуете в голове, - результат сопротивления. На самом деле, ваше сердце принимает через ум. Сила, которая приходит свыше, старается войти в сердце, но ум не позволяет сердцу принимать ее полностью, а лишь в какой-то степени, и поэтому она приходит через ум. Но затем ум начинает завидовать сердцу и противиться.

Постарайтесь в это время почувствовать, что внутри сердца есть нечто бесконечно более могущественное, чем ум. Это душа, обладающая безмерной силой. Итак, выведите вперед внутреннюю силу души и скажите уму: «Ты позволил мне несколько минут безмолвия, и я благодарен. Но я все еще молюсь и медитирую, я еще взываю о покое, свете и блаженстве, а ты теперь не позволяешь мне продолжать». Затем просто схватите ум и втяните его в поток сердца.

Ум похож на балованного ребенка. Прежде он спал и не мешал матери безмолвно молиться Богу. Но вот ребенок проснулся и хочет проказничать. Он не хочет позволить маме устремляться. Что же делает мать? Она грозит ребенку и говорит: «Я еще молюсь, я медитирую. Ты не должен беспокоить меня, или я накажу тебя».

Пока ум позволяет вам медитировать, не нужно беспокоиться. Но когда он начинает беспокоить и причинять боль, это означает, что он не хочет позволить вам получать больше покоя, света и блаженства свыше. Поэтому вам нужно пользоваться силой своей души и втягивать его в сердце.

Вопрос: В медитации я чувствовал сильное напряжение. Голова болела, и я чувствовал, что притягиваю. Что мне делать в подобных случаях?

Шри Чинмой: Если вы испытываете такое чувство напряжения, сразу же вдыхайте и выдыхайте очень быстро. Если ритм вашего дыхания возрастет, напряжение уйдет. Старайтесь почувствовать, что поднимаетесь по лестничному пролету или взбираетесь на высокую лестницу. Поднимаясь, вы вдыхаете. Если вы ощущаете этот подъем, напряжение уйдет. Напряжение появляется, когда вы застреваете на месте. Но на подъеме вы подобны птице, взмывающей в небо. Когда птица парит, где напряжение? Так и у вас не будет напряжения на подъеме.

Вопрос: Я нахожу ваши медитации для себя очень трудными. Я прихожу в прекрасном настроении. Затем я чувствую, как боль входит мне в сердце и в голову. Почему это происходит?

Шри Чинмой: Сила, входящая в вас, не является негативной. Ваша проблема в том, что во время медитации вы пытаетесь притянуть гораздо больше своей способности принять. Когда я на сцене, она вся залита светом. А вы сидите, смотрите на меня и пытаетесь притянуть этот свет. Это похоже на ситуацию, когда в магазине вы видите множество красивых вещей. Как жадный человек, вы хотите купить всё, но в кармане у вас всего пять центов. Когда вы пытаетесь притянуть сверх своей восприимчивости, вы чувствуете боль в голове или сердце.

Вопрос: Очень часто, когда во время медитации я концентрируюсь на сердечном центре, я обнаруживаю, что мое дыхание очень тяжелое и отвлекающее.

Шри Чинмой: Что касается вас, вы напрягаете глаза, когда медитируете. Ваш взгляд напряженный и застывший, и давление направлено на сердечный центр. Это очень вредно для вашего устремления. Если во время медитации вы сможете сохранять зрение в естественном и расслабленном состоянии, напряжение уйдет. Можете держать глаза открытыми или закрытыми, только не делайте их неестественно застывшими.

Я буду терпимым к миру, я буду.
Только терпимостью к миру
я помогу своему уму подниматься,
а сердцу превосходить.

Вопрос: Когда я расстроен оттого, что кто-то поступил со мной плохо, я не могу медитировать так, как хочу. Как мне преодолеть это?

Шри Чинмой: Естественно, вы не можете медитировать, когда расстроены. Вы не можете радушно принимать в своем доме одновременно и друга, и врага. Враг - ваше возбуждение и гнев, а ваш друг - медитация.

Допустим, кто-то поступил с вами плохо, и вы сердитесь на него. Даже спустя несколько часов, когда вы забыли о своем гневе, он все еще может тянуть вас вниз. Вы забыли, но не простили. Если вы не простили, вы не просветлили свой гнев. Иногда вы, наверное, ссоритесь с членами своей семьи, а затем ложитесь спать. На следующее утро вы обнаруживаете, что не можете медитировать. Вы полностью забыли об инциденте, однако, пока вы спали, сила и скорость вашего гнева возросли. Поэтому всегда лучше просветлить гнев немедленно.

Когда с вами поступают плохо, старайтесь почувствовать, что эту достойную сожаления ошибку совершила расширенная часть вашего собственного сознания. Расширьте свое сердце и почувствуйте, что неправильно поступили вы сами. Поступая таким образом, вы не будете расстраиваться. То, что нужно сделать, это прекратить думать о других, а думать только о совершенствовании самого себя. Это не значит, что вы игнорируете проблемы мира. Нет. Ваше личное совершенство поможет другим. Когда вы чего-то достигаете, вы видите немного этого качества и в других. Подобным образом, если вы видите в других что-то плохое, завтра вы увидите то же самое в себе. И если вы видите в человеке что-то хорошее, чего нет у вас, это конкретное качество вскоре разовьется и у вас. Если вы видите искреннего человека, а вы неискренни, тогда лишь потому, что вы осознаете его искренность, ваша собственная внутренняя искренность выйдет на передний план. Ваше внутреннее существо будет стараться общаться с искренностью этого человека и, подобно магниту, привлечет искренность от этого конкретного человека или от Всевышнего, Который является Источником всего.

С этого момента постарайтесь совершенствовать свой собственный характер вместо того, чтобы оглядываться вокруг и выяснять, чьи несовершенства стоят на вашем пути. Уделяйте все внимание самооткрытию. Достигнув совершенства, вы увидите, что каждый человек на земле обретет больше совершенства через вас.

Вопрос: Как мне определить, не слишком ли много я медитирую?

Шри Чинмой: Если вы медитируете слишком много - иными словами, сверх своей способности, - вы обнаружите своего рода напряжение или боль в области третьего глаза. Кроме того, у вас может появиться высокомерие. Вы почувствуете: «Я такой божественный и совершенный, а все остальные небожественны и несовершенны». Если вы стараетесь притягивать покой, свет и блаженство сверх своей способности усвоить это, вы можете не получать больше никакой радости и удовлетворения от своей земной деятельности. Вы будете чувствовать, что ваше земное существование бесполезно и бессмысленно. Если вы замечаете такого рода отвращение или депрессию, которая вызывает желание удалиться из мира, то, возможно, вы пытаетесь медитировать сверх меры.

Вопрос: Когда я медитирую, я теряю энергию и устаю. Это потому, что я медитирую слишком много?

Шри Чинмой: Нет. Если вы теряете энергию во время медитации, это означает, что ваша медитация неправильная. Если медитация правильная, вы будете получать энергию. Медитация - способ обрести бесконечную энергию, свет и блаженство. Но если конкретный метод, которым вы пользуетесь, неправильный, вы будете терять энергию вместо того, чтобы получать.

Вопрос: Что мне сделать, чтобы медитация была всегда хорошей?

Шри Чинмой: Именно через благодарность, благодарность сердца, а не ума, вы можете сделать свою медитацию превосходной. Всего лишь на одно быстротечное мгновение вспомните, что когда-то вы были такими же, как ваши друзья и соседи. А теперь посмотрите на различие между вами. Это как день и ночь. Возможно, они богаты в материальной сфере, но в сфере духовности они полные банкроты. Когда вы увидите различие, автоматически внутри вас забьет ключом родник благодарности.

Если вы способны испытывать каплю благодарности, то внутри этой благодарности вы откроете мир нового творения. Как только семя посеяно, оно начинает прорастать и превращается в растение. Поэтому, когда у вас нет хорошей медитации, самое лучшее – подумать о том, кем вы были и кем вам предстоит стать. Когда-то вы не умели даже ползать, а сейчас вы бежите в духовной жизни. Стоит вам заметить различие, как у вас непременно появится благодарность Всевышнему, ибо Он - Действующий. Именно Он вдохновил вас и действовал в вас и через вас. Он вдохновил вас и дал вам плод вашего действия, поэтому, естественно, благодарность выйдет вперед, и у вас будет хорошая медитация.