Шри Чинмой

КОМУ ОХОТА УЧИТЬСЯ?

Отец обычно проводил всю неделю в городе и ночевал в помещении банка, где было много комнат. Он возвращался домой в пятницу вечером, оставался на выходные, а в воскресенье возвращался на работу. Мне всегда очень хотелось, чтобы он взял меня с собой.

У нас с братом Манту был частный учитель. Этот учитель давал нам уроки прямо у небольшого храма, посвященного богине Лакшми. Храм был метров около тридцати в длину, размером с три комнаты, и был еще верхний этаж.

Краешком глаза я наблюдал, как отец входил в храм за благословением, а затем направлялся на пристань, чтобы успеть на паром. Не раз я пытался идти за ним тайком. Я следил за ним два квартала, а затем бежал за ним. Я хотел остаться незамеченным, но брат и учитель окликали меня, и я всегда был разоблачен.

Когда и отец замечал меня, я начинал реветь, что не хочу идти в школу. Тогда он говорил: «Не могу же я всегда брать тебя с собой? Ты должен ходить в школу!» Брат рассказывал маме о случившемся. Она тоже считала, что мне надо ходить в школу, но знала, что это безнадежно. Поэтому она посылала слугу с запасной одеждой в город, так как на мне были только шорты и футболка.

Вот так много раз я отправлялся в город вместо того, чтобы идти в школу. Кому охота учиться? Несколько лет я относился к учебе несерьезно. Я учился у брата и учителя. А когда начинались экзамены, я всегда был первым по успеваемости. Конечно, учитель был снисходительным, потому что мой отец был очень влиятельным человеком в округе.

Когда я попадал в город, я целый день бродил. Меня завораживали воры, поэтому я отправлялся в суд поглазеть на них. Я также любил бывать на реке Карнафули, смотреть на лодки и корабли. Мои дядя и тетя со стороны матери жили в городе, и я оставался у них. Этот дядя был близок нам. Его жена отлично готовила, и могла приготовить вкусные блюда прямо из ничего. Часто я проводил у них целую неделю. Но если я требовал остаться дольше, чем на неделю, то либо мама сама приезжала в город, либо она присылала кого-нибудь за мной.

Когда я навещал своих тетушек в деревне, мама не разрешала оставаться у них дольше двух дней. Но довольно часто она разрешала мне погостить у дяди в городе целую неделю. Я всегда плакал, когда нужно было возвращаться домой. Почему? Потому, что, хотя я и очень любил свою маму, я терпеть не мог учиться! Учиться — это было уж слишком, слишком!

Маме не нравилось, когда я отсутствовал очень долго. Не потому, что она боялась, что я буду плохо учиться, если стану пропускать школу. Просто я был ее любимцем, и без меня она чувствовала себя несчастной. Вот почему ей не хотелось, чтобы я ездил в город.

Во время каникул мама рассказывала мне всякие истории из Махабхараты. Я не мог читать такие большие книги, но слушал ее рассказы и пересказывал их нашим родственникам.

Часто она рассказывала их, чтобы уложить меня спать, а мне хотелось побыть еще на улице, поиграть или съесть манго. После обеда она звала меня домой и принималась за рассказы. Через пять минут я притворялся, что крепко сплю. Мама была очень довольна. Она закрывала книгу и внимательно смотрела на меня, действительно ли я сплю. Но я тоже наблюдал за ней. В конце концов, она засыпала, а я вскакивал и убегал.

Через час она просыпалась и посылала повара или слуг найти меня. Она знала, чем я занимаюсь! Она находила меня в манговом саду. Я проделывал такие хитрости много, много раз.