Шри Чинмой
Бог - Всевышний Музыкант

Вопросы и ответы о музыке

Вопрос: Почему мы любим музыку?

Шри Чинмой: Мы любим музыку, потому что она учит нас как любить, кого любить и зачем любить. Как мы любим? Мы любим в самоотдаче. Кого мы любим? Мы любим Бога. Почему мы любим? Мы любим, потому что божественный любящий в нас не существует сам по себе без чувства реальности единства со своим Возлюбленным Всевышним.

Давайте не будем пытаться понять музыку умом. Давайте не будем пытаться чувствовать ее своим сердцем. Давайте просто и спонтанно позволим музыке-птице парить в небе нашего сердца. В полете она безоговорочно откроет нам то, что имеет, и то, чем является. То, что она имеет, — это послание Бессмертия, а то, чем она является, — течение Вечности.

Вопрос: Чем является звук, создаваемый музыкой?

Шри Чинмой: Существует два вида музыки: земная музыка и Небесная музыка. Есть также и третий вид — Музыка Всевышнего. Земная музыка стимулирует в нас витал. Небесная музыка просветляет нас и раскрывает божественность внутри нас. Музыка Всевышнего исполняет Реальность внутри нас.

Вопрос: Какая связь между музыкой и безмолвием?

Шри Чинмой: Безмолвие — это гнездо, а музыка — птица. Птица покидает гнездо рано утром и возвращается в гнездо вечером. В духовном мире божественная музыка, подобно птице, появляется из сокровенной души Безмолвия.

Обычная музыка приходит из витала, из грубого физического сознания или из чего-то тонкого в нашем существе. Этой тонкой реальности не обязательно быть очень высокой или очень глубокой. Она может быть лишь на дюйм глубже, чем грубое физическое.

Но когда мы сравниваем божественную музыку и Безмолвие, мы должны сказать, что Безмолвие — это всеохватывающее гнездо. Весь покой, вся радость и вся уверенность находятся внутри этого гнезда, и оттуда музыка-птица появляется и летает по всему миру. Паря в небосводе, она дарит восторг как любящим музыку, так и Вселенскому Сознанию. Вселенское Сознание постоянно питается бессмертной, божественной и всевышней Музыкой Абсолюта.

Вопрос: На что похож звук музыки Бога?

Шри Чинмой: Каждый человек Музыку Бога слышит в соответствии со своей личной способностью восприятия. Бог исполняет одну и ту же музыку, но она будет по-своему звучать для одного и совсем иначе для другого. Когда профессор читает лекцию, в аудитории присутствует много студентов. Каждый студент поймет объяснение профессора по-своему. Благодаря внутренней способности лучший ученик в классе поймет намного больше, чем худший. Музыка Бога слышится, ценится, понимается и переживается индивидуально, согласно способности слушателя воспринимать ее.

Вопрос: Поет ли Всевышний только одну единственную вечную песню?

Шри Чинмой: Всевышний поет только одну песню, и это песня Совершенства. Только одна песня приносит Ему удовлетворение, и это песня Совершенства. Он поет вечно. Но нам нужно знать, что в этой одной песне поется бесчисленное множество песен. Это началось с одной песни, но затем она вылилась в мириады песен. Дерево одно, но когда мы смотрим на сотни листьев, цветов и фруктов, мы видим множество. Внутри одного мы видим множество. Так же есть только одна песня, которую поет Всевышний, и это песня Совершенства. Но внутри этой песни множество песен, бесчисленное количество песен.

Когда Всевышний поет, Он не использует свой Ум, Он не использует свое Сердце. Он использует свое Видение. Согласно нашему видению, когда два и два равняется четырем, это безупречно. Но в Видении Бога два и два могут равняться семи или чему-то еще. Видение Бога не ограничено умом. Ум говорит: «Вот так, это должно быть так. А не эдак». Но Всевышний не хочет быть связанным.

Свобода Всевышнего не напоминает свободу бешеного слона. Он не использует Свою Свободу, чтобы помыкать миром, как это делаем мы. Его Свобода — это Его спонтанное движение, из которого Он получает высший Восторг. Из каждого движения Он хочет извлекать максимум Восторга, который Он однажды извлекал, создавая Свое творение. Он хочет наслаждаться Собой как всевышним Восторгом. Он хочет наслаждаться Собой не как владельцем океана, а как самим океаном. Кроме того, Он хочет наслаждаться Собой как крошечной каплей океана. Он может принимать форму либо крошечной капли, либо безграничного океана. Океан — это то, что воплощает множество. Если мы смотрим на океан, мы можем называть его единым. Вместе с тем, если мы считаем индивидуальные капли, мы видим океан как множество. Но мы знаем, что капли имеют источник, и видение скажет нам, что источник один.

Вопрос: Я слышал, что у каждого из Небес свои звуки или ноты. Могли бы вы описать их?

Шри Чинмой: В данном случае Небеса означают высшие миры. Есть семь высших миров и семь низших миров. У каждого мира собственная музыка и собственная нота. Музыка высших миров пробуждает нас, вдохновляет нас, просветляет нас, совершенствует нас и исполняет нас. Музыка высших миров постоянно приходит к нам как предвестник высшей Высоты, в то время как музыка низших миров, естественно, приходит к нам как посланник разрушения.

Но своя музыка есть не только у высших и низших миров, у каждой индивидуальности есть своя собственная музыка, каждое движение имеет собственную музыку, каждое действие имеет собственную музыку. В каждом нашем вдохе и выдохе — музыка. Если мы не уделяем внимания внутренней глубине действия, мы не слышим музыки. Если же мы уделяем внимание каждому действию, тогда в самой глубине этого действия мы непременно слышим музыку. Если мы не слышим музыки внутри действия, действие безжизненно.

Вопрос: Когда я исполняю музыку, я ощущаю покалывание вокруг третьего глаза.

Шри Чинмой: Это указывает на пробуждение. Но это не означает, что твой третий глаз собирается открыться. Нет. Когда ты очень одухотворенно играешь, свет внутреннего видения выходит вперед. Видение внутри тебя, но оно пока еще дремлет. Но сейчас оно намерено действовать как положено. Оно не хочет больше спать. Поэтому внутреннее видение начинает работать. Видение третьего глаза пытается выйти на передний план, вот почему ты получаешь такие ощущения. Так что это очень хорошее переживание.

Когда ты поешь, ты можешь чувствовать пробуждение в горловом центре. Те, у кого хороший голос, имеют до некоторой степени открытый горловой центр. Это тоже очень хорошее переживание.

Вопрос: Как музыка влияет на наше сознание?

Шри Чинмой: Наше сознание подобно книге. Когда мы исполняем божественную музыку, мы способны записать в эту книгу что-то значительное. Если это небожественная музыка, мы запишем что-то небожественное. В тот момент, когда мы пишем что-то небожественное, качество книги страдает. Когда мы пишем божественное, мы видим и чувствуем, что качество книги значительно улучшается.

Если мы слушаем плохую музыку, это похоже на то, как будто перед нами лист бумаги, а мы посадили на бумагу чернильную кляксу и испортили ее. Но если мы слушаем хорошую музыку, мы сразу чувствуем, что написали на бумаге что-то божественное и бессмертное.

Вода символизирует сознание. Сознание, как и вода, нейтральное. То, что мы положим в воду, первостепенно важно. Если это что-то безвредное, милое и божественное, то мы получим радость. Но если мы положим в воду что-то небожественное, ядовитое и разрушительное, тогда мы, естественно, умрем, если выпьем ее. То, что мы растворяем в воде перед питьем, целиком зависит от нас.

Вопрос: Может ли музыка помочь нам в духовной жизни?

Шри Чинмой: Музыка может помочь нам в духовной жизни, если мы знаем, что музыка и духовная жизнь подобны близнецам-братьям, и мы не можем разлучить их. Как можем мы разлучить два пальца, два глаза? Они находятся рядом. Если один глаз видит недостаточно хорошо, мы чувствуем, что наше зрение несовершенно. Подобно этому, нам нужно знать, что музыка и духовная жизнь должны идти рядом: одна дополняет другую. Музыка помогает духовному искателю идти глубоко внутрь, чтобы получать от жизни максимум удовлетворения, истины, реальности. Духовная жизнь, в свою очередь, помогает музыке предлагать всему миру свою способность и силу, которая является светом души.

Вопрос: Что «одухотворенность» означает в музыке?

Шри Чинмой: Когда мы слушаем одухотворенную музыку или сами исполняем одухотворенную музыку, наше внутреннее существо тотчас же взбирается высоко, выше, в высшее. Оно поднимается и входит во что-то запредельное. Это запредельное постоянно старается помогать нам, вести нас, формировать и превращать нас в наше подлинное трансцендентальное воплощение, нашу подлинную божественность. Когда мы слышим одухотворенную музыку или исполняем одухотворенное музыкальное произведение, мы чувствуем некоторого рода внутренний трепет во внутреннем существе, с головы до пят. Через нас течет река, река сознания, и это сознание все время просветленное.

Наряду с глубокой молитвой или медитацией, музыка первостепенно важна. Медитация — как прямой или кратчайший маршрут к цели. А музыка — абсолютно свободная дорога, она может быть немного длиннее, но совершенно свободна от препятствий. Если кто-то может исполнять или слушать одухотворенную музыку, сила его собственной медитации увеличивается. Музыка, одухотворенная музыка, добавляет нам устремления. Если духовный искатель хочет быть музыкантом, даже если у него нет музыкального образования, он может стать хорошим музыкантом, потому что молитва и медитация содержат в себе все способности. Пусть вы никогда не изучали музыку, но если вы одухотворенно молитесь и медитируете, внутри вашей молитвы, внутри вашей медитации Милостью Всевышнего ясно проявится сила музыки. Тогда вы сможете пользоваться этой силой по-своему.

Одухотворенная музыка — это музыка, которая тотчас поднимает наше сознание к Абсолюту, к Высшему. Но обычная музыка, витальная музыка, опускает наше сознание вниз. На мимолетную секунду или несколько часов мы получаем своего рода удовольствие, но затем это удовольствие забирает нас в низшее витальное сознание, где мы подвергаемся искушениям. Из мира искушения мы попадаем в мир разочарования, а из мира разочарования — в мир разрушения. Но одухотворенная музыку приводит нас в мир устремления. Из устремления мы входим в мир осознания, где наше внутреннее существо насыщается Светом и Восторгом.

Одухотворенная музыка — это та музыка, которая хочет в конечном счете преобразовать наше сознание. Она переносит нас во Вселенское Сознание и наделяет нас чувством гармонии с высочайшим, глубочайшим, с самым далеким.

Она также дает нам ощущение, что Сам Бог является Всевышним Музыкантом. Когда мы исполняем музыку одухотворенно, мы начинаем понимать, что не являемся музыкантами, мы — просто инструменты. Мы как фортепьяно, скрипка или гитара, и именно Бог непрерывно играет на нас. Если мы действительно исполняем музыку одухотворенно, мы видим себя просто инструментами, кто-то другой поет и играет в нас и через нас, и этот кто-то — наш Внутренний Кормчий, Всевышний.

Вопрос: Как нам знать, что музыка одухотворенная, а музыкант устремленный?

Шри Чинмой: Устремленный музыкант или нет, — это не ваша забота. Это дело только Бога. Если музыка поднимает ваше сознание, тогда слушая ее, вы поймете, что это одухотворенная музыка. С другой стороны, человек может казаться духовным, но если его музыка понижает ваше сознание, значит, он исполняет не духовную музыку. Иногда музыкант устремляется и к тому же исполняет духовную музыку, тогда вам очень повезло, потому что вы получаете и то и другое.

Вопрос: Как лучше стать единым с одухотворенной музыкой?

Шри Чинмой: Лучше всего стать единым с одухотворенной музыкой — иметь твердое внутреннее убеждение в том, что когда вы вдыхаете, вдох сразу же входит прямо в душу. И во время вдоха вам необходимо чувствовать, что Вселенское Сознание, божественная Реальность, божественная Истина тоже входят. Затем, выдыхая, старайтесь чувствовать, что вы выдыхаете невежество, которое окутывает вашу душу. Чувствуйте, что покровы невежества подняты и отброшены. Если вы сможете все это сознательно представить и почувствовать, тогда это лучший способ стать единым с одухотворенной музыкой. Что мы считаем одухотворенной музыкой? Если вы говорите, что это музыка, которая воплощает душу, то скажу, что вы ошибаетесь. Вам нужно чувствовать, что одухотворенная музыка — это Свет, который хочет выразить себя божественным образом. Как тьма хочет проявить свою власть на земле, так и Свет хочет проявить свою Реальность и Божественность особым образом. Свет — душа всего. Свет — душа музыки, Свет — душа любви, Свет — душа всего искусства. Когда Свет божественно проявляет себя в форме музыки, это музыка души.

Вопрос: Что нужно, чтобы петь очень одухотворенно?

Шри Чинмой: Вам нужно думать как о теле песни, так и о душе песни. Телом песни является каждое слово. Вам нужно хорошо знать смысл песни. Вы можете не знать ее значение так, как знаю его я, но общий смысл песни, литературный смысл вам нужно знать хорошо. Предположим, вы поете «Ore Mor Kheya». Вы узнаете значение слов: Ore — это «О», Mor — «моя», Kheya — «лодка». И пока вы поете, вы начинаете представлять перед собой лодку, крошечную лодку. Затем, следующим словом является neye, оно означает «лодочник». Лодке необходим лодочник. Вначале вы представляете лодку, а затем лодочника, вы рисуете образ перед своим умом. Это — телесный аспект песни.

Но если вы можете медитировать пять-десять минут перед пением, тогда из своей медитации получите психический аспект песни. Иногда, даже если вы не медитировали, принося образ каждого слова в ум, вы также получаете психический аспект песни. Но для этого необходимо быть великолепным искателем.

Если вы выносите вперед психический аспект песни, а также символически выносите вперед ее телесный аспект, песня становится по-настоящему одухотворенной. И тогда слушатели непременно почувствуют внутри музыки душу. Они могут даже не слышать ваших слов, не понимать вашего языка, они просто увидят внутри душу. Они увидят в вашем лице божественную реальность. Иногда душа пропитывает ваше внешнее лицо, и лицо сияет. В это время они не видят ничего, кроме души.

Однажды, когда я был в Индии, четверо или пятеро пожилых мужчин и женщин подошли, чтобы послушать мои песни. Все они были близки моей семье. Я запел «Ore Mor Kheya», и мужчина тотчас заснул. Две женщины были взволнованы до слез. Две другие женщины вовсе ничего не слышали. Они не слышали ни одного слова. Они просто вглядывались в мое лицо, оценивая его выражение. Мое лицо в то время стало моей душой. Они даже не знали, о чем я пел, они просто стали едины с душой, которой было озарено мое лицо. Первые две женщины знали смысл «Ore Mor Kheya». Они отождествились с телесным аспектом песни и получили его осмысление. Но две другие отождествились не с физическим, они отождествились с аспектом моего устремления. Вот почему они сказали, что ничего не слышали. Это не выдумки, это было на самом деле.

Вопрос: Поют ли наши души, когда мы поем очень одухотворенно?

Шри Чинмой: Да, когда мы поем очень одухотворенно, поет или частица души, или сама душа. Можно решить, что это голос души, но это не так. Музыка души отличается от голоса души, языка души. Душа может говорить любым голосом, каким захочет. Голос души, язык души — это свет. Не электрический свет, а свет, который постоянно просветляет наше внутреннее и внешнее существо.

Мы можем слышать пение, которое приходит прямо из души или части души, даже без голоса. Душа может петь непосредственно, безо всякого голоса.

Очень часто, когда мы поем очень одухотворенно, даже после того как песня спета, мы слышим голос внутри себя, словно кто-то еще поет эту песню. Мы можем беседовать со своими друзьями или смотреть по сторонам, но сознавать, что кто-то поет, и этот «кто-то» — наша душа. Как мы можем сознавать тот факт, что песня приходит прямо из души? Мы можем знать, что она приходит из души, просто наблюдая за собственным сознанием. Иногда мы ловим навязчивую мелодию, очень слабую, тонкую мелодию, но за нею тотчас идут земные, небожественные мысли, словно следующие за ней собаки. Если сразу появляются небожественные мысли, низкие витальные мысли, значит песня идет не прямо из души. Если она приходит прямо из души, тогда и капле небожественной мысли не войти в течение всей песни. У нас будет высочайшее и глубочайшее сознание от начала и до конца песни.

Вопрос: Как можно сделать музыку одухотворенным даром Всевышнему?

Шри Чинмой: Прежде всего, нужно чтобы музыка сама была одухотворенной. Только тогда мы можем предлагать ее. Когда мы слушаем божественную, одухотворенную музыку, мы сразу чувствуем, что она — прекрасный свежий цветок из сада нашего сердца, готовый для возложения к Стопам Всевышнего. Если мы чувствуем, что музыкальное произведение — настоящий цветок, свежий цветок, ароматный цветок, мы можем сразу же поместить его к Стопам Всевышнего.

Вопрос: Когда я пою, это звучит настолько ужасно, что забирает мое вдохновение.

Шри Чинмой: Я говорил вам, пение — это форма медитации. Если ты не можешь держать мелодию, ничего страшного. Тогда ты не будешь петь на публике. Но ты определенно можешь петь, когда один. Раз в день тебе следует петь Invocation. Если ты не поешь Invocation каждый день, пожалуйста, почувствуй, что ты что-то теряешь в жизни. В этот день ты не кормишь Всевышнего, а если ты не кормишь Всевышнего ежедневно, это непростительный проступок.

Если ты не можешь передать мелодию, Всевышний не приходит, чтобы поставить тебе оценку. Если ты поешь одухотворенно, Всевышний будет чрезвычайно рад. Тагор однажды писал: «Ты дал птице голос, музыкальный талант. Мне ты не дал голоса, но все же я пою». Когда у тебя чего-то нет, но ты все-таки предлагаешь это Богу, Бог очень доволен тобой. Так что старайся петь по-своему. Даже если мелодия неправильная, но ты поешь одухотворенно, это — настоящая форма медитации.

Вопрос: Слышать песню в уме — это тоже форма пения?

Шри Чинмой: Конечно. Но когда ты поешь вслух, это убеждает внешний ум. Когда ты поешь вслух, ты чувствуешь, что имеется свидетель. И если ты не завершаешь песню, ты будешь смущен. Но если ты поешь про себя, тогда ты можешь остановиться посредине, и никто не будет критиковать тебя. Когда же ты поешь вслух, то сразу будешь уличен. Ты поймешь, что ухо — свидетель.

Вопрос: Я не могу петь. Я пою монотонно и не могу научиться играть.

Шри Чинмой: Слово «произведение» сложный термин, и «признание» тоже сложная штука. Но смысл «произведения» и «признания» можно сделать очень простым. Когда произведение едино с Волей Бога, ему не нужно быть на физическом плане, на витальном или на ментальном плане. Оно может быть на плане Самого Бога благодаря единству с Богом. Предположим, кто-то сочинил прекрасное музыкальное произведение. Если ты можешь отождествить себя с внутренним зовом музыки, тогда ты становишься соучастником, соавтором. Я всегда говорю своим ученикам, чтобы они отождествляли себя с моими песнями, моей музыкой, моей поэзией. Если они могут это, у них есть полное право чувствовать, что они тоже сочинили эти песни, они тоже написали эти стихи, тоже нарисовали эти картины. Это — стопроцентная истина. На физическом плане я пользовался бумагой и ручкой, но это несущественно. На внутреннем плане подлинное произведение — это единство. Когда человек осознает Бога, он ничего не создает, он просто становится единым с действием Бога. Во внутреннем мире они с Богом не являются различными существами, они одно, как крошечная капля и обширный океан. Если крошечная капля полностью отождествила себя с океаном, она имеет полное право называть себя океаном. Так и твоя душа иногда реагирует на мою музыку. Душа восхищена музыкой, она просто растворяется в ней и становится единой.

Так что, тебе не нужно заботиться о мелодии. Если ты сумеешь отождествлять себя с музыкой, ты сразу же становишься источником, композитором. Кроме того, когда ты слушаешь духовную музыку и отождествляешь себя с певцами, которые поют очень одухотворенно, я говорю тебе, что это не что иное, как твоя собственная молитва и медитация.

Бывает, у человека не хватает единства между собственным умом и сердцем. Так же, как люди завидуют друг другу, так и ум начинает завидовать сердцу, или витал начинает завидовать сердцу. Если очень красивая песня приходит из сердца, а не из ума или витала, то ум и витал стараются окатить его холодной водой. Они бунтуют. Иногда композиторы создают что-то прекрасное, и это приходит прямо из устремленного сердца. Но ум и витал не отождествляют себя с устремленным сердцем. Когда сердце поет, ум демонстрирует своего рода завистливое, угрюмое настроение. И тогда тот, кто сочинил песню, не получает максимальной радости от собственного произведения.

Твоя душа едина с божественным Музыкантом. Твоя душа знает как петь, но твоя внешняя жизнь не знает как петь. Твой голос не тренирован. Иногда душа не взывает о музыкальных способностях, но твой ум, тело, витал и сердце — твое земное существо — хотят этого. И тогда твоя душа сдается, потому что это безобидное желание. Твоя душа не хочет проявлять себя через музыку, но когда она видит, что музыка, которую ты хочешь исполнять, духовная, она не возражает. Если искатель хочет добавить что-то к своей внутренней жизни, своей духовной жизни, у души нет никаких возражений.

Духовные Учители имеют способность, если захотят, сделать кого-то искателем или музыкантом тут же. Если я вижу, что у кого-то есть огромный внутренний зов научиться петь или играть на гитаре, и если этого действительно хочет душа, тогда я могу дать такую способность на физическом плане. Некоторые ученики вовсе не были поэтами, даже их предки не писали стихов. Но они пишут замечательные стихи. Я никогда не говорю им, что это я сделал их поэтами. До сих пор очень многие души приходят ко мне за помощью после многочасовых мучений написать хорошо хоть одну строчку! Так что, если душа этого хочет, способность определенно будет дарована.

Но если ты можешь отождествить себя с другими учениками-музыкантами, если можешь считать их музыку своей собственной, в этом нет ничего плохого. Другой может сказать: «Это сделал я. Ты этого не делал». Но когда есть внутреннее единство, ты имеешь полное право притязать на это. Если ты хочешь отождествиться с творением других, которое является твоей собственной расширенной реальностью, ты можешь это сделать.

Вопрос: Какая взаимосвязь между музыкой и медитацией?

Шри Чинмой: Музыка — внутренний универсальный язык Бога. Я не знаю французского, или немецкого, или итальянского, но если звучит музыка, сердце музыки тотчас входит в мое сердце или мое сердце входит в музыку. В это время нам не нужно внешнего общения, внутреннего общения сердца достаточно. Мое сердце тесно связано с сердцем музыки, и в этом общении мы становимся неделимо едины.

Медитацию не отделить от музыки. Когда из сокровенных тайников своего сердца мы взываем о Покое, Свете и Блаженстве, это наилучший вид медитации. Мы не можем медитировать двадцать четыре часа в день, но можем медитировать, скажем, два часа в день. Кроме того, пару часов в день мы можем играть или слушать музыку. Музыка ближе всего к медитации. Но это должна быть одухотворенная музыка, музыка, которая пробуждает и возвышает наше устремленное сознание. Когда мы исполняем одухотворенную музыку, душевную музыку, мы тотчас переносимся в высшую сферу сознания. Когда мы исполняем музыку одухотворенно, мы идем высоко, выше, в высшее.

Каждый раз, когда исполняется одухотворенная музыка, мы получаем вдохновение и восторг. В мгновение ока музыка может поднять наше сознание. Но если мы к тому же молимся и медитируем, тогда мы, несомненно, более просветлены и исполнены, чем любитель музыки, который сознательно не ведет духовной жизни. Каждый духовный музыкант сознательно распространяет Свет Бога на земле. Бог — космический Игрок, вечный Игрок, а мы — Его инструменты. Но в процессе нашей эволюции наступает время, когда мы чувствуем, что стали полностью едины с Ним. С этого времени мы не остаемся больше инструментами, мы сами музыканты, божественные музыканты. Именно Всевышний создает подходящий инструмент. К тому же, именно Он побуждает игрока прекрасно играть, и именно Он создает музыканта.

Вопрос: Может духовная музыка исполняться во время медитации?

Шри Чинмой: Конечно, хотя это зависит от того, кто медитирует. На земле много искателей, которые медитируют исключительно хорошо, но у которых нет развитого музыкального чувства. Их уши не подготовлены, и мы не можем ожидать, что они с ходу изменят свою природу. Им либо не достает способности ценить музыку, либо у них какое-то аскетичное чувство к музыке. Есть много искателей, которые придерживаются глупого мнения о том, что вся музыка приходит из низшего витала. Они не поощряют своих детей учиться музыке, считая, что те опустятся, как только войдут в мир музыки. В этом есть доля истины, ведь все мы знаем, что витальная музыка весьма ценится во всем мире. Душевная музыка не широко ценится, и очень немногие люди ценят музыку души. Они воспринимают ее как постороннего, входящего в их сознание. Но на самом деле, это их внутренний хозяин, их душа, которая дожидается глубоко внутри своего выхода.

Естественно, небожественная музыка будет немедленно понижать сознание. Но если божественная музыка звучит во время глубокой медитации, она улучшает медитацию. Одухотворенная музыка немедленно помогает поднять сознание. Вот почему мы время от времени исполняем музыку в Центре. Мы не слушаем ее все время, потому что есть много людей, которые не ценят музыку или не восхищаются ею. Мы не хотим создавать им проблем, поскольку это коллективная медитация.

Так что, если вам нравится музыка, тогда, пожалуйста, исполняйте одухотворенные песни или мелодии во время медитации дома. Мягкая, одухотворенная музыка непременно поможет вам.

Вопрос: Могут ли некоторые виды музыки расстраивать нас и изменять наше духовное состояние?

Шри Чинмой: Да. Музыка, которая разрушает наше внутреннее существо, действительно существует. Эта музыка приходит из грубого физического или низшего витала. Небожественная музыка пытается пробудить наше низшее витальное сознание и бросить нас в мир возбуждения. Духовный человек тотчас пострадает от этой музыки. Но одухотворенная и духовная музыка чрезвычайно помогает нам, она питает нашу внутреннюю жизнь. У музыки огромная сила. Пользуясь огнем, мы можем обжечься или приготовить пищу и сделать много других хороших дел. То же и с музыкой. Божественная музыка сразу же возвышает наше сознание, в то время как небожественная музыка тотчас понижает наше сознание и старается уничтожить наш искренний внутренний зов о лучшей духовной жизни.

Вопрос: Возможно ли быть одновременно и музыкантом, и Йогом?

Шри Чинмой: Конечно, вполне возможно быть одновременно и музыкантом, и Йогом. У Матери Индии было много святых, мудрецов и духовных Учителей, благословленных божественной музыкой. Их музыкальный талант никак не мешал их Богоосознанию, и даже по достижению Богоосознания музыкальные способности не покидали их. Качества Йога и качества музыканта могут жить рядом, при условии, что у Йога есть способность и талант к музыке. Даже если Йог проводит очень мало времени в мире музыки, он может быть очень хорошим музыкантом, но музыканту, чтобы стать Йогом, потребуется бесконечно больше времени.

Йога означает союз, неделимое единство с Богом. Йог — это тот, кто установил сознательный союз с Богом. Он легко может стать музыкантом, потому что в своем неделимом единстве с Богом он может делать все, что захочет. Но Йогу необходимо ожидать Воли Бога. Если есть Воля Бога — он станет музыкантом, а если такова Воля Бога — он станет кем-то другим. Иначе, он просто будет оставаться в собственном возвышенном осознании и единстве. Он будет раскрывать и проявлять высший Покой, Свет и Истину так, как этого хочет от него Всевышний. Музыканту в конечном счете нужно стать Йогом, потому что никакой музыкант, что бы он сейчас не играл, не останется неосознанным. Бог не позволит ни одному человеку на земле остаться неосознанным навсегда. Если музыкант не является искателем, ему нужно стать искателем. Тогда, естественно, он со временем станет Йогом.

Вопрос: Гуру, я музыкант, а также стараюсь вести духовную жизнь. Иногда, однако, мне бывает очень трудно примирить эти две свои части, и я чувствую, что мне не следует пытаться слишком быстро продвигаться в этой сфере.

Шри Чинмой: Если ты можешь исполнять одухотворенную музыку, духовную музыку, у тебя не будет проблем. Но если ты исполняешь витальную музыку — джаз, рок-н-ролл и прочее, — у тебя не будет удовлетворения. Ты радуешь внешний мир, но не радуешь своего Внутреннего Кормчего так, как Он хочет. Если ты не устремленный искатель, тогда другое дело. Но если ты искренний искатель, каким ты являешься, то будешь чувствовать себя скверно.

Ты можешь сказать, что нужно развиваться постепенно, что ты не можешь изменить свою музыку сразу. Тогда я скажу: «Хорошо, но старайся также выносить вперед другую жизнь. При каждой успешной попытке, чувствуй: «О, мои дни сочтены. Моя старая жизнь подходит к концу». Чувствуй, что ты получил достаточно денег, славы и т.д. Даже если недостаточно, просто старайся убеждать свой ум. И тогда твоя душа будет выходить на передний план. Если ты можешь убедить себя, что весь мир ценит тебя и восхищается тобой, мир дал тебе то, чего ты хотел, а ты все еще не удовлетворен, тогда спроси себя, что тебе еще нужно делать в жизни. Что тебе нужно делать — это радовать своего Внутреннего Кормчего так, как Он хочет.

Сейчас тебе может казаться, что мир не оценит твоей духовной музыки. Но придет время, не сегодня, так завтра, и ты создашь другой мир музыки. Если ты продолжаешь создавать, люди однажды оценят твое творение.

Вопрос: Как мне внести одухотворенность в свою музыку?

Шри Чинмой: Как искренний искатель, ты должен знать, что твоей музыке необходимо радовать Всевышнего, твоего вечного Гуру. Ты очень молод. Тебе нужно исполнять музыку, которая приносит вдохновение сердцу, а не возбуждает витал. Тебе нельзя играть музыку, которая лишь возбуждает волнение в витале. Когда ты играешь какую-то вещь, тебе нужно почувствовать, та ли это музыка для твоего собственного прогресса и внутреннего роста. Играй только ту музыку, которая вдохновляет тебя, которая приходит из самых глубин твоего сердца и просветляет твое сознание.

Тебе нужно знать, что каждый искатель-музыкант имеет золотую возможность радовать своей музыкой Всевышнего. Где бы ты ни исполнял музыку, тебе нужно знать, радует эта музыка Всевышнего или нет. Если она нравится тебе, и ты чувствуешь, что она понравится Ему, тогда продолжай. Но если ты чувствуешь, что Он не доволен ею, тогда никогда не исполняй ее. Исполняя музыку низшего витала, чтобы получить признание публики, ты никогда не порадуешь Всевышнего. Если обычный человек, который не отправился в духовный путь, исполняет такого рода музыку, он поступает правильно согласно собственному стандарту. Но если такую музыку исполняет искатель, он не сможет совершать никакого прогресса.

Искреннему искателю, который уже принял свой путь, следует исполнять только духовную музыку, душевную музыку, музыку, которая возвышает его сознание и сознание других. Исполняя такую музыку, ты увидишь, что сам Всевышний расцветает в каждой ноте как лотос, лепесток за лепестком. Когда ты играешь божественную музыку, пожалуйста, чувствуй, что Бог раскрывает Свою собственную внутреннюю музыку и исполняет Себя в тебе и через тебя.

Вопрос: Чем является звук для музыканта?

Шри Чинмой: Звук для музыканта — это его собственное дитя. Он как цветок в саду. Сад без цветка никуда не годится. Так и музыкант без своего прекрасного внутреннего сада никуда не годится. Музыкант и звук подобны Творцу и творению. Они неделимы и незаменимы.

Вопрос: Как лучше исполнять музыку: по памяти или читая ее по нотам?

Шри Чинмой: Здесь ты всецело заинтересован в спонтанном фонтане сердца. Ты можешь дать ему жизнь, придать ему настоящей жизни, если сумеешь исполнять музыку сердцем. Но когда ты читаешь ноты, глаза видят бумагу и существенно работает ум. В это время проявляется ментальное сознание, сознание бумаги входит в ум, а спонтанность, одухотворенные качества уходят. Так что пусть фонтан льется только из сердца. Если у тебя есть другой небольшой источник в уме, вопреки большому источнику в сердце, ты создаешь себе проблемы. С другой стороны, если ты знаешь все ноты, но просто играешь механически, это тоже нехорошо. Выучи наизусть и, исполняя музыку, давай ей жизнь сердцем. Ты представляешь духовность. Чтение нот, хотя это обычный метод, отнимает духовные качества. Я добиваюсь от всех своих детей духовной музыки.

Вопрос: Важно ли в духовной жизни учиться игре на музыкальном инструменте?

Шри Чинмой: Учиться игре на музыкальном инструменте важно тем, у кого есть музыкальный талант, а не другим. Если у вас есть музыкальный талант, это поможет вам. Но если у вас нет музыкального слуха, то инструмент абсолютно бесполезен. Если у вас нет способности, но вы хотите учиться, потому что ваши друзья играют или чтобы похвастаться, тогда в этом нет необходимости.

Есть только одна необходимость, и это ваша ежедневная одухотворенная медитация. Если вы это делаете, то сможете осознать Бога. Вы можете тратить время на музыку годами и годами, но без медитации вы не сможете осознать Бога. Если у вас есть талант, желательно пользоваться им. Но если у вас нет таланта, не тратьте свое драгоценное время, которое можно использовать для более высокой, божественной цели. Вам нужно просто продолжать свою медитацию, которая является вашей внутренней музыкой.

Вопрос: Как проявить высшую, радостную музыку своей души, играя на музыкальном инструменте?

Шри Чинмой: Когда ты играешь на музыкальном инструменте, тебе нужно чувствовать, что музыка имеет ключ и служит ключом от Двери Сердца Всевышнего. Только музыка имеет свободный доступ к Двери Сердца Всевышнего. Если ты можешь почувствовать это, тогда музыкант в тебе способен проявлять высшее.

Вопрос: В чем духовная сущность проявления-творения-звука Бетховена?

Шри Чинмой: Духовная сущность проявления-творения-звука Бетховена в том, что внешняя жизнь может стать гармоничной, освобожденной и исполненной благодаря осознанному руководству души. Даже если внешняя жизнь начинает с мрачнейшего невежества, у нее есть надежда. Она начинает свое путешествие с надеждой, и в конце концов ее полное преобразование, просветление и совершенство становится несомненным.

Вначале музыка Бетховена напоминает бешеного слона, мечущегося из стороны в сторону. Нам может казаться, что она ударяется в одну стену, затем бросается в другую сторону к другой стене. Но она движется и движется, она в постоянном движении. Затем, получив нескольких ударов, разбив себе голову тут и там, она направляется к цели. Назовем ли мы это одухотворенным движением, витальным движением и чем-то еще, она в конечном счете достигает цели.

Вопрос: Являются ли танцы под одухотворенную музыку формой медитации?

Шри Чинмой: Если музыка одухотворенная и танец одухотворенный, это может быть формой медитации. Все, что является одухотворенным, — форма медитации, но нам нужно знать, о том, что есть уровни одухотворенности. Одухотворенное принятие — форма медитации. Одухотворенный танец под одухотворенную музыку — форма медитации. Одухотворенное чтение духовных книг — форма медитации. Стараться концентрироваться и поднимать свое сознание к очень высокому, глубокому и возвышенному плану, сидя одному в комнате, — тоже форма медитации.

Нам нужно знать разницу между высшей медитацией и обычной медитацией. Естественно, очень одухотворенная медитация перед алтарем бесконечно более важна, чем одухотворенный танец под одухотворенную музыку. Танцующий может быть одухотворенным, но аудитория может быть небожественной, нечистой и вульгарной. Независимо от того, насколько чист танцор, небожественное сознание аудитории понизит его сознание. В Индии много танцоров, которые вышли из очень религиозных, уважаемых семей, и, начав танцевать, они были чистыми и духовными. Но глаза людей в зале не были чистыми. Естественно, сознание аудитории влияло на молодых танцоров, и они утрачивали свое духовное сознание.

В духовной общине танцоры могут исполнять духовные танцы безопасно, поскольку она закрыта для публики и там каждый молится и медитирует. Община — только для искателей, которые приняли духовное руководство и стремятся вести лучшую жизнь. Если танцоры тоже молятся и медитируют, они как члены той же духовной семьи. И, поскольку у аудитории и у танцоров божественное сознание, проблем быть не может.

Бог-Музыка очищает тело.
Бог-Музыка укрепляет душу.
Бог-Музыка приближает
жизнь-освобождение, Богоосознание
и проявление любви.