Шри Чинмой
Образование души для мира семьи. Семейная жизнь: мужья и жены, дети и родители

Вопрос: Говорят, что в Кали Югу человек должен в большей степени развивать преданность, чем следовать философии Веданты. Это категорическое заявление касается всех или же только глав семейств?

Шри Чинмой: Это послание для всех. В сегодняшнем мире философия Веданты должна быть скорректирована. Иначе мир не сохранится в том понимании, в каком мы его знаем. Говорят, что философия Веданты объявляет мир иллюзией. Эта позиция не является философией Веданты в чистом виде, но неустремленные люди, которые следуют Веданте, верят, что мир — это иллюзия. Люди, которые верят в это высказывание, думают: «Кого интересует этот мир?» — и они сразу отдаляются от мира.

Но Веданта была понята неверно. Шри Рамакришна считал, что если мы примем Веданту в таком понимании, тогда никто не будет работать. Каждый скажет, что мир — это иллюзия, все захотят удалиться в какое-нибудь уединенное место и заниматься только медитацией. Так что Рамакришна советовал искателям принять путь преданности. Он всегда говорил Вивекананде, чтобы тот практиковал внутреннюю жизнь «не путем Веданты, а моим путем», то есть путем преданности. Он молился Матери Кали, чтобы мир принял путь любви, преданности и отречения.

Если доминантой для мира будет оставаться изощренный ум, если мир будет продолжать жить рассуждающим умом, не имеющим света, если он будет жить интеллектуальным умом, который исходит не от чистого интеллекта, а от хитроумного высокомерия, тогда нет надежды на самораскрытие или на осознание Бога. Самый быстрый путь — это путь преданности. На пути преданности есть бесконечная мудрость.

Сегодняшний мир нуждается в сердце. Сердце и душа предлагают бесконечно большую истину, чем вечно сомневающийся в себе и подозревающий себя ум. В сердце нет сомнения, в душе нет сомнения. Путь сердца — это самый безопасный и быстрый путь к Богу.

В жизни семейного человека божественная позиция жены состоит в том, чтобы чувствовать, что весь успех мужа зависит от ее преданности, посвящения и вдохновения. А муж должен быть всегда благодарен жене, поскольку она сознательно, неизменно и преданно исполняет его. Один дополняет другого. Роль мужа — это безмолвие, а роль жены — энергия. До тех пор пока безмолвие и энергия не идут вместе, не может быть исполнения. В духовном союзе вопрос о более низком положении и старшинстве вообще не возникает. Вы должны успешно играть свою роль, а ваш муж должен успешно играть свою роль. Только тогда Благословения Бога прольются на вас обоих.

Муж и жена должны чувствовать себя единым целым, но иногда, когда они не чувствуют себя чем-то единым, или всякий раз, когда муж мучает жену, она тотчас должна вспомнить, что для нее Всевышний — дороже всех. А если жена терроризирует мужа, то об этом нужно вспомнить ему. Таким образом они будут в безопасности. Но это только временная мера. В тот момент, когда приходит страдание, — будьте мудрыми; когда приходит гнев, когда происходит разочарование, — будьте мудрыми. В такое время не поддавайтесь им, имейте терпение. Без терпения вы ничего не сможете сделать. То, чего вы хотите и в чем нуждаетесь, — это преобразование природы вашего мужа или же природы вашей жены, и если вы этого терпеливо ожидаете, то Всевышний обязательно это даст. Но у Всевышнего Свое собственное время. Ваше время может быть в этот момент, а Его время может быть позже. Если обладаешь терпением, то можешь иметь дело с вечным Временем.

Вопрос: Вы считаете, что если человек собирается вести витальную жизнь, то ему следует жениться, а если он собирается остаться холостым, тогда ему следует вести жизнь полного воздержания?

Шри Чинмой: Абсолютно так. Не смешивайте одно с другим. Если вы хотите оставаться неженатым, то оставайтесь холостяком не только на физическом, но также на витальном и на ментальном планах. Тогда вы сможете совершать прогресс. В противном случае прогресса не будет. Если вы получаете удовольствие от всякого рода небожественных мыслей в ментальном мире, то в этом случае, будьте уверены, вы вообще не прогрессируете. Низшие силы должны быть искоренены из ментального и витального миров так же, как и из физического мира. Именно это и называется настоящим целибатом.

Вопрос: Как лучше искоренять сексуальные мысли из ментального мира?

Шри Чинмой: Всегда оставайтесь в сердце, в сердце чистоты. Чувствуйте, что ментальный мир — это для вас не реальный мир. Психический мир, мир сердца — это реальный мир, в котором вы можете оставаться чистыми. Вы можете это сделать. Просто оставайтесь в психическом мире.

Вопрос: Гуру, как может быть счастлив муж, если его жена работает для вас, а он — нет?

Шри Чинмой: К сожалению, муж не осознает, что если жена радует меня, то признание и любовь, которые она получает от меня, идут также к тому, с кем она заключила единство. Если вы пьете воду, то сознание воды входит во все ваше существо. Моя благодарность вашей жене не отделена от благодарности вам. По сути, вы и ваша жена едины. Как только вы погрузитесь в себя, вы увидите, что мое сердце — сама благодарность. Если вы чувствуете себя несчастным, когда ваша жена работает для меня, значит, единство отсутствует. Когда ученики самоотверженно служат, это всегда должно совершаться с чувством единства.

Вопрос: Что происходит, когда жена, следуя здравому смыслу, выходит на работу, а для ведения домашнего хозяйства нанимает служанку?

Шри Чинмой: Здравомыслие — это одно, а несовместимость — совсем другое. Нанимая служанку вести свое хозяйство вместо себя, вы не знаете, какую жизнь она ведет. Ваш образ жизни может основываться на чистоте, а жизнь вашей служанки может быть сплошной нечистотой. Вы проведете с ней собеседование, чтобы удостовериться, подходит ли она вам, но на внутреннем плане ее тонкие вибрации могут быть наполнены нечистотой. Что же тогда произойдет? Вы не ходите в кино, бары и подобные места, но вдруг в ваш ум начинают входить совершенно небожественные мысли, и вы не знаете, откуда они приходят.

Как вы можете поручиться за внутреннюю чистоту своей служанки? Вы стараетесь вести чистую жизнь и уже достигли какого-то уровня, но в данный момент вы хотите пожертвовать своим стандартом, поскольку дома скучно, и вы решили пойти работать. В этом случае вы будете зависеть от другого человека, который ведет ваше хозяйство. Вы не знаете, насколько он духовен или не духовен, и не сможете объяснить, откуда приходят небожественные силы, которые начнут на вас нападать.

Вопрос: Что бы вы могли сказать об абортах? Допустим ли аборт с духовной точки зрения?

Шри Чинмой: Во-первых, давайте начнем с контроля над рождаемостью. С высшей точки зрения, сексуальная жизнь должна быть преобразована, просветлена, обожествлена. Сексуальная жизнь и осознание Бога никогда не смогут идти вместе. Об этом не может быть и речи. Но совершенство не приходит в одночасье. Это должно происходить постепенно. Сексуальная жизнь — это человеческая слабость или человеческая необходимость. Но если в семье девять или десять детей, то родители не могут по-настоящему заботиться о каждом из них. Некоторые родители действительно бедны, в то время как другие родители богаты. Но даже если они богаты, они не могут по-настоящему уделять внимание десяти детям. Мать — тоже человек. Как она может уделить одинаковое внимание или просто дать полноценную любовь и нежность стольким детям?

Некоторые духовные лидеры могут говорить, что, если вы поступаете неправильно, вы должны платить. Но я скажу, если вы поступили неправильно или ошиблись, тогда негативные последствия следует по возможности предотвратить. Если я коснулся огня и обжег палец, я сразу же лью на него холодную воду, чтобы унять боль. Конечно, лучше бы не касаться огня и не обжигать палец, но раз я совершил ошибку, необходимо средство, чтобы ее исправить. Кто пострадает, если каждая семья будет иметь девять или десять детей? Придут ли те, кто против контроля за рождаемостью, возьмут ли на себя заботу о детях? Они просто скажут, что, если вы поступили неправильно, тогда вы, естественно, должны поплатиться. Но в этом случае детям тоже придется понести наказание. Если я поступил неправильно и знаю, что можно избежать последствий, то, естественно, я попытаюсь сделать все, чтобы их избежать и спасти себя. Сексуальная жизнь должна быть преобразована, но рожать детей с целью ее преобразования не является необходимым или полезным.

В Америке много женщин, которые хотят иметь детей. Они не боятся и не стыдятся говорить людям, что их дети незаконнорожденные. Наоборот, они гордятся. Они просто хотят быть матерями. Их не интересуют мужья. Они считают, что могут уделить детям столько же внимания, сколько и оба родителя. Они могут заменить своим детям отцовское внимание и любовь. Я не осуждаю их позицию. Если у них есть такого рода смелость, тогда пусть они сами растят своих детей.

А если кто-то признает, что допустил ошибку? В определенной ситуации женщина совершила нечто, из-за чего чувствует себя несчастной. Она обеспокоена тем, что скажут ее родители и окружение, и не хочет нести ответственность за воспитание ребенка без отца. Она осознает, что совершила ошибку, и сейчас хотела бы вести лучшую жизнь. В ее случае я говорю, что аборт, несомненно, допустим.

Единственно, когда женщина знает, что забеременела, и не собирается рожать ребенка, то чем раньше она сделает аборт, тем лучше. Душа может войти в ребенка в любой момент — от дня зачатия до нескольких часов после рождения. Если же аборт делают после того, как душа уже вошла в тело ребенка, то эта душа улетит, словно птица, но будет ужасно мстить. Она может изо всех сил мучить как мать, так и отца. Это может происходить даже на протяжении двух или трех инкарнаций. Бывает, что если душа сильная, то в будущем, когда родители пожелают иметь детей, эта душа проклинает их будущих детей. Они либо рождаются с дефектами, либо родители не могут иметь детей, когда пожелают. Итак, мы должны знать, вошла ли душа в тело будущего ребенка. Если душа еще не вошла в тело будущего ребенка, тогда решение об аборте приемлемо.

Вопрос: Вы отговариваете своих учеников иметь детей по той причине, что дети препятствуют прогрессу родителей?

Шри Чинмой: Мы вообще не можем обвинять детей. Я отговариваю своих учеников иметь детей потому, что, когда в жизни учеников появляется ребенок, Бог, находящийся наверху, перестает быть их единственным Богом. Внизу они получают другого бога — своего ребенка. Тогда бедный Бог чувствует себя несчастным. Он чувствует, что не получает достаточного внимания. В данный момент они уже получили нового бога, и этот бог, находящийся внизу, получает 50 процентов их внимания, а Бог, находящийся наверху, получает оставшиеся 50 процентов. Но к сожалению, Бог, находящийся внизу, не настоящий. Это верно, что внутри него есть настоящий Бог. Но Тот, кто существует повсюду в виде Покоя, Света, Блаженства в бесконечной мере, — это Бог, находящийся наверху.

Однажды преданные ученики спросили своего духовного Учителя: «Если ты не позволяешь нам иметь детей, тогда как же сможет выжить человечество? Мы медитировали в течение многих лет, все мы духовные люди. Если мы больше не будем рожать духовных людей, то мир не будет прогрессировать». Учитель сказал: «Вам не стоит беспокоиться о творении Бога. Есть бесчисленные миллионы людей, которые позаботятся о сохранении творения Бога. А сейчас Бог хочет, чтобы вы достигли просветления. Вы играете роль, которую Он дал вам, и не пытайтесь отнимать работу у других. Детей приведут в этот мир другие. Это их работа. Ваша работа — осознать Бога. После осознания, как только вы захотите завести детей, вы сможете это сделать. Но сейчас Бог просит вас, чтобы сначала вы осознали Его».

Вы можете сказать, что заботиться о своих детях это божественная работа, потому что Бог находится внутри них. Кто может отрицать это? Бог находится внутри каждого из нас. Но что если Бог желает, чтобы вы полностью посвятили себя Ему и были преданы Ему? Он не ревнует к вашим детям, отнюдь нет. Вы все, в конце концов, Его дети. Однако Он считает, что если этот Его ребенок должен всецело осознать Его в этой инкарнации, тогда человеку следует полностью посвятить себя этому занятию. Вам может быть двадцать восемь лет, а вашей дочери два или три года, но в Глазах Бога вы сами ребенок, и не иначе. Как может один ребенок заботиться о другом ребенке? Итак, Бог считает, что с тех пор как Он пожелал, чтобы вы осознали Его полностью, ваш долг — радовать Его так, как Он Сам того желает. Таково Его Видение.

У Бога несчетное количество других людей для воспроизводства. После шестидесяти или семидесяти лет, когда вы оставите тело, Бог не спросит вас о ваших детях. Бог спросит вас только о себе. «Что ты сделал для Меня?» — спросит Он. Он не скажет: «У тебя шесть или семь детей, позволь Мне узнать немного о твоих детях». Ваши родственники спросят вас, как поживают ваши дети, а Бог только спросит вас: «Расскажи Мне, насколько ты уже осознал Меня в Моем наивысшем Сознании? Насколько ты посвящал свою жизнь Мне?» Если вы скажете: «Я должен был думать о своих детях, и поэтому я не мог думать много о Тебе», — Он спросит: «Давал ли я тебе такое задание? Я поручал тебе только думать обо Мне».

Я действительно полагаю, что если вы полностью приняли духовный путь, то нецелесообразно иметь детей. Конечно, если у вас уже есть дети, тогда вы должны заботиться о них. Отныне лишь измените отношения со своим мужем или женой. Просто станьте как брат и сестра. Между скоростью индийской повозки, которую тянет вол, и скоростью современного реактивного самолета все-таки есть небольшое различие. Радость, которую доставляет вам ваш ребенок, когда он смеется, отрицать нельзя. Но если вы подумаете о том, где было ваше сознание до того, как у вас появился ребенок, и где было это сознание после его рождения, то, будучи искренними, вы признаете, что ваше сознание понизилось. Если вы скажете: «Нет, я способен справиться с этим, я очень сильный. Я способен справиться с одним или двумя детьми», — то что я могу сказать? Вы должны знать свою способность. Когда такой вопрос встает перед моими учениками, я говорю им, чтобы они не заводили даже и одного ребенка, потому что я знаю их способность лучше, чем они сами. Если они начнут заводить детей, тогда они станут бесполезными учениками, а я буду беспомощным Гуру. Вот почему я прошу духовно устремленных не заводить детей.

На земле не счесть людей, которые не устремляются, и среди тех, кто устремляется, есть много не принявших наш духовный путь или какой-то другой путь, также требующий постоянного прогресса. Эти люди могут иметь столько детей, сколько они желают. Но если у духовно устремленного больше двух детей, то, в действительности, он заводит дружбу с невежеством. На самом деле, ребенок не является врагом. Но вы должны знать только одно — чего желает Бог. Если Бог пожелает, чтобы вы радовали только Его, тогда Он приведет ребенка в вашу жизнь только в том случае, если это будет абсолютно необходимо. Если это не является необходимым, Он попытается убедить вас многими способами через ваше устремление и медитацию не заводить детей. Если вы заведете детей, это станет препятствием в вашей духовной жизни. Я говорю вам, это абсолютно точно.

Если кто-то считает, что способен идти духовным путем, несмотря на то что имеет одного или двух детей, я не отрицаю его искренности. Но если люди говорят, что им можно заводить детей сколько заблагорассудится, поскольку они духовно высокоразвитые люди, то я не могу согласиться с ними. Это невозможно. Некоторые люди говорят, что ухаживать за детьми — следить, поел ли ребенок или оделся как следует, — все это так же хорошо, как и медитация. Я не согласен с ними, они абсолютно неправы. Есть миллионы людей, которые в этой инкарнации не приняли духовную жизнь. Но они так пекутся о своих детях: поели ли они, одеты ли как следует, пошли ли они в школу. Это становится предметом их постоянного беспокойства. И вы думаете, что, заботясь о детях, эти люди совершают хороший духовный прогресс? Отнюдь нет.

Вопрос: Если у нас есть дети, как лучше всего удерживать свое внимание на Всевышнем, чтобы дети при этом не отвлекали?

Шри Чинмой: Рано утром, прежде чем вас позовет ребенок, пожалуйста, взывайте к своей божественной Матери и Отцу, то есть ко Всевышнему. Затем, когда подходит время кормить ребенка, прежде чем кормить его, подумайте о Всевышнем. Во время кормления ребенка говорите Всевышнему: «О Всевышний, сейчас я кормлю свое дитя. Пожалуйста, накорми и ты меня, поскольку я — Твое дитя». В это время Всевышний обязательно накормит вас духовно. Затем, после того как вы покормили своего ребенка, и он вполне счастлив и спокоен, помолитесь Всевышнему, чтобы Он накормил вас еще раз. Таким образом, вы кормите своего ребенка только раз, тогда как Всевышний питает вас трижды. Почему Он питает вас? Потому что вы молите Его о внутренней пище.

Каждый раз, когда вы делаете что-то для своего ребенка, внутренне просите Всевышнего, чтобы Он сделал то же самое для вас. Каждый раз, когда вы оказываете какое-то внимание детям или думаете о них, молитесь Всевышнему, чтобы Он также благословлял и направлял вас. Если вы не подумали о Всевышнем в первую очередь, то в тот момент, когда вы думаете о своем ребенке, ребенок становится вашим господом. Пожалуйста, не думайте, что если ваш ребенок дарит вам улыбку, то весь мир у ваших ног. Вместо этого почувствуйте, что вы дитя Всевышнего, и когда Он улыбнется вам, когда Он будет доволен вами, именно тогда вы получите огромнейшую радость. Когда вы получаете что-либо от Всевышнего, от своей молитвы и медитации, вы должны чувствовать, что это единственное, в чем вы нуждаетесь. Как только вы получили это, вы можете поделиться этим со своими детьми, мужем, со своими близкими и родными. Это самое лучшее. Все, что вы хотите получить, старайтесь получить от Всевышнего, а затем давайте своим близким. Если вы пытаетесь получить что-либо от своих детей, этим вы только связываете себя.

Есть большое различие между тем, когда мы сначала молимся о своих детях и затем заботимся об их земных потребностях, и тем, что происходит у обычных неустремленных людей, которые заботятся только о земных потребностях своих детей и думают, что на этом их задача заканчивается. Ваша настоящая задача — молитва и медитация. Я говорю всем родителям, пожалуйста, не считайте, что вы по-настоящему заботитесь о своих детях, лишь удовлетворяя их внешние нужды. И, пожалуйста, не сбивайте себя с толку, думая, что если вы тратите часы на общение со своими детьми, радуя их большую часть времени так, как им хочется, то они примут духовную жизнь. Вы сами должны быть духовными. Вы должны молиться, медитировать и учить молиться и медитировать своих детей. Вы должны обучать детей всему хорошему.

Вопрос: Может ли плохая мать сделать своего сына великим?

Шри Чинмой: Такое возможно, но это очень трудно. В основном, дети воспитываются матерью. Если с детства мать даёт ребенку почувствовать, что он бесполезный, тогда он всегда будет чувствовать себя бесполезным. В большинстве случаев от силы матери зависит, что получит ребенок. Большинство индийских мужчин, став великими, на девяносто пять процентов считают это заслугой своих матерей.

Вопрос: Между мной и моими родителями существует разногласие, поскольку мой отец атеист.

Шри Чинмой: Что плохого, если человек атеист? Вы верите в Любовь Бога, а он верит во что-то другое. На земле нет человека, который бы ни во что не верил. Он будет верить в свою пищу, либо в свое тело, либо в цветок, либо в футбол, либо в науку. Он должен верить в нечто, что уже увидел, или же он должен верить в ничто. Итак, скажите своему отцу: «Ты атеист, но ты во что-то веришь».

Вы верите в Бога, а ваш отец верит во что-то другое. Даже ничто — это реальность. Наши индийские философы говорят: «Neti, neti» — «Не это, не то». Это ничто тоже приходит из ума и сердца. Вы можете сказать отцу, чтобы он верил в это ничто, и в этом ничто он увидит своего Бога. Вы можете сказать: «Я называю это “Всем”. Ты считаешь это ничем. В конечном итоге ты увидишь, что внутри моего Всего пребывает твое ничто, а внутри твоего ничто находится мое Всё».

Внутри конечного проявляет Свою Бесконечность Бог. Сейчас малая частичка света — для нас всё. Но когда мы идем вверх, даже Бесконечность — ничто, поскольку Бог дал нам бесконечный голод. Мы говорим о высшем осознании. Сегодня ваш отец не понимает, о чем мы говорим, но однажды он поймет, поскольку сам придет к такому же осознанию.

Так что не беспокойтесь о своем отце. Говорите ему, чтобы он верил только в то, во что верит, и в то, что у него есть. Если он будет придерживаться своей веры, его проблемы разрешатся. Только воодушевляйте его получать удовлетворение от того, что, по его убеждению, является в его жизни истинным. Если он не будет удовлетворен, вы сможете сказать ему: «Ты не получаешь удовлетворения от своей веры, а я получаю его от своей веры, — так как же ты можешь говорить, что я не прав? Почему бы тебе ни попробовать пойти моим путем?»

Вопрос: Я только что навестил свою семью, и они не особенно-то устремляются. Мне любопытно узнать, поощряете ли вы то, что мы посещаем свои семьи, или же лучше стараться избегать частых визитов, если они сильно влияют на наше устремление?

Шри Чинмой: Вы знаете своих родителей лучше всех. Прогрессируют ли они в своем принятии вашей духовной жизни? Скажем, два года назад они относились к этому полностью враждебно. Считают ли они в данный момент, что духовность, возможно, вовсе не так уж и плоха? Считают ли они, что уже сыграли свою роль, воспитывая вас, и в данный момент вы способны принимать решения сами? Вы должны знать, насколько они прогрессируют, принимая ваши занятия.

С величайшей трудностью вы взбираетесь на дерево устремления. Если ваши родители будут настроены враждебно, то они сделают все, чтобы вы упали с ветви божественности. Вы уже нашли свою истину, и они нашли свою истину, так пусть же они остаются со своей истиной, а вы оставайтесь со своей.

Первое время некоторые родители были очень враждебно настроены, но постепенно они пришли к сознательному компромиссу. Они приняли умом, а не сердцем, то, что делают их дети, потому что поняли, что не увидят их больше, если не примут то, чем они занимаются. В таком случае почему вы должны быть жертвой их обмана? Когда вы приедете повидать их, то миллионами уловок они попытаются разрушить ваше устремление. Хотя есть родители, которые уже приняли духовную жизнь своих детей и сами пытаются стать более духовными.

Четыре или пять лет тому назад некоторые родители буквально каждый день «рыли мне могилу», а теперь они отзываются обо мне хорошо. Прежде они были невежественными. Они жаловались на нас, они были против нас. Было время, когда родители стыдились говорить родственникам о своих детях, поскольку считали, что дети пропали, приняв духовную жизнь. Теперь эти же самые родители ужасно хвастаются тем, что их дети стали добрыми, духовными и божественными. Они не принимают наркотики и не ведут аморальной жизни. Их лица светятся. Если родители искренне оценивают качества и достижения своих детей, тогда таких родителей следует принимать благосклонно. Так что вы должны видеть, продвигаются ли они. Если они нисколько не изменились, то это безнадежный случай. Но если они делают успехи, тогда навещайте их время от времени, даже если при этом вы и не можете удерживать свое устремление на самом высоком уровне.

Но если ваши родители постоянно жалуются на вас, если у них нет принятия того, что вы делаете, и они только и ждут удобного случая вернуть вас в прежнюю семейную жизнь, то навещать их будет прискорбной ошибкой. Если они пытаются привязать вас к обычной жизни, тогда это ваша глупость, а не искренность заставляет вас навещать их. Между искренностью и глупостью большая разница. Если я очень разгневан, то сгоряча могу сказать, что убью вас. Но придя в себя, я почувствую, что было бы глупостью так поступить. Но если я уступлю своей глупости во имя искренности и убью вас, тогда я сдержу свое обещание, верно. Но какой же будет моя карма?

Они ваши родители, верно. Но если они умышленно пытаются дополнительно запутать вашу жизнь, тогда зачем же вам позволять это? У вас и так предостаточно неискренности, сомнений, слабостей. Зачем же принимать еще яд только потому, что они ваши родители - мать? Так что вы должны чувствовать, согласны ли они с тем, чтобы вы шли своей дорогой, или нет. Если ваши родители не продвигаются в этом направлении, тогда вы вовсе не обязаны с ними встречаться. Если вы прислушиваетесь к внутренним велениям своей души, Всевышний скажет вам, когда навестить родителей, а когда это делать нецелесообразно. Если вам трудно услышать свою душу, тогда просто взвесьте все «за» и «против», просто примените свою мудрость и здравый смысл.

Вопрос: Мне кажется, если действительно любишь кого-либо, то нужно вопреки тому, что этот человек хочет для себя сам, дать ему то, в чем он нуждается, даже если он этого не знает.

Шри Чинмой: Нет, это неправильно. Всему свое время. Если вы сорвете плод с дерева раньше времени и съедите его незрелым, то результат будет самым плачевным. Всегда нужно дождаться подходящего момента, чтобы сорвать плод. Точно так же если кто-то крепко спит в духовном отношении, а вы придете, начнете трясти его и попытаетесь заставить его подняться, он только обозлится на вас. Тогда вам будет не по себе. Он скажет: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Поскольку вы проснулись, вы можете встать и делать то, что хотели бы делать. Но вы должны позволить ему спать, поскольку сон — это то, что доставляет ему радость. Если человек уже достаточно взрослый для принятия самостоятельных решений, тогда вы не смеете заставлять его принять то, что, на ваш взгляд, для него лучше.

Вопрос: Как быть, если ваш ребенок очень активен и его энергия забирает вашу энергию? На самом деле ему ничего не скажешь, поскольку он еще не понимает, но что же делать, чтобы успокоить его вибрации?

Шри Чинмой: Дайте ему послушать духовную музыку. Если ваш ребенок очень активен, шумит и так далее, то он воспримет музыку как своего друга, как того, с кем можно поговорить. Когда он услышит духовную музыку, вы увидите, как он станет играть с музыкой. Он почувствует, что рядом его друг, и этот друг так же динамичен, как и он сам. И когда эти два друга станут играть вместе, мать сможет пойти в другую комнату молиться и медитировать. Музыка — это самое лучшее.

Вопрос: Как мне освободиться от привязанности к своей физической семье?

Шри Чинмой: Если ваша цель — Северный полюс, а не Южный полюс, то вы, естественно, будете двигаться в направлении Северного полюса. Если вы хотите идти к Северному полюсу и вместе с тем вас внутренне влечет к Южному полюсу, то вы, конечно, будете привязаны. День, когда вы почувствуете, что вам не нужны от вашей семьи ни привязанность, ни любовь, ни благодарность, ни восхищение или забота, будет днем, когда вы освободитесь от привязанности к семье. Это не означает, что я прошу вас порвать все связи с семьей. Отнюдь нет. Я никогда не прошу юношей и девушек оставить своих родителей. Но если вы считаете, что их поведение вредит вашей духовной жизни, тогда вам решать, что важнее.

Часто я вижу, как ученики приходят к своим родителям всего лишь на два часа, а возвращаются совсем другими людьми. Их сознание снижается до такой степени, что трудно себе представить. С другой стороны, они зависят от финансовой помощи своих родителей. Они студенты и не могут содержать себя. До тех пор пока родители их содержат, они, естественно, берут на себя какие-то обязательства. Но если кто-то считает, что он никак не зависит от своих родителей, и если родители отговаривают его от духовной жизни, тогда зачем вообще ему поддерживать с ними такую ненужную связь?

Если они однозначно против вашей духовной жизни, тогда какая польза от общения с ними? Какая разница между недоброжелателем и тем, кто намеренно пытается воспрепятствовать вам в духовном прогрессе? Недоброжелатель всегда будет выступать против вас, поэтому вы не сможете исполнить свои желания. Если родители сознательно или неосознанно выступают против вас, тогда вы должны быть предельно осторожны. Если вы знаете, что родители настроены против вашей духовной жизни, а вы считаете, что духовная жизнь — это единственная жизнь, которая вам нужна, тогда вы будете делать то, что, как вы знаете, будет лучшим для вашей духовной жизни.

Вопрос: Христос говорил в Евангелие, что занят делом своего Отца. Он говорил это своей матери, когда она ходила и искала его. Вы хотите сказать, что если душа знает свою миссию, но встречает сопротивление со стороны родителей, тогда следует спокойно оставить их, и это не будет несправедливым по отношению к ним, поскольку душа должна что-то исполнить, даже несмотря на непонимание со стороны родителей?

Шри Чинмой: Да, если душа сознает свою миссию, тогда на первом месте Бог, а не отец или мать. Исполнив Бога, вы увидите, что родители будут исполнены автоматически. Если же в первую очередь считаться с родителями, если вы хотите сначала радовать родителей, тогда вы никогда не сможете исполнить Бога. В тех случаях, когда душа твердо намерена исполнить свою миссию, тогда радовать внутреннее Божество, Бога — это первое дело. Когда Бог удовлетворен, родители будут удовлетворены на внутреннем плане автоматически. Но если вы начнете со своих родителей, если вы захотите сначала удовлетворить внешние потребности своих родителей, а затем идти к Богу, вы увидите, что никогда не сможете удовлетворить своих родителей. Их запросам не будет конца. Бог отнюдь не будет неудовлетворен, если вы захотите думать о своих родителях, но не ожидайте, что когда-либо вы сможете удовлетворить их на внешнем плане. Они пойманы невежеством. Если пытаться удовлетворить невежество, то не будет конца его притязаниям. Невежество говорит: «Делай это, то, другое...»

Если вы сможете удовлетворить Бога, ваши родители в итоге тоже будут удовлетворены, потому что вы исполняете свет. Когда свет исполнен, все исполнено, потому что у света нет запросов. Свет — это спонтанный рост и спонтанная исполненность, тогда как тьму постоянно раздирает голод. Тьма только уничтожает и разрушает. Свет только расширяет и исполняет.

Вопрос: Когда родители отправятся в мир души, осознают ли они то, что их дети поступали правильно, принимая свой путь?

Шри Чинмой: Им не обязательно идти в мир души. Пребывая в медитативном или созерцательном настроении, они чувствуют, что дети делают именно то, что надо, но их эго и зависть не позволяют им признать это. Возможно, даже во сне они видят, что их дети поступают абсолютно верно, но все равно не хотят признавать этого. Если они признаются в этом, то попадут в неловкое положение, поскольку прежде были неправы.

Хорошие родители желают своим детям только счастья. К сожалению, иногда, когда они видят, что счастье детей приходит из другого источника, а не от них, они становятся ревнивыми. Они хотели дать своим детям счастье, но не смогли. И дети получают его от какого-то индуса. Родителям трудно с этим смириться.

Вопрос: Если родители искренне принимают духовную жизнь, пытаются ли они быть непривязанными к жизни своих детей или они все еще сохраняют привязанность в любви?

Шри Чинмой: Прежде чем родители приняли духовную жизнь, они всегда молились: «Пожалуйста, Боже, сделай так, чтобы дети слушались нас». Затем, когда родители становятся искренне духовными, они не обращаются к Богу с такой молитвой. Они просто говорят: «Пожалуйста, исполни их по-своему. Пожалуйста, пусть мои дети поступают правильно, не так, как ожидаю от них я, а так, как хочешь от них Ты. Мне ничего не нужно от них. Я хочу всего от Тебя». Когда они молятся о том, чтобы дети поступали правильно, непривязанность приходит сама собой.

Вопрос: Держать домашних животных — это все равно что завести детей?

Шри Чинмой: Это зависит от того, какую любовь вы испытываете к животному. Если с вами живет какое-то животное, то к нему нужно проявлять нежность и любовь. Но в то же время вы должны знать, что есть еще то, что называется привязанностью. Нежность — это хорошо. Бог полон Нежности, полон Сострадания, но Он непривязан. Наша трудность в том, что когда мы пользуемся словом «сострадание», мы только дурачим себя. Мы говорим, что проявляем сострадание, но если войти внутрь себя, мы увидим, что все это привязанность. Сострадание есть только у Бога.

Вы должны знать, сколько времени вы уделяете своей собаке или кошке, а сколько — медитации. Если собака забирает ваше время, чувствуете ли вы в ней присутствие Бога? Чувствуете ли вы, что вы служите Богу в ней? Если вы говорите «да», это замечательно. В то время, когда вы кормите собаку, если вы чувствуете, что не собака является для вас Богом, а Присутствие Бога внутри собаки, тогда все нормально. Но не позволяйте, чтобы ваш любимец становился первым и самым главным объектом любви и обожания. Если вы привязываетесь к своей собаке или коту, если они забирают все ваше внимание, тогда это подобно привязанности к своему ребенку. А в привязанности такого рода нет ничего хорошего.

Вопрос: Что самое лучшее я могу дать своему ребенку?

Шри Чинмой: Самое лучшее, что вы можете дать своему ребенку, это ежедневное повторение имени Всевышнего. Рано утром, в присутствии ребенка, повторяйте «Всевышний» семь раз. Легонько положите свою руку на его сердце и повторяйте «Всевышний» очень одухотворенно. Вечером проделайте то же самое. Это и есть самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка.

Вопрос: Как лучше всего воспитывать ребенка, чтобы он осознал Бога?

Шри Чинмой: Если ребенок умеет говорить, то самое лучшее — научить его в первую очередь произносить слово «Всевышний». Когда ребенок научится этому, он может начинать молиться. Ребенок будет совершать самый быстрый прогресс, следуя примеру. Если родители молятся и медитируют вместе, то в это время ребенок не должен оставаться в другой комнате. Ребенок должен наблюдать за тем, что делают родители. Если родители всегда делают то, что надо, то есть поступают духовно, тогда ребенок будет подражать им. Если мать пьет молоко, его тут же будет пить и ребенок. Он учится всему, чему его учат родители. Если родители совершают прогресс, автоматически прогресс совершает и ребенок.