Шри Чинмой
Политика и духовность – могут ли они идти вместе?

Материальный успех

Вопрос: Что бы вы ответили на вопрос: «Каким образом духовная жизнь может помочь обычному человеку, которого в большей степени волнует, как достать хлеб и заработать на жизнь?»

Шри Чинмой: Если его в большей степени волнует, как заработать на хлеб, это значит, что он нуждается в силе денег. Имея деньги, он сможет купить хлеб. Необходимо знать, что именно помогает заработать деньги, – это энергия, труд, сила и упорство. Все эти качества приходят изнутри. Если человек ведет духовную жизнь, он будет переполнен энергией. Духовная жизнь может вдохновить людей любой сферы жизни, она может помочь любому человеку на земле. Духовность, в строгом смысле слова, предназначена для осознания Бога. Но если человек не хочет идти так далеко, если он хочет лишь как-то прогрессировать в материальной жизни, чтобы процветать, он может пользоваться молитвой. Молитва – это форма духовности, медитация – форма духовности. Его молитва и медитация помогут ему зарабатывать больше денег и стать успешнее в жизни. Но настоящая цель духовной жизни не в этом. Цель духовной жизни – обрести бесконечное богатство, бесконечный Свет Всевышнего, который всегда будет в нашем распоряжении. Но если мирские люди практикуют медитацию и молитву, то, чего они хотят, не будет у них отнято. Напротив, они получат это в изобилии.

Вопрос: Я часто вижу, как люди в Нью-Йорке просят милостыню. Мне жаль слепого или калеку, но я не уверен, что должен ему подавать.

Шри Чинмой: Спросите свою совесть. Если это действительно нищий, если он слепой или искалечен, вы можете подать, если чувствуете вдохновение. Но если вы подозреваете, что он просто не хочет работать и попрошайничает, поскольку считает это самой легкой работой, тогда зачем отдавать ему трудно заработанные деньги?

Вопрос: Можем ли мы исполнять свои земные обязанности и одновременно духовные потребности?

Шри Чинмой: Мир – творение Бога. Если мы не исполняем своих земных обязанностей, как же мы собираемся радовать Бога? Есть какие-то обязанности, которые мы должны исполнять, начиная почти с того момента, как мы увидели свет. Если мы не обращаем внимания на эти обязанности, тогда они только задержат нас и заставят свернуть с пути Истины. С другой стороны, нужно знать, что именно через свою привязанность к миру мы чрезвычайно увеличиваем число своих земных обязанностей.

Творение Бога струится из Трансцендентального Сознания, оно является прямым выражением Бога. Если мы не чувствуем заботу о творении, как Бог может быть доволен нами? Мы должны выполнять свои земные обязанности. Но нам нужно выполнять только те обязанности, которые возложил на нас наш Внутренний Кормчий. Мы не станем брать на себя дополнительных обязанностей на свое усмотрение. Исполняя свои Богом данные обязанности, мы будем действовать согласно своим духовным потребностям.

Вопрос: Как вы считаете, человек должен работать в мире или уйти в ашрам (духовную общину), чтобы осознать Бога?

Шри Чинмой: Для того, чтобы осознать Бога, не нужно уходить в ашрам. Чтобы осознать Бога, не нужно уходить в гималайские пещеры. Те времена прошли. Необходимо принимать жизнь такой, как она есть. В современном мире человеку необходимо играть роль героя, божественного героя. Если заходя в комнату и закрывая дверь, вы думаете, что сможете медитировать – вы ошибаетесь. Даже там ваш ум будет жертвой небожественных мыслей. Настоящий искатель встречает мир лицом к лицу. Он понимает, что отказываться не от чего. Почему я должен отказываться от мира или от членов своей семьи, если реальность, которую я ищу, – внутри каждого человека? Бог – внутри каждого. Отказываясь от мира и уходя в ашрам, я не найду Бога и не смогу проявить Его.

Уход не является решением. Кто убегает? Тот, кто совершил что-то плохое. Хозяин дома не прячется. Ему не нужно прятаться, ведь он ничего не крал. Почему духовный искатель должен стараться уйти от мира? Почему он должен бояться человечества? Если сейчас испытывает по отношению к человечеству сомнение или другие негативные качества, тогда пусть он попытается преобразовать это сомнение в уверенность. Пусть попытается преобразовать человеческий страх в отвагу. В каждое мгновение искатель получает золотую возможность встретить мир лицом к лицу. Если гончар не прикасается к глине, как он сможет вылепить из нее в прекрасную вазу? Каждый искатель должен принять человечество, а затем своим устремлением и осознанием преобразовать лик человечества. Если он боится своих соседей и старается спрятаться, тогда подход, избранный им, неправильный.

В духовной жизни, если кто-то действительно хочет помочь человечеству, тогда ему нужно жить в мире. Если у духовного Учителя есть ашрам, и искатель приходит туда медитировать, это прекрасно. Но если все искатели откажутся от мира и уйдут в монастыри и уединенные места, чтобы медитировать, кто же будет преобразовывать лик мира? Мы должны принимать мир таким, каков он есть, с надеждой на его преобразование. Мир несовершенен, но и мы несовершенны. Ни один человек не совершенен, как Бог. Бог вдохновляет нас быть совершенными, и если Он дает нам вдохновение и способность совершенствоваться, Он также даст нам вдохновение и способность совершенствовать других. Но чтобы сделать это, нам необходимо общаться с людьми и помогать им в их внутреннем пробуждении и внутреннем осознании.

То, что на самом деле необходимо для осознания Бога, – это внутренний зов, и этот внутренний зов можно чувствовать, даже когда идешь по улице. Ошибочно думать, что внутренний зов появляется только тогда, когда оказываешься на вершине Гималаев. Даже там ум будет блуждать, и мы будем думать о своих друзьях, родственниках и врагах. С другой стороны, здесь, в мире, мы легко можем думать о Боге в суете и спешке жизни. Итак, осознание Бога может произойти, должно произойти и произойдет здесь, на земле, в гуще многообразной деятельности, но той деятельности, которая посвящена Богу. Каждое действие должно быть посвящено Богу, вне зависимости оттого, что мы делаем.

Вы работаете здесь, на радиостанции. Сейчас, в течение двух часов вы служили человечеству. Это посвященное действие. Этим действием самоотдачи вы радовали Бога больше, чем те, которые заходили в комнату, имея небожественные мысли и называя это медитацией. В тот момент, когда мы отдаем себя, мы расширяем себя. Итак, осознания Бога можно достичь в повседневной жизни. Нам нет нужды изолировать себя.

Вопрос: Когда вы говорите о принятии мира, вы имеете в виду, что нужно просто жить, заниматься обычными вещами, и не обращать внимания на происходящее вокруг нас, например, на политику?

Шри Чинмой: Когда вы принимаете мир, как таковой, это не означает, что вы должны вникать во все сферы деятельности. Вы – искатель, поэтому вашей первостепенной обязанностью является осознание Бога. Если вы хотите уйти в гималайские пещеры, тогда вы отрицаете мир. Физическое должно жить в мире, общаться с людьми и участвовать в повседневной деятельности. Но, в то же время, вы должны знать свой истинный долг. Истинный долг приходит из души; в противном случае, не будет конца обязанностям, возложенным нами на самих себя. Большинство людей наслаждаются обязанностями, возложенными на самих себя, но эти обязанности пришли не изнутри.

Если вы настоящий искатель, тогда вы хотите осознать Бога на земле. Цель политика иная. Мы не должны смотреть свысока на тех, кто находится в сфере политики. Они исполняют Бога по-своему. Они приняли мир и стараются служить миру согласно своей способности. Но политики не осознают божественности в человечестве. Они имеют дело с внешней стороной человечества. Мы же хотим в первую очередь служить душе. Мы чувствуем, что, не зная душу, мы не знаем своего командующего. Для нас приказ что-либо совершить должен исходить от настоящего командующего. Если командир приказывает: «Сделай это!», – солдат немедленно исполняет приказ. Иначе солдат будет делать все, что ему заблагорассудится, не зная, нужно ли это делать.

Итак, мы должны принимать мир таким, какой он есть, мы не можем отрицать мир невежества. Мы полны невежества и все вокруг нас – это невежество, весь мир – невежество. Но если мы отрицаем мир, мы отрицаем свое собственное существование. Сначала нам нужно коснуться самого дыхания невежества, которое внутри и вокруг нас, а затем нужно преобразовать его. Мы можем быть как лодка. Лодка в воде, но она не тонет. Точно также мы можем находиться в мире невежества, но не быть затронутыми невежеством. Мы можем жить в неустремленном мире невежества, ограничений и несовершенств с своим собственным устремлением, внутренним зовом и одухотворенным посвящением Внутреннему Кормчему.

Мы на земле, чтобы достичь определенного совершенства. Но только то, что мы делаем сами, может доставить нас к высшей Цели. То, что делают другие, доставит их к какой-то другой цели. Но духовный искатель знает, что не может быть цели более величественной или более высокой, чем осознание Бога. Когда у человека есть осознание, он немедленно входит в бесконечный Простор. Естественно, Бесконечность бесконечно превосходит даже самое величайшее человеческое удовлетворение.

Мы должны знать, чего хотим. Сначала мы хотим осознать истину. Затем, когда истина прикажет нам исполнить ее внутри человечества, это и будет правильным. Сейчас нам лучше всего расти и получать все Свыше. Приняв все то, что может дать Высшее, мы можем попробовать спуститься к подножию, и, когда поступит приказ, начать предлагать свое осознание человечеству.

Вопрос: Есть ли способ примирить духовную жизнь с материальным успехом?

Шри Чинмой: Конечно! Главное, понимать значение материального успеха. Если мы достигли материального успеха – хорошо. Но если мы чувствуем, что духовный успех и материальный успех важны в равной степени, тогда мы ошибаемся. Правильный подход состоит в том, чтобы чувствовать, что сначала идет духовная жизнь. Затем следует почувствовать необходимость проявления живого дыхания духовной жизни в материальной жизни.

Нам следует отдавать должное материальной жизни. Мы усердно трудимся и стараемся преуспеть. Но нужно знать, что переживание приходит в двух формах: в форме успеха и в форме неудачи. Если мы по-настоящему духовны, нам следует стараться понять, что именно радует нашего Господа – успех или неудача. Когда мы начинаем духовную жизнь, наш настоящий успех – это не так называемый успех, которого мы достигаем во внешней жизни. Настоящим успехом становится отождествление с Волей Всевышнего.

Если мы не можем достичь материального успеха, тогда другие скажут, что мы неудачники. Если посмотреть на вещи своими человеческими глазами, мы сами скажем: «Да, у нас не получилось». Наши недуховные друзья скажут, что мы полные неудачники, и ум тоже скажет: «Да, мы полные неудачники». Но на духовном плане принятие самого этого переживания является настоящим успехом. Переживание единства с Внутренним Кормчим является высшим успехом, и внутреннее существо каждого из нас сможет сказать, прошли ли мы это испытание. Духовный успех не означает достижение, которое оценят другие своими человеческими умами. Для духовных людей, успех означает единство с Волей Бога.

Вопрос: Я не чувствую возможным следовать духовности без того, чтобы продолжать жизнь в материальном мире. Без него я нахожу духовность довольно пустой, но когда мое физическое удовольствие в мире удовлетворено, я нахожу более высокий подход к духовности. Необходимо ли отказаться от этой материальной части, или обе стороны жизни должны быть сбалансированы?

Шри Чинмой: Вы чувствуете, что если вы будете обеспеченным в финансовом отношении и достигнете определенного материального успеха, и будет присутствовать чувство некой внешней радости или совершенства, вам будет легче войти в духовную жизнь. В этом нет ничего плохого. Однако большинство искателей пришли к выводу, что то, чего они достигли на физическом, внешнем плане не представляет особой ценности или дополнительной помощи в их духовной жизни. Если вы крепко стоите на ногах во внешней жизни, если вы уверены и достигли некого стандарта успеха, – это замечательно. Но если вы чувствуете, что эти внешние достижения ускорят ваш духовный прогресс, то в большинстве случаев это не так.

Многие люди достигли земного успеха. На земле очень много известных или знаменитых людей. Но только потому, что они известны или достигли чего-то очень важного для земли или самих себя, это еще не значит, что их духовная жизнь будет чрезвычайно легкой. Напротив, все будет совсем наоборот. Их духовная жизнь будет затруднена, поскольку с материальным успехом на передний план выходят эго, гордыня и самонадеянность. Они постоянно стоят на пути материально успешных людей.

Вопрос: А может ли одно уживаться с другим?

Шри Чинмой: Они могут идти вместе, если этот обычный, материальный успех полностью доверен Воле Всевышнего. Тогда духовность легко может проявить себя через земной успех. И духовному человеку, и неустремленному человеку нужно есть. Но когда ест духовный человек, он думает о Всевышнем: «Дорогой Господь, я ем, чтобы получить силу и энергию, и Ты мог проявлять Себя во мне и через меня». Неустремленный человек, возможно, ест лишь для того, чтобы у него была сила сбить кого-то с ног. Вы едите, чтобы оставаться на земле, и Божественное, Всевышний могли проявляться в вас и через вас. Вам необходимо принести вниз послание Всевышнего, поэтому вы едите. Когда вы выполняете свои земные обязанности, вы предлагаете свою волю Всевышнему. Вы делаете всё так, чтобы Он мог проявиться в вашей жизни. Если у вас есть такого рода отношение, тогда Всевышний сможет проявляться в вас и через вас.

Если Всевышний почувствует, что, сделав вас известным, Он получит более совершенный инструмент для распространения Своего Света, тогда Он определенно сделает это. Но быть великим на земном плане для того, чтобы бежать очень быстро в духовной жизни, совершенно необязательно. В девяноста девяти случаев из ста будет труднее, почти невозможно бежать очень быстро внутренне после достижения огромного внешнего успеха.

Таким образом, лучше всего вручить себя Воле Бога; будете вы успешным или великим среди людей, зависит от Бога. Отречение является самым безопасным путем. Иначе вы можете получить то, что хотите, но ваша духовная жизнь не сможет больше выходить вперед. Нет ничего плохого в том, чтобы материальный успех и духовный успех шли вместе, в том случае, если вы готовы пожертвовать всем ради духовного успеха. Но обычно происходит как раз наоборот. Когда материальный успех начинает от нас что-то требовать, мы жертвуем своей духовной жизнью ради потребностей материальной жизни.

Мы можем считать, что как материальный успех заключается в приобретении имени, славы и богатства, так и духовный успех заключается в достижении Покоя, Света и Блаженства. Но настоящий духовный успех – в сознательном вручении своей воли Воле Всемогущего. Затем, если такова Его Воля, Он может сделать вас в духовном мире великим Йогом и, в то же время, в физическом мире Он может сделать вас известным поэтом. И если ваше единственное желание – стать известным поэтом, Он может исполнить это желание, но когда вы станете великим поэтом, нет уверенности, что ваша духовная жизнь будет в безопасности, или вы сможете бежать очень быстро в духовной жизни.

Если вы предлагаете свою волю Воле Бога, Он может сделать вас, кем захочет. Если есть такого рода отречение, тогда Он использует Свою Мудрость, чтобы сделать вас успешными во внешней жизни или во внутренней жизни, или и в той и другой. С другой стороны, если Он хочет, чтобы вы оставались самым незначительным и никчемным человеком на земле, вы радостно будете им.

Вопрос: Работая в компании и продавая продукцию, стараешься получить прибыль для компании. Как примирить всё это и вложить в это свою энергию?

Шри Чинмой: Важно знать, участвуете ли вы в обмане. Допустим, вы продаете сахар от имени какой-то компании, и знаете, что они что-то подмешивают в сахар, чтобы обмануть потребителей. Тогда, если вы действительно хотите быть духовным, вы не должны работать на такого рода компанию.

Но если вы продаете что-то ради того, что вы называете прибылью, – это не обман. Если вы покупаете что-то по два доллара и продаете это по два доллара, тогда как вам заработать себе на жизнь? Вам надо продавать по два пятьдесят или три доллара. Прибыль не является обманом. Но сколько прибыли? Если вы продаете по двадцать долларов то, что купили за два, тогда вы просто эксплуатируете людей. Во время войны люди, зная, что цены на товары взлетят, покупали по шесть долларов вещи, которые можно было продавать максимум по двенадцать долларов, а они продавали их по девяносто долларов. Такого рода эксплуатация стала возможной лишь потому, что крайне необходимые людям вещи были недоступны. Поэтому вам следует знать, обманываете или эксплуатируете ли вы потребителя, и найти необходимый баланс между эксплуатацией и глупостью.

Вопрос: Почему вы не материализовали больше богатства, если у вас есть такая сила от Бога?

Шри Чинмой: Материальная сила была захвачена небожественными силами. С начала цивилизации деньги были захвачены небожественными силами. Они не использовались для божественных целей. Они используются ради имени, славы, силы или возвеличивания эго.

То, как обычный человек распоряжается заработанными деньгами, направлено лишь на подпитку его эго. Если деньги есть у духовного человека, он стремится распространять послание Истины через написанное им или через свою духовную деятельность.

Почему я не материализовал больше богатства? Потому что я имею дело с несовершенными инструментами. Когда Бог работает через Гуру, Бог сначала дает Гуру осознание и делает его совершенным в его поле проявления. Работа Гуру – давать внутренний Свет, внутреннее Блаженство и внутреннюю Силу своим ученикам, а работа учеников – помогать Гуру в распространении Света Бога. Один из способов, какими они могут это делать, заключен в силе денег. Гуру дает Покой и Свет, которые есть у него, а ученики предлагают Гуру материальное богатство, которое имеют. Таким образом, это отношения предложения и принятия.

Когда у Бога есть два сына, он не дает все только одному. Он не скажет одному из них давать и давать, а другому лишь без конца принимать. Если бы это было так, Бог бы не выполнял Свою работу. Бог беспристрастен. Он дал двоим сыновьям нечто, дополняющее друг друга. И Гуру, и ученик – дети Бога, и каждому из них Бог что-то дал. Так что Гуру дает ученику то, что у него есть, и ученик дает Гуру то, что у него есть. Тогда Гуру чувствует, что также сыграл свою роль.

Деньги – это одна из сил. Бог дает эту силу обычным людям, а Гуру он дает силу духовную. Если Гуру дает то, что есть у него, тогда тем, кто принимает, следует стать едиными с ним и сыграть свою роль, отдавая то, что есть у них. Человек не может нарушить Закон Бога. Игра творения – это взаимозависимость. Величайшая радость состоит в том, чтобы смочь отдать другому часть наших трудно заработанных достижений. Гуру – это внутреннее существо ученика, а ученик представляет внешнее тело Гуру. Своей способностью Гуру исполняет наши внутренние потребности. В свою очередь, мы должны выполнить свою часть работы, исполняя внешние потребности Гуру.

Если кто-то работает по восемь часов и зарабатывает деньги, которые он может отдавать, тогда отдача придает ценность его работе. Если он может увеличить эту силу денег, делясь с другими, тогда в его силе зарабатывания денег есть какая-то ценность. Точно также осознавший Бога Гуру работал ради этого осознания сотни или тысячи инкарнаций. Из ста человек почти каждый может дать деньги, но лишь один из миллионов может предложить осознание Бога. Гуру дает ученику то, что он получил благодаря многим инкарнациям усердного труда. Если ученик не может отдать что-то в форме материального богатства или посвященного служения, тогда где же божественная игра отдачи и принятия? В этом мире Бог хочет, чтобы его дети играли в игру отдачи и принятия. Если Гуру должен играть ту же роль, что и искатель, и ходить на работу, тогда каким образом и когда Гуру будет делать свою духовную работу?

Вопрос: Гуру, когда вы благословляете кого-то и даете ему деньги, каково значение такой формы благословения?

Шри Чинмой: Если я даю кому-то деньги – это материальная сила. Она должна быть использована правильно. Некоторые духовные Учителя с большой неохотой принимают или дают деньги, поскольку они воспринимают деньги просто как враждебную силу. Я не считаю, что деньги являются враждебной силой. Деньги подобны ножу. Как инструмент, деньги могут быть божественным или небожественным инструментом. Это всецело зависит от цели, для которой человек их использует. Ножом я могу ударить кого-то или разрезать фрукт и поделиться им с другими. Деньги, как таковые, не являются враждебной силой, но если их неправильно использовать, они становятся проблемой.

Когда я даю кому-то деньги, я чувствую, что они определенно нужны этому человеку, и он должен использовать их правильно, божественным образом. Когда я даю деньги – это форма благословения, и я ожидаю, что эти благословения будут использованы правильно.

Вопрос: Каким должно быть отношение к работе с точки зрения положения ученика и самой миссии? Очень часто я задаюсь вопросом, имеет ли моя работа что-нибудь общее с тем, что я ученик.

Шри Чинмой: До тех пор, пока я хочу, чтобы ты работал, – если у тебя есть работа, – можешь быть уверен, что я отвечаю за нее. Я просил довольно многих своих учеников заниматься определенным видом деятельности. В твоем случае я сказал, что, когда время придет, я скажу тебе, чем заниматься. Пока я хочу, чтобы ты выполнял свою текущую работу, пожалуйста, чувствуй, что она не стоит на пути твоей духовной жизни. Если я вижу, что человек искренен и хочет служить моей миссии, и что его продвижение затруднено небожественными силами на работе, тогда я определенно прошу его сменить работу. Тебе лишь следует сейчас чувствовать, что работать необходимо для поддержания себя и для определенной дисциплины твоей жизни.

Также, когда ты поддерживаешь нашу миссию силой своих денег, они становятся божественным инструментом. Но ты должен знать, что деньги не смогут связать меня. Материальное богатство никогда не сможет связать меня. То, чему удастся меня связать, – это любовь, преданность и отречение учеников. Если ты дашь мне миллионы долларов, которых у тебя нет, или приобретешь для меня недвижимость, или купишь Empire State Building, – мой божественный голод, бесконечный голод по проявлению Всевышнего не будет удовлетворен.

Те, кто предлагают свои деньги с посвященным сознанием, естественно, помогают моей миссии. Я не порицаю и не недооцениваю дающих. Они совершают великое служение, но оно засчитывается лишь тогда, когда совершается с посвящением и преданностью. Иначе, простая передача мне больших сумм денег не принесет им пользы. Если кто-то дает мне тысячи долларов с надеждой, что я буду молчать, не буду предупреждать или ругать этого человека – это бесполезно. Если вы попытаетесь, вы увидите. Ни одного настоящего духовного Учителя нельзя связать деньгами. Вы можете дать мне миллионы долларов, а на следующий день я попрошу вас оставить Центр, если вы сделаете что-то плохое. Но вы можете сделать меня своим преданным рабом, если даете один цент с посвящением и преданностью. Если вы даете мне цент с посвящением и преданностью, я немедленно помещаю его у Стоп Всевышнего. Но если вы даете лишь для того, чтобы почувствовать собственную значимость или заставить меня почувствовать, как вы великодушны, тогда вы не можете прогрессировать духовно или внутренне.

На днях, когда ты продал свой мотоцикл, ты дал мне деньги с предельным посвящением, с предельной искренностью. Если бы ты не дал так, я бы их не принял. Я не нуждаюсь в ваших предложениях любви. Если я оставлю духовную работу, я смогу вернуться к работе в Индийском посольстве. Мое положение там надежно. А если я продолжу свою литературную работу, я смогу поддерживать себя, благодаря написанному мной. Мне не приходится содержать большую семью. Но, поскольку я ваш духовный отец, когда вы отдаете с преданностью Центру, вы даете не мне, а Всевышнему во мне.