Шри Чинмой
Река чистоты побеждает

Эмоции человеческие и божественные

Есть два типа эмоций — божественные и небожественные. Эмоции сами по себе не плохи, но когда мы неправильно их используем, они небожественны. Когда они используются правильно — это божественные эмоции, и они абсолютно необходимы. Небожественные эмоции ограничены грубым физическим, виталом и неясным умом. Эмоции такого рода являются результатом неисполненных, неуспокоенных и неудовлетворенных желаний. Эти эмоции постоянно пытаются обладать каким-либо объектом или человеком, или всем миром. Они связывают и ограничивают нас, и в итоге истощают физическую, витальную и ментальную энергии. Эти собственнические эмоции заставляют нас думать обо всем с позиции «я, мой, моя, мое».

Когда мы испытываем человеческие эмоции, они пытаются все разрушить. Со временем эмоции ограничиваются лишь телом самого человека, затем одной определенной частью тела. Небожественная эмоция отрицает и отрицает. Эмоции в нечистом физическом и витальном, естественно, постараются разрушить наши божественные владения и качества. Негативными эмоциями мы усиливаем свою сознательную агрессивность.

Эмоции, привязывающие нас к ограниченному физическому сознанию, должны быть отброшены. В конце концов, нужно стараться просветлить и преобразовать как желание, так и эмоции, нежели контролировать или дисциплинировать их. Найдя прибежище в божественных эмоциях, можно просветлить и преобразовать человеческие эмоции, которые желают обладать миром и связывать нас.

Эмоция в своем источнике абсолютно чиста. Божественная эмоция расширяет сознание и всегда приветствуется. Приходя из души, она говорит нам: «Я пришла от Бога, Который — Бесконечность, Вечность и Бессмертие». Такого рода эмоциональный трепет помогает войти в самое высшее и самое глубокое. Божественная эмоция является выражением внутреннего устремления. Она поднимает нас во внутреннем небе. Она дает нам почувствовать, что все мы — доблестные божественные солдаты.

Если мы заботимся о внутренней свободе, если чувствуем, что мы — повсюду, и человечество является неотъемлемой частью нашего сознания, тогда мы испытываем божественные эмоции. Когда в мире что-то не так, это задевает нас, потому что мы действительно чувствуем собственное существование в сердце человечества. Если мы хотим преобразовать свои низшие эмоции, нужно начать питать божественные эмоции. Можно сознательно питать божественные эмоции, осознавая, что каждый человек — это ребенок Бога и воплощенная надежда человечества. Тогда мы почувствуем внутреннюю потребность исполнить божественность в человечестве.

Наиболее значимым выражением божественных эмоций является духовная непривязанность. Непривязанность нужно видеть в правильном свете. Если мы понимаем, на чем основана истинная ответственность, тогда автоматически мы узнаем смысл непривязанности. Кто ответственен? Не вы или я, не человек или внешнее лицо, но божественное в нас. Если мы можем искренне, неподдельно и преданно предложить свои обязанности Всевышнему внутри себя, тогда автоматически истинная непривязанность войдет в нас.

Истинная непривязанность приходит не тогда, когда думаешь: «О, я не принадлежу ему, он не принадлежит мне. Он чей-то, мы не должны привязываться». Настоящая духовная непривязанность приходит лишь из чувства, что отдал Всевышнему то, что имеешь и чем являешься. У нас есть друзья, дети, родственники. У нас есть тело, витал. ум, сердце и душа. Если мы способны поместить у Стоп Всевышнего то, что у нас есть, и то, чем мы являемся, и искренне почувствовать, что Он ответственен, что именно Он должен заботиться и Он позаботится о нас, — тогда только мы научимся непривязанности. Просто отрицая или отделяя себя от сознания других, достичь непривязанности нельзя. Непривязанность может быть достигнута только тогда, когда мы чувствуем, что Божественное внутри нас всецело ответственно за нас самих и за других.

Когда мы достигли этой внутренней непривязанности, искреннее устремление говорит нам, как далеко заходить и где останавливаться в эмоциональных отношениях с другими. Всевышний постоянно говорит через наше искреннее устремление. Устремление обязательно скажет, где предел непривязанности. Мы должны заботиться о своем ребенке. Мы должны вырастить его, дать ему все необходимое и чувствовать, что божественное действует в нас и через нас, чтобы помочь ему всеми доступными средствами, чтобы предоставить ему каждую благоприятную возможность. Но мы не пытаемся привязать его к себе. Даже когда он юн и превращается в молодого человека, мы не пытаемся вмешиваться в его личную жизнь. Мы позволим ему получить свой жизненный опыт. Когда детство закончится, он должен будет установить прямой контакт с Божественным и жить своей жизнью.

Во внутренней жизни совсем несложно быть непривязанным к окружающей обстановке. Когда мы отделим свое существование от невежества, мы увидим, что больше нет ничего, к чему нужно быть непривязанным. Все творение Бога станет для нас переживанием мудрости и света. Истинная непривязанность, трудная непривязанность — это непривязанность не к определенному человеку или вещи, а к невежеству.

Чистые эмоции расширяют наше сознание, придают сладость нашему существованию и исполняют не только наши жизни, но и жизни тех, кто нас окружает. Мы должны уделять величайшее внимание всепроникающим божественным эмоциям в себе. Если мы станем уделять все внимание божественным эмоциям, мы увидим, что неосвещенные, нечистые, связанные землей эмоции будут автоматически преобразованы. Они будут брошены в море божественных эмоций, где все очищено.