Шри Чинмой
Всевышний и творение. Бог и творение. Часть 1

Мы – всеисполняющая Мечта Всевышнего. Внутри нас – безграничная Полнота Всевышнего. Наша цель – Сердце Бесконечности и Дыхание Бессмертия. Наша цель – внутри тела каждого из нас. До тех пор пока мы не осознали Всевышнего и не стали с Ним одно, нужно взывать к Нему как к Учителю, Наставнику, Другу и так далее. В зависимости от связи с Ним, отношение к Нему может меняться. Но не это важно. В высшей степени важно то, что мы любим Его как своего очень близкого. Искренняя любовь к Нему вдохновит спонтанно поклоняться Ему.

Всевышний – вне определений. Но, согласно собственному видению или восприимчивости, каждый человек будет давать Ему определение по-своему. Некоторые скажут, что Он – сама Любовь. Другие скажут, что Он – сама Сила. Каждый увидит Всевышнего согласно собственной потребности, собственной восприимчивости и, наконец, согласно с тем, как Всевышний хочет, чтобы он увидел изначальную Истину.

Со строго духовной точки зрения, ничто не является конечным. Все превосходит свои пределы. Мы называем что-то конечным согласно осознания своей цели. Сам Всевышний постоянно превосходит Свою высшую Высоту. Всевышний – Тот, кто постоянно поет песню самопревосхождения.

Всевышний существует в форме, Он существует без формы. Он существует с атрибутами, Он существует без атрибутов. Если человек хочет видеть Всевышнего как бесконечное расширение Света и Восторга, Всевышний придет к нему как бесконечное расширение Света и Восторга. Но если он хочет видеть Всевышнего как самое ослепительное, самое сияющее Существо, тогда Всевышний придет к нему в такой форме.

Форма и не-имеющее формы не соперничают друг с другом. Имя олицетворяет способность внешнего тела. Не-имеющее формы раскрывает бессмертие души. В форме космическое Сознание проявляется, ограничивая себя. В не-имеющем формы космическое Сознание превосходит себя, расширяясь и освобождаясь.

Когда я говорю о Всевышнем, я говорю о Нем как о существе, потому что эта мысль более легкая для восприятия человеческого ума. Если я скажу, что Всевышний – это Блаженство, а искатель не переживал Блаженства, то он окажется в полном замешательстве. Но если я скажу, что Всевышний подобен человеку, всесильному отцу, способному что-то сказать и сделать, он сможет представить себе это и поверить этому. Когда вы говорите о некой форме, неком образе, это действует на людей притягательно. Иначе, Всевышний становится лишь смутной идеей.

Хотя у Всевышнего есть как личностный, так и безличностный аспекты, если вы идете к Нему как к личностному Существу, особенно вначале, ваше путешествие будет более безопасным, поскольку личностный путь легче. Если вы хотите видеть безличностный аспект Всевышнего, он может смутить или напугать своей безбрежностью. Только когда вы чувствуете, что Всевышний – ваш очень близкий, как личностный Бог в человеческой форме, а вы – Его очень близкие, тогда вы можете полностью отождествиться и стать неделимо едины с Ним. И от этого единства вы получите безграничную радость.

Всевышний – бесконечное Сознание, бесконечное Блаженство, хотя Он может принимать и конечную форму. Он бесконечен, Он конечен, и в то же время Он превосходит как Бесконечное, так и конечное. Он – жизнь, Он – смерть, хотя, с другой стороны, Он находится за пределами как жизни, так и смерти.

Всевышний безграничен, и в поле проявления Он принимает все формы от крошечного насекомого до громадного слона. Многие не соглашаются с тем, что Всевышний может быть конечным. Но давайте подумаем об одном из божественных качеств Всевышнего, называемом Вездесущностью. По своим человеческим меркам, думая о Вездесущности, мы сразу же думаем о безбрежности. Это правда. Всевышний безбрежен как этот мир, но именно потому, что Он – во всем, Он присутствует также и в конечном. К тому же, Всевышний всемогущий. В чем же Его Всемогущество, если Он не может стать малым ребенком, крошечным насекомым или атомом?

Согласно нашему внешнему представлению, конечное и Бесконечное противоречат друг другу. Но в глазах Всевышнего они едины, одно дополняет другое. Внутри конечного – послание Бесконечного. Раскрытие, а затем проявление Бесконечного происходит сначала в конечном. Конечное необходимо, поскольку через конечное Бесконечное играет свою роль в космическом ритме здесь, на земле. В то же время, Бесконечное необходимо, потому что в Бесконечности конечное находит свой вечный приют.

Конечное и бесконечное всегда хотят идти вместе. Конечное хочет достичь Абсолют, Высшее, которое является Бесконечным. Бесконечное хочет проявить себя в конечном и через конечное. Тогда игра завершена. Иначе игра односторонняя. Не будет ни настоящей радости, ни достижения, ни исполненности. Бесконечное играет свою песню единства в конечном и через конечное. Конечное поет свою песню многообразия в Бесконечном и через Бесконечное.

Всевышний – это и мужское, и женское. Как женский аспект Он выражает Себя через природу, как Пракрити. Как мужской аспект Он исполняет Себя через Пурушу, Непроявленное. Всевышний наслаждается Собой в Своем творении в мужской и женской формах. Обе они абсолютно необходимы для исполнения космической игры. Очень сложно постичь нашим человеческим умом, что Всевышний – также за пределами мужского и женского.

На Востоке мы довольно часто обращаемся к женскому аспекту Всевышнего. Мы думаем о Всевышней Богине, Божественной Матери, так что нам очень легко думать о Боге в терминах, присущих женскому аспекту. Термин «Отец» более известен в западном мире, поскольку Христос всегда говорил «Отец». Он сказал: «Я и Отец мой – одно».

В Своем мужском аспекте, как Пуруша, Всевышний статичен и всегда остается вне проявления. А в поле проявления Он приходит именно через Свой женский аспект. Этот женский аспект в нашей индийской философии называется Пракрити, Сила Природы или Материнский аспект Всевышнего. Когда Сила Природы действует в физическом мире, мы наблюдаем активность в Бытии Всевышнего. А когда активна энергия Природы, мы видим спонтанную Радость в проявленной форме Всевышнего.